Институт педагогики, психологии и социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Факультет психологии

Кафедра психологии развития, акмеологии

Дипломная работа

на тему:

«Социально-психологические факторы

Эффективности общения преподавателя и учащихся»

Студентки 6 курса

Факультета психологии

Бочкаревой А.Н.

Астрахань-2010



Содержание

 

Введение

Глава 1. Анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие общения как социально-психологического феномена

1.2. Профессионально-педагогическое общение: понятие, виды, стили

1.3. Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Глава 2. Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

2.1.Организация и методика исследования

2.3. Результаты и их обсуждение

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение



Введение

Проблема эффективности общения преподавателя и учащихся занимает одно из центральных мест в педагогической психологии. Традиционно, под педагогическим общением понимается совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Проблемы педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Однако многие проведенные исследования дают в целом неожиданный результат, а именно, говорят о том, что регистрируемые в экспериментальных работах личностные характеристики не оказывает сколько-нибудь значимого воздействия на взаимные симпатии. Это относится к таким измеряемым по стандартным тестам чертам - как экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.. В связи с этим, нам представляется интересным, еще раз коснуться этой темы и попытаться выявить черты личности преподавателей, которые могли бы оказывать влияние на эффективность педагогического общения.

Актуальность. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально- педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе

2. Выявить и проанализировать критерии эффективности педагогического общения

3. Изучить личностные особенности преподавателей

4. Выявить взаимосвязь между личностными особенностями преподавателей и эффективностью педагогического общения

Предмет исследования: Факторы эффективного педагогического общения

Объект исследования: преподаватели и студенты Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что личностные особенности преподавателя и студентов влияют на эффективность их общения..

При написании данной работы нами были использованы методы: анализа литературных источников, наблюдения, опроса, которые проводились по методикам:

1. "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" (модифицированный вариант анкеты А.А.Леонтьева);

2. "Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя" (Н.П. Фетискин);

3. "Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF" (версия С).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением надежных, валидных, апробированных методик и применением методов математической обработки данных.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе в достаточной мере описано влияние на эффективность педагогических коммуникаций стилей педагогического общения, но недостаточно исследованы качества личности, обеспечивающие эффективность общения в системе "Преподаватель-студент".

Практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в возможности разработки рекомендаций преподавателям АГКПТ на основании полученных результатов и проведении для них, развивающих и обучающих социально-психологических и психолого-педагогических тренингов и семинаров, с целью повышения эффективности работы преподавателей и учебно-воспитательного процесса в целом. Так же данная работа может быть использована преподавателями и психологами других учебных заведений в своей работе.



Результаты и их обсуждение

 

Основной задачей нашего исследования являлась попытка проследить взаимосвязь между качествами личности преподавателей и эффективностью их общения с учащимися.

Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь у преподавателей АГКПТ с учетом результатов оценки эффективности их работы, студентами.

Исследование проводилось в три этапа и дало следующие результаты.

Результаты тестирования по методике "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций "(Приложение 3)

 

Рис. 2. Средние показатели эффективности педагогических коммуникаций

 

Таким образом, мы видим, что в результате исследования преподаватели получили оценку от 18, 28 до 42,67 баллов (таблица 1)

 

Таблица 1


Выводы

 

1. В нашем исследовании нами были выявлены критерии оценки эффективности преподавателей. Благодаря выявленным критериям мы смогли выделить эффективных и неэффективных преподавателей и, соответственно, разделить их на 2 группы.

2. Изучение личностных особенностей преподавателей позволило нам составить усредненные групповые профили личности преподавателей 1 и 2 групп.

3. Описанные в настоящем исследовании факторы эффективности педагогического общения обнаружили тесную взаимосвязь с личностными особенностями преподавателей. Применение методов математической обработки данных, позволило нам выявить наиболее значимые из них.

4. Наличие значимых различий в профилях личности 1 и 2 групп позволило нам считать выявленные факторы (качества) - детерминирующими эффективность общения преподавателей со студентами. Т. о. наша гипотеза, о наличии таких качеств – подтверждается.

5. По результатам проведенного нами исследования, мы можем говорить о том, что на эффективность общения преподавателя со студентами оказывают влияние такие качества личности, как жизнерадостность, энергичность, экспансивность, искренность в отношениях между людьми, эмоциональность, динамичность общения, социальная смелость, активность, радикализм (гибкость) и уверенность в себе.



Заключение

 

В настоящей дипломной работе нами были рассмотрены социально-психолгогические факторы эффективности общения преподавателей и учащихся. Все эти факторы являются профессионально важными качествами педагога, необходимыми для эффективного педагогического общения. К таким качествам относят: интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умения общения, общительность, коммуникативные качества, способность к эмпатии и пониманию людей; оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Кроме того, в нашем исследовании мы выявили влияния на эффективность общения педагога таких качеств его личности как жизнерадостность, энергичность, экспансивность, искренность в отношениях между людьми, эмоциональность, динамичность, социальная смелость, активность, радикализм (гибкость) и уверенность в себе.

Однако, нужно отметить, что нами был получен "усредненный профиль успешного преподавателя", который может рассматриваться скорее как исследовательский результат, позволяющий сформулировать гипотезы для дальнейших исследований, а не как критерий прогноза эффективности общения и деятельности преподавателя.



Список использованной литературы

 

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Владос, 2002.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. М.: Владос, 2001.

5. Батищев Г.С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. 1989. №11. с. 35-38.

6. Белоусова А.К. Педагогическая психология: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2001.

7. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

8. Бойко Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного

9. процесса в эпоху кризиса реформ //Alma mater. 1997. №9. с.6-8.

10. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архангельск, 1997.

11. Власов Л.В. , Сементовская В. К. Деловое общение. Л., 1980.

12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под. ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2001.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.

14. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1996.

15. Гозман Л.Я. Психология эмолциональных отношений. М., 1987.

16. Гусев г. В. Психология общения: текст лекций спецкурса. М., 1980.

17. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

18. Диагностика успешности учителя. Сб. метод. материалов для руководителей школ. М., 2001.

19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1987.

20. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1978.

21. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

23. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара, 1998.

24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1994.

25. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.

26. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.

27. Кан - Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

28. Кан - Калик В.А. Тренинг профессионально - педагогического общения. М.,1990.

29. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.

30. Кан-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. М., 1987.

31. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

32. Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1975.

33. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2003.

34. Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.

35. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

36. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

37. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

38. Леонтьев А.А. Психология общения в профессиональной

39. деятельности лектора // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1975. Вып. 2.

40. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

41. Личность в деятельности и общении. Ростов н/Д.: Гефест, 1997.

42. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. 3-е изд. М.: Просвещение,1986.

43. Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 4М.: Изд-во АПН, 1957.

44. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

45. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973.

46. Метельский Г.И. Понимание личности ученика и коммуникативные умения педагога //Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении. Гродно, 1980. Ч. 1.

47. Митина М.Л. Учитель как личность и профессионал. М.,1994.

48. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Владос, 1999.

49. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001.

50. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.

51. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под. ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.

52. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

53. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

54. Педаясь М.-И. Я. Эмоциональность как фактор взаимодействия//Взаимодействие коллектива и личности. Таллин, 1979.

55. Пидкасистый П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.

56. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.

57. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общей ред. А.А. Крылова. СПб.: Питер, 2000.

58. Психологический словарь// В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др. М., 1996.

59. Психологические тесты / под. ред. А.А. Карелина: В 2 т., М.: Владос, 2003.

60. Психология и педагогика / под ред С.А. Хмелевской. М.: Логос, 2002.

61. Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.

62. Рахматуллина Ф.М., Курбанова А.Т. Основы педагогического общения: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1984.

63. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Л., 1996.

64. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

65. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

66. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов - н/Д, 1994.

67. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н / Д, 1996.

68. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 т. - М.: Владос, 1999.

69. Роджерс К. Клиент - центрированная психотерапия. М.: Эксмо, 2002.

70. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль, 2002.

71. Сквирский В.Я. О роли педагогического взаимодействия // Вест. Высш. Шк. 1987. № 6 с. 29-33.

72. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002.

73. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 1995.

74. Степанов С.С. Педагогическое общение // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

75. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1999.

76. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов: СПИ, 1966.

77. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.

78. Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента: Автореф. дис. канд. пед. н. М., 1997.

79. Темина С.Ю. Конфликты школы или "школа конфликтов"? - Москва - Воронеж, 2002.

80. Фетискин Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителей. Кострома, 1995.

81. Фетискин Н.П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института психотерапии, 2002.



Приложение 1

Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)

Назначение. Диагностическая цель методики заключается в определении «аудиторной атмосферы», активности, выраженности познавательного интереса у обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности.

Инструкция. Экспертам, предлагается карта коммуникативной деятельности. Оценку следует проводить по предлагаемой шкале. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка.

 

Карта коммуникативной деятельности

 

1 Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
2 Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
3 Поощрение инициативы обучаемых 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
4 Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
5 Активность (все время в общении, держит аудиторию в «тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
6 Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
7 Дифференцированность (индивидуальный подход) 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

 


Обработка данных

 

Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности.

Интерпретация данных

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих

друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно, в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива проявляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках (7-10 баллов) всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.


Приложение 2

 



Табл. 2 Результаты тестирования по методике

"Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" студентов 1 курса

Испытуемый(№)

№ (код) преподавателя / оценка в баллах

10 11 12 13 14 15 16 17 18
1 46 16 16 48 27 18 35 44 9
2 43 39 34 45 42 33 46 45 38
3 35 41 10 48 41 28 21 23 13
4 43 41 44 48 35 44 40 32 36
5 42 24 10 37 37 32 38 25 13
6 47 36 17 47 46 17 33 40 30
7 48 16 11 42 26 8 27 37 27
8 35 33 24 43 26 13 31 48 13
9 45 29 14 33 25 28 31 43 8
10 39 37 18 49 39 38 25 38 15
11 44 26 12 45 27 17 28 42 16
12 39 33 14 37 42 17 22 39 14
13 32 25 15 32 36 21 29 47 14
14 41 33 7 49 26 33 31 32 7
15 35 42 21 45 42 21 43 41 36
16 34 43 24 46 42 20 44 41 36
17 37 28 33 29 26 37 33 28 21
18 26 26 28 21 14 7 35 42 49
19 48 41 16 36 40 31 34 31 25
20 38 25 12 39 45 30 23 45 36
21 38 15 16 49 13 13 49 49 7
Сумма 835 649 396 868 697 506 698 763 463
Средний балл 39,76 30,9 18,86 41,33 33,19 24,1 33,24 36,33 22

Табл. 3 Результаты тестирования по методике "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" студентов 3 курса

Испытуемый (№)

№ (код) преподавателя / оценка в баллах

19 20 21 22 23 24 25 26
1 22 39 32 24 49 47 12 46
2 19 47 33 40 26 44 27 42
3 23 46 32 35 24 43 24 40
4 25 21 31 15 9 36 17 38
5 18 42 30 32 49 47 16 48
6 20 48 49 31 41 45 36 47
7 20 48 49 31 46 43 36 48
8 11 45 45 18 39 43 22 43
9 29 41 35 11 30 40 24 45
10 35 36 30 23 25 41 19 39
11 26 44 38 19 43 31 23 44
12 18 45 33 14 41 23 15 39
13 13 17 14 25 39 34 12 32
14 27 42 34 41 35 34 32 41
15 27 27 9 16 21 31 24 35
16 7 23 25 13 14 7 28 34
Сумма 340 611 519 388 531 589 367 661
Средний балл 21,25 38,2 32,4 24,25 33,2 36,8 22,9 41,3

 

Группа 1

№ испыт.

Факторы (в стенах)

A B C E F G H I L M N О Q 1 Q 2 Q 3 Q4 1 8 7 6 6 8 7 8 5 5 7 8 4 7 8 7 5 2 5 7 7 6 7 8 8 5 5 5 6 4 7 5 7 5 3 7 7 6 5 7 6 7 5 4 7 4 5 7 7 7 5 4 7 7 6 8 7 6 7 5 7 8 7 4 7 7 7 5 5 1 7 8 2 5 6 8 4 5 7 4 6 7 4 9 2 6 4 7 5 2 9 7 6 5 7 4 4 6 7 6 2 4 7 8 5 5 4 7 4 8 4 8 7 4 8 5 5 5 4 8 10 7 9 3 6 7 9 3 5 3 8 4 3 4 5 2 9 5 8 2 7 8 4 5 4 7 7 6 5 7 7 4 6 10 10 1 8 7 7 5 5 2 4 3 5 6 7 5 5 1 11 5 6 6 7 8 6 6 5 7 4 4 7 5 6 4 5 12 8 1 6 7 1 8 7 4 8 7 8 9 5 5 8 6 13 5 4 3 7 3 4 9 5 4 6 5 5 6 6 5 4 Сумма 83 74 77 71 83 78 93 56 76 75 73 73 80 75 75 54 Средний балл 6,4 5,7 5,9 5,5 6,4 6 7,1 4,3 5,8 5,8 5,6 5,6 6,1 5,8 5,8 4,1

 

Группа 2

№ испыт.

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Факультет психологии

Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.