Вопрос 36. Основные источники финансирования физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансирование физической культуры и спорта (ФкиС) в условиях рыночных отношений предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов: государственными органами, профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципалитетами и образовательными структурами. Кроме того, средства на физическую культуру и спорт поступают по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также от отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные клубы и организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность - издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на телевизионную и радиотрансляцию соревнований и интервью, осуществляют трансфер, или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности.

Итак, источники финансирования складываются из групп:

- государственное финансирование, осуществляемое из федерального и местного бюджетов;

- самофинансирование, осуществляемое спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства;

- финансирование по линии внебюджетных фондов, образовательных учреждений и профессиональных союзов;

- финансирование, осуществляемое по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций;

- поступления от благотворительной деятельности (меценатства) отдельных граждан и организаций.

Все отмеченные группы источников финансирования значительно различаются по своей экономической природе, а также формам и способам получения денежных средств. Более того, даже внутри одной группы инструменты финансирования могут весьма существенно дифференцироваться.

Государственное финансирование ФкиС может осуществляться в виде налоговых льгот (когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие); субсидий (денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам) или субвенций (целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы). То же самое можно сказать и о предпринимательской деятельности в физкультуре и спорте, которая затрагивает самые разнообразные направления привлечения финансовых ресурсов.

Рассмотрим основные принципы финансирования ФкиС из бюджетных и внебюджетных источников.

Бюджетное финансирование - это предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям (организациям) для полного или частичного покрытия их расходов. Бюджетное финансирование ФкиС в России осуществляется на основе бюджетной классификации, т.е. группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, с помощью которых государство выполняет свои функции.

Государственная поддержка ФкиС осуществляется по спектру направлений:

- на законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта;

- в части прямого финансирования физкультуры и спорта. Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия;

- в виде косвенного финансирования, государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, что позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях;

- в виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, расходы по строительству Олимпийской деревни). В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти - они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

Государство осуществляет финансирование по перечисленным направлениям на основе разработанных перспективных планов, с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия.

Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования. Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности. Осуществляя бюджетное финансирование ФкиС, государство стремится к всестороннему развитию человека, утверждению здорового образа жизни, формированию условий для занятий любыми видами физкультуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболевании, вредных привычек и правонарушений. Развивая национальный спорт, в том числе спорт высших достижений, государство тем самым консолидирует нацию, целенаправленно формирует чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Однако финансирование отрасли ФкиС не ограничивается бюджетными средствами. В условиях рыночной экономики важное значение приобретают внебюджетные источники финансирования.

Внебюджетное финансирование ФкиС осуществляется за счет: доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности, поступлений из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию ФкиС, от спонсоров, спортивных лотерей, а также других доходов, не запрещенных законодательством; особое место занимают налоговые и иные льготы.

Самофинансирование - самостоятельное привлечение денежных средств из всех возможных источников для собственных нужд, осуществляется в ФкиС за счет предпринимательской деятельности.

Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности. Коммерческие физкультурно-спортивные организации обеспечивают в настоящее время в России значительную часть рынка социально-культурных услуг отрасли «ФкиС», используя в своей деятельности собственные средства, паевые взносы учредителей, кредиты и другие привлеченные средства. Кроме основной деятельности любая коммерческая ФСО, если это отражено в ее уставе, может оказывать различные сопутствующие услуги (гостиничные, транспортные, банковские, торговые, ремонтные и др.).

Предпринимательская деятельность в спорт с осуществляется в трех основных направлениях:

1. во-первых, в сфере индивидуального предпринимательства, так как в настоящее время большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивных рынках труда как частные предприниматели;

2. во-вторых, предпринимательскую деятельность в спорте осуществляют отдельные спортивные клубы, лиги, федерации и иные организации;

3. в-третьих, предпринимательскую деятельность в сфере спорта осуществляют предприятия, специализирующиеся на производстве спортивных товаров, услуг и информации. Сюда относятся предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение; специализированные телевизионные и радиокомпании и каналы, печатные издания и другие фирмы.

Некоммерческие ФСО - физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, клубы и т.п. - по действующему российскому законодательству также имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль от которой не подлежит распределению между участниками, но может быть использована на цели развития организации. В качестве такой приносящей прибыль деятельности могут выступать платные физкультурно-спортивные услуги, выпуск газет и журналов, справочной и методической литературы, производство сувениров и прочей спортивной атрибутики, пошив спортивной одежды, продажа прав на теле- и радиотрансляции соревнований и т.п.

Бюджетные ФСО на аналогичных условиях также осуществляют предпринимательскую деятельность.

Поступления из внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта. В настоящее время в России создан целый ряд разнообразных по масштабам и характеру деятельности внебюджетных фондов содействия развитию ФкиС. На общероссийском уровне успешно действуют такие фонды, как Фонд «Спартак» имени братьев Знаменских, Фонд «Возрожденный «Спартак», Российский Фонд милосердия «Физкультура и здоровье», Фонд развития тенниса в России и многие другие. Внебюджетные фонды содействия развитию ФкиС создаются и на уровне субъектов РФ, а также на местном уровне.

Игорный бизнес как внебюджетный источник финансирования. В Российской Федерации разработаны и приняты нормативно-правовые акты, целью которых является упорядочение участия государства в организации игорного бизнеса вообще и лотерей в частности, а также обеспечение дополнительных источников пополнения бюджетов различных уровней.

Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения ФкиС - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого ФСО и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания.

В качестве основных объектов спонсорства в отрасли «ФкиС» выступают:

1) организационные единицы отрасли - национальные олимпийские комитеты, федерации спорта, спортклубы, команды, отдельные спортсмены и т.п.;

2) спортивные соревнования различного ранга;

3) различные уровни развития спорта - спорт высших достижений, резервный спорт, массовый спорт и т.д.

Спонсорская деятельность осуществляется с использованием специфического механизма, элементами которого являются планирование, организация, проведение и контроль спонсорских мероприятий.

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «ФкиС», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы. К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций в настоящее время относятся следующие:

- учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и ФСО независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

- средства, поступающие в некоммерческие ФСО (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предназначенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.

- сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физкультурно-спортивной организации независимо от ее организационно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием ФСО.

- налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь ФСО, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3% от налогооблагаемой базы.

- не подлежат уплате НДС следующие операции: реализация ФСО входных билетов на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные) и др.

Российское законодательство устанавливает льготы в налогообложении и для физических лиц. Так, в в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц не включаются:

- стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками ФСО для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- премии и призы, получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований, а также на чемпионатах и кубках РФ - от организаторов этих соревнований.

Иными льготами, установленными в РФ и субъектах РФ предусмотрено:

- бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;

- обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области ФкиС и преподавателей спортивных дисциплин;

- льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и т.п., установленные для населения; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и др.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 770.