Проблемы и перспективы функционирования наукоградов в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ситуация, сложившаяся в последние годы в результате государственно-общественного реформирования России, не могла Ге отразиться на системе уникальных городских поселений «наукоградах».

Несмотря на определенные положительные изменения, произошедшие в результате реформирования, необходимо признать, что в России сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более ориентирующемся на инновационные секторы, на новую экономику знаний и технологий. Спрос на внутренне рынке на наукоемкие технологии, продукты и услуги практически отсутствует, власти федерального и областного уровня пока не слишком озабочены его стимулированием. Даже при благоприятных условиях на его формирование понадобится несколько лет. Наукограды могли бы играть большую роль в изменении этой ситуации.

Очень важный критерий, по которому можно определить реальную заинтересованность государства в инновационной деятельности и ее развитии посредством потенциала наукоградов, -включение соответствующих положений в государственную стратегию устойчивого развития России.

Кроме того, необходимо упростить процедуру рассмотрения программ развития наукоградов и других документов, необходимых для присвоения статуса «Наукоград Российской Федерации». Сейчас статус «Наукоград Российской Федерации» присвоен городам Обнинску, Королеву и Дубне. Развернута интенсивная деятельность большого числа муниципальных образований по получению этого статуса и государственной поддержки своих программ развития. Наиболее продвинулись в этой работе Жуковский, Кольцово. Реутов, Северск, Сосновый бор, Юбилейный. Здесь наметился позитивный процесс взаимодействия местных властных структур, ученых, руководителей предприятий и организаций, активных субъектов инновационной деятельности и малого бизнеса в совместной разработке программ городского развития.

Органы местного самоуправления должны активно участвовать в создании благоприятных экономических условий для деятельности предприятий. Городом в своем развитии должен опираться на их программы и ресурсы, используя интеграционную эффективность инвестиций, муниципальных регулирующих функций и организационных условий. Эффективность такого содержания деятельности подтверждает опыт Новгородской области. Здесь по инициативе администрации инвесторам предлагается большое разнообразие стимулирующих льгот. Для этого в областном бюджете создан гарантийный страховой фонд. Этот опыт основывается на том, что, несмотря на сиюминутные потери в бюджете, предоставлять льготы инвесторам выгодно.

Наукограды могли бы взять на себя функцию соединения звеньев «технологической цепочки» в единую систему. «Технологическая цепочка» для производства инновационной продукции может быть представлена в следующем виде: « воспитание и образование (подготовка кадров) – научный поиск – разработка высоких технологий- изготовление экспериментальных образцов – проведение испытаний – промышленное производство».

Как правило, в каждом наукограде названные звенья «цепочки» имеются, но их взаимодействие не организовано. За счет налаживания его, например, путем создания технопарка, наукоград может в короткие сроки настраиваться на производство наукоемкой продукции, получать значительные доходы.

Например, в г. Краснознаменске Московской области в Технопарк можно включить космический центр управления полетами, переориентированный на интерес народного хозяйства, НПО «Оригон», работающее по созданию интегрированных телекоммуникационных сетей на отечественном инновационном оборудовании; новых технологически необходимые структуры.

На состояние и потенциал наукоградов негативным образом сказывается «утечка умов». Квалифицированные специалисты уходят в коммерцию или уезжают за рубеж.

Ряд научных организаций все больше теряет совой потенциал за счет отъезда и ухода лучших, так что только количественное изменение состава не дает полного представления о масштабах потерь. Около половины отъезжающих имеют степень кандидата наук, почти четвертая часть – доктора наук.

Заключение

Создание и развитие образований научно-производственного типа – это важнейшее направление формирования в стране современной инновационной инфраструктуры, фокусирующее цели промышленной, научно-технической и региональной политики и содействующее реализации стратегии экономической роста.

С экономической точки зрения любое научно-производственное объединение является территориально-производственным образованием, построенным на взаимодействии двух составляющих – инфраструктурной, генерирующей услуги, и производственной – в виде предприятий-пользователей. Наличие этих двух составляющих принципиально отличает инвестиционный проект создания данного вида комплекса как от классических производственных, так и от традиционных инфраструктурных проектов общего назначения.

Наиболее успешно НПК развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технической революции и где в центре этой политики – оптимизация хозяйственной системы и повышение восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-производственных объединений означает прорыв в новые сферы деятельности. В основе такой стратегии – развитие сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства.

Опыт создания НПК за рубежом доказал их высокую эффективность. Однако при проектировании российских аналогов следует отказаться от прямого копирования западного опыта, а больше опираться на наш исторический опыт и учитывать особенности духовной организации российского общества. Представляется, что в российском научном и производственном потенциале кроются неисчерпаемые возможности для инновационной деятельности.

Значительная часть российского научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Стратегия их развития базируется на интеграции интеллектуальных ресурсов научно-исследовательских, научно-образовательных организаций.

Наукограды могут и должны стать центрами реализации интегрированных научно-технических задач в условиях рыночной экономики. Речь идет о придании науке рыночной направленности. Это вызывает потребность в создании специализированной инфраструктуры для содействия коммерциализации результатов научных исследований и технологических разработок. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании.

В целом Наукограды превращаются в активных участников международного рынка научных разработок, в этих городах появилась возможность получения различных грантов, реализации совместных проектов с иностранным финансированием.

Список литературы

Белорусов А.С. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве. / Мировая экономика. М.: Юристъ, 2000г.

Даниелов А.Р. Развитие высокотехнологичного сектора американской промышленности/ 2001г.

Кочетков Г.Б. Российско-американские научно-технические отношения: итоги десятилетия. / 2002г.

Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Технополисы –зоны экономического роста./ Екатеринбург, 1998г.

Тацуно Ш. Стратегия – технополисы. – М.: «Прогресс», 1989г.

Иванченко В. Тенденции использования наукоемких технологий/ «Экономист». – 2005г.

Комаров В.Ф. Наука производства / «ЭКО». – 2004г., №2

Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса./ «Экономист»- 2003г., №9

Удалов Ф.Е. Болевые точки инновационной деятельности в промышленности России / «ЭКО». – 2003г.№11

www. technopark..al.ru

www. joint venture.org

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 150.