Глава 1. Сущность и основные формы научно- производственных комплексов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и типология НПК.

Научно-производственный комплекс(НПК) – территория, охватывающая одну или несколько административно-территориальных единиц (округов, районов), в экономике которых главную роль играют региональные формы интеграции и производства, исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основывающиеся на применении этих новых технологий. Региональный комплекс обладает развитой информационной инфраструктурой.

В составе НПК в основном формируются два типа структур: это технополисы и различные научно-технические парки.

По определению, научный парк – это экономическое образование, связанное с университетом или другим высшим учебным заведением, главная цель которого состоит в стимулировании передачи новых технологий из академических учреждений в промышленность. Выделяют три основных типа парков:

1) инновационный центр, т.е. экономическая структура небольшого размера, предназначенная преимущественно для малого предприятия, только что созданного;

научный парк (в узком смысле), достаточно большая территория,

пригодная для размещения наукоемких фирм разных размеров и стадий развития, обеспечивающая развертывание производств, в основном на научно-технических разработках местного исследовательского центра;

исследовательский парк, где в отличие от научного, научно-исследовательские новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа.

Технопарки – оптимально организованные научно-промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения инноваций. Термин «технологический парк», как правило, употребляется для обозначения родового понятия и включает четыре вида паркой отличающихся друг от друга ориентацией, соотношением между исследовательскими и производственными функциями, объемом научно-технических услуг:

исследовательский парк – агломерации наукоемких фирм (или их подразделений), группирующихся вокруг крупных научных центров, главным образом – университетов;

промышленный парк – объединение фирм, основанном на совместном использовании земельного участка, производственных и служебных помещений;

грюндерский центр – промышленные парки, предназначенные для молодых предприятий в области обрабатывающей промышленности;

4) технологический центр – грюндерский центр, где концентрируются предприятия обрабатывающей промышленности, ориентирующиеся на высокие технологии, освоение которых связано с крупными затратами и риском.

Технополис – город или несколько сливающихся небольших городов, в экономике которых главная роль принадлежит научно-техническим паркам, исследовательским центрам, по разработке новых технологий и производствам, использующим эти технологии.

Важнейшей базовой разновидностью регионального НПК являются инкубаторы. Они предоставляют помещение и оборудование для новых предприятий, а также информацию и услуги, помощь в обучении кадров, занимают обычно производственную площадь до 1 га (мини-парки). Как правило, администрация инкубатора предоставляет помещение по цене значительно ниже рыночной, а также бесплатные или льготные советы по управлению, маркетингу, учету, налогообложению, финансированию, услуги общего назначения (секретариат, телекс, копировальный центр) и другие.

Администрация постепенно уменьшает льготы, побуждая предприятия покидать гнезда через 5-6 лет.

Таким образом, инкубаторы специализируются на создании новых малых фирм, действующих в сфере высоких технологий, в частности на базе изобретений, сделанных в местных университетах или технических вузах.

Большинство исследователей выделяют 4 основных типа инкубаторов: университетские, муниципальные, частные и инкубаторы корпорации.

Выработана умеренная стратегия развития научно-производственного комплекса, соответствующая реальным условиям. Ниже приведены основные элементы этой стратегии, включающей 3 этапа:

Этап первый – «промышленный парк». Главной целью этого этапа является создание благоприятной среды и законченной инфраструктуры для привлечения и удержания команды предпринимателей-единомышленников, а также для формирования «сбалансированной смеси» клиентов, которая в будущем могла бы репрезентативно представлять деятельность парка. Движущей силой на этом этапе является рынок. Деятельность характеризуется притоком технологий.

Этап второй – «технологически ориентированный парк». На этом этапе формируется система взаимоотношений с ведущими отечественными научно-исследовательскими организациями и зарубежными научными парками, главный признак этого этапа – тесное и систематическое взаимодействие науки и производства. Движущие силы – в равной степени рынок и технологии.

Этап третий – «исследовательский парк». Этот этап представляет более высокую ступень развития предыдущего этапа. Деятельность парка характеризуется большим объемом рыночно-ориентированных прикладных исследований. Главный признак третьего этапа – выход из стен парка новых технологий. Движущая сила – технология.

Разумеется, на практике нельзя провести резких границ между тремя этапами. Они перекрывают друг друга.

Для обеспечения гарантированного взаимообогащения фирм – клиентов продуктивными идеями, большинство зрелых НПК имеют весьма жесткие критерии их отбора.

Ресурсы НПК.

Реализация проекта научно-производственного комплекса требует использования различных ресурсов. Наиболее важными для успеха ресурсами являются желание вуза и (или) научно-исследовательского института (центра) сотрудничать с клиентскими фирмами НПК, а также моральный дух и мотивация команды менеджеров последнего. Эти ресурсы неосязаемы. Их нельзя сосчитать и пощупать. Однако именно они в решающей степени определяют сам НПК, отличая его от любой другой организации, сдающей в аренду высококачественную недвижимость.

Ресурсы, требующие для реализации проекта НПК, перечислены ниже в естественной последовательности их использования.

1. Место расположения НПК. НПК должен размещаться как можно ближе к вузу или НИИ, так как именно эти организации выступают своеобразными «центрами кристаллизации» парка. Ясно, что достигнуть этот легче всего за счет размещения НПК в кампусе вуза и труднее всего – если вуз или НИИ расположены в центре города.

2. Недвижимость. Без сомнения, в площади, которые будут сданы в аренду клиентам НПК, нужны первоначальные инвестиции. Необходимо сразу принять фундаментальное решение: будет ли создаваться инновационный центр (он представляет собой многоофисное здание с набором услуг коллективного пользования) или каждая фирма будет иметь отдельное помещение (микромодуль). На тип и стоимость зданий оказывают влияние и местные порядки, климат и необходимость предусмотреть место для автостоянки и многие другие факторы.

3. Клиенты. Одним из важнейших ресурсов НПК являются клиенты. Качество и количество клиентов до некоторой степени зависят от того, насколько тщательно проработаны цели и задачи НПК, продумана сфера его деятельности. Например, может допускаться, а может и не допускаться производственная деятельность, а это прямо влияет на размер площадей, которые может занимать фирма-клиент, следовательно, и на количество фирм в НПК.

4. Финансы. Как и всякой организации, научно-производственному комплексу необходимо финансирование для образования основного капитала и воспроизводства оборотного капитала.

Потребности в основном капитале могут быть достаточно большими. Эти деньги расходуются НПК на приобретение земли, создание инфраструктуры и на строительство зданий.

Оборотный капитал требуется НПК для покрытия расходов на управление, предоставление услуг клиентским фирмам и на содержание зданий. Потребность в привлеченном оборотном капитале испытывается до тех пор, пока не начнут поступать доходы от арендной платы и услуг НПК, которые пойдут на возмещение текущих расходов.

Основными источниками финансирования НПК являются:

. вклады учредителей и спонсоров;

. стоимость земли, вкладываемой в НПК;

. коммерческие кредиты;

. продажа доли в капитале НПК;

. гранты и субсидии;

. реинвестиция прибыли;

. средства, полученные от продажи зданий, построенных НПК.

Средства использования тех или иных источников зависит от характера учредителей и организационной структуры НПК. Ясно, что финансовые потребности НПК должны браться в расчет еще до начала реализации проекта.

Разработана следующая стратегия использования схем финансирования:

Тройственный союз. Привлечение муниципального правительства, Академии наук, трастовых и инвестиционных корпораций, то есть союз политики, науки и капитала.

Кредиты. Долгосрочное кредитования стратегически важных технологических проектов под низкий процент. Кредиты выделяются государственными банками.

Торговля и недвижимость. Торговля и недвижимость служат, особенно на первых порах, устойчивыми источниками доходов, которые могут покрыть все расходы парка и позволят ему удержаться.

Лизинг и финансовые операции.

Лицензирование технологий и технические услуги.

Постепенное использование земли научного парка. Финансовые ресурсы, накопленные в результате освоения земельных участков, могут способствовать возможности эксплуатации второго, доходы от второго могут дать возможность приступить к освоению третьего.

Привлечение иностранного капитала.

5. Взаимодействие с высшим учебным заведением. Фундаментальное значение для концепции НПК имеет его взаимодействие с вузом или НИИ. НПК – особый инструмент взаимодействия вуза и промышленности. Его особенность состоит в том, что фирмы физически располагаются в парке и благодаря этому тесно связаны с учеными и оборудованием вуза или НИИ.

Желательно, чтобы это сотрудничество строилось на долговременной основе, тогда у парка будет надежная и хорошо развитая база. Качество этого сотрудничества находится в критической зависимости от того, как к нему относится вуз или НИИ.

Организационно-правовая форма и структура НПК.

Не существует двух одинаковых НПК. На практике хорошо зарекомендовали себя самые разные организационные структуры. Следует четко определить структуру НПК. Тогда все составляющие: земля, деньги, технология, менеджмент образуют единое – эффективно работающую организацию. В большинстве случаев НПК создаются несколькими учредителями и поэтому должны в своей деятельности учитывать цели, приоритеты, вклады и интересы каждого из них.

Высшее учебное заведение или научно-исследовательский центр как единственный учредитель.

Обычно высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт не вступает в качестве единственного учредителя НПК. Но бывает и по-другому. Все зависит от наличия подходящего участкам земли и финансовых средств, достаточных для реализации проекта.

Данная схема требует большого внимания, но несет в себе свободу и автономию. В этом случае структура организации, ответственной за планирование и стратегическое управление комплексом, должна быть простой. Такой организацией может быть подразделение вуза, контролируемое вузовским руководством. Финансировать их повседневную деятельность может финансовый отдел вуза.

Из числа руководителей вуза может быть организовано Правление НПК или Наблюдательный совет, задачами которого будут определение стратегии деятельности НПК, выработка инвестиционной политики и принципов отбора клиентов, а также наблюдение за эффективностью управления комплексом.

В каждом вузе есть отделы, отвечающие за управление недвижимостью, передачу технологий и связь с промышленностью. Вуз может помогать НПК и через предоставление его клиентам услуг по поддержке бизнеса.

2. Несколько учредителей.

Обычно НПК имеет нескольких учредителей. Их число может варьировать от 2-х до 20-ти. Вуз может выступать совместно с местной или региональной администрацией, агентством по развитию, государственной или частной риэлтерской компанией, банком, одним или несколькими партнерами из промышленности. Вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и конкретных обстоятельств, но обычно он состоит в следующем:

. вуз – передача технологий, земля, оборотный капитал;

. местная администрация – земля, инфраструктура, гранты;

. агентство по развитию - капиталовложения, управление недвижимостью.

. банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

. промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов;

Такое разнообразие вкладов подразумевает наличие между учредителями формального соглашения, в котором четко определяются права и обязанности каждого их них. В случае соглашения о совместном предприятии, уточняются позиции, связанные с образованием юридического лица, которое будет владеть активами НПК, а также отражаются интересы каждого учредителя и механизм распределения прибыли.

3. Соглашение о создании совместного предприятия (СП).

Какой бы ни была финансовая структура, «под которой» действует НПК, полезно приоритетно определить основные обязанности партнеров по СП. Наиболее важные из них, которые нужно отражать в учредительном договоре, приведены ниже:

. цели и задачи НПК;

. намерение создать юридическое лицо, которое будет управлять НПК или отсутствие такого намерения;

. совместное представительство в этом юридическом лице и обязательства приобрести его акции;

. право акционеров назначить директоров юридического лица;

. определение места размещения НПК;

. условия, на которых землевладелец передает участок юридическому лицу;

. обязательства учредителей предоставить (или финансировать) здания и (или) инфраструктуру НПК;

. обязательства учредителей предоставить персонал или услуги;

. в случае, если юридическое лицо отсутствует, должна быть предоставлена структура управляющего комитета, его права, обязанности, представительство в нем учредителей;

. разрешенные направления;

. критерии отбора клиентов НПК;

. процедура возмещения расходов учредителей и распределения прибыли (или активов, если НПК ликвидируется).

4. Стратегическое управление НПК.

Во всех случаях важно, чтобы на основе поставленных целей уполномоченный на то руководящий орган выработал стратегию и основные направления деятельности научно-производственного комплекса.

С этой задачей может успешно справиться совет директоров (или правление) управляющей компании. Совет должен собираться минимум раз в три месяца. Его численность составляет обычно 12-15 человек, что удобно как с точки зрения представительства, так и для обеспечения кворума. Основные учредители комплекса могут иметь в совете трех-четырех представителей, второстепенные – одного.

Бывает нелегко ответить на вопрос, как подбирать клиентов для НПК. Поскольку решение принять в комплекс того или иного клиента имеет долгосрочные последствия, оно должно приниматься на уровне совета директоров. С другой стороны, такие решения должны приниматься быстро, чтобы обеспечить скорейшее заполнение площадей НПК. Нельзя ждать до очередного заседания совета.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 161.