Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определенной сфере деятельности, профессионализм предпринимателя имеет особый характер, ибо предпринимательство - не специальность, которой можно обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальный приобретенный опыт хозяйственной деятельности в определенное историческое время. Практика организации материальной жизни общества в определенной сфере - вот источник профессионализма для любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтому резонно считать двумя взаимосвязанными атрибутами профессионала - мастерство и творчество.
В структурном отношении профессионализм представляется как система социокультурных качеств личности. В названную систему входят: симультанное мышление, максимум мастерства, деятельное предвидение, экстремальное творчество, специальная практичность, нравственная гармоничность и деловая культура.
Симультанное мышление - речь идет об умении многосторонне и синхронно "схватывать" деловую ситуацию. Это умение основано обычно на развитии способности специалиста системно "видеть" существенные характеристики объекта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья и сбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических резервов. Рассматриваемая черта профессионального предпринимателя имеет своей культурной предпосылкой образованность. Для приобретения профессионального качества интеллект предпринимателя должен усвоить ценности социального интеллекта. В интеллекте предпринимателя своеобразно интегрированы многообразные научные знания с реализмом здорового смысла и принятыми в обществе нравственно-идеологическими нормами.
Максимум мастерства - мастерство формируется индивидуально на основе личного творческого осмысления многообразных практических ситуаций. Сущность мастерства профессионала заключается в том, что в любой своей деятельности он получает максимум надлежащего эффекта при минимуме средств, издержек и непредвиденных последствий действия. В условиях обвально-криминального ведения хозяйства мастерство честного предпринимателя-профессионала становится обычно предметом хищнического преследования под видом конкуренции. Для грабительского, бандитского делячества профессиональные предприниматели становятся смертельной опасностью. Такая ситуация, если она складывается на отечественном рынке, оборачивается на внешнем рынке недоверием ко всем российским предпринимателям.
Деятельное предвидение - известно, что предвидение вообще является обязательной стороной, моментом целесообразной деятельности. Содержание деятельного предвидения - в умении поставить правильный диагноз возникшей ситуации, предвидеть возможные изменения явления и в способности предотвратить нежелательные изменения объекта деятельности (или указать способы предотвращения). У профессионала предвидение основано, как правило, на научном прогнозе, реже - на догадке.
Если учесть, что всякий профессионализм есть интеллектуальное применение личностью культурного (научного) потенциала общества в определенной сфере деятельности, то станет ясно, что деятельное предвидение, с одной стороны, является следствием научной образованности и творческой интуиции личности, а с другой - причиной мастерства специалиста в определенной сфере деятельности.
Факты свидетельствуют, что личное интеллектуальное творчество предпринимателя, если оно вдохновляется интересами России и социальной целесообразностью хозяйственной деятельности, становится социально, творчески осмысленным.
Экстремальное творчество - специфика творчества профессионала прежде всего в том, что ярче всего оно проявляется в критических экстремальных ситуациях, когда другие специалисты теряются, пасуют. Развитая у предпринимателя способность интуитивно познавать ситуацию и принимать рискованные решения служит источником его успешных действий в экстремальных случаях или при стрессовой обстановке. Наличие навыков к эвристическим решениям и действиям иногда называют "творческим профессионализмом". Применительно к предпринимателям это состояние можно истолковать как способность развитой личности переходить от одного вида профессиональной деятельности к другому. Более того, такое многообразие профессиональных качеств может позволить личности стать представительным политическим деятелем. И это возможно в экстремальных условиях углубления кризисной ситуации во всех сферах общественной жизни современной России.
Практичность - это свойство профессионала означает умение использовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционной практики. Деловая практичность позволяет предпринимателю с гарантией экспериментировать в хозяйственной сфере. Она позволяет российскому предпринимателю активно участвовать в организации по необходимости новых форм повседневного бытия соотечественников. Ведь в рыночной экономике преобладает движущая сила потребления, и надо быть весьма практичным хозяйственником, чтобы научить бывшего социалистического производителя умело налаживать свое благополучие собственными экономическими методами.
Нравственная гармоничность - в своей нравственной сущности профессионализм есть особое состояние духовности, когда необходим сугубо индивидуальный, неординарный выбор личностью моральной формулы для гуманистического решения острой практической проблемы. В свете сказанного ясно, что нравственная гармоничность означает духовную способность личности выбрать такой морально оправданный способ действия, чтобы он не дал безнравственных результатов. Именно при таком ходе дела у предпринимателя обнаруживается гармоничное единство нравственной красоты поступка и простоты решения проблемы. В этом отношении как история, так и современность российского предпринимательства дают много подтверждающих фактов. Основой нравственной гармоничности является духовность, включающая народно-национальную мораль - в качестве светского вида духовности и христианские нормы нравственности - в качестве одного их религиозных видов духовности. Российскому предпринимателю такое сочетание особенно доступно и присуще, ибо прежде и выше всего в русской философии издавна развивался, осмысливался, культивировался синтез светского ума и религиозного сердца. Поэтому философская основа духовности профессионала у русского предпринимателя органически развита. Если же духовность предпринимателя примитивна - либо в духе элементарного катехизиса, либо в духе прагматического рационализма, то ему никогда не стать типичным российским предпринимателем-профессионалом.
Деловая культура главным образом связана с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю. В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности. Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.
В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.
Основная черта современного российского предпринимательства - его монетаристский характер. Превращенная стихия денежных оборотов, вливаний, заторов и водопадов не может не рождать монстров, которым чужда всесторонняя образованность, христианская нравственность, гуманистическая культура и широта русской души. Им жизненно необходима в современной ситуации обвальных "реформ" изворотливость налимов, жестокость волков, хитрость лисиц и - в случае опасности - находчивость зайцев.
Женщина-предприниматель
Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер.
Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности).
Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину респонденток, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.).
И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле - объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа - 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: "надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки", "после распада Госбанка СССР по стечению обстоятельств".
Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.