При разработке программы эмпирического исследования основными предпосылками для нас были следующие выводы, полученные в ходе теоретического обзора:
1. Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
2. Социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида.
Таким образом, программу нашего исследования следует сформулировать следующим образом:
Объект – девушки и юноши (15–23 лет).
Предмет – социальные установки к суицидальному поведению.
Цель – провести анализ особенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие социальной установки, ее функции и структуру особенности социальных установок юношей и девушек;
2) изучение понятия суицида, его типологии, причин, возрастного характера;
3) проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению;
4) сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования – социальные установки юношей и девушек различны.
Исследование проводилось на базе Педагогического колледжа №13 имени С.Я. Маршака (г. Москва) в период с 16 марта 2009 г. по 24 марта 2009 г., в несколько этапов.
Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. При составлении выборки испытуемых мы учитывали: отсутствие органических поражений нервной системы; возраст – в исследовании принимали участие юноши и девушки от 16 до 19 лет; пол – выборку составили 24 девушки и 19 юношей, сформированные из студентов двух групп II и III курсов (после окончания 11 классов общеобразовательной школы) Педагогического колледжа №13.
На первом этапе исследования мы отдаем предпочтение методике анкетирования. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Для выявления юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов (Приложение 1). Все вопросы в данной анкете распределены по следующим категориям. Состав семьи. Неполная семья дает нам право определить юношу / девушку в группу риска. Поэтому, вопросы №1,2 в данной анкете были обязательно включены.
Одним из критериев определенной склонности к суицидальному поведения юношей и девушек являются систематические пропуски занятий без уважительной причины – прогулы. Именно из этих соображений вопрос №3, сформулированный следующим образом «Случалось ли так, что вы пропускали занятия не по уважительной причине», был включен в анкету. Склонность подростка к употреблению спиртных напитков, табака и наркотических веществ является одним из основных факторов девиантного поведения, которое ведет к возможности суицида. Такие вопросы нельзя было не включить при разработке анкеты. Поэтому вопросы под №4,5,6 были посвящены именно этим темам.
Одним из показателей подростков, как девушек, так и юношей, говорят сексуальные отношения. Логично думать, что подросток вряд ли откровенно расскажет нам о своем сексуальном опыте. Именно поэтому, вопрос был сформулирован следующим образом: «В каком возрасте, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?» Подростку предлагается написать свой вариант ответа. Этот ответ дает нам возможность считать, что именно с этого возраста начались его сексуальные отношения.
Конфликтная личность также определяется как девиантная личность. В данной анкете, вопросы №8,9,10 посвящены именно этой проблематике. Выяснив частоту конфликтов подростка с родителями, друзьями и учителями, мы можем говорить о девиации.
На последний, одиннадцатый вопрос предлагается ответить в свободной форме. Написав «мини-сочинение», подросток раскрывает о себе, как о человеке, который должен попробовать в этой жизни все и объясняет почему. В заключении, подросток сообщает краткую информацию о себе. Это поможет в исследовании сопоставить результаты методики анкетирования и методики, проведенной на втором этапе изучения различий социальных установок юношей и девушек.
Вторым этапом исследования выступает методика незаконченных предложений. Суть состоит в том, чтобы испытуемый дописал предложения исходя из своих соображений, а также основываясь на своих чувственных ощущениях. В бланке исследования (Приложение 2) имеется 15 незаконченных предложений. Именно в местах многоточий испытуемый должен продолжить предложение. Перед началом исследования всех юношей и девушек мы поделили на отдельные группы по половому признаку. Это было сделано для более точного определения различий в причинах определенного поведения у парней и девушек. На этом этапе исследования мы проверяем нашу гипотезу.
Экспертами в данной методике выступали: психолог, работающей в колледже более трех лет – С.И. Моисеева, заместитель директора колледжа по воспитательной работе – Я.М. Калужская, кураторы обоих групп студентов.
Заключительный этап включал в себя обработку, анализ и сопоставление полученных результатов исследования.
Таким образом, при помощи выбранных нами методик исследования, мы во-первых, выявляем психологические особенности личности юношей и девушек – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотических средств, возможность и характер суицида, алкоголизацию и т.д.; во-вторых, выявляем различия между социальными установками юношей и девушек к суицидальному поведению.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.