Отношение к предпринимателю. Общественное мнение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Имидж российского бизнеса чем-то похож на матрешку. С одной стороны, уже никто, кроме самых замшелых коммунистов, не спорит с тем, что капитал, и особенно крупный капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой - чем дальше, тем больше со страниц газет, с экранов телевизоров и из правительства нам старательно навязывается образ российского предпринимателя-вора, предпринимателя - бандита с большой дороги, который только и умеет, что растаскивать национальное достояние, нажитое кровью и потом многих поколений российских граждан.

Иногда кажется, что правительство или отдельные его чиновники заинтересованы в том, чтобы в обществе формировался отрицательный образ российского предпринимателя. Интерес вполне понятен: население должно быть уверено, что только власть может ограничить аппетиты капиталистов, капиталисты же пусть осознают, что лишь во власти могут найти защиту от народного гнева. То есть разделяй и властвуй. Если разобщение общества и капитала состоится, это станет победой бюрократии в России. И тогда плохо будет всем.

Обратимся к общественному мнению: общественное мнение, поддерживая предпринимательство как вид социально-экономической деятельности, негативно относится к его российской модели.

Отношение россиян к предпринимательству, по данным социологических опросов, носит противоречивый характер, однако основная масса респондентов убеждена, что бизнес и мораль совместимы, при этом, правда, четвертая часть опрошенных уверена, что в России честный бизнес невозможен.

Положительно оценивая предпринимательство в целом, общественное мнение весьма критично настроено к тем формам, в которых оно сейчас развивается. Показательно в данной связи отношение наемных работников к вопросу о легитимности собственности, которую обрели их сегодняшние хозяева (в малом и среднем бизнесе собственник предприятия, как правило, является одновременно и руководителем). Большинство респондентов полагает, что эта собственность не легитимна, причем не столько с точки зрения нарушения законов, сколько с морально-нравственной стороны. Речь идет о методах проведения ваучеризации, обмане трудовых коллективов, сделках сомнительного характера, связях с криминальными структурами. Лишь малая часть опрошенных считает обладание собственностью закономерным результатом личного труда, профессионализма и активной деятельности нынешних предпринимателей.

Несмотря на то, что процессы перераспределения собственности далеки от представлений основной части населения о справедливости, большинство наемных работников не требует деприватизации, полагая, что их положение зависит главным образом от политики государства, которое должно создать условия для подъема реального сектора. Так, 50% опрошенных считают, что удручающая картина на их предприятиях в большей степени связана с общей ситуацией в стране. Вместе с тем 20% респондентов уверены, что директора не заинтересованы в улучшении дел, поскольку их материальное благополучие не определяется положением самого предприятия.

Имидж предпринимателей в глазах населения мало привлекателен, прежде всего из-за несовместимости с образом "честного бизнесмена" их морального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к государственным и общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, безжалостность, потребительское отношение к людям, тесные связи с криминальным миром). Именно моральный облик директоров предприятий во многом объясняет парадоксальную ситуацию, когда значительная часть россиян, поддерживая предпринимательство как вид социально-экономической деятельности, вместе с тем крайне негативно оценивает сегодняшних бизнесменов. В то же время большинство наемных работников признают высокий профессиональный уровень, динамизм и трудоспособность руководителей. Лишь 6% считают, что им не хватает знаний и профессионализма.

В связи с этим не легко приходится и самим предпринимателям.

По мнению большинства опрошенных директоров предприятий (69%), ситуация с конфликтами в коллективах в последнее время не изменилась, 9% заявили, что она улучшилась, а 23% отметили ее ухудшение. Отношения между руководителями предприятий и наемными работниками нельзя рассматривать вне общеэкономического контекста. Один из парадоксов российской действительности состоит в том, что признавая эффективность рыночной экономики как системы, большинство опрошенных выступает против ее конкретной формы, в частности той модели предпринимательства, которая формируется в стране.

Резкое падение жизненного уровня большинства населения - одно из основных социальных последствий реформ. Даже по официальной статистике 29,7% жителей страны находятся сегодня за чертой бедности. По данным же профсоюзов, доля “новых бедняков” возросла с 37% в 1992 г. примерно до 80% в 1998 г.

Другим последствием стала растущая дифференциация доходов по регионам и отраслям. Так, по официальным сведениям, средний уровень заработной платы наиболее высок в Ямало-Ненецком автономном округе. Москва отстает от этого показателя в 3 раза, г. Ростов - в 7 раз, Дагестан - в 12 раз.

Все это вызывает ностальгию по прошлому, особенно усилившуюся после августовского кризиса 1998 г. Согласно данным опроса, проведенного в октябре 1998 г., 84% респондентов поддержали бы госконтроль над ценами, 64% - принудительный курс валюты, 55% - введение “карточек”5.

Конфликтные ситуации развиваются чаще всего стихийно и нередко переходят в неорганизованную остановку работы. Именно так охарактеризовали действия своих коллективов 37% участников конфликтов6. В этих условиях перспективы развития трудовых отношений в процессе становления более зрелой рыночной экономики связаны с формированием системы социального партнерства.

Как уже говорилось, можно оценить облик предпринимателя с разных сторон. Это лишь одно (конечно, агрегированное) мнение. Стоит взглянуть и с другой стороны.

Формирование негативного образа российского бизнеса строится на полном отрицании фактов.

Ежегодно вручаются премии лучшим предприятиям года, все-таки повышается зарплата, уровень жизни медленно поднимается.

О благотворительности современных российских бизнесменов не любят вспоминать в принципе, потому что перечисление фактов напрочь разрушает образ стервятников, терзающих Россию.

"Газпром" вот уже 15 лет совместно со своим партнером - немецким концерном "Рур-газ" - спонсирует воссоздание знаменитой Янтарной комнаты. РАО "ЕЭС России" успешно реализует специальную программу "Живучесть ТЭС", разработанную для повсеместного увеличения срока службы отечественных теплоэлектростанций и уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. РАО "Норильский никель" активно занимается переселением пенсионеров из Норильска в более благоприятные регионы. Альфа-банк организует гастроли в России звезд мирового шоу-бизнеса, при этом попасть на эти концерты может почти каждый. А часть билетов распределяется бесплатно среди инвалидов и малоимущих.

Современных предпринимателей стала заботить собственная репутация, потому что она гораздо дороже благосклонности чиновника и гораздо выгоднее сиюминутной прибыли. Не случайно нефтяные компании все больше внимания уделяют внедрению лучших образцов корпоративной культуры.

Пусть порой бизнесмены занимаются меценатством лишь для создания благоприятного имиджа подконтрольной компании. Для тех, кому предприниматели помогают, это совсем неважно. Так же, как и непринципиально, по какой причине российский бизнес вкладывает средства в отечественную экономику.

Общество и капитал - естественные союзники в борьбе против бюрократии. Их альянс - залог успешности гражданского общества в России. И те, кто пытается создать негативный образ российского бизнеса, должны наконец понять, что альтернативой может быть только власть бюрократа, которому в принципе наплевать на свою репутацию.

Похоже, расхожая формула "То, что выгодно для ведущих корпораций, выгодно и для их страны" сегодня наполняется реальным смыслом.

Очень обнадеживает растущее осознание своей ключевой роли в этом средств массовой информации. СМИ играют одну из ключевых ролей при формировании имиджа, что еще мало осознается в обществе: бизнес, предпринимательство - это не просто сфера частного занятия отдельных граждан, как это иногда трактуется. На самом деле бизнес в условиях рыночной экономики - это основная сфера воспроизводства, поддержка предпринимательства - это прямая поддержка производства, поскольку роль государства в воспроизводстве существенно ограничивается. Эта работа СМИ требует программного подхода.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 143.