ГЛАВА II . ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель и задачи исследования

 

Целью исследования является развитие теории и методологии в исследовании состояния травматизма спортсменов – прыгунов в воду, методическое обеспечение безопасности занятий на тренировке, а также разработка предложений и рекомендации по понижению факторов риска у прыгунов в воду с различной квалификацией.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

1.Рассмотреть спортивно-прикладную функцию прыжков в воду в современном спорте, социальная и биологическая роль этого вида спорта, понятия и классификация травм.

2. Провести анализ состояния травматизма спортсменов – прыгунов в воду  различной квалификации.

3.Выявить неблагопримятные санитарно-гигиенические факторы в тренировочных занятиях прыгунов в воду СДЮСШ №2 г. Ставрополя.

4.Разработать меры предупреждения возникновения травматизма, сформировать предложения и рекомендации, которые позволят свести к минимуму вероятность получения травм прыгунами в воду.

 

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.Метод статистического наблюдения – обобщенные материалы о травмировании спортсменов – прыгунов в воду за период с 2002 – 2005 г.г. Как видно из таблицы 1, на первом месте по частоте распространения стоят «типичные» травмы (ссадины, потертости, растяжения и т.д.) у спортсменов – новичков (IV разряд юношеский), а хронические воспалительные и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата, которые являются следствием перенесенных и недостаточно излеченных травм, повторных микротравм и физических перегрузок – у спортсменов высшей квалификации (КМС, мастер спорта). При этом, как правило, преимущественно поражаются наиболее нагруженные суставы, связочно-сумочный аппарат и мышцы. Любопытны данные по Л.В.Хейец («Профилактика травм в спорте», 1996 г.), что из 100 человек, получивших травму, мастера спорта составляют 3,7 %, перворазрядники – 31 % и новички, не имеющие разряда, 36 %. Но как видно из таблицы 1, тенденция изменилась и соотношения полученных травм у 20 человек таково: младшая группа – 9,9 %, III разряд- 27,6 %, II разряд взрослый – 27,6 %, I разряд – 17,6 %, КМС – 17,6 %, мастера спорта – нет - по характерным травмам. И нетипичные травмы - цифры таковы: соответственно IV разряд – 33,3 %, III – 11,1 %, I – 11,2 %, КМС – 22,2 %, мастера спорта – 11,1 %.

Таким образом, частота заболеваний опорно-двигательного аппарата и наличие серьезных травм у квалификационных спортсменов больше, чем у менее квалификационных и начинающих спортсменов, что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками в тренировке и ряду других причин, которые описаны ниже. Значительный процент таких изменений у ведущих спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению травм, возобновлением тренировок до наступления функционального восстановления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой функционального состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышечной системы после больших физических нагрузок.


Таблица 1

Характер повреждений и сроки возобновления занятий

спортсменов-прыгунов в воду с различной квалификацией

Квалификация спортсменов

Ф.И.О.

Характер повреждений

Сроки

возобновления

занятий

Типичные Нетипичные
1 2 3 4      5

Младшая группа

(дети 5-8 лет)

1 Смольников В.   удар об воду лицом 1-3 дня
2 Оринченкова Н потертости   5-8 дней
3 Журавлев К.   ссадина локтевого сустава 5-10 дней
4 Полишкин   ссадина лба 5-7 дней

III

взрослый

1 Дубина В. ушиб плеча   7-30 дней
2 Исаев Ю. ушиб пальцев левой ноги   7-14 дней
3 Шлехер Н.   трещина лучевой кости 30-45 дней
4 Ганенко В. растяжение надключичной мышцы   7-30 дней

II

взрослый

1 Гольченко С. растяжение сухожилия коленного сустава   7-30 дней
2 Киримова К.   разрыв кожного покрова 7-14 дней
3 Румянцев С. растяжение связок голеностопного сустава   7-30 дней
4 Кузнецов С. ушиб пяток   7-14 дней

I взрослый

1 Минка В. растяжение мышц шейного отдела   7-14 дней
2 Ковалев С. вывих лучезапястного сустава   30-60 дней
3 Кушнарев К.   ушиб спины об воду 7-30 дней

КМС

1 Максимов Р. растяжение мышц поясницы   7-30 дней
2 Костюков В. растяжение мышц лучезапястного сустава   7-30 дней
3 Федченко И.   сотрясение головного мозга 30 дней
4 Скиба А.   перелом большого пальца ноги 30-60 дней

Мастер спорта

 

1 Глушков Е.   повреждение мениска колена 30 дней
2 Рублев А.      
3 Зотин С.      

В ходе исследования было проведено анкетирование педагогов ДЮСШа.

2.Анкетирование – разработка вопросов для спортивного педагога с целью выявления предпосылок получения травм. В предложенной анкете поставлены следующие вопросы:

1. Укажите, пожалуйста, стаж Вашей тренерской деятельности.

2. Укажите, что, по Вашему мнению, влияет на травматизм во время спортивной тренировки.

3. Вносите ли Вы коррективы в спортивную тренировку для достижения наилучшего результата, если да, то кратко опишите их.

4. Не мешает ли проведению спортивной тренировки Вам и Вашей группе детей присутствие в спортивном зале других тренеров и их воспитанников?

5. Считаете ли Вы, что возраст спортсмена влияет на возможность получения травмы?

6. На каком этапе тренировки, по Вашему мнению, возникает наибольшее количество травм?

7. Как Вы считаете, влияет ли профессионализм тренера не травмобезопасность спортсменов?

8. Влияет ли объем тренировочных нагрузок на травматизм на том или ином этапе тренировочного процесса?

9. Как Вы считаете, отвечает ли Ваш спортивный зал техническим требованиям?

10. Проводите ли Вы какие-либо мероприятия по обеспечению безопасности тренировок и как часто (со спортсменами, тренерами, родителями)?

11. Имеется ли при спортивной тренировке должный медицинский контроль?

12. Существует ли в Вашем спортивном зале аптечка скорой медицинской помощи?

13. Ведете ли Вы журнал учета полученных спортсменами травм?

14. Должен ли нести ответственность, по Вашему мнению, тренер, и в каком случае, если спортсмен получил травму во время тренировки?

15. Какие предложения Вы бы внесли, чтобы обезопасить спортсменов от возможных травм во время спортивной тренировки?

Анализ 5 анкет (Приложение 1) показывает, что мнения тренеров разделились, но было определено 4 основных фактора, влияющих, по их мнению, на травмобезопасность спортсменов:

1. Гимнастический зал не соответствует техническим требованиям (изношенность матов, отсутствие жесткости акробатической дорожки, истекший срок эксплуатации спортивных снарядов).

2. Отсутствие должного медицинского контроля, позволяющего выявить до спортивной тренировки те или иные отклонения от норм (болезнь, недомогание и т.д.), которые спортивный педагог может и не обнаружить без специальных знаний и медицинского оборудования.

3. Не ведется журнал учета о полученных травмах спортсменов, тем самым не выполняются сроки возобновления тренировок, что не дает рационально распределить нагрузку и организовать целесообразно спортивную тренировку.

4. Одновременное проведение спортивных занятий сразу нескольких занятий в гимнастическом зале или в ванне бассейна также способствует травмобезопасности, так как отсутствует точная синхронизация действий «тренер-спортсмен» и посторонний шум, который также мешает сконцентрироваться. Отсутствие свободных спортивных снарядов также способствует в проведении нерезультативной тренировки.

Анализ вышеперечисленных факторов позволяет сделать вывод, что изношенность матов способствует получению ссадин, ушибов, вывихов спортсменов, отсутствие жесткости акробатической дорожки ведет к получению таких травм, как: растяжение гимнастического сустава, образование трещин в голеностопном суставе, растяжение лучезапястных суставов, а также его вывих. Кроме того, истекший срок эксплуатации спортивных снарядов может привести к более тяжелой травме: открытому или закрытому перелому. Перегруженность гимнастического зала и ванны бассейна,  отсутствие должного медицинского контроля, недостаточное обеспечение специальным медицинским оборудования также являются предпосылками травм.

Следующий этап исследования – врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье спортсмена, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль. Цель диагностики – способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

3.Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом. Главная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания. Медицинское обеспечение занимающихся физической культурой и спортом является функцией новой, молодой науки – спортивной медицины, представляющей собой самостоятельную научную дисциплину.

Нам представляется, что спортивная медицина – это наука, изучающая положительные и отрицательные влияния различных степеней физической нагрузки (от гипо- до гиперкинезии) на организм здорового и больного человека для определения оптимальных физических нагрузок, для восстановления и укрепления здоровья, повышения уровня функционального состояния, роста спортивных достижений, а также профилактики и лечения различных заболеваний /34/.

Очевидно, что такое определение спортивной медицины подразумевает целого ряда других, более частных, но очень важных задач. К ним относятся совершенствование и разработка новых методов определения состояния здоровья и функционального состояния, разработка рациональных путей восстановления физической и умственной работоспособности, диагностика (особенно ранняя) и лечение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом, изучение структуры заболеваемости и особенностей течения заболеваний у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и разработка мер профилактики предпатологических состояний и патологических изменений, возникающих при нерациональном использовании средств физической культуры и спорта. Непринятие соответствующих мер неизбежно приводит к необратимым изменениям, препятствующим дальнейшим занятиям спортом (Летунов С.П., 1969; Дембо А.Г., 1988; Коваленко В.Н., 1989; Граевская Н.Д., 1984 и др.).

Необходимость тщательного изучения влияния на организм человека занятий физической культурой и спортом, как в отношении их положительного, так и возможного отрицательного воздействия, привела к созданию врачебно-физкультурных диспансеров и использованию диспансерного методу при врачебных наблюдениях за спортсменами. К объективным показателям врачебного контроля относятся вес, пульс, спирометрия, частота дыхания, артериальное давление, динамометрия.

Изучение индивидуальных особенностей прыгунов в воду кладется в основу управления тренировочными и соревновательными нагрузками и достижения запланированного спортивного результата.

О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у спортсменов можно судить:

1) по пульсовой стоимости движения (Р) с точной дозировкой нагрузки, например: 20-30-40 приседаний стоя у гимнастической стенки хватом сверху за стойку на уровне груди; подскоком на месте 20-30-40 раз. Упражнения выполняются соответственно за 20-30-40 с. Могут применяться и другие строго дозированные упражнения.

                                             Р = ;                                     (1)

 

2) по функциональному коэффициенту (Ф ):

                                 Ф  = ;                              (2)

3) по быстроте восстановления пульса после дозированной мышечной работы (В):

                                          В = ;                                (3)

4) по показателю сердечно-сосудистой деятельности (ПСД):

                                  ПСД = ;                        (4)

Во всех испытаниях:  - пульс до нагрузки, в спокойном состоянии;  - пульс после нагрузки;  - пульс в последние 15 с на второй, третьей, четвертой минутах отдыха; n – количество циклов движений.

Функциональное состояние дыхательной системы определяется по дыхательной стоимости движений (Д):

                                              Д = ;                                  (5)

где  - количество дыханий в 1 мин в покое;  - количество дыханий после нагрузки; n – количество циклов движений.

Общую величину нагрузки (объем и интенсивность) определяют по потере веса за тренировочное занятие или спортивное соревнование. Потери в весе 800 г и более говорит о большой нагрузке, 300-800 г – о средней и 300-500 – малой. О величине нагрузки можно судить по пульсу: мышечная работа большой тяжести вызывает учащение пульса до 150-180 и более ударов в минуту, средней тяжести – 120-149 и легкая работа – 90-119. Эти показатели больше характерны для прыгунов III разряда. Для других возрастных групп они могут быть несколько другими.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин (55-70) уд./мин., у женщин – (60-75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолитическое) и минимальное (диастолитическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт.ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт.ст.

Артериальное давление от 130 мм рт.ст. и выше для максимального и от 80 мм рт.ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт.ст. – гипертоническим.

Нормальные величины артериального давления (систолитического и диастолитического) определяются по следующим формулам:

         АДсистм = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;        (6)

         АДдиастм = 74 + 0,1 x возраст + 0,15 x масса тела;         (7)

         АДсистж = 102 + 0,7 x возраст +0,15 x масса тела;       (8)

         АДдиастж = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.      (9)

Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физического нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой. 20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в %. Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81-60): 60 x 100 = 35 % /18, 31 и др./.

Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл.2).

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространения получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC – 170.

Таблица 2

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

 

Тесты

Пол

Оценка

5 4 3 2 1
ЧСС в покое после 3 мин. отдыха в полож. сидя , уд./мин. ж м <71 <66 71-78 66-73 79-87 74-82 88-94 83-89 >94 >89
20 приседаний за 30 с,% ж м <36 36-55 56-75 76-95 >95
Восстановление пульса после нагрузки, уд./мин. ж м <2 2-4 5-7 8-10 >10
Проба на задержку дыхания ж м >74 74-60 59-50 49-40 <40
(проба Штанге)            
ЧССx Ад макс/100 ж м <70 70-84 85-94 95-110 >110

 

По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ). Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда

где t – время восхождения в с; f 1, f 2, f 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.

Оценка уровня физической работоспособности по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в табл.3.

Таблица 3

Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ

 

ИГСТ Оценка работоспособности
55 и менее 55-64 65-79 80-89 90 и более Слабая Ниже средней Средняя Хорошая Отличная

 

Принцип оценки в тесте PWC – 170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы, а занимающийся выполняет 2 относительно небольшие нагрузки на велоэргометре или в степ-тесте (методика проведения теста PWC – 170 не приводится, так как он достаточно сложен и требует специальных знаний, подготовки, оборудования).

Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. - неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. При выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ).

ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вздохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии 80 см, при максимальном вдохе – 85 см, после глубокого выдоха – 77 см. ЭКГ = (85 - 77) : 80 x 100 = 10 %. Оценки: «5» - (15 % и более), «4» - (14 - 12) %, «3» - (11 - 9) %, «2» - (8 - 6) %, «1» - (5 % и менее).

Важным показателем функции дыхания является частота дыхания (ЧД) и жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. Для того, чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека /1/.

Для определения должной ЖЕЛ может быть рекомендовано уравнение Людвига:

       ЖЕЛм = (40 x рост в см) + (30 x вес в кг) – 4400;         (11)

                    ЖЕЛж = (40 x рост в см) + (10 x вес в кг) – 3800;         (12)

У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности.

Есть довольно простой способ контроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные прыгуны задерживают дыхание на 60-100 с. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.

Вес. Для определения  нормального веса используются различные весо-ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом:

от 155 до 165 см = длина тела - 100

165 – 175 см = длина тела – 105

175 и выше см = длина тела – 110

Предложено заключение врачебного контроля представить в виде «карты оценки состояния здоровья спортсмена».

                                                                                                Таблица 4

Карта оценки состояния здоровья спортсмена

Показатели функционального состояния

III разряд Исаев Ю. рост 160 см. вес 36 кг. КМС Глушков Е. рост 170 см. вес 55 кг.

Оценка

Р – пульсовая стоимость движений норма норма
Фк – функциональный коэффициент 4 5
В – быстрота восстановления пульса после дозированной мышечной работы 4 4
ПСД – показатель сердечно – сосудистой деятельности норма норма
Д – дыхательная стоимость движений норма норма
ЧСС – в покое. Частота сердечных сокращений 4 5
АД – артериальное давление норма норма
ИГСТ – индекс Гарвардского степ-теста средняя отличная
ЧД – частота дыхания норма норма
ЖЕЛ – жизненная емкость легких норма норма
ЭКГ – экскурсия грудной клетки 4 5

 

В вышеуказанной таблице наглядно видна оценка уровня здоровья двух спортсменов для сравнения результатов. Оценка дана по результатам 2-ой и 3-ей таблиц и приложения № 2. Исходя из данных таблицы 4 можно сделать следующее врачебное заключение: КМС Глушкову Е. разрешены занятия с действующей нагрузкой, третьеразряднику Исаеву Ю. предложено временно ограничить тренировочную нагрузку, так как он еще недостаточно восстановился от перенесенного заболевания (ОРЗ), а следовательно, приступать к выполнению и разучиванию более сложных прыжков преждевременно. Оценку влияния нагрузок на занятиях целесообразно осуществлять тренеру совместно с учениками.

4.Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса /1, 7/.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

- степень усвоения техники двигательных действий;

- уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:

- предварительную (контрольные нормативы);

- текущую (отмечается в журнале);

- итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогическое наблюдение во время занятий; регистрацию функциональных и других показателей; тестирование различных сторон подготовки /25/.

При несоответствие нагрузок подготовленности ученика или состоянию здоровья можно по ряду внешних признаков и опроса занимающегося установить этот факт и принять корректирующие меры или даже отстранить от занятия. К неблагоприятным изменениям в организме под влиянием несоответствия нагрузок и функциональных возможностей организма ученика относятся: поверхностное или чрезмерно частое дыхание, резкое побледнение или синюшность кожных покровов, общая слабость, жалобы на тяжесть в ногах, головокружение, боли в правом подреберье и др. Определять такие состояния и принимать соответствующие меры поможет тренеру и занимающемуся специальная таблица, приведенная ниже. Предложенная таблица составлена на основе схем нескольких авторов: Г.М. Куколевского, В.П. Филина, Н.Б. Танбиану /18 и др./.

 Таблица 5

Схема определения степени утомления спортсмена

Объекты

наблюдения

Признаки утомления

небольшая степень средняя степень большая (недопустимая )степень
1 2 3 4
окраска кожи лица легкое покраснение значительное пок- раснение резкое покрасне- ние, побледнение или синюшность (цианоз)
речь, мимика речь отчетливая, мимика обычная речь затруднена, выражение лица напряженное речь крайне затруднена или невозможна
потоотделение небольшое (испарина) значительное (плечевой пояс) обильное (все туловище, выступление соли на висках и одежде)
дыхание учащенное, ровное (25-30 в мин.) сильно учащенное (30-45 в мин.) максимально возбужденное (более 50 в мин.), поверхностное с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием
движения быстрая, бодрая походка неуверенный шаг, покачивание резкие покачивания, дрожание, вынужденные позы с опорой, падение
самочувствие никаких жалоб жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышка, шум в ушах жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головную боль, тошноту, иногда икота, рвота, «жжение» в груди
нарушение в технике выполнения (внимание) некоторые нарушения ритма движений, допускаются ошибки скованность движений, частые ошибки нарушение основ техники движений, пошатывание
субъективные ощущения трудности удовлетворительное, ощущается усталость тяжело, жалобы на усталость, боли в руках и ногах очень тяжело, головокружение, отказ от выполнения упражнения

 

Таким образом, основа совместных наблюдений и всех форм контроля заключается в определении степени решения проблемы адекватности предлагаемой нагрузки во время занятий функциональным возможностям организма, с оперативной коррекцией и индивидуализацией методических подходов.

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характера может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.

К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых и других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др. К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а так же при самостоятельных занятиях можно ограничится такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите , поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или не соблюдения правил культуры питания.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях частота пульса при средней нагрузке достигает 130-150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180-200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30 мин., иногда через 40-50 мин.

Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

 Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональны пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля /17/.

Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратится к врачу. Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формирование тренировочных нагрузок и т.п. Доли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности. 

Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прыжкам в воду.

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Прыгунам в воду необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений (ССС), артериальное давление (АД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), а также показатели развития выносливости.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц /1, 15/.

В ходе исследования состояния травматизма, нами (А.П. Берсеневой и автором) был доработан и предложен валеологический тест-опросник спортсменов для выявления причин возникновения возможных травм. Вопросы и ответы зафиксированы в таблице 6.

Таблица 6

Валеологический тест для самоконтроля спортсмена

Вопросы Ответы III разряд рост 160 см. вес 36 кг. КМС рост 170 см. вес 55 кг.
1 2 3 4 5

1.

Окраска кожи лица

Незначительное покраснение    
Значительное покраснение    
Без покраснения Ö Ö

2.

Потоотделение

Нормальное                              Ö Ö
Испарина    
Значительное    
Обильное    
Покраснение, обильный пот    

3.

Внимание

Нормальное     Ö
Неточное выполнение    Ö  
Замедленное выполнение заданий    

4.

Сон

С частыми пробуждениями    
Систематические недосыпания    
Хроническая бессонница    
Наличие ярких сновидений Ö Ö

5.

Аппетит

Нерегулярное питание              Ö
Плохой (нарушение пищеварения)    
Хороший                                  Ö  

6.

Перенесенные заболевания

Острые инфекции Ö  
Травмы Ö Ö
Заболевания органов пищеварения    

7.

Самочувствие

Жалоб нет                               Ö Ö
Усталость    
Боли в ногах и руках, головокружение, жжение в груди    

8.

Дыхание

Учащенное (20-25 сек.)            Ö  
Значительно учащенное (25-30 сек.)                                             Ö
Беспорядочное, одышка    

9.


 

Особенности быта

Конфликтная ситуация    
Большая удаленность от места занятий                                     Ö  
Наличие в семье тяжелобольного    

10.

Движения

Не нарушены                              Ö
Неуверенные, нечеткие            Ö  
Нарушение координации    

11.

Прием лекарств

Частый прием обезболивающих    
Частый прием антибиотиков   Ö  

 

Обработав валеологический тест двух спортсменов, было выявлено: (Исаев III разряд) – имеет большую удаленность от места занятий. Прыгун недавно перенес острую инфекцию, на фоне перенесенной инфекции спортсмен часто принимает антибиотики, при наличии этих факторов у него притуплено внимание, движения неуверенные, что может привести к возможной травме. Ответив на все вопросы, КМС Глушков был полностью в норме за исключением нерегулярного питания. Автором в квалификационной работе предложено внедрить валеологический тест, как обязательный для подготовки и контроля за состоянием уровня здоровья спортсменов с различной квалификацией. В дальнейшем эти данные могут обрабатываться с помощью компьютера. При параллельном врачебном обследовании больших групп может быть организована система автоинтервью, когда каждый обследуемый сам работает с компьютером. Результаты обработки данных помогут предупредить и выявить предпосылки получения травм /14, 15/.

5.Самоконтроль также помогает выявить и предупредить ряд состояний – переутомление, перенапряжение и перетренированность.

Переутомление – эта крайняя степень утомления, наблюдающаяся после большой и длительной нагрузки, например после многодневных соревнований. Как и утомление. Оно характеризуется общей усталостью, вялостью и т. п. если утомление является нормальной физиологической реакцией, то переутомление – это предпатологическое состояние, фон, на котором легко возникают и развиваются различные патологические изменения в органах и системах организма.

Перенапряжение – это паталогическое изменение, возникающее при чрезмерной физической и эмоциональной нагрузках. Оно может возникнуть как в отдельны органах (перенапряжение сердца костей и т. д.), так и одновременно в нескольких. В начальных стадиях перенапряжение отдельных органов может не вызывать никаких жалоб и не отражаться на спортивных результатах. О нем можно узнать в этот период лишь при использовании объективных методов врачебного контроля (электрокардиограммы, анализа крови и мочи, рентгеновского исследования костного аппарата). Однако, если не принять своевременно мер, не прекратить на время тренировочные занятия, не провести медикаментозное и восстановительное лечение и т. д., обратимые на начальных стадиях изменения становятся необратимыми и переходят в болезнь того или иного органа.

Перетренированность – это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение центральной нервной системы, т. е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон и аппетит, возникает отвращение к тренировкам. ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление, нередко уменьшается вентиляция и жизненная емкость легких. Уменьшение гормонов анаболического действия вследствие истощения гормональной активности приводит к замедлению роста тканей (Б.А. Никитюк) /15/.

На стандартные нагрузки организм перетренированного отвечает большей, чем прежде, реакцией: частотой пульса, нарастанием артериального давления и легочной вентиляции. Возрастает кислородный долг, восстановление после нагрузки замедляется.

При легкой степени перетренированности достаточно снизить объем и интенсивность нагрузок на 15-30 дней для ее ликвидации. При средней степени перетренированности спортсмену нужно предоставить отдых в активной форме (переключение на другой род спортивной деятельности). При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели, а затем спортсмен в течение 1-1,5 месяцев отдыхает, переключившись на другую деятельность с небольшими нагрузками.

Причиной возникновения состояния перетренированности являются не только чрезмерные, но и однообразные частые тренировки, а также нарушения режима. Все это приводит к нарушению функционирования висцеро-моторных и моторно-висцеральных рефлексов, т. е. нарушается координация в работе центральной нервной системы, внутренних органов и двигательного аппарата. При этом функциональное состояние отдельных органов может быть на достаточно высоком уровне.

Помимо врачебно-педагогических наблюдений и самоконтроля важное значение имеет изучение и исследование неблагоприятных факторов, воздействующих на организм спортсменов, провоцирующих травматизм. Можно выделить дефекты оборудования, перегрев или охлаждение, запыленность или загазованность залов, дефекты освещения, статическое электричество полимерных покрытий, спортивные шумы и т.д. Завершающим этапом исследования является выявление неблагоприятных факторов занятий в гимнастическом зале и ванне бассейна, этот вопрос рассмотрим в следующем параграфе.





ОГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Работа по исследованию состояние травматизма осуществлялась в различных направлениях:

1.Выяснение исходных данных. Объектом исследования являются спортсмены – прыгуны в воду с различной квалификацией. Сбор данных о полученных травмах. Составление Квалификации полученных травм

2.Выявление типичных и нетипичных травм в каждой группе. Проведение сравнительного анализа. Определение причин возникновения подобных травм.

3. Разработка вопросов для анкетирования спортивных педагогов. Анализ анкет и обработка данных.

4.Составление карты оценки состояние здоровья спортсмена и ее изучение.

5. Получение информации о влиянии занятий физическими упражнениями на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно – тренировочного процесса. Составления схемы определения степени утомления спортсменов.

6. Разработка валеологического теста для самоконтроля спортсменов.

7. Обследование гимнастического зала и ванны бассейна, на соответствие с нормами. Выявление отклонений от санитарно гигиенических норм.

8. Определение внешних и внутренних факторов, способствующих травматизму.

9. Разработка практических рекомендаций для профилактики травматизма.
ГЛАВА III . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.