Формирование НПК в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие в России парковых территориально-производственных образований научного, научно-технологического и научно-промышленного типов – это важнейшее направление формирования в стране современной инновационной инфраструктуры, фокусирующее цели промышленной, научно-технической региональной политики и содействующее реализации стратегии экономического роста.

В России научно-производственные структуры стали развиваться позже, чем в зарубежных странах, из-за ряда причин:

1) стойкого психологического барьера непринятия опыта капиталистических стран и игнорирования его положительных черт в течение длительного периода времени;

2) наличия устойчивых ведомственных барьеров, разделявших производство и науку, хотя их интеграция начала осуществляться еще в плановой экономике;

3) недостатков в организации науки и научного обслуживания;

4) господства планово-административных методов управления инновационным процессом, последствиями которого стали неразвитость рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации производства и огосударствления предприятий и др

Ускорение и расширения инновационного процесса в России требовало (и требует) осуществления радикального преобразования

инновационной сферы.

НПК в России стали создаваться в 1990 г. – в период действия закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым они имели разные организационно-правовые формы структур. Однако, созданные по образцу лучших зарубежных комплексов, эти структуры в российских условиях оказались неэффективными. Российские НПК имеют свои особенности, отличающие их от западных в силу:

различий законодательств;

различий в состоянии материально-технической базы вузов;

неодинакового уровня развития науки в вузах;

разного понимания местной властью роли НПК в развитии регионов;

различного отношения администрации вузов к этой форме организации вузовской науки.

При создании большей части российских научно-производственных объединений эти особенности не были учтены.

В России Технопарки или научные парки, созданные при университетах, фактически выполняют функции технологических «бизнес-инкубаторов», поскольку способствуют коммерческой реализации завершенных НИОКР. Отечественные технологические и научные парки предоставляют инновационным малым предприятиям следующий спектр услуг: аренда помещений, телефонное и телексное обслуживание, обеспечение доступа к результатам НИОКР, помощь в подготовке технических проектов, обучение и подбор специалистов и др. В традиционном представлении научные и технологические парки являются более крупными, чем бизнес-инкубаторы, кооперативными комплексами, формирующимися в соответствии с долгосрочной целевой программой взаимодействия государственных и частных субъектов научно-технической, инновационной и производственной сфер. Размещение на территории научного парка взаимодополняющих производство, позволяет сократить в два-три раза период от момента возникновения идеи до ее внедрения в массовое производство.

В стране ныне функционируют Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами, Российский инновационный союз и Ассоциация поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов, оказывающих содействие в освоении и реализации на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

Первый российский «научный парк», созданный на основе университета, – это «научный парк» МГУ. Его учредителями являются МГУ им. Ломоносова, компания рисковых инвестиций РИКО, Ассоциация сотрудничества с зарубежными странами в области науки, техники и образования «Унисон» и НПО «Алькор». Основные направления деятельности парка – информационно-компьютерные технологии, оптическая и лазерная техника, биотехнология и экологический мониторинг.

Другим примером удачно осуществленного и действующего проекта технопарка является Международный научно-технологический парк (МНТП) «Технопарк в Москворечье». Он был создан в марте 1993 г. на базе Московского государственного инженерно-физического института (МИФИ). Научно-производственная специализация фирм МНТП «Технопарк в Москворечье» охватывает следующие направления: экология, медицина, измерительная техника, учебное оборудование, городское хозяйство, новые материалы, технология обработки материалов, телевидение и связь, информатика, радиоэлектроника, приборы для научных исследований, товары народного потребления. Технопарк сотрудничает более чем с 20 научно-технологическими парками России, является членом Московской торгово-промышленной палаты и Международной ассоциации научных, технологических парко и инкубаторов. В 1995 году Технопарк вступил в члены Международной ассоциации ICECE Work Group Innovation Centers in Eastern and Central Europe, которая объединяет большинство инновационных центров Европы.

Строительство наукоградов как поселений при крупных научно- исследовательских и научно-производственных комплексах началось в период индустриализации (с середины 1930 г.г.) и продолжалось до 70-х г.г. XX столетия. К концу 1980-х г.г. в этих поселениях благодаря финансовой и кадровой поддержке со стороны государственной власти СССР был накоплен уникальный интеллектуальный и научно-производственный потенциал, способный обеспечить разработку технологий и сложных технических объектов на самом высоком уровне и осуществлять их надежную эксплуатацию. В начале 1990 г.г. за этими поселениями закрепилось название «наукоград».

Первым актом о « накоградах» стал президентский указ № 117 «О мерах по развитию накоградов как городов науки и высоких технологий» от 7 ноября 1997 г. В этом документе, во-первых, была признана необходимость государственной поддержки муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами, осуществляющими научную и научно-инновационную деятельность, экспериментальные разработки и подготовку кадров по приоритетным для государства направлениям. Во-вторых, Правительству РФ поручалось совместно с органами государственной власти субъектов Федерации определить общий порядок отнесения муниципальных образований к «наукоградам», а также обосновать формы их господдержки, направленной на сохранение и развитие научно-технического потенциала.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 142.