ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения; б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей, товарищей по классу и т.д.; в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и психоневрологическо­го свойства; г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и значимых социальных и личных жизнен­ных целей и планов; д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подрос­тков, развивающаяся на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их поведении, на формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи де­тям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через сред­ства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом сред­ствам и способам достижения такого благополучия не при­дается значения. Таким образом, подросток часто может ви­деть или слышать, как происходит незаконное и безнака­занное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только матери­ального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влия­ние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подрост­ка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возмож­ность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положитель­ные качества их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки люби­мых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравствен­ными принципами, разделяющими гуманистические цен­ности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порожда­ющие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррек­ции. И.А. Невский, Л.С. Колесова провели экспертный оп­рос работников некоторых школ, в ходе которого их про­сили высказать свое мнение о внешних факторах риска от­клоняющегося поведения подростков.

По мнению опрошенных педагогов, внешними фактора­ми, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

отсутствие ясной позитивной государственной идео­логии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

— несовершенство законов и работы правоохранитель­ных органов, безнаказанность преступлений;

— безработица (явная и скрытая);

— отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

— разрушение и кризис традиционных институтов соци­ализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

— пропаганда насилия и жестокости через средства мас­совой информации;

— отсутствие своевременной и квалифицированной дис­пансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, ока­зывать им помощь по итогам диспансеризации;

— недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

— доступность табака, алкоголя, наркотиков.

II. Состояние семьи, ее атмосфера:

— неполная семья;

— материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

— низкий социально-культурный уровень родителей;

— отсутствие семейных традиций;

— стиль воспитания в семье (отсутствие единых требова­ний к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

— отрицание самоценности ребенка;

— удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

— злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

— попустительское отношение родителей к употребле­нию детьми психоактивных веществ.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показы­вает, что таковыми чаще всего являются:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи шко­лы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через обществен­ность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уро­ков; неудовлетворительная организация внеклассной рабо­ты; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психоло­гии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотно­шений в системе «ученик — учитель»; необъективный под­ход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; по­давление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка цен­ностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны раз­личать. К ним относятся: ощущение собственной незначи­мости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не­знание или неприятие социальных норм и ценностей, не­умение критически мыслить и принимать адекватные реше­ния в различных ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции на себя самого и других людей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков требует их психологической им­мунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, про­воцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей: способ­ности эффективно общаться, принимать ответственные ре­шения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и раз­вивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор, его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей уча­щихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подро­стков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).

В совокупности оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше требований и условий позволя­ет обеспечить им равномерное гармоничное развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение той рабо­ты предполагает разработку методов выявления подрост­ков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специа­лизированной помощи, разработку методов и приемов ока­зания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьни­ков различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности как ведущего условия и фактора эффективной про­педевтики отклонений в ее развитии и поведении.

 

11

Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.