Право инициативы на проведение республиканского референдума (ст.74 Конституции, ст.113 Избирательного кодекса) |
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит | Президенту Республики Беларусь | |
Палате представителей и Совету Республики | ||
Гражданам Республики Беларусь |
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. [12, с.183]
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. [12, с.183]
В силу ст.114 Избирательного кодекса в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска. [12, с.183]
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [12, с.184]
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираются председатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску. [12, с.184]
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Pecпублики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. [12, с.185]
В регистрации отказывается | В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь | |
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован | В месячный срок | |
В верховный Суд Республики Беларусь |
Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы |
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [12, с.185]
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума использование яств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается. [12, с.185]
Сбор подписей граждан (ст.115 Избирательного кодекса) |
Осуществляется | Только членами инициативной группы |
В 2-месячный срок со дня регистрации инициативной группы |
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум. [12, с.186]
В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. [12, с.186]
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения. [12, с.187]
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума (ст.116 Избирательного кодекса) |
Подписные листы сдаются инициативной группой | Не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей |
В районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе |
Которые в 10-дневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах |
При этом должно быть проверено не менее 20% подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой |
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в ч.1 ст.116 Избирательного кодекса, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке предусмотренном ч.13 и 14 ст.61 Избирательного кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальныеe подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15% от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе. [12, с.188]
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15% от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе. [12, с.188]
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписи, признанных недостоверными.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.
Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, районных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные ч.6 ст.116 Инвестиционного кодекса. Копия решения передается координатору инициативной группы. [12, с.189]
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия | ||
---► | Проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь | |
| ||
---► | Составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований ИК и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска |
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях: |
| Нарушения срока для сбора подписей граждан |
Отсутствия требуемого количества подписей | ||
Выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленных Центральной комиссией порядке | ||
Представления инициативной группой более 15% недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах |
Установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь |
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано |
| В месячный срок |
В Верховный Суд Республики Беларусь | ||
Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы |
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года после проведения референдума по этому вопросу. [12, с. 190]
Решение о назначении республиканского референдума (ст.117 Избирательного кодекса) |
Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум |
| По собственной инициативе |
В 2-месячный срок после внесения его на рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом |
Предложений Палат Национального собрания Республики Беларусь | Предложений граждан |
В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются: |
| Дата проведения референдума |
Юридическая сила решения, принятого референдума | ||
Формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов) |
Иные организационные мероприятия по обеспечении проведения референдума |
Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Дата проведения референдума устанавливается |
| Не позднее 3-х месяцев |
Со дня издания указа Президента Республики Беларусь |
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Презентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о поведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.
В силу ст.125 Избирательного кодекса реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме, если иное не установлено главой 25 Избирательного кодекса.
Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит |
| Местным представительным органам |
Гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города в городе, поселке, сельсовете |
Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. [6, с.57]
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдума, в количестве: |
| В области и городе Минске - не менее 50 человек |
В районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек | ||
В поселке, сельсовете - не менее 10 человек |
Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. [6, с.57]
Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [6, с.57]
В регистрации инициативной группы по проведению местного референдума отказывается |
| В случае нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь |
Отказ может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд |
Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.
В силу ст.127 Избирательного кодекса решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с pрайонным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения. [6, с.58]
Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум.
Дата проведения референдума устанавливается | Не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о назначении референдума |
Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
В силу ст.128 Избирательного кодекса подготовка и проведение референдума на территории области, города, района, района в городе, поселка, сельсовета осуществляются соответствующими комиссиями по референдуму, образованными в соответствии со ст.34-37 Избирательного кодекса.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.