Схема составления психологического портрета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый уровень — это психофизиологический фон деятельности человека, который определяет степень его энергичности, скорости реакций, эмоциональности и способности переключаться с одного рода деятельности на другой.

Особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.

Данный уровень дает возможность определить особенные проявления поведения, которые стали свойствами самой Личности. Xарактер имеет общественно-психологическую природу, т. е. зависит от мировоззрения личности, ее знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны др. людей и активного взаимодействия с ними.

Изучение способностей дает возможность определить уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Второй уровень схемы — это психологический фон личности, определяющий доминирующие психологические функции: мышление, ощущения, эмоции и интуицию.

Он представлен психологическими качественными характеристиками, соответствующими типологии К. Юнга, основанной на доминировании определенных психических явлений: «мышления», «ощущений», «чувств», «интуиции». Этот уровень обозначен как психологический и соответствует «особенностям психических процессов» по К. К. Платонову.

Психологические качества, в отличие от особенностей темперамента, могут меняться значительно быстрее. В зависимости от характера наших действий, нашей деятельности мы переключаемся с одного психического процесса на другой.

Второй уровень схемы - это психологический фон личности, определяющий доминирующие психологические функции:

Мышление;

 

Ощущения;

 

Интуицию.

 

Третий уровень представлен типологией, имеющей социально-психологическую ориентацию, и обозначен как «социально-психологический», основанный на «функциональной типологии», то есть тех функциях, которые человек может выполнять в обществе, в семье, на работе, среди друзей.

Функциональная типология связана с социальными ролями личности, склонностями и способностями человека, может определять и другие типологические признаки — профессиональную направленность, особенности социальной адаптации. Благодаря типологии, представленной именно на этом уровне, человек может определить, обладает ли он качествами лидера и как они будут проявляться, какие в нем заложены способности, и выбрать наиболее подходящую профессию. Третий уровень соответствует уровню «опыта» по К. К. Платонову.

Этот уровень психологических качеств тоже может быть как изменчивым, так и устойчивым, в зависимости от индивидуальных особенностей личности и требований окружающей среды. Третий уровень связан с особенностями адаптации к профессиональной деятельности, способностью личности занять то или иное положение в коллективе.

Четвертый уровень по структуре отличается от предыдущих, отражает особенности психологической направленности личности и представляет собой вершину структуры по К. К. Платонову — «направленность личности». Это — система социально-психологических установок или ценностных ориентации, среди которых наиболее мощная — система «ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ», описанная Э. Фроммом и другими психологами.

Этот уровень структуры личности связан с наиболее общими устремлениями человека, с теми целями и ценностями, которые он для себя формирует. Именно эти цели и ценности могут влиять на нижележащие структуры, создавая неповторимые качества, характеризующие личность.

Для каждого уровня схема, представленная на рис. 1 может служить основой для составления психологического портрета. Для каждого уровня этой схемы подобраны методики и интерпретации полученных результатов. Методики многократно использовались в психодиагностике и сопоставлялись с другими психологическими показателями.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.