Когнитивные индикаторы суицидального риска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Разрешающие установки к суицидальному поведению.

2. Так называемая негативная триада, характерная при депрессивных состояниях: негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить, расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное.

3. «Туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

4. Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, когда оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет»), появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации!

Вопросы к подростку: Может ли ситуация измениться к лучшему? Есть ли какой-нибудь выход из сложившегося положения? Думает ли собеседник о самоубийстве? Как часто ему приходят в голову такие мысли? Как он оценивает подобные поступки? У него есть конкретный план? Решил ли он, когда это сделает? Каким образом собирается уйти из жизни? Есть ли у него средства самоубийства — таблетки, оружие и т. п.; знает ли он, где это приобрести? Что могло бы изменить его намерения? Что можно сделать (что должно произойти), чтобы его намерения изменились?

Импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Ранее мы уже касались этого признака, говоря о чертах личности деликвентных подростков. Импульсивный подросток может в течение нескольких минут перейти от мысли о самоубийстве к суицидальным действиям. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска. Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблю­дение должно быть неназойливым и тактичным. Другими словами, его нельзя предоставлять самому себе.

Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести и т. п.). Степень летальности средств суицида не имеет определяющего значения в оценке степени риска суицидального поведения. Если суицидент воспользовался неэффективными средствами, попытка все же совершена, при этом вероятность суицидального поведения в будущем возрастает.

Подростки, в отличие от здоровых взрослых, чаше используют жестокие средства суицида, такие, как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Эмоциональные признаки суицидального риска

1) амбивалентность по отношению к жизни; 2) депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; 3) переживание горя.

Вопросы к подростку: Как человек себя чувствует в последнее время. Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние (и другие сильные негативные чувства: острое чувство вины, отвращения к себе, беспомощности, безнадёжности)? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось?

Оценка рисков и потребностей молодежи. Вопросы для диагностического интервью.

Из сказанного выше видно, что есть повторяющиеся поведенческие, эмоциональные, когнитивные признаки рисков, которые присущи всем трудным жизненным ситуациям (ТЖС) подростков. Диагностика ТЖС и рисков должна касаться широкого круга вопросов из разных сфер жизни.

Оценка сложности положения подростка включает несколько показателей:

 семья (структура семьи; наличие в истории семьи криминального опыта, миграции, нестабильности; активность семьи в помощи подростку; отношение подростка к семье; сиротство, происхождения сиротства): статус (гражданство, наличие документов); жилье (наличие жилья, ресурсов на содержание); здоровье (химическая зависимость, готовность ее преодолевать; хронические заболевания и необходимость лечиться; инфекционные и "социальные" болезни); образование (наличие документов, подтверждающих образование; уровень образования и его соответствие возрасту подростка); трудоустройство (наличие специальности; наличие опыта работы; умение искать работу; сформированность профессиональных предпочтений).

В ходе диагностического интервью проясняются общие направления работы с подростком, происходит уточнение плана более глубокого изучения случая. Готовность подростка делиться своими горестями и трудностями во многом зависит от того, как пройдет первое собеседование. Поэтому при проведении интервью постарайтесь помнить следующее:

· Человек имеет право не отвечать на Ваш вопрос. Сообщите об этом подростку и скажите, как он может отказаться отвечать на вопрос.

· Вопрос направлен на планирование помощи, а не на "вскрытие клиента" как черного ящика.

· Вопрос не должен быть длинным. При этом, он не должен быть коротким, на который легко ответить "да" или "нет".

· Вопрос может быть понятен Вам и не понятен подростку. Будьте готовы переформулировать вопрос.

· Уточняйте ответы подростка, если чувствуете, что чего-то не поняли.

Вопросы для определения семейного статуса подростка.

Общие: Из кого состоит твоя семья? Что ты можешь сказать о маме и папе? Какие отношения связывают родителей? Как долго родители жили вместе? Когда родителей лишили родительских прав? Как это случилось? Что было потом? Есть ли у тебя опекун?

Братья и сестры: Есть ли у тебя сестры и братья. Они старше тебя, младше? С кем они живут? С каких пор они живут отдельно от семьи? Есть ли у сестры (брата) своя семья? Расскажи о ней. Как много времени ты проводишь с семьей сестры (брата)? А как хотел бы? Чем занимается твоя сестра (брат)?

Бабушки и дедушки: Живы ли родители мамы (папы)? Где они живут? Как часто ты бывал у них? Как долго ты бывал у бабушки и дедушки? Чем занимался? С кем, кроме них, общался, когда бывал там?

Другие родственники родителей: С кем из родственников мамы (папы) ты еще общался? Как часто? По какому поводу ты с ними общался? Есть ли у них семья, расскажи о ней. С кем из этой семьи ты чаще общался, с кем реже? Как ты думаешь, чем они могут помочь тебе помочь?

Здоровье. Подростки, которые ведут асоциальный образ жизни, часто страдают от той или иной формы химической зависимости; инфекционных болезней, их последствий; болезней, передающихся половым путем; имеют последствия травм; нервно-психические расстройства. Также важно помнить, что собирая информацию об истории здоровья подростка, специалист получает информацию о его образе жизни в целом.

Вопросы для подростка. О химической зависимости

Есть ли у тебя опыт курения? С какого возраста ты куришь? Когда ты куришь больше всего? Когда ты можешь и не вспоминать о сигарете? Когда ты куришь меньше, чем обычно? Нравится ли тебе алкоголь? Что обычно ты пьешь? В каких ситу­ациях ты выпиваешь? Когда ты первый раз попробовал алкоголь? Как ты считаешь, существует ли пивной алкоголизм? Как меняется твое настроение после употребления алкоголя? Есть ли у тебя опыт употребления наркотиков? Каких? Как ты их приобретал? Как попробовал в первый раз? Лечился ли ты от нарко­тической зависимости? Если да, то как? Как долго ты употребляешь наркотики? Как то, что ты употребляешь, помогает тебе?

О душевном здоровье В каких ситуациях тебе трудно сдержаться? Как ты ведешь себя, когда сдержаться сложно? Что тебе помогает справиться со сложным состоянием? Если происходит что-то, что тебе не нравится, как ты себя ведешь? Если другой человек ведет себя в отношении тебя агрессивно, грубит, провоцирует твою агрессию, как ты себя ведешь? Что тебя больше всего сердит по жизни? Что тебя угнетает, когда ты чувствуешь себя несчастным? Что тебя радует? Назови как можно больше поводов для радости? Чем ты интересуешься? Чем ты хотел бы заниматься? Как ты ведешь себя, когда боишься чего-то?

Образование. Образование - один из важнейших ресурсов и одновременно та ценность, на которую стоит опираться. Основными трудностями в обеспечении образовательных прав подростка становятся внутренние проблемы подростка (недостаток знаний, отсутствие мотивации).

Вопросы для подростка

В каком возрасте ты пошел в первый класс?

Сколько классов ты закончил?

Случалось ли тебе оставаться на второй год?

Приходилось ли учиться в классе коррекции?

В какой школе ты учился? Что это была за школа?

Какие отношения у тебя были с педагогами? С кем и по каким причинам были самые хорошие отношения?

Что в школе было интересным, а что совсем не нравилось?

Есть ли у тебя опыт обучения профессии? Где и сколько ты учился? По каким причинам ты пошел именно в это учебное заве­дение?

Когда ты закончил школу, куда ты хотел пойти, учиться или работать? Как так случилось, что ты не стал учиться дальше?

Трудоустройство.

Важными составляющими процесса трудоустройства становятся:

· понимание своих особенностей, интересов;

наличие планов относительно поиска работы и трудоустройства;

· рассмотрение альтернативных вариантов решения проблем трудоустройства;

· разработка реалистичного плана достижения поставленной цели.

Большинство подростков имеют идеализированные представления о труде. Им кажется, что можно найти профессию, которая принесет много денег, не заставит много работать, сформирует статус уважаемого и признанного в обществе человека. Поэтому принятие теневых сторон профессии, готовность соотносить свои ресурсы с требованиями профессии, знание возможных вариантов профес­сионального роста, а также принятие идеи смены мест труда и сферы занятости становятся признаками зрелой личности.

Вопросы для подростка

Мотивация труда. Если ты раньше работал, то, что тебя заставляло работать? Чем тебе нравилась или не нравилась твоя работа? Какую работу ты ожидаешь получить? Если тебе нравится работа, что должно произойти на месте, где ты рабо­таешь, чтобы ты, не задумываясь, ушел? Важно ли тебе иметь друзей среди коллег? Что меняется, если на работе есть друзья?

С каким утверждением ты согласен больше:

1. Работа - только часть жизни человека.

2. Человек во многом живет ради своего дела.

Представление о себе. Какие твои качества помогут стать профессионалом, а какие нет? Что в твоих способностях располагает к этой профессии? Как справиться с трудностями?

После того, как подробным образом были оценены сильные и слабые стороны личности и жизни подростка, учитывая весь его потенциал, можно планировать дальнейшую работу.

 

22

Дата: 2019-04-23, просмотров: 299.