КУРСОВАЯ РАБОТА
Банки в управлении государственным долгом России
Руководитель работы
______________________Михеева Н.Н.
«__»________________________________________ 2008г.
Исполнитель
студент группы В07ФК
__________________Андреева М.Ф.
« _»________________________________________ 2008г.
Нормоконтроль
_____________Доронкина М.П.
«__»_____________2008г.
Оренбург 2008
Содержание
Введение
1. Сотрудничество государства с банками
1.1. Роль банков в экономике
1.2. Историческо-теоретические аспекты возникновения государственного долга в России
1.3. Роль банков в регулировании государственного долга
2. Анализ деятельности банков по управлению государственным долгом
2.1. Экономическое положение СССР
2.2. Анализ экономического положения России в 2004-2007гт
3. Развитие роли банков в управлении государственным долгом
3.1. Основные проблемы организации и функционирования государственного долга в России
3.2. Решение проблем государственного долга
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В последние годы проблема внешней задолженности стала актуальной и приобрела глобальный характер.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное исполнение иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политологов сравнительно недавно.
Российская экономика на современном этапе несет тяжелое бремя обслуживания государственного долга. Поэтому вполне объяснимо, что проблема государственной задолженности России отражена в многочисленных публикациях, вышедших в последнее время. Она многократно поднималась как в научной, так и в публицистической литературе, и является предметом пристального внимания многих политиков. Иная картина сложилась по отношению к финансовым институтам, принимающим активное участие в формировании и управлении государственным долгом. Это явление гораздо реже становится предметом анализа ученых, публицистов, политиков, государственных деятелей. Может создаться впечатление, что роль институтов, принимающих активное участие в формировании и управлении государственным долгом, вообще малосущественна для экономики. Однако в действительности, они играют важную роль в развитии макроэкономических процессов.
Банковские институты являются одними из крупнейших держателей государственных обязательств в мире и крупнейшими - в России. Сущность банковского участия в формировании и управлении государственным долгом и его роль в экономике заключается в перераспределении средств и ресурсов из сбережений в инвестиции.
Важность роли банков в формировании и управлении государственным долгом в системе макроэкономических категорий и показателей выдвигает самые серьезные требования к управлению этим процессом. Банки, выступая как крупнейшие игроки рынка государственного долга, формируют этот рынок, позволяя привлекать правительству средства на более выгодных условиях, а стратегия управления государственным долгом лежит в основе все бюджетной политики государства. Принятие решений о заимствовании на более выгодных условиях позволяет правительству увеличивать расходные статьи государственного бюджета и проводить соответствующую экономическую и социальную политику. Наряду с актуальностью теоретического исследования роли банков в формировании и управлении государственным долгом существует значительная актуальность и важность изучения их роли с точки зрения историко-экономической науки.
История участия банков в формировании и управлении государственным долгом дореволюционной России во многом схожа с ситуацией, создавшейся по отношению к банковскому участию в формировании и управлении государственным долгом в настоящее время. Совпадают основные функции различных категорий банков по участию в формировании и управлении государственным долгом, подходы правительственных финансовых органов к обслуживанию задолженности. Все это делает ретроспективный анализ чрезвычайно важным не только с точки зрения собственно исторической науки, но и с позиции понимания сегодняшних процессов.
Актуальность исторического исследования роли банков в формировании и управлении государственным долгом России усиливается в связи с тем, что в отечественной и зарубежной литературе недостаточно развит подобный анализ, а в последние десятилетия соответствующие историко-экономические работы и вовсе отсутствуют.
Цель работы – изучить роль банков в регулировании государственного долга.
Задача - рассмотреть теоретический и исторический анализ роли банков в формировании и управлении государственным долгом; исследование и систематизация их основных функций в этих процессах; проанализировать проблемы и перспективы государственного долга.
В объект исследования входит регулирования государственного долга банками в период распада СССР и до 2007 г., а так же перспективы на будущее.
Теоретические аспекты внешней государственной задолженности, международного кризиса долгов исследовались широким кругом отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Солодовникова С.Н., Котову Е.В., Кузнецова B.C., Твердохлебова В.Н., Шохина А.Н., Линдерта П.Х., Бьюкенена Дж., Лернера А., Ареску К., Кавако-Сильва А., Корея Г., Романса Дж., Уоррена Т., Киш Ю.[1,2].
Роль банков в экономике
Сущность банка определяет его роль в экономике. Банк, функционируя в сфере обмена, обеспечивает:
-концентрацию свободных капиталов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
- упорядочение и рационализацию денежного оборота.
Роль банка можно рассматривать с количественной и качественной точки зрения.
Количественная сторона определяется объемом и разнообразие банковского продукта, реализуемого на рынке, т.е. объемом активных операций банка.
Качественная сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной направленной как на эффективность
производства, так и на эффективность банковского дела.
В экономике, связанной рыночными отношениями, банковская система выполняет триединую роль:
1) через банки осуществляет управление платежами;
2) аккумулирует денежные средства и направляет их к различны заемщикам, при этом необходимо направлять их к заемщикам, которые найдут способы их оптимального применения;
3) банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политике Центрального Банка, регулируют количество денег, находящихся обращении.
При оценке роли банка важно видеть и его общественное назначение. Центральный Банк чаще всего принадлежит государству. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он проводит политику в интересах государства; не ставит своей задачей получение прибыли. На прибыль работают коммерческие банки различных форм собственности. Их общественное назначение проявляется в том, что они работают, прежде всего, для клиентов, для удовлетворения их потребностей. Банк, являясь экономическим предприятием, не может заниматься благотворительной деятельностью. Деньгами своих вкладчиков он не имеет право покрывая убытки несостоятельных заемщиков.
Из всего спектра потребностей хозяйства банк, как общественный институт, обязан выбрать те из них, которые при активной поддержке позволит получить большую прибыль, повысить рентабельность, как предприятия-заемщика, так и самого банка.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видам операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйств страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторый случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. «Банковские учреждения и организации» - довольно распространенный термин, сплошь и рядом его можно встреть как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательств банковских документах и печати. Здесь и далее не следует забывать, что «организация» отсылает нас к определенной совокупности людей. Но банк как организация оказывается близко стоящим к понятиям «благотворительная организация», «общественная организация». Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современны условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.
Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк являете самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правам юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворение общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией в основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, же членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).
Банк как торговое предприятие. Банки в отличие от промышленности сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфер обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие. [6,7]
Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банк действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют свои «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.
Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют в денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупаете или продается по определенному курсу, определенной цене.
Банк как посредническое предприятие. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.
Банк как агент биржи. Деятельность банка в сфере обращения порождало и представление о нем как об агенте биржи еще в 20-е годы. Поводом для этого, как известно, послужило то, что банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки (банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.
Банк как кредитное предприятие. Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом.
Кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в определенный момент, всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой, опять же сфотографированной, сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика.
Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит - это отношение, как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк - следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку фундаментом.
Как отмечалось, банки занимались не только кредитованием, но и целым рядом других видов деятельности. По своей природе банки связаны с денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в целом можно определить как систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело. Главным в сущности банка, его основой, можно при этом считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование денежных знаков. Такова теория вопроса, которая поможет понять, чем является банк на практике.
Заключение
Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же – создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников налоговых доходов бюджета. В ближайшие годы принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов); сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину). И особенного внимания, конечно же, требует ограничение наращивания нового долга.
После изучения материалов по данной работе, можно сделать следующие выводы:
· понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;
· понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
· причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
· большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
· отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
· погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
· правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
· выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.
Приложение 1
Структура государственного внешнего долга РФ, млрд. долл.
Статья внешнего долга | 01.01.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2002 |
Государственный внешний долг( включая долг бывшего СССР) | 152,0 | 150,1 | 149,8 |
По кредитам правительства иностранных государств | 66,5 | 66,0 | 65,3 |
В том числе: | |||
Задолженность официальным кредиторам Парижского клуба | 48,6 | 48,4 | 48,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 14,6 | 14,5 | 14,1 |
По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм | 39,4 | 39,1 | 39,1 |
В том числе: | |||
Задолженность кредиторам Лондонского клуба | 30,1 | 29,8 | 29,8 |
По кредитам международных Финансовых организаций | 19,4 | 18,3 | 19,7 |
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте | 26,7 | 26,7 | 25,7 |
В том числе: | |||
Еврооблигационные займы | 15,6 | 15,6 | 14,6 |
ОВВЗ | 11,1 | 11,1 | 11,1 |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Банки в управлении государственным долгом России
Руководитель работы
______________________Михеева Н.Н.
«__»________________________________________ 2008г.
Исполнитель
студент группы В07ФК
__________________Андреева М.Ф.
« _»________________________________________ 2008г.
Нормоконтроль
_____________Доронкина М.П.
«__»_____________2008г.
Оренбург 2008
Содержание
Введение
1. Сотрудничество государства с банками
1.1. Роль банков в экономике
1.2. Историческо-теоретические аспекты возникновения государственного долга в России
1.3. Роль банков в регулировании государственного долга
2. Анализ деятельности банков по управлению государственным долгом
2.1. Экономическое положение СССР
2.2. Анализ экономического положения России в 2004-2007гт
3. Развитие роли банков в управлении государственным долгом
3.1. Основные проблемы организации и функционирования государственного долга в России
3.2. Решение проблем государственного долга
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В последние годы проблема внешней задолженности стала актуальной и приобрела глобальный характер.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное исполнение иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политологов сравнительно недавно.
Российская экономика на современном этапе несет тяжелое бремя обслуживания государственного долга. Поэтому вполне объяснимо, что проблема государственной задолженности России отражена в многочисленных публикациях, вышедших в последнее время. Она многократно поднималась как в научной, так и в публицистической литературе, и является предметом пристального внимания многих политиков. Иная картина сложилась по отношению к финансовым институтам, принимающим активное участие в формировании и управлении государственным долгом. Это явление гораздо реже становится предметом анализа ученых, публицистов, политиков, государственных деятелей. Может создаться впечатление, что роль институтов, принимающих активное участие в формировании и управлении государственным долгом, вообще малосущественна для экономики. Однако в действительности, они играют важную роль в развитии макроэкономических процессов.
Банковские институты являются одними из крупнейших держателей государственных обязательств в мире и крупнейшими - в России. Сущность банковского участия в формировании и управлении государственным долгом и его роль в экономике заключается в перераспределении средств и ресурсов из сбережений в инвестиции.
Важность роли банков в формировании и управлении государственным долгом в системе макроэкономических категорий и показателей выдвигает самые серьезные требования к управлению этим процессом. Банки, выступая как крупнейшие игроки рынка государственного долга, формируют этот рынок, позволяя привлекать правительству средства на более выгодных условиях, а стратегия управления государственным долгом лежит в основе все бюджетной политики государства. Принятие решений о заимствовании на более выгодных условиях позволяет правительству увеличивать расходные статьи государственного бюджета и проводить соответствующую экономическую и социальную политику. Наряду с актуальностью теоретического исследования роли банков в формировании и управлении государственным долгом существует значительная актуальность и важность изучения их роли с точки зрения историко-экономической науки.
История участия банков в формировании и управлении государственным долгом дореволюционной России во многом схожа с ситуацией, создавшейся по отношению к банковскому участию в формировании и управлении государственным долгом в настоящее время. Совпадают основные функции различных категорий банков по участию в формировании и управлении государственным долгом, подходы правительственных финансовых органов к обслуживанию задолженности. Все это делает ретроспективный анализ чрезвычайно важным не только с точки зрения собственно исторической науки, но и с позиции понимания сегодняшних процессов.
Актуальность исторического исследования роли банков в формировании и управлении государственным долгом России усиливается в связи с тем, что в отечественной и зарубежной литературе недостаточно развит подобный анализ, а в последние десятилетия соответствующие историко-экономические работы и вовсе отсутствуют.
Цель работы – изучить роль банков в регулировании государственного долга.
Задача - рассмотреть теоретический и исторический анализ роли банков в формировании и управлении государственным долгом; исследование и систематизация их основных функций в этих процессах; проанализировать проблемы и перспективы государственного долга.
В объект исследования входит регулирования государственного долга банками в период распада СССР и до 2007 г., а так же перспективы на будущее.
Теоретические аспекты внешней государственной задолженности, международного кризиса долгов исследовались широким кругом отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Солодовникова С.Н., Котову Е.В., Кузнецова B.C., Твердохлебова В.Н., Шохина А.Н., Линдерта П.Х., Бьюкенена Дж., Лернера А., Ареску К., Кавако-Сильва А., Корея Г., Романса Дж., Уоррена Т., Киш Ю.[1,2].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.