Научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20 века, породила надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут, наконец, разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название «сциентистских» (от лат. – scientia – наука) и «техницистских». Формы их различны: кибернетический, генетический, компьютерный и т. д. сциентизм и техницизм. Различные виды сциентизма положены в основание концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества.
Культ сугубо современного научно-технического знания и был «новым изданием» культа разума. Провозглашается принцип «функциональной рациональности».
В середине прошлого столетия приобретают широкую популярность идеи таких авторов как У.У. Ростоу, Д. Белл и др., полагающиеся на силу научно-технического разума, на «разумность», «научность» управления, на рост образовательного уровня больших масс населения. Идеи техницистов и сциентистов переплелись с технократической утопией, с представлением о грядущей власти научно-технических специалистов, экспертов.
В качестве некоторой иллюстрации остановимся на концепции японского автора Е. Масуды, изложенной в работе «Информационное общество как постиндустриальное общество», опубликованной в 1986 году.
Исходным является анализ особенностей науки и техники на «информационной» стадии развития общества, а также выяснение специфики информации.
Информация не исчезает при потреблении, не передается полностью при обмене (оставаясь в информационной системе у пользователя), ее качество повышается с добавлением новой информации. Информация – это знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, это знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью. Возрастающая роль информации и информационных систем – факт, лежащий в основании концепции информационного общества.
Своеобразные концепции информационного общества были изложены Д. Беллом, А. Тофлером, Дж. Нэсбитом и др.
Реакцией на сциентистские и техницистские утопии является усиление антитехницистской, антисциентистской волны, вызвавшей к жизни антиутопии. Многие известные писатели работали в этом жанре – Г. Уэллс, Э. Синклер, Дж. Лондон («Железная пята»), К. Воннегут («Механическое пианино», в русском переводе «Утопия 14»), Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту»), братья Стругацкие, Дж. Оруэлл («1984 год») и др. В них нарисованы критические образы «машинизированного будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где наука, техника доведены до совершенства и где подавлены свобода и индивидуальность. Антиутопии выступают как предупреждение о том, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если во главу угла не поставить человека, его духовно-нравственные цели и ценности.
Позитивистская философия.
Проблематика позитивизма концентрируется вокруг философского анализа научного знания, и поэтому позитивизм приобрел влияние главным образом среди представителей естественных наук.
Позитивизм прошел длительную эволюцию. Он означает философскую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Для позитивизма характерно резко отрицательное отношение к традиционной философии
4 исторические формы позитивизма:
1. Позитивизм.
2. Эмпириокритицизм.
3. Неопозитивизм.
4. Постпозитивизм.
Первая форма позитивизма сложилась в 30 – 40 годы 19 века. Основатель – О. Конт (1798 – 1857).
Удел науки не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос «Почему?», она должна ограничиваться констатацией фактов и отвечать на вопрос «Как?». Это должно касаться не только частных наук, но и философии. Философия не может быть наукой о самом бытии. Задача положительной философии – систематизация конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Эмпириокритицизм (19 – 20 вв.). Э. Мах (1838 – 1916), Р. Авенариус (1843 -1896). Философия сводится к теории познания. Эмпириокритицизм – «критика опыта», предполагает «очищение» опыта от всех положений, имеющих метафизическую природу.
Если создатели «второго позитивизма» стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Неопозитивизм практически одновременно зарождается в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы 20 в. (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Идеи этого этапа позитивизма вылились в философское учение, получившее название аналитическая философия.
Философия не есть наука о какой-то реальности. Она не изучает мир (этим занимаются частные науки). Философия не есть и теория познания. Она особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.
Обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Из них и состоит большей частью традиционная философия. Чтобы этого избежать, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Таким языком является язык математической логики.
Неопозитивизм не смог решить те задачи, которые перед собой поставил. Это вызвало его внутренний кризис и с конца 50 – начала 60-х теряет свое влияние как философское направление в исследовании науки. Появляется «четвертый позитивизм» - постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе. (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейрабенд и др.).
Главная проблема – динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют: социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т. д. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными).
Религиозная философия.
Антиклассические ориентации в 19 – 20 столетиях не являются единственными. Им постоянно противостояло то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся движение в защиту философской классики. Причина его влияния кроется, прежде всего, в самой философии, в ее органической связи с историей философской мысли. Немалую роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко отвергают прежние ценности и традиции, другие же философы горячо берут их под защиту, ибо находят в них способ сохранения самой философии. Поэтому в конце 19 – начале 20 века, наряду с идеями о необратимом кризисе цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось неокантианство, «Назад к Гегелю» формируется неогегелианство.
Стремление сохранить классические корни философии провозгласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее в 70–х годах 19 века и получившее название неотомизма. Это направление существует и в наши дни и поддерживается католической церковью.
Неотомизм.
Наиболее известные неотомисты 20 века – Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978). Но еще долее влиятельными в 20 веке были авторы, которые придерживались некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии шли своими путями (Г. Марсель, 1888 – 1979; П. Тейяр де Шарден, 1881 – 1955; и др.).
Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма. Неотомизм – обновленная философия средневекового схоласта Фомы Аквинского, которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети 19 века.
Используя категориальный аппарат аристотелевской философии, Фома обосновал принцип гармонии веры и разума. Он также разработал «космологическое доказательство» бытия Бога.
Можно назвать основные причины обращения церкви к идеям томизма в 19 веке.
ü В это время на историческую арену выходит пролетариат с идеей преобразования общества путем революционной борьбы. Церковь же ищет способ противодействия социальным беспорядкам: «направить народ на путь веры и спасения».
ü Стремление церкви приспособиться к научно-технической революции в естествознании кона 19 века.
Стремление идти в ногу со временем вынуждает неотомистов с чувством неудовлетворенности отмечать оторванность католической церкви от развития науки в Новое и Новейшее время. Существование былых конфликтов между религией и наукой они считают досадным недоразумением. Особое внимание уделяется науке в нынешних условиях. Будущее христианской философии, считает Жильсон, зависит от того, будут ли ее представители участвовать в научных спорах по математике, физике, биологии, природознанию вообще. В соответствии с этими установками в системе теологических учреждений Ватикана созданы исследовательские центры по изучению психологии, физиологии, физики и других наук. Пользуется известностью, к примеру, психологическая лаборатория, функционирующая в Высшем томистском институте при университете в Лувене (Бельгия).
Неотомизм стремится использовать в своих интересах нерешенные проблемы, спорные вопросы, гипотезы, препарируя их в духе теологии. При этом он до известных пределов готов отмежеваться от традиционной библейской трактовки тех или иных вопросов, когда она вступает в явное противоречие с наукой.
В целом революционные изменения во всех областях жизни в 20 столетии сориентировали философию на уход от попыток систематизаций мира или научных дисциплин, от проектов преобразования социальной действительности к постижению мира повседневной жизни, ее смыслов и ценностей, к снятию напряжений между сферами культуры.
Русская философия.
План.
1. Особенности восточнославянской философии.
2. Становление восточнославянской мысли.
3. Философия 19 – начала 20 века.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 316.