Изучение основной деятельности начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (1.19), получаем результаты за 2006 и 2007 года соответственно:
или .
Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств» применим формулу (1.20), а расчет произведем в таблице.
Таблица 2.7
Анализ рентабельности реализованной продукции ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств»
Показатели млн. руб. | За базисный период | По базису на фактически реализованную продукцию | Фактическая себестоимость при базисных ценах | За отчетный период |
Выручка от реализации | 962269 | 650004 | 650004 | 782605 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 615259 | 415607,5 | 613366 | 613366 |
Прибыль от реализации | 347010 | 234396,5 | 36638 | 169239 |
Рентабельность реализованной продукции, % | 56,40 | 56,40 | 5,97 | 27,59 |
Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реалиизации, снизился в 2007 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%56,40%).
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (1.21).
Таблица 2.8
Анализ рентабельности продаж ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств».
Показатели млн. руб | За предыд. год | За отчет. год | Отклонение | Темп роста, % |
Выручка от реализации | 962269 | 782605 | 179664 | 81,33 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 615259 | 613366 | 1893 | 99,69 |
Прибыль от реализации | 347010 | 169239 | 177771 | 48,77 |
Рентабельность продаж, % | 36,06 | 21,63 | 14,44 | 59,97 |
Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (1.22):
или 14,68%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (1.23):
или 0,25%.
Из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 179664 млн. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости на 1893 млн. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.