Формирование средневековой философии осуществлялось в процессе размежевания с античным рационализмом и борьбы против всевозможных ересей, поэтому первые христианские философы назывались апологетами. В соответствии с этим начальный период в развитии средневековой философии получил название апологетики (II – III вв. н. э.). Его знаменитые представители – александрийский ученый и богослов Ориген, который впервые попытался построить на основе христианских идей целостную философскую систему, и карфагенянин Тертуллиан, подчеркивавший пропасть между верой и разумом, религией и философией.
Период разработки «отцами церкви» (patres ecclesiae) основ христианской догматики обычно называют патристикой (4 – 8 вв.). На этом этапе осуществляется работа над систематизацией церковной доктрины. В патристике выделяют два направления: западную патристику (Аврелий Августин); и восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама). Развитие проблемного поля философии связано в этот период с разработкой теологии как учения о Боге и его атрибутах; христологии как учения о богочеловеческой личности Христа и христианской антропологии – учения о человеке и судьбе его личной души. Богопознание объявляется единственно достойной целью человеческого ума.
По мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин) средневековая философия вступает в новую полосу своего развития, с 11 по 14 вв. в европейской философии господствует схоластика.
Cхоластика сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах жизни. Термин «схоластика» происходит от лат. Сhola, или школа, что означает «школьная философия», т.е. философия, приспособленная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения.
Все усилия схоластов были направлены на обоснование, разъяснение и систематизацию основных христианских догм.
Схоластика, решая проблему систематической разработки христианской философии, значительно развивает искусство философского анализа. Примером которого является проблема природы общих понятий или универсалий, обсуждаемая несколько веков. Спор вылился в борьбу реализма и номинализма.
Реализм (И.Скотт, Пьер Абеляр, Фома Аквинский) доказывал, что «универсалии» (общие понятия) существуют реально, более того, только они и существуют, а единичное – тень, иллюзия.
Номинализм обосновывал, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – лишь имена, слова.
Одним из самых крупных представителей как схоластики, так и всей послеантичной философии является Фома Аквинский (1226-1274 г.г.) – основатель томизма, монах-доминиканец.
В 1323 г. Фома Аквинский причислен к лику святых. Его главное произведение – «Сумма теологии».
Опираясь на философию Аристотеля, Фома Аквинский попытался синтезировать современные ему воззрения на все стороны человеческого бытия.
Фома Аквинский строит свою теорию о гармонии веры и разума, отличающуюся от позиции Августина Блаженного. Фома разграничивает область философии и теологии. Предметом философии являются «истины разума», теологии – «истины откровения». По мнению Фомы, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Богословские истины «сверхразумны», но не «противоразумны». В науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным в теологии, хотя и признается ценность научного знания и рациональных доказательств.
Особое место в учении Фомы Аквинского занимают пять «доказательств» бытия Бога. Все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям.
1. Если в мире все движется. То должен обязательно существовать Перводвигатель. То есть Бог.
2. Если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог.
3. Если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости. Так и случайно, то должно существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, то есть Бог.
4. Бог является абсолютным совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы.
5. Боге как руководящее начале мира, так как вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно.
Проблема соотношения веры и разума, основные позиции статуса и роли философии:
1. Апологетика – «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан), абсолютная несовместимость религиозной веры с человеческим разумом – как следствие – открытое неприятие философии как наследницы античного рационализма.
2. Патристика – «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский). Философия ставится в положение «служанки богословия», предпринимаются попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религиозной догматики.
3. Схоластика – «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Философия призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу.
Таким образом, средневековая европейская философия – чрезвычайно важный и продолжительный этап в истории философии, связанный с христианством. Средневековое мышление носило теоцентрический характер. Философия оказалась в роли служанки богословия. Ибо обосновывала основные теологические принципы и идеи.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 216.