Своеобразие социализации детей в разных типах семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Напомним, что под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В целом проблема отца, его влияния – одна из ключевых в семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения с отцом, либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком, лишают детей, особенно мальчиков, необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек. Отсутствие в семье отца, как мужчины является важной предпосылкой отклонений в личностного развития ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Дети из неблагополучных и неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем в виде нарушений отношений с окружающими. У детей из таких семей наблюдается эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила собственного Я, пассивность, робость, пугливость, нерешительность или агрессивность, конфликтность. Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании.

Зависимость жизни семейной делает человека более нравствен­ным.

А. С. Пушкин

Какая огромная тема -Простая семейная жизнь. Заложена с детства система, И ты на нее положись.

В. П. Шабазин

(наш современник — отец, дедушка)

Семья как фактор воспитания

В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

Семья – наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности в важнейших фазах ее первичного становления – физического, эмоционально-интуитивного, речевого – от рождения до 6-7 лет, духовно-нравственного – от 3,6 до 9,5 лет, индивидуально-творческого – от 4,8 до 14 лет.

Семья закладывает ведущие начала индивидуального и коллективного Я личности (образ Я и образ мира), гармонию ума, души и воли ребенка, его образ действий и образ будущего.

Общение: Взрослый – Ребенок

СЕМЬЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается-(желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного разви­тия (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные), здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные кри­терии оценки — добра, истины, красоты.З десь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются ос­новы его отношений с миром, т.е. начинается процесс вос­питания.

В современной литературе на основе семейно-брачного законодательства, нравственных норм жизни, обы­чаев и традиций нашего народа семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брач­ном союзе и родственных отношениях; объединенная об­щностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нрав­ственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи, основные из них таковы:

Воспитывающая среда и ее развитие

О функция общения, возникающая задолго до образо­вания семьи;

О функция организации быта и ведения хозяйства;

О функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждо­го члена семьи;

О функция организации досуга;

О функция создания условий для профессиональной де­ятельности (особенно — для творческих работников);

О функция создания гармонии интимных отношений суп­ругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцов­ства, сестринско-братских отношениях, любви бабу­шек — дедушек и т.д.;

О функция продолжения рода -- рождения и воспита­ния детей.

Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднознач­на, носителем их могут быть разные члены семьи*. Это обеспечивает преемственность развития семьи.

Типы семей I Единого подхода к определению ти-
_____________ I пологий семьи нет. Однако чаще всего

семьи принято классифицировать так:

>" в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (бо­лее 3 детей);

>- в зависимости от состава семьи; однопоколенные (толь­ко супруги), двухпоколенные (родители и дети), меж­поколенные (прародители, родители и дети);

>• в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

>• в зависимости от характера взаимоотношений в се­мье: благополучные и неблагополучные — традици-

3.2. Семья как фактор воспитания

онное деление; гармоничные, распадающееся, рас­павшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоци­альные.

Понятно, что тип семьи влияет на воспитание детей прямо или косвенно.

 


14

 Особенности полового воспитания в семье

Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки.

Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни.

Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников и младших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа “Откуда я взялся?”, в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. А так как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания - даже о сексе - особо не фиксируются в их мозгу, вернее - не выделяются из общего потока новых знаний.

"Как бы нам ни хотелось иного, дети рождаются сексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки полового воспитания, сознательно или бессознательно. Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения ребенка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.

Имеются четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того, что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается не всегда).

· Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс — это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди пока выйдешь замуж".

· При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.

· При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец 8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну "Плейбой", ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.

· Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.

К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека. Практические советы, которые могут оказаться полезными при проведении этой работы, приведены выше. Залог успеха в половом воспитании — такая обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.

Хотя многие родители полагают, что половое воспитание — это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

15

Дата: 2019-04-23, просмотров: 637.