Патологические аномалии характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) определяют весь психический облик индивида, накладывая властный отпечаток на весь его душевный склад (тотальность);

б) в течение всей жизни человека не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям (стабильность);

в) мешают приспособиться к социальной среде (социальная дезадаптация).

Акцентуациихарактера, в отличие от патологии, проявляются не везде и не всегда, как правило, только в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет повышенные требования к наиболее слабому, акцентуированному звену характера. Акцентуации либо в незначительной мере нарушают социальную адаптацию, либо дезадаптации бывают временными, преходящими.

Подросток, наделенный психопатией, проявляет свойственный его заболеванию тип характера в семье, школе, со сверстниками и старшими, в труде и отдыхе, в привычных и чрезвычайных ситуациях.

Примерный ученик в школе и тиран дома, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства - не должны причисляться к психопатам, даже если они ведут к значительной дезадаптации, поскольку черты характера, обусловившие эти дезадаптации не являются ни тотальными, ни стабильными.

Задачи изучения характера состоят в том, чтобы выделить и описать его черты, проанализировать внутреннюю структуру и взаимосвязь черт внутри целого, дав характеристику цельности, непротиворечивости, направленности, тенденции и перспективы развития характера.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли (насколько способен человек осуществить свои цели, т. е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

 

Для исследования характера используется все многообразие психологических методов. Но в исследовании характера они применяются своеобразно.

Наблюдение характера может быть либо общим, направленным на выявление наиболее ярко выраженных особенностей, либо частным, нацеленным на проявления какой-либо одной из его черт. В любом случае оно направляется четко сформулированной целью.

Используются различные виды наблюдения:

непосредственные, проводимые самим исследователем;

опосредованные, осуществляемые через других лиц и дающие результаты в форме характеристик и экспертных оценок, косвенные - через анализ продуктов деятельности; самонаблюдение - посредством самоотчетов, бесед, анкеты, опросника, сочинения.

Успехи экспериментальной характерологии пока незначительны, но для исследования отдельных черт характера, например, выдержки, эмоциональности, самооценки и др. применение эксперимента возможно и желательно.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 171.