Социальные службы для молодежи как субъект СР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

^ Система учреждений, органов по делам молодежи


Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Социальные службы могут государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи. В соответствии с инструктивным письмом Минобразования России РФ от 30.09.2002 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» к государственной системе социального обслуживания молодежи относятся:

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Учредителями служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи, в порядке установленным законодательством РФ. Поэтому в систему учреждений органов по делам молодежи входят учреждений по делам молодежи субъектов РФ и муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления, т.е. органы по делам молодежи субъектов РФ и муниципальные органы по делам молодежи.

Учреждения органов по делам молодежи создаются в целях обеспечения:


  • социально-правовой защищенности;

  • интеграции молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь страны, региона, города;

  • целенаправленной социально-досуговой работы с молодежью по месту жительства;

  • профилактики безнадзорности и правонарушений, наркомании несовершеннолетних.


Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют социальную поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

В соответствии с инструктивным письмом Минобразования России РФ от 30.09.2002г. «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» к учреждениям социального обслуживания органов по делам молодежи могут относиться:


  • комплексный центр социального обслуживания молодежи;

  • центр социально-психологической помощи молодежи;

  • социальная служба для молодежи;

  • социальный центр молодежи;

  • центр социальной поддержки молодежи;

  • центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

  • молодежный центр планирования семьи;

  • центр правовой помощи молодежи;

  • центр информации для молодежи;

  • подростково-молодежный клуб;

  • комплекс социально-досуговых центров для детей и молодежи;

  • клуб для детей, подростков и молодежи;

  • центр по работе с детьми, подростками и молодежью;

  • молодежный центр;

  • оздоровительно-образовательное учреждение;

  • молодежная биржа труда;

  • центр по профориентации и трудоустройству молодежи;

  • молодежный бизнес-инкубатор;

  • центр молодежного предпринимательства;

  • агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи;

  • центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

  • центр развития физической культуры детей и молодежи;

  • иные учреждений, предоставляющие социальные услуги.


Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг:

 


  • социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные);

  • социально-реабилитационные;

  • производственно-трудовые;

  • социально-бытовые;

  • психолого-педагогические;

  • медико-консультационные,

  • информационные;

  • правовые;

  • культурно-досуговые;

  • услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.


Специалист по социальной работе в социальной службе для молодежи:


  • выявляет молодых семей, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;

  • устанавливает причины возникающих у них трудностей в том числе по месту жительства, работы и учебы а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

  • осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

  • ведет с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

  • содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека семьи или социальной группы;

  • дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

  • помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальной обслуживание для опеки и попечительства;

  • содействует в предоставлении прав на проживание в стационарных учреждениях.


Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ должна иметь следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1.^ Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи); б) центр социальной помощи семье и детям; в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; г) социальная гостиница; д) социальный приют для детей и подростков. е) молодежный досуговый социально-культурный центр (клуб)

 

2.Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят: а) центр психолого-педагогической помощи; б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия; г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков) д) центр мобильной и уличной социальной работы

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят: а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные; в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Согласно материалом Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

 


  • центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для: оказания помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят гостиница, приют, кабинет профориентации, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, юридическая консультация и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативной пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

  • центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде и об информационных потребностях молодежи;

  • центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи центра – оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе центра был отдел консультирования по телефону, кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт.

  • консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной помощи по телефону. Основные задачи центра: обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства; проведение психологического телефонного консультирования подростков и молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека; информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами; выявление настроений, конфликтных ситуаций в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре.

  • приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, обществе. Приют: обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним; на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности подростков, поступивших в приют; обеспечивает квалифицированное и разностороннее консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности; проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации.


Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда. Предпочтение бирже труда обусловлено проблемой молодых - трудоустройство. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%. Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

В РФ накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа "Молодежь", направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д.

Основной задачей московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

В Республике Башкортостан действуют следующие социальные службы молодежи: молодежная биржа труда "Евразия", в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий центр, бизнес-центр, информационный центр, общество с ограниченной ответственностью при управлении по делам молодежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный социальный фонд "Новое поколение" со службами социально-психологической, юридической, наркологической помощи и молодежная биржа труда "Веста"; пункты помощи по вопросам семейных отношений, службы знакомства "Ты и я", телефоны доверия и т.д.

Определенный опыт накоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью. Так, в Ярославской области администрация соответствующего предприятия (фирмы, МП, АООТ, АОЗТ и др.) формирует социальную службу молодежи на договорной основе, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами. Составляется программа, где учитываются результаты социологических исследований. Высокие требования предъявляются ко всем сотрудникам социальной службы молодежи.

^ Структура органов и учреждений по делам молодежи (на примере Красноярского края)

В структуру учреждений органов по делам молодежи г. Красноярска входят:

Управление молодежной политики администрации г. Красноярска (до 2006 года Комитет по делам молодежи г. Красноярска, образованный в 1992 году). Управление является органом местного самоуправления и входит в структуру администрации города, при этом наделено правами самостоятельного юридического лица, подведомственно администрации в частности заместителю главы города по социальным вопросам. Основной целью деятельности управления является создание условий для включения молодежи как активного субъекта через развитие и интеграцию потенциала в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития города и городского сообщества в Красноярске.

Направления деятельности управления:

1.Разработка основ городской молодежной политики, обеспечение правовых, экономических, организационных условий для включения молодежи как активного субъекта общественных отношений через интеграцию и развитие молодежного потенциала в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития городского сообщества.

2.Содействие в организации трудового потенциала, трудоустройства и временной занятости подростков и молодежи.

3.Содействие развитию проектов, инициатив противодействия криминализации молодежной среды и противодействия экстремистскому поведению в молодежной среде.

4.Содействие формированию здорового образа жизни молодежи.

5.Содействие формированию гражданской компетентности, национального самосознания и патриотизма подростков и молодежи.

6.Содействие в реализации предпринимательства и деловой активности молодежи методом поиска, развития и поддержки инновационных молодежных бизнес-проектов.

7.Содействие организации и развитию сети подростковых и молодежных клубов в г. Красноярске.

8.Поддержка талантливых, интеллектуально одаренных подростков и молодежи, содействие реализации социальных проектов, образовательных и исследовательских программ, направленных на развитие научного, технического и художественного творчества подростков и молодежи.

9. Информационно-методическое обеспечение городской молодежной политики.

10.Оказание содействия в работе общественных молодежных организаций города, в том числе обеспечение их участия в городских, краевых, общероссийских и международных мероприятиях.

^ Проекты, реализуемые Управлением молодежной политики г. Красноярска

В практику органов по делам молодежи по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло включение разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в городские программы содействия занятости населения или другие специализированные программы. Трудовые отряды выступают механизмом реализации политики занятости управления молодежной политики администрации г. Красноярска. Функционирование и развитие молодежных трудовых отрядов в г. Красноярске – является одним из востребованных и эффективных направлений содействия занятости молодежи. Число незанятой молодежи имеет негативнее тенденции, а это связано с тем, что осуществить гарантированное право на труд в сегодняшних условиях весь сложно. Дальнейшее развитие трудовых отрядов поможет сгладить негативные тенденции в сфере занятости молодежи.

Проект «Трудовой отряд главы города» действует на основании положения о трудовом отряде главы города. Целью данного проекта выступает организация временной занятости несовершеннолетних и трудоустройство молодежи. Деятельность трудового отряда главы города направлена на решение следующих задач: организация временных рабочих мест для молодежи в свободное от учебы время с целью получения трудовых навыков и опыта работы в коллективе; проведение профориентационной работы среди старшеклассников, получение профессионального опыта среди учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; организация досуга и занятости подростков и молодежи в свободное от учебы время30. Таким образом, прямое действие данной программы – занятость молодежи, как несовершеннолетней, так и взрослой, которая привлекается в качестве бригадиров. Посредством бригадирства учащиеся вузов могут практиковать профессиональные знания, направленные на: организацию работы несовершеннолетних; разрешение межличностных конфликтов; решение организационных и управленческих задач.

За летний период 2005 года в трудовом отряде главы города было трудоустроено порядка 5700 подростков в возрасте от 14 до 18 лет и более 300 молодых людей в возрасте от 18 лет (в качестве бригадиров). В 2005 году впервые была организована акция «Молодые – ветеранам», в рамках которой была оказана помощь 60 ветеранам Вов, одиноко проживающих в частном секторе и нуждающихся в посильной помощи. В 2006 году Трудовой отряд представлял собой 8 подразделений по 200-500 человек в каждом31. Бригады формировались по 20 человек, работающие под руководством бригадиров – студентов старше 18 лет, прошедших конкурс и специальное обучение. Отряды работали по благоустройству и озеленению социально важных объектов города. Таким образом, данный проект выполняет несколько социально значимых функций: занятость подростков, занятость учащейся молодежи, благоустройство города, экологическое воспитание молодежи.

«Золотой кадровый резерв». На сегодняшний день органы власти и бизнес-структуры заявляют о дефиците конкурентоспособных кадров, а так же о своей готовности принимать на руководящие должности молодых перспективных специалистов. При этом возникает серьезная проблема подбора такого персонала, особенно когда идет речь о руководящих позициях (в рамках среднего менеджмента) так как требуется очень серьезная работа по оценке кандидатов. Данный проект является механизмом создания эффективной кадровой политики на уровне города и региона по принципу «спрос-предложение». Конкурс призван стать связующим звеном между перспективными молодыми кадрами и потенциальными работодателями. Целью конкурса «Золотой кадровый резерв города Красноярска» является создание эффективного механизма реализации кадровой политики города Красноярска, путем формирования кадрового резерва молодых специалистов через проведение конкурсных испытаний, привлечения работодателей и молодежи к решению кадровых вопросов города.

В процессе достижения этой цели выполняются следующие задачи: формирование базы данных молодых перспективных специалистов-управленцев «кадровый резерв» города; повышение профессиональной квалификации у победителей конкурса в рамках «Школы кадрового резерва»; сертифицирование навыков победителей; содействие эффективному трудоустройству победителей конкурса «золотой кадровый резерв» в органы власти и на предприятия города; организация зарубежных стажировок победителей конкурса с целью повышения их профессионального уровня32.

Конкурс, как правило, проходит в несколько этапов после завершения каждого этапа эксперты отбирают людей, которые набрали наибольший рейтинговый бал: профессиональное тестирование на уровень интеллектуального развития кандидатов; проведение серии деловых игр, для оценки и развития управленческих компетенций финалистов; выполнение конкурсантами проектных заданий, требующих разработки бизнес-плана для выявления деловых качеств и профессиональных знаний кандидатов, а также содействующих решению конкретных проблем города и осуществлению инновационных преобразований в различных сферах в соответствии с программой его развития.

Следует отметить, что одним из важных подходов проекта является акцент на экспертную оценку тех деловых качеств и навыков конкурсантов, которые на сегодняшний день наиболее востребованы при приеме на управленческие должности, а так же открытости и доступности конкурса для широкого слоя молодежи.

Одним из важных подходов проекта является акцент на экспертную оценку тех деловых качеств и навыков конкурсантов, которые на сегодняшний день наиболее востребованы при приеме на управленческие должности, а так же открытости и доступности конкурса для широкого слоя молодежи.

Таким образом, на сегодняшний день, благодаря этому конкурсу победители могут трудоустраиваться в органы муниципальной власти и реализовывать перспективные проекты, направленные на повышение социально-экономического уровня города в специально, созданных для этого отделах в структурных подразделениях администрации города.

По результатам прохождения нескольких этапов конкурса отбираются наиболее сильные с точки зрения управленческих компетенций участники, которые становятся «Кадровым резервом города» и заносятся в базу молодых специалистов-управленцев. На каждого из участников формируется набор документов, которые предоставляются работодателям заинтересованным в принятии на работу победителей конкурса. Такой пакет состоит из: анкеты с фактическими данными, описания профессиональных компетенций и личных качеств кандидата. Победители получают сертификат, подтверждающий высокий профессиональный уровень кандидата, где гарантом выступает городская администрация, а так же право участвовать в образовательных мероприятиях «Школы кадрового резерва». Этот проект говорит о совершенно новой модели кадровой политики г. Красноярска, где ключевым звеном является кадровый корпус, задача которого выявить из числа молодых красноярцев потенциальных руководителей, менеджеров и управленцев, организовать площадку для непосредственных контактов между квалифицированными специалистами и потенциальными работодателями.

В городе сформирована сеть молодежных муниципальных учреждений, состоящая из 13 молодежных центров – 6 городских и 7 районных. Городские молодежные центры:


  • Муниципальное учреждение «Центр путешественников»;

  • Муниципальное учреждение «Центр медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи»;

  • Муниципальное учреждение «Городской молодежный военно-спортивно-технический центр «Патриот»;

  • Муниципальное учреждение «Молодежный центр профилактики наркомании»;

  • Муниципальное учреждение «Центр молодежных инициатив «Свободное время»;

  • Муниципальное учреждение «Городской дворец молодежи».


^ Основные направления деятельности Агентства по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края

Реализацией основных направлений молодежной политики на территории г. Красноярска и Красноярского края занимается Агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края. Агентство находится в ведении Совета администрации Красноярского края и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями края по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.

Рассмотрим основные направления деятельности Агентства, осуществляемы на территории г. Красноярска.

Среди приоритетных задач и основных направлений в сфере молодежной политики Красноярского края во втором полугодии 2007 года можно выделить 12 основных. Относительно каждого из этих направлений можно отметить ряд мероприятий, которые были проведены в 2007 году.

1. Поддержка инициатив молодежи Красноярского края. Реализация Закона Красноярского края «О краевых социальных грантах»;

2. Создание единого информационного поля в области молодежной политики;

3. Развитие молодежного движения «Красноярский краевой студенческий отряд»;

4. Патриотическое воспитание подростков и молодежи Красноярского края;

5. Профилактика правонарушений подростков и молодежи;

6. Создание условий для развития творческого, интеллектуального потенциала подростков и молодежи края;

7. Организация круглогодичного специализированного отдыха подростков края;

8. Содействие временной занятости молодежи края;

9. Создание условий для участия молодежи края в политической и социально-гражданской жизни края;

10. Поддержка деятельности органов по молодежной политике в городах и районах края;

11. Становление молодежной субкультуры в крае;

12. Реализация национальной политики края Проведение мероприятий, приуроченных к годовщине объединения Красноярского края.

В рамках реализации направлений государственной молодежной политики проводилось большое количество мероприятий. Так, в рамках реализации такого направления как «создание условий для развития творческого, интеллектуального потенциала подростков и молодежи края» были проведены следующие мероприятия:

 


  • Краевой фестиваль молодежной стрит культуры «ХИП-ХОП Линия». Сентябрь 2007 года.

  • Проведение XIV фестиваля «КВН на Енисее». Ноябрь 2007.

  • Спецпроект, посвященный Международному Дню КВН (Дворец спорта им. И. Ярыгина) 11-13 ноября 2007 года.

  • Отборочные игры межрегиональной лиги «КВН – Азия». Декабрь 2007г.

  • Проведение церемонии награждения лауреатов премий для поддержки талантливой молодежи (федеральная и губернаторская премии). Декабрь 2007г.


Относительно профилактики правонарушений подростков и молодежи проводились акции правоохранительной направленности, профилактики ДТП, профилактики алкогольной зависимости и др.

Важно отметить такое направление, как «поддержка инициатив молодежи Красноярского края. Реализация Закона Красноярского края «О краевых социальных грантах». К этому направлению реализации молодежной политики Красноярского края можно отнести следующие события и мероприятия: реализация проектов-победителей грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития» и краевого этапа Красноярского Молодежного Форума; проведение в декабре 2007г. Форума социальных инициатив, а так же выставки реализованных по грантам проектов; проведение мониторинга реализации проектов, поддержанных в программе «Социальное партнерство во имя развития».

Таким образом, можно сделать вывод, что на территории Красноярска и Красноярского края реализуется большое количество программ, направленных на всестороннее развитие молодежи, на повышение ее интеллектуального и духовного уровня.

На мой взгляд, следует рассмотреть некоторые направления более подробно.

^ 1. В рамках своей компетенции Агентство поддерживает общественное движение «Красноярские краевые студенческие отряды», ключевым направлением деятельности которого является трудовая занятость молодежи, получающей высшее образование. В рамках своей компетенции Агентство поддерживает общественное движение «Красноярские краевые студенческие отряды», ключевым направлением деятельности которого является трудовая занятость молодежи, получающей высшее образование.

Задачами движения являются: организация занятости молодежи, подготовка профессиональных кадров для страны, поиск вакантных рабочих мест для выполнения студентами временной сезонной или постоянной занятости, обеспечение досуга молодежи во внерабочее время, построение эффективного института социализации молодого человека в форме молодежного движения, формирование у молодежи ценности труда, как ключевой для современного человека

В 2006 году – движение предоставило пакет из 3000 рабочих мест для студентов десяти крупнейших вузов Красноярска. Отряды делятся на линейные – организованные на базе вуза и предоставляющие рабочие места в рамках профессий, получаемых ребятами и сводные (межвузовские) – открытые для всех желающих. Например, сводный отряд на Богучанской ГЭС, отряд сельхозпереписи, педагогический отряд, отряд проводников на железной дороге и отряд «Молодой Гвардии Единой России». В 2006 году разработаны устав и положения о студенческих отрядах, система поощрения наиболее отличившихся студентов. Уровень заработной платы в зависимости от работы: от 2 до 25 тысяч рублей.

2. ^ Организация летнего отдыха подростков.

Ежегодно в летний период агентством проводятся профильные лагеря для подростков. Летний отдых, организуемый по различным модулям – образовательный, творческий, военно-патриотический, спортивно-туристический, что позволяет подросткам выбрать отдых по своим интересам. Программы лагерей насыщенные и включают в себя: занятия по военной подготовке, специальной туристической подготовке, занятия по психологии (беседы, игры, тренинги, направленные на сплочение коллектива, формирование коммуникативных навыков, деятельности в конфликтной ситуации, на усвоение способов разрешения собственных проблем), занятия в кружках и секциях (секции рукопашного боя, кикбоксинга, горного и спелеотуризма; студии брэйк-данса, современного танца, арт-студия, театральная студия; пресс-центр), спортивные соревнования, походы, сплавы, походы в пещеры и по горно-таежной местности,

Одной из основных задач в сфере летнего отдыха является повышение уровня содержательной деятельности, создание в летних лагерях условий не только для активного отдыха, но и для самоутверждения, саморазвития личности подростка. Таким образом, вся воспитательная и массовая работа в лагерях носит комплексный характер, и наряду с учебными и спортивными занятиями подростки имеют возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в общелагерных и отрядных мероприятиях.

Организация летних лагерей позволяет решить задачи социальной адаптации подростков, находящихся в социально-опасном положении, профилактики негативных явлений в молодежной среде, привлечь «трудных» подростков к занятиям в военных клубах, спортивных секциях, творческих кружках.

В 2007 году в летние лагеря направлено 518 подростков (в 2006 год - 432 подростка). На организацию лагерей из краевого бюджета в 2007 году выделено 3,9 млн. руб. (в 2006 году – 2, 7 млн. руб.).

^ 3. Трудовые отряды старшеклассников. В ходе реализации Программа по организации временной занятости подростков, которую на протяжении 13 лет проводит государственная служба занятости населения, решаются такие важные задачи, как трудоустройство подростков на период летних каникул, профессиональная ориентация на выбор будущей сферы деятельности и профессии, социальная адаптация подростков. Также программа помогает снизить риск совершения правонарушений, так как обеспечивает занятость подростков, входящих в «группу риска», и дает им возможность принять участие в выполнении социально важных задач. На протяжении ряда лет на территории Красноярского края реализуются мероприятия по трудовому воспитанию несовершеннолетних граждан. В 2007 году трудовые отряды старшеклассников организованы в 63 территориях, включая районы крайнего севера, и трудоустроено за счет средств краевого бюджета, с привлечением федерального бюджета, свыше 6075 подростков. Программы по организации временной летней занятости реализуются и за счет средств местных бюджетов и средств работодателей, с привлечением федерального бюджета – 2007 году трудоустроено 18405 подростков (в 2006 году около 16000 чел.).

2007 год стал годом преобразования разобщенных трудовых отрядов старшеклассников Красноярского края в объединенное Движение «Трудовые отряды старшеклассников».

Движение «Трудовые отряды старшеклассников» - это:

 


  • Отряды, сформированные за счет средств краевого бюджета;

  • Отряды, сформированные за счет местных бюджетов;

  • Отряды, сформированные за счет других работодателей (СУЭК и др.)


Движение «ТОС» - это общая идеология, общие задачи, общие дела. Есть ТОЛЬКО ОДНО отличие – источник финансирования. Задача организаторов трудовых отрядов – приложить все усилия по созданию равных условий для подростков, решивших поработать для себя и во благо своего поселка, района, города, края, страны.

Трудовые отряды работают по направлениям:

 


  • «Зеленый дом» (озеленение, выращивание сельхозкультур);

  • отряды по благоустройству (чистота и порядок на улицах; косметический ремонт в социальных учреждениях);

  • социальные отряды (помощь пожилым людям, ветеранам);

  • медиаотряды (все творческие виды деятельности, где подростки могут проявить себя).


Самым многочисленным и ярким (желтый цвет — цвет солнца) по праву считается Трудовой отряд Главы города Красноярска.

Одним из направлений трудового отряда является организация работ мобильных бригад по «горячей линии». Это благоустройство и озеленение объектов по заявкам, поступающим от жителей города Красноярска. Рабочие бригады трудовых отрядов возглавляют бригадиры — опытные наставники, молодые учителя, студенты старших курсов, прошедшие специальную подготовку.

В 2008 году в бюджете края на мероприятия по трудовому воспитанию несовершеннолетних граждан предусмотрено 33,8 млн. рублей, что позволит трудоустроить около 6 300 подростков края за счет краевого бюджета. Распределение рабочих мест в 2008 году (за счет средств краевого бюджета):

 


  • пропорционально численности подростков, учитывая опыт 2007 года, вклад местного бюджета (около 4000 рабочих мест);

  • проведение конкурса проектов, разработанных подростками и направленных на решение актуальных для территории проблем области благоустройства и т.д. (около 1300 рабочих мест).


При приеме на работу в «Трудовой отряд старшеклассников» сохраняется принцип приоритета трудоустройства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. ^ Краевая информационная выставка «Абитуриент-2006». Краевая информационная выставка «Абитуриент 2006» проводилась с целью предоставления школьникам и молодежи полной и наглядной информации о возможностях получения высшего, среднего и начального профессионального образования в учебных заведениях Красноярского края.

Учредителем выставки выступило агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края. Соорганизатором выставки являются Управление федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю, агентство образования администрации Красноярского края и агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края.

Для более качественной и эффективной организации и проведения выставки было налажено взаимодействие с отделами по молодежной политике, центрами занятости городов Минусинск, Канск, Железногорск, Назарово, Лесосибирск, Енисейск.

Информация о работе учебных заведений для абитуриентов была опубликована в справочнике «Образование для вас». Справочник был издан при участии ГУ «Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» в количестве 1000 экземпляров. В справочнике представлено более 20 высших учебных заведений города Красноярска, около 60 средних профессиональных учебных заведений городов Красноярского края, а также более 60 учебных заведений начального профессионального образования.

Более 30 учебных заведений предоставили раздаточный материал, из них 10 предоставили рекламные стенды и плакаты для выставки.

В результате неофициального опроса среди старшеклассников, был выявлен интерес к проводимому мероприятию. Выставка помогает абитуриентам определиться в выборе профессии и учебного заведения. Для учащихся открывается возможность лично пообщаться с представителями тех учебных заведений, в которых, возможно, им предстоит учиться.

^ 5. Красноярский молодежный форум. Региональное общественное неполитическое движение «Красноярский молодежный форум» образовалось в 2003 году. Основная задача форума – решение ключевых проблем города и края посредствам привлечения молодежи, организация постоянного диалога между всеми представителями общества: властью, бизнесом, общественностью. Цель движения – искать, выявлять и поддерживать молодежные инициативы, направленные на развитие Красноярского края. Максимальный объем финансирования одного объекта – 250 000 рублей. В рамках стратегических приоритетов конкурс проводится по следующим номинациям: новые технологии в области социальной защиты, социальное развитие села, развитие культурного пространства, общество и здоровье, кадровая политика и рынок труда, современные информационные технологии.

25-26 ноября 2007 года “Красноярский молодежный форум” и Краевая программа “Социальное партнёрство во имя развития” пригласили всех заинтересованных граждан и общественных организаций, представителей бизнеса и власти принять участие в финальных мероприятиях 2007 года и запуске программ 2008 года. За время работы Форума было заявлено более 30 наиболее интересующих молодежь, тем. В результате, после экспертной оценки, состоялось 8 переговорных площадок. Особенно эффективными можно считать переговоры по темам «Молодежь и рынок труда. Временная занятость молодежи», «Молодежные проекты – в бюджет города. Механизм получения муниципального заказа», «Интеграция молодежи в малый бизнес: тенденции, проблемы, перспективы». В переговорных площадках принимали участие депутаты Законодательного Собрания и Красноярского городского Совета, представители администрации города, администрации Красноярского края, службы занятости, СМИ, бизнес-структур, студенчества, учащихся и все, кому были интересны эти темы.

Помимо переговорных площадок на Форуме также были размещены и другие не менее важные формы работы. Сюда относятся конкурс проектов, круглые столы и экспертные конференции.

Конкурс проектов — это проверенный на мировом уровне механизм выявления, поддержки и реализации молодежных инициатив. Номинации проектов разделяются на три главных направления: социальный, культурный, экономический. Переговорные площадки помогли выявить проблемы волнующие нынешнюю молодежь. Молодежь — это активный субъект развития и формирования будущего, в котором ей предстоит жить. Экспертные конференции — это открытые мероприятия, на которых каждый проект получил независимую оценку — экспертное заключение, и уже в зависимости этого принял дальнейшее участие в конкурсе или был отправлен на доработку.

^ Ювенальный центр в системе социальных служб для молодежи

Ювенальный центр - комплексы социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми, расположенные в каждом муниципальном образовании. Система единого социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семьи с несовершеннолетними детьми должны строиться с учетом основных принципов и положений:

 

· стратегия и тактика социальной работы должны быть основана на единой государственной концепции воспитания и образования молодого поколения, стандартах и нормативах качества жизни различных категорий молодого поколения;

·
на федеральном и региональном уровнях необходимо формирование единой базы ювенальной статистической информации, позволяющей анализировать состояние и тенденции развития молодежной популяции в различных аспектах;

·
единая система социального обслуживания должна охватывать все категории молодого поколения: детей, подростков, молодежь, а также молодые семьи и семьи с несовершеннолетними детьми;

·
деятельность муниципальных ювенальных центров должна строиться на основе постоянного взаимного обмена информацией и опытом работы, а также тесного сотрудничества с находящими на данной территории образовательными и другими учреждениями социальной сферы;

·
приоритет в работе ювенальных центров должен отдаваться жизнеобеспечению нормальной, здоровой семьи как главному гаранту воспроизводства высокого качества человеческого потенциала;

·
разработка основных направлений каждого ювенального центра должна базироваться на интересах жителей и других учреждений данного муниципального образования;

·
целесообразно привлекать саму молодежь (в возрасте 13-25 лет) в качестве добровольных помощников социальных работников, педагогов, воспитателей.


В состав каждого муниципального ювенального центра должны входить следующие структуры:

·
информационно-консультативное отделение: предоставление клиенту необходимой информации; первичное консультирование; назначение специалиста – социального работника для решения конкретных социальных проблем; направление в другие социальные учреждения;

·
отделение социальной помощи: распределение гуманитарной помощи; выдача единовременных пособий и дотаций всем нуждающимся; оказание социальной помощи на дому;

·
отделение педагогико-воспитательной работы: разработка концепций воспитания и образования детей, подростков и молодежи; организаций курсов и лекций по различным проблемам, возникающим у представителей подрастающего поколения и их родителей, а также научно-практических семинаров с приглашением ученых и специалистов из других учреждений; помощь и консультации родителей в воспитании детей (в том числе присмотр за детьми в отсутствие родителей);

·
психологическое отделение: психологическое консультирование детей, подростков и молодежи, а также их родителей; решение психологических проблем детства; проведение психолого-диагностических мероприятий.

·
отделение социального патронажа: наблюдение и сопровождение детей, подростков и молодежи, оказавшихся в кризисной ситуации, требующей особого вмешательства социального работника;

·
отделение срочной социальной помощи: безотлагательная социальная, экономическая, психологическая и иная помощь детям, подросткам и молодежи и их родителям в случае экстренно возникших у них психологических, социально-экономических и иных проблем;

·
медицинское отделение: консультации подростковых гинекологов, урологов, валеологов и врачей общей практики по вопросам гигиены, здорового образа жизни, половых отношений, контрацепции;

·
отделение дневного пребывания: группы дневного пребывания детей из кризисных семей с возможностью обучения по школьной программе, организаций их питания в стенах учреждения, психолого-воспитательная работа;

·
отдел по связям с общественностью: сбор информации о потенциальных клиентах центра: ведение информационной базы данных клиентов, сопоставление ее с общегородскими, региональными и всероссийскими базами; проведение мониторинга положения представителей молодого поколения и других статистических исследований, необходимых для эффективной деятельности центра; подготовка и распространение данных социологических исследований, информации о деятельности центра и ее результатах через собственные или городские СМИ.

 

24



































































































Дата: 2019-04-23, просмотров: 270.