Опыт социальных и экономических реформ в современной Германии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В начале 2005 года в Германии намечался экономический спад. Дефицит бюджета ФРГ на тот год составлял 35 млрд. евро, что противоречило «Пакту стабильности ЕЭС»: дефицит бюджета не должен был превышать 3%. Для устранения текущих проблем ещё в 2004 году правящей партией Шрёдера СДПГ в коалиции с партией Зелёных была проведена налоговая реформа. Она проходила в три этапа и предусматривала постепенное снижение подоходного налога к 2005 году, при этом первоначальная ставка была снижена с 22,9% до 15%, а максимальная – с 51% до 45%. Кроме того, до 25% был снижен налог на прибыль юридических лиц (корпоративный налог). Финансирование намечаемой реформы осуществлялось не только за счёт сокращения государственных субсидий, но и за счёт новых кредитов, что увеличило задолженности ФРГ. Задача налоговой реформы состояла в том чтобы придать важный импульс оживлению конъюнктуры: поднять покупательную способность населения и сделать Германию ещё более привлекательной для инвесторов. Результат реформы в целом можно считать довольно успешным. В 2004 году для граждан и предприятий произошло снижение налогового бремени на 36 млрд. евро.

Однако, в реформировании в Германии нуждалась не только налоговая сфера. Впервые в истории ФРГ число официально зарегистрированных безработных составило более 5 миллионов человек, т.е. более 12% трудоспособного населения этой страны не имели возможности зарабатывать на жизнь, и вынуждены были получать пособие от государства. Германия, как и большинство европейских государств, столкнулась с проблемой содержания гигантской армии безработных за счёт активных слоёв населения. Это лишало их части тех средств, которые они могли бы тратить на потребление, для поддержания отечественной экономики и способствования созданию новых рабочих мест. В значительной степени увеличение числа безработных объясняется тем, что начавшаяся 1 января 2005 года реформа рынка труда, которая получила название «Харц-4», значительно изменила статистические данные о безработице. Благодаря попаданию в категорию безработных части тех, кто прежде получал социальную помощь, более чем полмиллиона человек впервые появились в статистике. Но так называемые «социальные иждивенцы» не являются главной проблемой немецкого рынка труда. Многие работодатели в Германии часто предпочитают нанимать нелегальную рабочую силу, оплачивать сверхурочные штатным сотрудникам или переводить производство за рубеж, например в Восточную Европу или Китай. Это объясняется тем, что создание каждого нового рабочего места в Германии влечет за собой большое количество социальных обязательств, которые обязан взять на себя работодатель. Именно это и делает немецкую рабочую силу столь дорогой.

Осознавая неудачи предыдущей попытки реформ в экономике и социальной сфере, переизбранная в ноябре 2005 г. коалиция социал-демократов сменила курс. Была принята экономическая программа, которая включала:

– увеличение налогов (ставку НДС было решено с 2007 г. повысить с 16 до 19%), отмену определённых налоговых льгот;

– повышение «налогов на богатство» (доход свыше 250 тыс. евро в год) с 42 до 45%;

– продажу государственных акций крупных предприятий частному капиталу;

– увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет (к 2035 г.);

– повышение ставки взноса на пенсионное страхование;

– увеличение к 2010 г. расходов на образование и исследования до5% ВВП.

Многие экономисты считают такое реформирование в ФРГ неэффективным, подчёркивая необходимость постепенного преобразования системы налогообложения и здравоохранения. Уже 1 апреля 2007 г. в Германии вступил в силу закон, предполагающий сокращение государственных расходов в здравоохранении за счёт повышения конкуренции в сфере страховых услуг. Реформы в ФРГ пока не дают положительных результатов. По данным МВФ уровень потребительских цен в этой стране за 2005 г. вырос на 2,1%, реальный прирост ВВП в том же году по сравнению к предыдущему составил 0,9% и динамика роста ВВП по-прежнему остаётся невысокой. В 2008 г. МВФ прогнозирует снижение роста ВВП Германии из-за повышения ставки НДС, уменьшения рабочего времени (0,3–0,5%) и старения населения.

ФРГ столкнулась с характерными для нынешних развитых экономик западных стран проблемами. Они связаны с направленностью на увеличение социальной защиты населения в условиях невысоких темпов экономического роста. Иная ситуация сложилась в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые сохраняют высокие темпы прироста ВВП.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 153.