Разработка основ управления в правоохранительной области в настоящее время – важная часть формирования теории социального управления, обусловлено формированием государственной единой стратегии для правоохранительных органов. Помимо этого, базируется она на необходимости реализации и разработки стратегии противодействия преступности и применения единых технологий и принципов управления для субъектов системы управления правоохранительной сферы.
Важное для стратегии – ориентация всей системы управления на обеспечение социальной безопасности государства, общества и личности от преступных посягательств по стране в целом, и во взятом отдельно регионе − высокой криминализацией отношений.
Теоретическое понимание управления в правоохранительной области в современное время обусловлено:
− увеличивающейся сложностью управленческих задач, а также решением социальных острых конфликтов;
− сжатостью сроков «быстрого реагирования» на изменения;
− разработкой мер по стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионах и в стране;
− высоким уровнем неопределенности событий в обществе[7, с.9].
Управление правоохранительной сферой как научной категории изучается как один из видов социального управления, который составной частью входит в предметную область социологии управления, исследующей закономерности и законы управления социальными институтами, социальными структурами, процессами, а также сообществами, которые включены в область правоохранительных отношений.
Идеи социального управления и его составляющей развивались в рамках производственной экономики и социальной философии.
В последнее десятилетие в РФ управление в основном развивалось на основании западного опыта производственного менеджмента. В то же время в российской современной науке управление развитие получило не только в экономической сфере, но и в социологии, и ее отрасли – социологии управления.
На протяжении второй половины ХХ-го в. происходило становление теории управления как нового направления в практике и науке. Сегодня она основывается на огромном арсенале научных концепций и разработок: социологии управления и теории научной организации труда, общей теории систем, теории социальных явлений, концепции стратегического планирования и моделирования, кибернетике, теории управленческих решений, современной философии менеджмента, научном управлении обществом, теории формирования стратегии как процесса и т. п.
Современные практики и теоретики в стратегическом управлении основной составляющей прослеживают стратегию, улучшение технологии принятия решений, а также их выполнение. Необходимость разработки основ обусловлено цивилизационными процессами в обществе и сложностями формирования правоохранительной эффективной организации.
Проблема управления – его развитие как практического самостоятельного направления в правоохранительной области, а также развитие теоретической концепции в рамках социологии управления. В современное время есть только примерная рабочая «модель», вокруг которой строится теоретическая конструкция.
Управление в правоохранительной сфере, как предметная область деятельности человека – подсистема социального управления, которая призвана обеспечить социальную безопасность государства, общества, личности в разных сферах жизнедеятельности.
Помимо цивилизационной, управление выполняет и иные функции:
- ценностную (аксеологическую);
- преобразовательную (инструментальную);
- моделирование будущих отношений (социально-проектную);
- познавательную (когнитивную);
- объяснительную (методологическую) [14, с.109].
Для понимания сути стратегического управления имеет значение понятие «управление». На обще-теоретическом смысле управление как часть поянтия «стратегическое управление» изучается как новый уровень организации человеческой природы. Человеческое сознание в принципе отличает управление от процесса самоорганизации и саморегуляции в природе из-за его способности проектировать будущее.
В теоретической модели правоохранительной стратегии особенное место занимает обще-социологическое понимание терминов «менеджмент», «управление», «социальный порядок» и «социальная организация», «теория управления», разграничение таких понятий, как «социальное управление» и «социология управления».
В литературе сложилась точка зрения, в соответствии с которой «социальное управление» и «социальная организация» рассматривают как разные, но связанные сущности[33, с.5].
Социальная организация (т.е. правоохранительная система) – особая подсистема средств регуляции поведения человека, коллективный субъект целедостижения, логику и процесс которого определяет управление (социальное управление). Если эта организация относится к тем явлениям, которые характеризуют социальный порядок, то оно относится к социальным процессам, к изменению и поддержанию социального порядка. Поэтому управление – процесс изменения состояний в совокупности людей, в их взаимодействиях и отношениях.
Следовательно, безопасность общества от преступных посягательств – социальный порядок, который характеризуется как состоянием, так и процессом, в процессе которого происходит решение социальных противоречий.
Субъекты системы управления в правоохранительной области – правоохранительные органы, а также судебная система, которую создает государство для обеспечения безопасности. Система управления должна обеспечить социальную безопасность, это совокупность связанных элементов:
- объект воздействия (отношения, группа индивидов, индивид), на которые влияет субъект;
- действующий субъект (организация, индивид);
- орудия (средства) действия;
- способ использования средств или метод действия;
- результат или реакция индивида (объекта), которыми являются коллективные организованные действия в отношении обеспечения в обществе безопасности[27, с.192].
Управление в правоохранительной области как элементом процесса социального управления свое место занимает в механизме применения законов развития общества, обеспечивая безопасность государства и личности, следовательно, важный момент для раскрытия сути стратегического управления в правоохранительной области – разграничение понятий «социальное управление», «социология управления» и «научное управление».
Многими авторами данные понятия («социальное управление», «социология управления» и «научное управление») рассматриваются как синонимы. Социальное управление (т.е. научное управление) – обозначение данного феномена. Понятие «социальное» подчеркивает, что этот вид отличается от управления в технических и природных системах, от кибернетического понимания управления. Относясь к практической деятельности, социальное управление, в основном располагает эмпирическими знаниями, которые на современном этапе требуют методологического подхода и теоретического осмысления, которой и является наука социологии управления. Управление в правоохранительной области относится к управлению социальными явлениями, процессами и отношениями и является подсистемой общего социального управления. Если предмет совместной деятельности граждан – материально-идеальный, идеальный или материальный объект, его изменение согласно желаемым результатам, то объект управления – отношения между людьми в данном процессе. В данном случае социальное управление – управление социосистемами всех уровней, а также социальной составляющей всех видов социотехнических систем. Когда западные специалисты [цит. по15] говорят о системе государственного управления, то применяют понятие «администрирование». В данной связи в российской литературе сложилась позиция, по которой управление сравнивается с администрированием и менеджментом как часть и целое. Социология управления и социология менеджмента имеют различия. Социология управления исследует универсальные законы, которые действуют как на производстве, так и в сфере потребления, распределения, культуры, политики и т. д. Поэтому, социальное управление реализуется как общее целеполагание развития общества, а также руководство по осуществлению целей социальными институтами и большими группами людей.
Назначение теории управления в правоохранительной области заключается в понимании технологии и содержания функции общества по достижению целей в противодействии преступности, а также обеспечению правопорядка в разных сферах человеческой жизнедеятельности.
Теоретические основы должны раскрыть методологические подходы к разработке миссии правоохранительных субъектов, постановке стратегических целей, программ и планов, прогнозов, оценочных показателей и критериев деятельности тех социальных субъектов, которые формируют стратегию обеспечения безопасности. Стратегия на практике расширяет многие возможности правоохранительной системы, т.к. позволяет оптимизировать все процессы будущей безопасности.
Функции организационно-административного управления в правоохранительных органах:
– создание организационных формальных звеньев;
– поддержание организационных формальных звеньев;
– становление организационных формальных звеньев.
Метод регулирования – совокупность взаимосвязанных поочередных действий, которые состоят из 5 этапов:
- изучение состояния порядка в функционировании и строении организационных звеньев;
- выявление отклонений в строении и функционировании звеньев от запроектированного;
- выяснение оснований отклонений в функционировании и строении организационных звеньев от спроектированного;
- подготовка событий для поправки состояния в функционировании и строении организационных звеньев;
- проведение мероприятий для поправки состояния в функционировании и строении организационных звеньев.
Итоги регулирования – организационные усовершенствованные условия, которые содействуют устойчивому и удачному функционированию организационных звеньев:
– усовершенствованные системы должностей, обеспечивающие достижение целей деятельности звеньев;
– усовершенствованные системы коммуникаций, обеспечивающие рациональное взаимодействие и функционирование звеньев;
– усовершенствованные системы правил, обеспечивающих порядок выполнения наиболее важных деятельности.
При грамотно выбранной стратегии по обеспечению безопасности, можно предотвратить отрицательные тенденции, которые зарождаются в процессах, явлениях и отношениях, вызывающие угрозы и риски безопасности, преобразовывать их случайное течение в действительное или системное.
Глава 2. ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.