По данным авторов (Квартовкина Л.К., 1987; Головина Л.И., 1990; Фролова А.Ф., 1972; Губернский Ю.Д. и др., 1988), параметры микроклимата спортивных помещений и их санитарно-гигиеническое состояние значительно отличаются от оптимальных величин. Все это способствует утомлению и замедляет восстановительные процессы после занятий. Так, при температуре выше нормы возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, увеличивается тепловой дискомфорт. При излишне низких температурах возможны простудные заболевания, снижается спортивная работоспособность, возникают травмы /15/.
Самочувствие спортсмена зависит не только от условий общего теплового баланса, но и от тепловых условий, в которых находятся участки тела, удаленные от «ядра», от туловища (кисти рук и стопы). Особенно чувствительна к радиационному нагреву и охлаждению голова.
Микроклимат спортивных помещений нормируется по 3 основным параметрам (температура, влажность и подвижность воздуха).
На тепловое состояние спортсмена в крытом спортивном сооружении оказывает большое влияние и тепловая радиация, особенно при экстремальных наружных условиях, приводящих к резкому переохлаждению или перегреву ограждающих конструкций /35 и др./.
В отдельных видах спорта (гимнастика, прыжки в воду, акробатика) спортивные упражнения выполняются или босиком, или в обуви с тонкой подошвой, имеющей низкую теплоизоляцию. При низкой температуре пола это может привести к дискомфорту. Поэтому в таких видах спорта температура пола и материал, из которого он сделан, может играть важную роль в тепловом состоянии занимающихся. ВСН 46-86 рекомендуют для спортивно-тренировочных залов расчетную температуру воздуха 15 градусов по Цельсию, для залов бассейнов – 24-26 градусов по Цельсию.
Подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся должна быть не более 0,2 м/с в залах ванн крытых плавательных бассейнов до 0,5 м/с – в остальных спортивных залах и залах для подготовительных занятий в бассейнах. Расчетной температурой для раздевален и душевых, а также санитарных узлов при раздевальнях является 25 градусов по Цельсию.
Также неблагоприятным факторам занятий относятся:
Загрязнение воздуха. Спортивные залы и другие помещения для физической культуры и спорта, особенно массовых, часто перегружены, что при недостаточной вентиляции приводит к накоплению антропотоксинов. Так, при выполнении тяжелой физической работы с энерготратами около 400 ккал/ч выделение ацетонов и аминов с выдыхаемым воздухом возрастает в 2 раза, алифатических углеродов – в 3, окиси углерода и фенола – в пять, а аммиака – более чем в 6 раз. Они вызывают головную боль, поверхностное дыхание, иногда тошноту /Минх А.А., 1980/.
Самые высокие концентрации химических примесей в воздухе спортивных сооружений отмечаются в вечернее время. К концу занятий возрастает запыленность и бактериальная обсемененность воздуха /Квартов-кина Л.К., 1952/.
При интенсивной мышечной деятельности в большинстве случаев происходит дыхание через рот, поэтому микробные и пылевые примеси воздуха заносятся на слизистую оболочку носоглотки, вызывая очаги инфекции (тонзиллиты, ларингиты и др.).
Статическое электричество. В последнее время все больше появляется спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования из синтетических материалов. Они обладают способностью электризоваться. Электрические заряды, концентрируясь на поверхности, притягивают к себе пылевые частицы и микроорганизмы. Статические заряды или статическое поле (СЭП) не безразличны для организма человека.
Заряды статического электричества оказывают на организм занимающихся неблагоприятное воздействие: отвлекают, раздражают, утомляют. Кроме того, при соприкосновении с заземляющими предметами происходит искровой разряд, причиняющий болевое ощущение спортсмену. Все это снижает работоспособность, ухудшает восстановительные процессы. Установлено влияние СЭП на структуру клеток кожи и репродуктивных клеток. Источниками зарядов являются синтетические мячи, маты, обувь, одежда, велосипедные синтетические шины /Фролов А.Ф., 1974/.
Влажный воздух снимает заряд, поэтому необходимы влажная уборка полов и панелей, проветривание зала, а кроме того, занятия в кожаной обуви и даже босиком.
Заряды снимает антистатическая мастика для пола. Рекомендуется также удалять металлические решетки с оконных проемов, заземлять ограждающие поверхности, использовать специальные разрядники.
Переодевание спортсменов и мытье в душе также снимает электростатический заряд /35/.
Спортивные шумы. Систематическое воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на организм спортсменов может вызывать предпатологические и патологические состояния. Одним из таких факторов являются спортивные шумы.
Влияние шума на организм человека достаточно изучено, шум высокого уровня, имеющий место на производствах, относят к профессиональным вредностям. Характеристики же спортивных шумов и их влияние на организм спортсменов изучены далеко не полно. Между тем врачи учебных заведений, врачебно-физкультурных диспансеров и СЭС, тренеры должны иметь представление о физических характеристиках шумов, возникающих при занятиях спортом, о их влиянии на организм и мерах профилактики. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под действием шума, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье спортсменов и тренеров, на их работоспособность и результативность, что дает основание считать шум своеобразной вредностью для спортсменов и безусловной профессиональной вредностью для тренеров. Борьба с шумом должна быть направлена на источники его возникновения путем звукоизоляции и звукопоглощения, замены оборудования, создания индивидуальных средств защиты. Решающее значение в профилактике вредного влияния шума имеют мероприятия по ослаблению его в источнике образования, а также по амортизации вибрации. Важны обязательный отбор спортсменов, периодический аудиологический контроль, медикаментозная коррекция вредного влияния шума.
Освещение. При занятиях физическими упражнениями и спортом к искусственному освещению предъявляются особые требования. Недостаточная освещенность или чрезмерная яркость, блеск и контрастность от источников освещения приводят к быстрому утомлению зрительного анализатора, снижению контрастной чувствительности, устойчивости ясного видения, быстроты различения. Неблагоприятны для спортивной работоспособности не только блеск, возникший от ярких источников света и светильников, но и отраженный от зеркальной поверхности /5 и др./.
В ходе исследования совместно с главным инженером бассейна были составлены 2 карты санитарного обследования спортивного зала и закрытого плавательного бассейна (по А.П. Лаптеву, И.Н. Малышевой, 1985). Они приведены в Приложении 3.
Исходя из карты санитарного обследования бассейна видно, что все вышеперечисленные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании помещения было выявлено, что в прыжковой зоне в вертикальном положении расположен прожектор, что превышает норму светового потока, тем самым сильно раздражающий зрительный анализатор, а следовательно, влияющий на травмобезопасность занимающихся. При прыжках в воду как горизонтальная, так и вертикальная освещенность в зоне прыжка должна составлять 50 Лк. Прыжковые устройства ориентированы на северо-восток, дабы исключить слепящее действие лучей солнца. Глубина вод под прыжковыми снарядами нормируется, как показано в табл.7.
Платформа вышек и трамплинов ограждена барьерами с боков и сзади, а каждая вышележащая платформа выступает над нижележащей не менее чем на 1 м. Пропускная способность бассейнов нормируется из расчета не менее 5 зеркала воды на 1 человека, с чем согласуется количество мест в раздевальных и рожков в душевых.
Таблица 7
Рекомендуемая глубина воды под прыжковыми снарядами
(по Л.Л. Громашевской, 1988)
Снаряд | Глубина, м | Указанная глубина должна находиться от переднего края снаряда, м | ||
вперед | назад | в каждую сторону | ||
Трамплин, 1 м Трамплин, 3 м Вышка, 5 м Вышка, 10 м | 3,5 4,0 4,3 5,0 | 7,5 9,0 10,0 13,5 | 1,5 1,5 1,5 2,0 | 2,5 3,5 3,8 4,5 |
Проанализировав карту санитарного обследования спортивного зала, видно, что все указанные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании зала были выявлены недостатки: изношенность матов, истекший срок эксплуатации мест отталкивания и приземления для прыжков, что также может способствовать получению травм различной тяжести.
В ходе проведенного исследования во II главе проведем анализ результатов и сформируем причины возникновения травм, а также выскажем предложения о мерах предотвращения травматизма.
ВЫВОДЫ
На основе прведенного исследования сделаны следующие выводы:
· Так как у СДЮШа отсутствует собственность спортивного зала база (бассейн и гимнастический зал) арендуется существует проблема малой пропускной способности, превышение численности занимающихся, спортивные шумы, расписание занятий сильно уплотнено. Снижается уровень организации тренировок.
· Остро стоит проблема финансирования. Изношенность матов, спортивного оборудования, неудовлетворительное состояние мест отталкивания и приземления, отсутствие жесткости акробатической дорожки способствует возникновению травм.
· Узкое место СДЮШа - врачебный контроль. Школа прыгунов недостаточна оснащена медицинским оборудованием, отсутствует врач и психолог команды. Автором предложено карта оценки состояния здоровья спортсмена. С помощью компьютера в режиме «автоинтервью» рекомендовано перед началом занятий и в конце, на основе имеющихся данных, определять нагрузку лиц, либо вовсе не допускать к тренировке спортсменов.
· Места занятий должны быть хорошо освящены. В то же время чрезмерное искусственное освящение, например прожектором в прыжковой зоне, недопустимо, так как ослепляет спортсмена. Исследование имеет практическую значимость, так как признавая важность исследований в рассматриваемой области, отметим, что работ посвященных проблемам спортивного травматизма, а так же предложений и рекомендаций по этой теме явно не достаточно.
Результаты и выводы по проблемам травматизма у прыгунов в воду могут служить основой для развития теорий и методологии спортивного травматизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена вопросу исследования состояния травматизма спортсменов-прыгунов в воду различной квалификации. В ней представлена спортивно-прикладная функция прыжков в воду, так как, наземная акробатическая подготовка является одной из главной составляющей современной подготовки прыгунов в воду. Раскрыта биологическая и социальная роль прыжков в воду в развитии двигательной деятельности человека. Используя определенное средство и метод воздействия на систему и функции организма занимающегося, необходимо знать и учитывать перспективу их специфического влияния. Также в 1 разделе дается определение травм и их классификация. Представлен исторический аспект. Во второй главе проведен анализ состояния травматизма у прыгунов ДЮСШОР Ставропольского плавательного бассейна. При исследовании был использован ряд методов: наблюдение, анкетирование педагогов, опрос занимающихся ,также предложены этапы исследования- врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль, санитарно-гигиеническое обследование спортивного зала и плавательного бассейна. Также описаны неблагоприятные факторы занятий. Так было выявлено, что частота заболеваний опорно-двигательного аппарата и наличие серьезных травм у квалифицированных спортсменов больше, чем у начинающих , что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками и ряду других причин. Анализ анкет тренеров показал, что перегруженность гимнастического зала и ванны бассейна, отсутствие жесткости акробатической дорожки ведет к получению таких травм, как растяжение голеностопного сустава и образованию трещин в нем, растяжение лучезапястного сустава, также его вывих.
Результаты врачебно-педагогических наблюдений и самоконтроль предложено представить в виде «Карты оценки состояния здоровья спортсмена, а также в схеме определения степени утомления спортсмена и валеологическом тесте для самоконтроля спортсмена. Санитарно-гигиенические и технические требования зафиксированы в картах санитарного обследования спортивного зала и ванны бассейна. В ходе проведенного исследования сложилась ситуация для анализа. В 3 главе рассмотрены результаты исследования состояния травматизма. В ней приведены причины возникновения травм и классификация внешних и внутренних факторов, способствующих их получению. Подробный анализ данных из вышеуказанных таблиц позволил определить ряд общих причин травм: ошибки и отклонения в методике обучения и тренировки, также в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований, нарушения спортсменами дисциплины, их невнимательность, несоответствие или неудовлетворительное состояние костюма и обуви у занимающихся, нарушение спортсменами правил личной гигиены и врачебного контроля. В силу перечисленных, наиболее распространенных причин возникновения травм у спортсменов с различной квалификацией явилась разработка мер по предотвращению травматизма у прыгунов в воду. Они включают в себя:
1) правильную организацию и методику проведения занятий. В нее обязательно входит схема обучения приемам помощи страховки ( по Курысь В.Н.) ;
2) соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение к процесу обучения и тренировки;
3) подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря;
4) костюм и обувь прыгуна;
5) врачебный контроль и самоконтроль;
6) контроль санитарно-гигиенических и технических норм спортивного зала и закрытого плавательного бассейна.
Таким образом, чтобы предупредить возникновение травм, необходимо хорошо знать как причины, так и пути и средства их предупреждения. Соблюдение вышеперечисленных мер ведет к устранению причин возникновения различных травм, следовательно к понижению уровня травматизма спортсменов. В предупреждении травм должны активно участвовать не только тренеры, но и сами спортсмены.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Устранять спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных методов, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий.
1.Правильная организация и методика проведения занятий.
Зачастую к травмам приводит неумение тренера осуществить страховку спортсмена или оказать ему в нужный момент помощь. Тренер по прыжкам в воду должен владеть разнообразными приемами страховки и помощи во время занятий гимнастикой, акробатикой, на «сухом» трамплине, батуде и другими специальными и вспомогательными средствами подготовки прыгуна, поскольку он просто обязан обеспечивать безопасность обучения и тренировки. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует тренер, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.
На рис. 3 приведена схема обучения приемам помощи и страховки.
С ростом спортивного мастерства возможность травматических повреждений уменьшается, но увеличивается психологическая нагрузка.
Спортсмен становится опытным. Он по личному опыту знает специфические условия, при которых могут случиться травмы, и владеет навыками самостраховки. Они появляются у всех спортсменов в процессе обучения и тренировки. Однако овладению приемами самостраховки необходимо уделять и специальное внимание. Так в начальном обучении
наряду с освоением основ техники занимающиеся должны овладевать умением безопасно приземляться при соскоках со снарядов на маты или на пол, на сетку батуда в сед, на четвереньки, колени, различные части передней и задней поверхности тела. Важно также овладеть навыками регулировать скорость вращения, особенно в прыжках на батуде, «сухом» трамплине и в прыжках в воду (в последнем случае, чтобы обеспечить отвесный вход в воду). Это также достигается методически правильным построением занятий, когда начинающие прыгуны получают представление о «недоходах» и «переходах» при выполнении различных соскоков и спадов, учатся избегать их. В дальнейшем, например в случае «зависания» и «недохода» при выполнении полуоборотов вперед, они уже, как правило, своевременно группируются и погружаются в воду без ушиба. Обычно отлично владеют навыками самостраховки прыгуны, регулярно использующие широкий круг специальных и вспомогательных средств подготовки, освоившие все основные прыжки, входящие в таблицы правил соревнований,демонстрирующие на показательных выступлениях не только спортивные, но групповые и комические прыжки /3/.
Тренер должен определять состояние своих учеников по ухудшению качества выполнения ими упражнений, снижению внимания и другим, в том числе внешним, признакам (выражение лица, дыхание и т.д.). Особенно внимательным тренеру нужно быть проводя занятия с детьми, ибо они склонны переоценивать свои силы и возможности.
2. Соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения и тренировки.
Квалифицированные спортсмены могут проводить разминку и самостоятельно. Однако начинать ее, «задавать тон» всему занятию, необходимо организованно. Особенно это касается работы с детьми – спортсменами младших разрядов. В установке снарядов (батуда, «сухого» трамплина, матов и т.д.) также должны принимать все занимающиеся. Это важно не только с точки зрения воспитания. Там, где это не практикуется и «свободные» спортсмены занимаются каждый, чем вздумается, возможность травм увеличивается. Тренер всегда должен следить за правильностью и надежностью установки снарядов.
Нередко занятия с прыгунами в воду проводятся в одно время с тренировками пловцов. В этом случае место занятий прыгунов должно быть огорожено от остальной части бассейна лентой светлых поплавков или вертикально натянутой сеткой. Как правило, в спортивном зале и бассейне одновременно занимается несколько групп. Более того порой группы делят на подгруппы. Целесообразно с самого начала распределения групп (или подгрупп) по снарядам объявить занимающимся порядок прохождения (смены) снарядов, обеспечить их страховку. Смена снарядов должна проходить организованно. Важно соблюдать основные правила проведения занятий /11/.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. Некоторые тренеры разрешают или даже дают указания своим ученикам между подходами к основному снаряду, «пока подойдет очередь», выполнять те или иные упражнения , в том числе на другом снаряде. Например, между упражнениями на батуде заниматься акробатикой или на «сухом» трамплине, между прыжками с трехметрового трамплина выполнять спады или прыжки с вышки и т.д. Опыт показывает, что пользы от такого увеличения плотности занятия, как правило, значительно меньше, чем вреда (естественно речь идет не о подводящих упражнениях или «темпах» к разучиваемому прыжку), не говоря уже о том, что при такой организации невозможно методически правильно проводить занятие, уделять достаточно внимания каждому ученику, невозможно обеспечить безопасность спортсменов.
Активное участие спортсмена в процессе обучения и тренировки предполагает не только непосредственное выполнение им упражнений. Он должен, кроме того, прислушиваться к замечаниям и указаниям тренера , причем не только в свой адрес, но и в адрес товарищей по группе, наблюдать за выполнением ими упражнений, перенимая все лучшее, учитывая их ошибки, а если нужно – оказывать помощь. Наконец, к очередному подходу надо готовиться, и даже мысленно. Когда же спортсмен занят выполнением другого упражнения или прыжка, не относящегося к разучиваемому, это лишь « распыляет» его внимание. Если подобное повторяется , причем и другими спортсменами, то, как правило, занятие дезорганизуется, проходит сумбурно, значительно увеличивается возможность травм. Вот почему плотность занятия следует повышать за счет оптимального числа занимающихся у одного тренера и на одном снаряде, четкого ритма проведения самого занятия /13/.
Необходимо, чтобы тренеры не только разъясняли своим воспитанникам необходимость поддерживать сознательную дисциплину, но и не оставляли без внимания ни одного случая ее нарушения. Спортсмены должны привыкнуть выполнять прыжки только с разрешения тренера, прыгать в порядке очередности и, не мешая друг другу, выполнять все указания тренера беспрекословно и немедленно. Вместе с тем и сам тренер во время занятия должен быть очень внимательным. Давать очередному спортсмену разрешение на прыжок можно лишь после того, как предыдущий отплывет на безопасное расстояние. Но и дав сигнал на прыжок, нельзя терять бдительности, ибо между этим сигналом и непосредственным выполнением прыжка проходит сравнительно много времени, в течение которого спортсмен сосредоточивает внимание и завершает подготовку к прыжку. За это время обстоятельства неожиданно могут измениться: почему-либо замешкается в воде спортсмен, только что выполнивший прыжок; кто-то вдруг прыгнул в воду или под вышку заплыл пловец, взброшен мяч и т.д. На все это тренер должен тут же прореагировать. Внимательно наблюдая за своими подопечными, давая им замечания и указания, он в то же время должен постоянно удерживать в поле зрения окружающую обстановку.
Необходимо кроме того учитывать, что при выполнении прыжков с разбега или из задней стойки спортсмен лишен возможности видеть поверхность воды под снарядом. В то же время, разучивая какой-либо прыжок он должен быть уверен не только в том, что ему никто не помешает, но и в том, что вовремя раскроется и без ушиба войдет в воду. А это также во многом зависит от действий тренера, в частности от своевременного сигнала прыгуну для раскрытия. Вот почему при проведении тренировок, и особенно с вышки, тренер должен быть исключительно внимателен и собран.
3. Подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря.
Одним из важных моментов предотвращения травматизма является своевременный контроль за состоянием технологических устройств крепления спортивных снарядов, средств страховки и защитных приспособлений. У мест крепления спортивных снарядов должны быть указаны предельно допустимые нагрузки. Количество, вид, места расположения и нормативные нагрузки технологических устройств для крепления спортивных снарядов должны соответствовать схеме расположения и чертежам деталей этих устройств. При этом прилагаемые усилия к технологическим устройствам не должны превышать предельно допустимых величин, указанных в схеме расположения технических устройств и обозначенных мест креплений. Так, динамическое усилие на одинарную лонжу не должно превышать 700 кгс. Предохранительный пояс, используемый гимнастами и акробатами, должен быть хорошо подогнан по фигуре и быть не уже 30 мм. Поэтому в начале эксплуатации спортивной базы необходимо убедиться в исправности оборудования (прочности конструкций, необходимого выноса вперед вышележащих площадок над нижележащими, наличии оградительных перил на вышках и площадках трехметровых трамплинов и т.д.). В дальнейшем необходимо систематически его проверять.
Важно также следить, чтобы поверхность трамплинов и вышек не была скользкой, чтобы кокосовые дорожки на вышке были хорошо закреплены и туго натянуты, чтобы в случае намокания их своевременно заменяли, а снятые – сушили. Если нет кокосовых дорожек, пользуются ковриками из резины с насечкой. Их необходимо тщательно прибивать к площадке так, чтобы резина не топорщилась и чтобы шляпки гвоздей не торчали наружу. Следует помнить, что при загрязнении резина также становится скользкой. Загрязненную резину можно промыть водой с мылом, но после мытья не должно оставаться никаких следов мыла / 20 21/.
Скользкой может стать и трамплинная доска, когда с места наскока или толчка сотрется песок, специально вклеенный для создания шероховатости ее поверхности. Необходимо своевременно покрыть оголенное место равномерным тонким слоем мелкозернистого песка, смешанного с качественным клеем (например, БФ-2).
Места занятий и соревнований должны быть хорошо освещены. В то же время чрезмерное искусственное освещение, например, прожектором, недопустимо, так как ослепляет спортсмена. По той же причине недопустимы фотографирование или киносъемка у мест соревнования (тем более – впереди прыгуна) с использованием фотовспышек. Источники света в спортивном зале или бассейне должны давать равномерный, рассеивающий свет, поэтому их нужно помещать либо в специальных нишах, либо под плафонами или просто за матовым стеклом.
4. Костюм и обувь прыгуна.
Опытные спортсмены начинают разминку в тренировочных костюмах, чаще в хлопчатобумажных – они легче по весу и проще стираются. Если упражнения на «сухом» трамплине и батуде целесообразно выполнять босиком, то заниматься гимнастикой или акробатикой нужно в безрантовой кожаной обуви (чешки, акробатки), а играть в баскетбол или волейбол в резиновой обуви (кеды, полукеды).
Тренерам и спортсменам следует также обращать внимание на правильность покроя и соответствие размеров спортивной формы. Это важно не только с точки зрения внешнего вида спортсмена. В результате плохого покроя или неудачной «подгонки», особенно купальников у девушек, в процессе тренировки возникают болезненные потертости в подмышечной области, на ключицах, а также в местах прохождения лямок купальника. Хорошо, когда спортивный костюм облегает тело, но не стесняет движений прыгуна.
У прыгунов в воду юношей должна быть короткая прическа, а девушкам рекомендуется прыгать в резиновых шапочках, ибо при вращениях волосы ухудшают рисунок прыжка и затрудняют зрительную ориентировку. Необходимо также регулярно стричь ногти. Как на занятиях в спортивном зале, так и при прыжках в воду длинные ногти нередко становятся причиной ссадин, царапин. Это случается и из-за предметов девичьего туалета (перстни, серьги), не снятых на время занятий.
5. Врачебный контроль и самоконтроль
В предупреждении спортивного травматизма большое значение имеет врачебно-педагогические наблюдения, которые проводят непосредственно во время занятий или соревнований. Они дают возможность врачу и педагогу определить реакцию организма на выполнение тех или иных упражнений, на ту или другую нагрузку. В процессе учебно-тренировочных занятий тренер сам должен постоянно наблюдать за состоянием здоровья своих учеников и не допускать их к занятиям при внешних признаках или жалобах на недомогание (вялость, одышка, потливость и т.д.). В этих случаях спортсменов, как правило, необходимо направлять к врачу.
Тренер должен также заботиться о регулярном медицинском осмотре своих учеников. Если спортсмен по какой-либо причине имел длительный перерыв в занятиях, тем более травму или был болен, его можно вновь допускать к занятиям только с разрешения врача.
Естественно, следует принимать меры для обеспечения нормальных условий проведения занятий. Вместе с тем для профилактики простудных заболеваний спортсмены должны закалять организм, в частности круглый год выполнять утренние физические упражнения вне помещения. Кроме того, чтобы устранить повышенное теплоотделение, необходимо сразу же после выхода из воды насухо вытирать тело, а на соревнованиях, когда перерывы между очередными прыжками спортсмена довольно длительны, надевать сухой халат или тренировочный костюм. Опытные спортсмены на этот период надевают также шерстяные носки и резиновую обувь. Тренерам и спортсменам следует помнить и то, что простудное заболевание может возникнуть и тогда, когда прыгун, находясь длительное время в мокром костюме, мало двигается или сидит на холодных предметах /21/.
Важное значение для профилактики травм в прыжках в воду имеет соблюдение спортсменами личной гигиены и самоконтроля, а так же знание мер по устранению болезненных состояний и оказанию первой медицинской помощи.
В учебно-тренировочной работе спортсмена большое значение имеет самоконтроль, который следует осуществлять и в повседневной жизни. Постоянный самоконтроль дает возможность спортсмену и тренеру правильно строить учебно-тренировочный процесс, добиваться высоких спортивных результатов, предупреждать травматические повреждения. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль, но он дополняет его. Самоконтроль дает возможность своевременно заметить отклонения в организме и применить нужные методы для предупреждения нежелательных последствий. Ряд авторов считает, что в спорт нужно отбирать абсолютно здоровых людей, которые, по данным Р.Д. Дибнер, отличаются от практически здоровых менее частым возникновением переутомления, лучшей переносимостью тренировочных нагрузок, большей устойчивостью к болезням, стабильностью результатов. Практически здоровые по сравнению с абсолютно здоровыми реже достигают высокого уровня мастерства и в сборных командах страны встречаются редко.
6. Контроль санитарно-гигиенических и технических норм гимнастического зала и закрытого плавательного бассейна.
Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда при занятиях физическими упражнениями и спортом в условиях спортивных сооружений обеспечивает администрация спортивного сооружения. При этом администрация должна не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять отчет о несчастных случаях.
Таким образом, для профилактики спортивного травматизма преподаватели и тренеры должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.
Следует обращать внимание на соответствие костюма и обуви, проверять перед каждым занятием спортивный инвентарь, рационально размещать и вовремя освобождать спортивную площадку от всех ненужных для данного занятия предметов.
Очень важно соблюдать правила хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки от повреждений, преждевременного износа и коррозии. Так, на синтетические канаты не должны попадать прямые солнечные лучи и влага, изделия из резины нельзя хранить рядом с отопительными приборами, подвергать действию прямых солнечных лучей и масел, кожаные изделия не реже 1 раза в месяц следует протирать со всех сторон касторовым маслом (гост 18102-72) /21/.
Администрация спортивного сооружения должна иметь паспорта или эксплуатационные документы на технологическое оборудование и средства страховки, которые хранятся у главного инженера или у директора спортивного сооружения. Паспорт включает в себя указания и инструкции по безопасной установке и эксплуатации снарядов и аппаратов.
Конструкции и узлы для подвески и установки снарядов подвергают полному техническому освидетельствованию и испытанию пробной нагрузкой не реже 1 раза в 3 года, а частичному – не реже 1 раза в год перед началом спортивного сезона. Динамические испытания проводят, двукратно поднимая и опуская груз с проверкой действия всех механизмов. Пробную нагрузку составляют заранее взвешенные мешки с песком и другие мерные грузы. Продолжительность фиксации груза составляет не менее 5 минут.
Батутные сетки подвергают динамическому испытанию на прочность, сбрасывая пятикратно шарообразный груз весом 100 кг с высоты 2,5 м в середину сетки и трехкратно – в места, расположенные на расстоянии 1/3 длины сетки от бортов /20/.
Испытание может быть заменено эксплуатационным испытанием – прыжками опытного гимнаста (самого тяжелого из участников) по всей площади сетки в течение 10 минут.
Результаты приемки или технического освидетельствования спортивных снарядов оформляют в специальных актах, которые дублируются в журнале технического освидетельствования, хранящемся у старшего инженера.
Спортивные снаряды и средства страховки перед каждой тренировкой осматривает тренер, который при обнаружении неисправностей, остаточных деформаций или трещин должен ставить в известность главного инженера или директора и до исправления и замены деталей не работать на этом снаряде.
При соблюдении всех вышеперечисленных составляющих при профилактике травматизма и устранению причин возникновения различных травм – количество отклонений в состоянии здоровья спортсменов будет значительно меньше, а следовательно и снизится процент травматизма у прыгунов в воду.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000-204 с.
2. Алексеева Э.Н., Мельников В.С. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: Методические указания: Оренбург ГОУ ОГУ , 2003- 37 с.
3. Андреева Н.А.., Ефимова С.П., Ефимов Л.И., Данилов К.Ю., Клинченко Б.П., Северин В.А.,Тишина Л.Н., Прыжки воду. Учебное пособие для студентов спортивных факультетов ИФК. М.: ФиС,1985.
4. Буров Г.А., Яроцкий А.И. Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов страших разрядов. М.: ФиС, 1993.
5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М: Просвещение, 1986.-146-163 с.
6. Васин В.А. Прыжок. Лит. Запись А Шелухина. М.:Просвещение,2000
7. Выдрин В.М.,Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов .учебное пособие. М.:Просвещение ,1991-195 с.
8. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурноеобразование //Теория и практика физической культуры. 1995 г - №№ 5-6 .-с15.
9. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект //Физическая культура: Воспитание.Образование. Тренировка.-1998.-№ 2 .- с 17-20
10. Гороховский Л.З. Подготовка прыгуна в воду .М.: Просвещение-1990
11. Гимнастика и методика преподавания ( Под ред. В.М. Смоленского. М.: Физкультура и спорт, 1987, (раздел 16,3).
12. Данилов К.Ю., Николаев Ю.П., Упражнения на батуде М.:ФиС,1976
13. Жуков Е.К., Котельников Е.Г., Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений. Учебник для институтов физкультуры.-М.: ФиС -1993- 320 с
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.М.: ФиС -1987
15. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС , 1993
16. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник (Под ред. проф. В.И. Ильинича. М.: Гардарики. 1999- 448 с
17. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг-показатель физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры.-1998- №6-2
18. Куколевский Г.М. Врачебный контроль за спортсменами. М.: физкультура и спорт, 1995. 240 с
19. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке.-Ставрополь .: Ставрополье ,1994
20. Лаптев А.П. Гигиена физкультурника. М.: Знание ,1989.- Новое в жизни ,науке и технике. Серия « Физическая культура и спорт» .-№ 1
21. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена массового спорта. М.: ФиС, 1990 с 61-121 .
22. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ ,-2001 .
23. Лукьяненко В.П. Состояние и перспектива совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка .-1999- №№ 1-2 –с 18-25.
24. Мазуров Г.Г., Гороховский Л.З. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры. ФиС.2001
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры ): Учеб. для ин-тов физ.культ. М.: Физкультура и спорт , 1991.-543 с ил.
26. Олимпийская энциклопедия. Под. ред. С.П. Павлова. М.: 1980
27. Прыжки в воду. Справочник. М.: 1980.
28. Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный справочник. Минск,1998.
29. Синяков А.Ф. Как избежать повреждений // Физическая культура в школе. 1989 - №11 с58-62.
30. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника и физическая культура в школе. 1990 №12 – с 60-70.
31. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры / Под. ред. А.Г. Дембо. М .: Физкультура и спорт, 1975
32. Физкультура и спорт, Малая энциклопедия. Пер. с нем. М.: 1982
33. Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры. Под ред. проф. Н.В. Зимкина. М.: Фис ,1984
34. Хейвец Б.И. Гигиена спортивных сооружений. М.: Медицина,1987
35. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М..: Медицина, 1997
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.