Введение
Конституционная право - ведущая отрасль права нашей республики, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, составляющие основы конституционного строя Беларуси, основы правового статуса человека и гражданина, организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления.
Тема моей курсовой работы: "Порядок назначения и проведения референдума", который закреплен в нашей Конституции (ст. ст.73-78).
Конституция Республики Беларусь - это Основной закон нашей страны, закрепляющий основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.
Объект исследования - источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования - закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения и проведения референдумов.
Цель написания работы - рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать виды референдумов;
3. перечислить принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежит право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования и подведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканских референдумов, проведенных в Республике Беларусь.
В ходе написания работы применялись формально-логические методы исследования (определение, классификация, анализ, сравнение, выводы).
Использовались средства MS Word, Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменения и дополнениями), Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1937 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1978 г., Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также учебные пособия и научные публикации таких авторов, как: Антонова О.А., Бабко Д.В., Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Демичев Д.М., Кодавбович В.А., Круглов В.А., Кунцевич К.Н., Сидорчук В.К., Чудаков М.Ф.
Заключение
Таким образом, референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.
В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Более детально порядок проведения референдума определен Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь, а местные референдумы - соответствующими местными представительными органами Советом депутатов) по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа о проведении референдума должна включать: при проведении местного референдум - в области и городе Минске - не менее 50 человек; при проведении референдума в районе, городе, районе города - не менее 20 человек; при проведении референдума в поселке, сельсовете - не менее 10 человек. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение 30 дней со дня регистрации.
На рассмотрение местного референдума могут выноситься вопросы, имеющие наиболее важное значение для населения соответствующих административно-территориальных образований и отнесенные к компетенции соответствующих Советов народных депутатов.
На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защиты здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете, вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов.
Общественным объединениям, трудовым коллективам, коллективам средних, специальных и высших учебных заведений, гражданам Республики Беларусь предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на референдум, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на референдум.
Выносимый на референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующей постоянной комиссии местного Совета народных депутатов и состав инициативной группы регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. В местных Советах народных депутатов, где исполнительные комитеты не образуются, регистрация производится председателями Советов.
Для реализации права инициативы граждан на проведение референдума по конкретному вопросу устанавливается двухмесячный срок (исчисление этого срока ведется с момента регистрации инициативной группы референдума). В случае, если в течение двух месяцев не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой по одному и тому же вопросу, связанной с проведением референдума, разрешается выступать не ранее, чем через год после истечения срока дня сбора подписей.
Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.
Именно эти положения определяют привлекательность референдума как формы непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
С момента инициирования (в случае инициирования общественностью - с момента подачи необходимого количества подписей) все расходы покрываются соответственно из государственного или местного бюджета.
Преимущества референдума перед другими формами участия общественности в процессе принятия решений:
Решение референдума является окончательным - это единственный процесс принятия решений, при котором мнение общественности носит обязательный характер для государственных органов,
Процесс принятия решений посредством референдума носит независимый характер,
Часто это единственный способ прямо повлиять на процесс принятия решений,
Решения, принятые на референдуме, обычно пользуются большей поддержкой, чем принятые только властями.
Введение
Конституционная право - ведущая отрасль права нашей республики, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, составляющие основы конституционного строя Беларуси, основы правового статуса человека и гражданина, организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления.
Тема моей курсовой работы: "Порядок назначения и проведения референдума", который закреплен в нашей Конституции (ст. ст.73-78).
Конституция Республики Беларусь - это Основной закон нашей страны, закрепляющий основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.
Объект исследования - источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования - закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения и проведения референдумов.
Цель написания работы - рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать виды референдумов;
3. перечислить принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежит право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования и подведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканских референдумов, проведенных в Республике Беларусь.
В ходе написания работы применялись формально-логические методы исследования (определение, классификация, анализ, сравнение, выводы).
Использовались средства MS Word, Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменения и дополнениями), Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1937 г., Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1978 г., Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также учебные пособия и научные публикации таких авторов, как: Антонова О.А., Бабко Д.В., Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Демичев Д.М., Кодавбович В.А., Круглов В.А., Кунцевич К.Н., Сидорчук В.К., Чудаков М.Ф.
Понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии
Слово "референдум" происходит от лат. "referendum", переводится как "то, что должно быть сообщено". Референдум - это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [14, с.258]
В широком смысле слова референдум понимается как обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может происходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.
Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.
Согласно ст.111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Конституция СССР 1936 г. в ст.49 предусматривала референдума по инициативе Президиума Верховного Совета или по требованию одной из союзных республик. Однако референдум рассматривался как "всенародный опрос", а не как "всенародное голосование" с обязательным для всех решением.
В Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. вопросу референдума было посвящено несколько статей, однако отсутствовал закон (механизм) его проведения.
Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [14, с.259]
Референдум - достояние всего человечества. Референдум - выражение воли народа, средство привлечения его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.
Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.
Референдум эффективен лишь в сочетании с другими формами демократии - представительной и непосредственной, тогда, когда он ставит перед собой гуманную цель. Агитация по референдуму должна проводиться свободно как противниками, так и его сторонниками, на равных условиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные для понимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционность института референдума зависит во многом от реальных политических условий и обстоятельств, в которых он проводится.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.