В модели Портера моделирование и планирование уступили место детальному анализу, особенно конкурентному и отраслевому. Хотя разработка стратегии остается сознательным, контролируемым процессом, конкретная для данной компании, уникальная стратегия Школы Модели уступает место общим стратегиям, таким как лидерство по издержкам, фокусирование или дифференциация, которые компаниям следует использовать. Задачей разработчика стратегии становится, используя анализ, выбрать лучшую из возможных для его организации (по отношению к конкурентам и отрасли, в которой его компания работает), чтобы менеджеры могли ее внедрить[4].
В этой модели автор предпринял попытку представить внешние для организации силы, определяющие уровень отраслевой конкуренции.
Рис.4 PIMS-модель
Минтцберг указывает на ряд проблем. Потребность в больших объемах информации, необходимой для эффективного использования этой модели, делает ее подходящей только для традиционных, зрелых отраслей, потому что только эти отрасли достаточно стабильны, чтобы предоставить необходимый объем исторической информации.
По мнению Минтцберга, ошибка в том, что анализ подменяет стратегию, вместо того, чтобы выполнять свою главную функцию – поддерживать процесс разработки стратегии.
Существует множество моделей, используемых для стратегического планирования, но нужно заметить, что основные элементы этих моделей если не идентичны, то очень схожи по своей сути.
Стратегическое планирование — это процесс, посредством которого руководящие лица организации представляют будущее организации и разрабатывают необходимые процедуры и операции, чтобы достичь этого будущего. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении … успешное стратегическое планирование характеризуется самоанализом организации, сопоставлением сложных альтернатив и расстановкой приоритетов.
Сегодня многие организации занимаются той или иной формой стратегического планирования. Модель, которую они выбирают, часто определяется внутренним устройством их компании, но практически во всех случаях сам процесс направлен на то, чтобы гарантировать, что организация действительно может предвидеть свое будущее, определять направление своего будущего и, что самое важное, создавать свое будущее, если все будет сделано должным образом.
Можно сказать, что на данный момент чаще всего стратегическое планирование предстает как последовательность нескольких этапов. Один из классических подходов к стратегическому управлению предусматривает следующие этапы (фазы) этого процесса:
1) определение миссии организации в системе более высокого уровня;
2) стратегический анализ внешней и внутренней среды организации;
3) прогнозирование параметров развития;
4) разработка целей;
5) формирование и выбор стратегии;
6) реализация стратегий;
7) контроль, корректирование и регулирование.
Литература
1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 1995.
2. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.
3. Советова О.С. Инновации: теория и практика. — СПб., 1997. - С. 87-98, 100-105.
4. Советова О.С. Социально-психологические факторы успешности внедрения нововведений. В кн. Организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. – СПб, 2001.
5. Соснин В.А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии // Психологический журнал — 1990, том 11, № 6. — С. 28-37.
6. Соснин В.А. Стратегия организационных изменений: социотехнический подход. В кн. Организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. – СПб, 2001.
7. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. — М.: Экономика, 1990. - С. 52-54, 66-74.
8. Тичи Н., Деванна М.А. Осознание и сопротивление реорганизации. В кн. Организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. – СПб, 2001.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., Экономика, 1995
10. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия. - СПб. 1999г.
11. Мак Джил, Генри Минтцберг, Стратегия в компании, по материалам сайта http://www.v-ratio.ru/
12. Минсберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер 2000
13. Петров. А.Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1992
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.