Экономическое положение СССР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Долг Парижскому и Лондонскому клубам.

Резкое ухудшение экономической ситуации, обусловленное слабостью внутренне присущей плановой экономике, и грубыми просчетами в экономической политике, вынуждали советское руководство прибегать к значительным заимствованиям за рубежом. Хотя в период с 1985 по 1989 гг. основная часть заимствованных средств направлялась на инвестиционные цели, проблемы советской экономики, носившие системный характер, не позволили достичь сколько-нибудь значительного повышения производительности труда. Средства, заимствованные на Западе в 1990-1991 гг., были большей частью использованы для обеспечения населения потребительскими товарами с помощью импорта. По состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась в 107,7 млрд. долл. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. В течение 1993 г. новые государства согласились передать Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам. Оказавшись перед необходимостью выплатить более 40 млрд. долл. в течение 1992-1993 гг. российское правительство обратилось к государствам и банкам-кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов. В результате длительных переговоров членами Лондонского и Парижского клубов порядок и сроки погашения долгов, унаследованных Россией от Советского Союза, были пересмотрены.

Основные методы решения долговых проблем у клуба, следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и др. Россия реструктурировала свой долг одной из последних, она была осуществлена в 1997 году. Но, уже в конце 1998 года Россия запросила новые отсрочки платежей.

Переговоры с Лондонским клубом завершились в 2000 году подписанием нового соглашения. Хотя в результате реструктуризации задолженности в размере около 29 млрд. долларов было списано более 10 млрд. долларов, общая сумма выплат по этому виду долга в течение 2000 - 2030 годов должна составить свыше 43 млрд. долларов. Взамен списания Россия была вынуждена согласиться на переоформление долговых обязательств в еврооблигации. Статус последних не позволяет провести их дальнейшую реструктуризацию.

Реструктуризация долга Лондонскому клубу изменила структуру российского долга, в котором увеличилась доля чистого российского происхождения. Одновременно в долговых обязательствах возрос удельный вес рыночного сегмента долга - бумаг, котирующихся на вторичном рынке. Эти бумаги можно выкупать, конвертировать их в акции и другую собственность.

В 2001 – 2007 годах по оригинальным обязательствам с учетом уже проведенной реструктуризации Лондонскому клубу необходимо было выплачивать не менее 13 млрд. долларов ежегодно. А рекордным был 2003 год, когда платежи составили 18 - 19 млрд. долларов. Для того чтобы выдержать эту нагрузку, необходимо было резко увеличить доходы бюджета или сократить социальные программы. Первое правительство сделать не могло, а второе - не хотело.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение нашей страны заключается в том, что мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (37 млрд. дол.) и, одновременно, кредитора других (50 млрд. дол.).

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового соглашения (1996 год) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженности. Отсроченный долг подлежал погашению с 2002 по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Классификация государственного долга Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен в размере 630 трлн. руб., а государственного внешнего долга - в размере 136,8 млрд. долл.

При этом предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями. Планировалось, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга было бы погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию внешнего долга уменьшается с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997 г., возрастет до 9 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.