Оглавление
Введение
1. Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции
1.1 Понятие социальной установки
1.2 Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки
2. Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида
2.1 Понятие самоубийства. Причины суицидов
2.2 Суицид как форма девиантного поведения. Типологии самоубийств
2.3 Психологические особенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов
3. Эмпирическое исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению
3.1 Описание хода исследования и характеристика методов
3.2 Анализ результатов исследования
3.3 Обсуждение результатов исследования
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Если опустить рассуждения о временах первобытного строя, античности, средневековья, и вернуться в наши дни, то приходиться констатировать, что сейчас человечество переживает буквально эру самоубийств. Проблема самоубийства в современном обществе, на данном этапе его развития, актуальна, как никогда. Согласно статистике 2008 года, самоубийство почти во всех странах мира занимает третье место, сразу же за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно в дорожно-транспортных происшествиях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000 французов, 60 000 россиян … Число же тех, кто пытался совершить самоубийство, но у них не получилось, в 7–8 раз больше. По мнению психологов, социологов и криминалистов, статистика самоубийств всегда занижена, так как в неё попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийств чуть ли не в два раза больше. Почти пол миллиона людей во всем мире каждый год сами ставят точку в своей жизни.
Новизна данной работы заключается в том, что по сравнению с более ранним периодом развития человечества, произошли изменения причин, подвигших людей к совершению суицида. В нашем исследовании мы проследим современную тенденцию к явному росту причин, толкающих людей к самоубийству. Особенно данная проблема ярко выражена в огромных мегаполисах, где расстаться с жизнью заставляют постоянные стрессы, бешеный ритм жизни, неудовлетворенность материальным положением и собственным социальным статусом, а также неспособность справиться с кризисной жизненной ситуацией. Современные люди часто подвержены длительной депрессии, которая считается болезнью самоубийц.
Вызывает колоссальное опасение тот факт, что проблема самоубийств в обществе с каждым годом становится моложе. Это характерно для всех стран мира, не только для России. Психологи отмечают значительное увеличение роста подростковых суицидов за последние годы, что заставляет поставить проблему самоубийств наравне с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм и никотиновая зависимость.
Объект – девушки и юноши (15–23 лет).
Предмет – социальные установки к суицидальному поведению.
Цель – провести анализ особенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие социальной установки, ее функции, структуру особенностей социальных установок юношей и девушек;
2) изучение суицида, его типологии, причин, возрастного характера;
3) проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению;
4) сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования – социальные установки юношей и девушек различны.
Важной отраслью научных социально-психологических исследований самоубийства является поиск регуляторов социального поведения человека.
В контексте данной проблемы исследования, традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации, влияющие на формирование суицидального поведения.
Очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или искать возможности снизить до минимума уровень суицидов, особенно в возрастных группах риска. Полученная информация, статистические данные и выводы, полученные в ходе нашего исследования, могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Выводы
Социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются. Социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения.
Суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта, в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основывается на нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведения из-за влияния различных факторов.
По результатам проведенного исследования особо высокий показатель социальных установок к суицидальному поведению наблюдается у девушек и юношей, относящихся к группе риска (проживающих в неполных семьях). Наряду с этим, наблюдается средняя тенденция к суицидальному поведению, что выражается у девушек и юношей, периодически употребляющих алкоголь, имеющих хотя бы единственный опыт употребления наркотических веществ. Наблюдаются явные различия между социальными установками юношей и девушек к суицидальному поведению. У юношей это – безработица, материальное неблагополучие, алкоголизм. У девушек – проблемы в семейных отношениях, зацикленность на проблемах с внешним видом.
Заключение
Учащенные факты суицидов подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У девушек и юношей, считающихся еще подростками, нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами.
Целью данной курсовой работы являлось исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач, были проанализированы понятия социальной установки и суицида, изучены функции, структура, задачи социальной установки, а также типы суицидального поведения, возрастной фактор, подвергнуты анализу различные подходы исследователей данных проблем. Также рассмотрены психосоциальные особенности развития с точки зрения возрастного фактора.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи анкетного опроса и методики «Незаконченные предложения». Согласно гипотезе предлагалось подтвердить различие между социальными установками юношей и девушек.
В результате проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Юноши, принимающие участие в нашем исследовании, отметили среди установок, влияющих на формирование суицидального поведения – безработицу, уровень материального благосостояния, алкоголизм. В то время как девушки особенно выделяют проблемы в семейных отношениях (наряду с проблемами в отношениях с противоположным полом), несовершенство собственной внешности. Таким образом, социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению – различны.
Полученные в ходе нашего исследования данные могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Библиография
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал. 1994. №4.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. №1.
3. Анбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: 1980. – 55 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
5. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. №3.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: 2001. – с.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 112 с.
8. Василевский Ю.Л. Исследование ценностных ориентаций различных возрастных групп. // Журнал прикладной психологии. 1999. №3.
9. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. №2.
10. Гусева Т.И. Психология личности. – М., 2004.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – Спб., 1998.
12. Ефимова Н.С. Социальная психология. – М., 2008.
13. Зинько Е.В. Особенности устойчивости социальных установок. // Вестник Московского Государственного университета. Серия 14. Психология. 2005. №3.
14. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – М., 2006.
15. Исаев Д.С., Шерстнев К.В., Психология суицидального поведения, – М., 2006.
16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2004.
17. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – М., 2004.
18. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – М., 1987.
19. Парыгин Б.Д. Психология суицидального поведения. – М., 2005.
20. Погодин И.А. Психология суицидального поведения, – М., 2005.
21. Психология: Словарь\Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. – М., 1990.
22. Серова Л. Заметки о нашем поведении. // Наука и жизнь. 2000. №12.
23. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление //
Социологические исследования. – М., 2003. №2.
24. Степанов С. Становление человека. // Школьный психолог. 2002. №42.
25. Тихомандрицкая О.Е. Социальные изменения и изменения социальных установок. // Социальная психология в современном мире. – М., 2002.
26. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. – М., 1992. №6.
27. Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. Эстетика самоубийства. – Пермь. 1993.
28. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. – М., 2004.
29. Чудновский В.З. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности. // Психологический журнал. 2004. №6.
30. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999.
31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
32. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
Приложения
Приложение 1
Уважаемые студенты!Институт психологии и педагогики приглашает Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения социальных установок к суицидальному поведению девушек и юношей.Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.Инструкция к заполнению анкеты:Прочтите ниже различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить свои варианты ответов, не предусмотренные нами.Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании! ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Пожалуйста, сообщите данные о себе:Фамилия, имя, отчество. Пол._____________________________________________________________1. Состав Вашей семьи:· Полная· Только мать· Только отец· Другое_____________________________________________________________2. Есть ли у вас родные братья и сестры?· Брат старший· Брат младший· Сестра старшая· Сестра младшая· Другое_____________________________________________________________3. Случалось ли так, что вы пропускали занятия в колледже не по уважительной причине?· Никогда· Время от времени· Часто_____________________________________________________________4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?· Не посещаю совсем· Посещаю, но не употребляю· Время от времени· Часто_____________________________________________________________5. Ваше отношение к табакокурению?· Не курю· Пробовал(а)· Курю регулярно____________________________________________________________6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?· Да, один раз· Да, изредка· Нет, никогда· Другое_____________________________________________________________7. Во сколько лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?_____________________________________________________________8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?· Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями· Случалось· Регулярно, мои родители меня совсем не понимают_____________________________________________________________9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями (сверстниками)?· Никогда· Случаются время от времени· Регулярно_____________________________________________________________10. Допускаете ли вы конфликты с преподавателями?· Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»· Случается, но редко· Постоянно, они сами меня вынуждают_____________________________________________________________11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё?· Да· Нет· Сложно ответить Большое спасибо за участие в нашем исследовании!
Бланк исследования по методике «Незаконченные предложения»
1. Моя жизнь – это ……………………………………………………
2. Чаще всего мое настроение…………………………………………
3. Плохое настроение у меня появляется, когда………………………
4. Окружающий мир – это………………………………………………
5. К своим друзьям я отношусь…………………………………………
6. Одиночество для меня это …………………………………………
7. Работа/учеба для меня это …………………………………………
8. Если я потеряю работу / учебу ………………………………………
9. Я считаю, что уровень благополучия в моей семье ………………
10. Под семейными отношениями я понимаю…………………………
11. Брак для меня это……………………………………………………
12. Родители относятся к алкоголю……………………………………
13. Мои родители употребляют алкоголь ………………………………
14. Мысли о самоубийстве меня посещают ……………………………
15. Я считаю, что моя внешность ………………………………… Большое спасибо за участие в нашем исследовании!Оглавление
Введение
1. Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции
1.1 Понятие социальной установки
1.2 Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки
2. Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида
2.1 Понятие самоубийства. Причины суицидов
2.2 Суицид как форма девиантного поведения. Типологии самоубийств
2.3 Психологические особенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов
3. Эмпирическое исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению
3.1 Описание хода исследования и характеристика методов
3.2 Анализ результатов исследования
3.3 Обсуждение результатов исследования
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Если опустить рассуждения о временах первобытного строя, античности, средневековья, и вернуться в наши дни, то приходиться констатировать, что сейчас человечество переживает буквально эру самоубийств. Проблема самоубийства в современном обществе, на данном этапе его развития, актуальна, как никогда. Согласно статистике 2008 года, самоубийство почти во всех странах мира занимает третье место, сразу же за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно в дорожно-транспортных происшествиях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000 французов, 60 000 россиян … Число же тех, кто пытался совершить самоубийство, но у них не получилось, в 7–8 раз больше. По мнению психологов, социологов и криминалистов, статистика самоубийств всегда занижена, так как в неё попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийств чуть ли не в два раза больше. Почти пол миллиона людей во всем мире каждый год сами ставят точку в своей жизни.
Новизна данной работы заключается в том, что по сравнению с более ранним периодом развития человечества, произошли изменения причин, подвигших людей к совершению суицида. В нашем исследовании мы проследим современную тенденцию к явному росту причин, толкающих людей к самоубийству. Особенно данная проблема ярко выражена в огромных мегаполисах, где расстаться с жизнью заставляют постоянные стрессы, бешеный ритм жизни, неудовлетворенность материальным положением и собственным социальным статусом, а также неспособность справиться с кризисной жизненной ситуацией. Современные люди часто подвержены длительной депрессии, которая считается болезнью самоубийц.
Вызывает колоссальное опасение тот факт, что проблема самоубийств в обществе с каждым годом становится моложе. Это характерно для всех стран мира, не только для России. Психологи отмечают значительное увеличение роста подростковых суицидов за последние годы, что заставляет поставить проблему самоубийств наравне с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм и никотиновая зависимость.
Объект – девушки и юноши (15–23 лет).
Предмет – социальные установки к суицидальному поведению.
Цель – провести анализ особенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие социальной установки, ее функции, структуру особенностей социальных установок юношей и девушек;
2) изучение суицида, его типологии, причин, возрастного характера;
3) проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению;
4) сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования – социальные установки юношей и девушек различны.
Важной отраслью научных социально-психологических исследований самоубийства является поиск регуляторов социального поведения человека.
В контексте данной проблемы исследования, традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации, влияющие на формирование суицидального поведения.
Очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или искать возможности снизить до минимума уровень суицидов, особенно в возрастных группах риска. Полученная информация, статистические данные и выводы, полученные в ходе нашего исследования, могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции
Дата: 2019-05-29, просмотров: 189.