Частная собственность на землю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю. Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Основные характеристики содержания права собственности одинаковы для любой формы собственности и определены в статье 209 ГК РФ.

В соответствии с 15 статьей Конституции РФ, которая посвящена частной собственности на землю, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Итак, собственнику принадлежат права владения (то есть юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью), пользования (то есть юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления) и распоряжения своим имуществом. Таким образом, субъективное право собственности представляет за собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства [44, с.52]. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

По общим правилам, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (то есть обязан нести расходы, связанные с содержанием имущества, в частности, своевременно вносить платежи за землю), а также риск случайной гибели или случайного повреждения этого имущества (ст.210 - 211 ГК РФ). Исключения из указанных правил могут быть предусмотрены законом или договором.

Частная собственность наряду с другими формами собственности в Российской Федерации равным образом признается и защищается.

В частной собственности находятся:

- земельные участки граждан, оформленные в установленном порядке, на которых расположены индивидуальные жилые дома;

- земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства;

- садовые участки;

- участки для ведения личного подсобного хозяйства за пределами поселений, выделенные за счёт земельных долей;

- земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения физических лиц в общей долевой собственности;

- земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств;

- земельные участки, приобретённые в собственность под приватизированными предприятиями.

В соответствии с действующим законодательством все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, все граждане, имеющие фактически в пользовании земельные участки, должны иметь соответствующие правоустанавливающие документы, а если нет таковых - оформить их.

Это сегодня актуально, так как много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохраняемых зонах, в лечебно-оздоровительных местностях, из земель сельскохозяйственного назначения и иных особо охраняемых природных территорий.

Права собственности на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Рассмотрим актуальный пример из судебной практики. "ОАО "АВ и АС" является собственником земельного участка площадью 5110 кв. м в селе Белозерском Курганской области. Право собственности истца зарегистрировано в установленном порядке. На указанном земельном участке расположено строение - вагончик, принадлежащий ответчику, и в настоящее время ведутся строительные работы по облицовке его кирпичом. Доказательств, подтверждающих регистрацию права на используемый земельный участок и разрешение на производство строительных работ, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах на основании статей 222, 304, 305 Гражданского кодекса РФ и статьи 60 Земельного кодекса РФ арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца об устранении нарушений его права собственности и восстановления права путем сноса самовольно возведенного строения. Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у него права собственности на спорный земельный участок были отклонены, поскольку они не подтверждены материалами регистрации права собственности [24]".

Российское земельное законодательство расширило круг субъектов права частной собственности (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, различные организации - международные, отечественные, иностранные, общественные организации, совместные предприятия), однако право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено, например, тем, что они не могут быть собственниками земельных долей.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей, например, своевременность оплаты земельного налога, своевременно предоставлять. Они должны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации своевременно платить земельный налог, эффективно использовать землю руководствуясь ее целевым назначением, а также представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель (ст.53 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает в результате совершения различных сделок (например, купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки), оно удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции и возникает с момента такой регистрации.

Общая собственность существует в двух видах: в виде долевой собственности и в виде совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст.244 ЗК РФ).

Введение права частной собственности на землю, во-первых, выступило основой фермеризации российского сельского хозяйства, во-вторых, породило так называемую "паявизацию", то есть бесплатную раздачу сельскохозяйственными предприятиями земельных имущественных паев, в-третьих, стало стимулом быстрого развития личного подсобного хозяйства.

И хотя сегодня лишь небольшая группа экономистов утверждает, что рациональные земельные отношения могут быть выстроены на базе государственной собственности на все земли в обществе, частная собственность нашла выражение и развитие в ряде законов. На аргументы противников введения частой земельной собственности следует обратить внимание, так как они свидетельствуют о существовании негативных моментов в содержании этой категории.

Так, противники введения частной собственности на землю еще на заре реформ заявляли, что раскрыть экономический потенциал крестьянина, коллектива сельхозпредприятия вполне можно, предоставляя землю в пожизненную аренду с правом наследования. Главное не в том, утверждали они, каким образом земля закреплена, а как она используется, предоставлена ли возможность всем хозяйствующим на земле субъектам самостоятельно определять структуру производства, объемы и ассортимент продукции, устанавливать цены, приобретать на рынке средства производства и так далее. К тому же нельзя не учитывать того обстоятельства, что у российского крестьянина сильны традиции общественной (коллективной) собственности, равенства, взаимопомощи, которые уходят корнями в дореволюционные времена.

В числе аргументов противников частной собственности на землю в сельском хозяйстве были такие: частная собственность приведет к дроблению земли, социально-экономической дифференциации деревни, сдерживанию научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, так как часть средств, которая могла бы пойти на инвестиции, должна отвлекаться на приобретение земли.

Еще один важный аргумент - это то, что монополия частной земельной собственности поднимает цены на сельскохозяйственную продукцию, накладывая таким образом дань на все общество.

Частная собственность затрудняет переход земли из рук в руки, в определенной мере тормозит приспособление землепользования к условиям рынка, закрепляет землю в руках тех, кто ее неэффективно использует.

Нельзя не учитывать и того, что при частной собственности и купле-продаже земли возникнут спекуляция землей, отмывание "грязных денег", а при высокой инфляции в России - инфляционный спрос на земельные участки.

Можно было бы и дальше продолжать аргументацию противников введения частной собственности на землю в аграрном секторе, но даже эти аргументы достаточно убедительно показывают возможность сохранения государственной собственности на сельскохозяйственные земли и в новой капиталистической экономической системе.

В дискуссии по вопросу перехода земли в частную собственность победили, как известно, сторонники введения частной собственности и купли-продажи земли. В программе земельно-аграрной реформы в России было определено, что главная причина низкой эффективности сельскохозяйственного производства как раз заключается в отсутствии частной собственности на средства производства и прежде всего на землю.

Исходя из этого, основными задачами реформы в сельском хозяйстве были названы приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов.

Земельная реформа в РФ исходила из принципа социальной справедливости (известный лозунг "Все поделить!"), а не экономической эффективности: земля была разделена между работниками сельскохозяйственных предприятий на условные земельные паи, значительное количество паев получили пенсионеры и работники сельской социальной сферы, хотя было вполне очевидно, что работать на земле две последние группы вряд ли смогут, что и произошло на деле.

Результатом стало то, что только 20% собственников земли реально на ней работают, а 80% - всякое "социальное окружение".

Противники частной земельной собственности оказались правы: "паявизация" обезземелила крупные сельскохозяйственные структуры, производящие основную массу сельскохозяйственной продукции: лишь 2% крестьян вышло из колхозов и совхозов и образовало фермерские хозяйства. Владельцы земельных долей передали в аренду 56,1 млн. гектаров (48,3%), остальные земли используются сельхозпредприятиями без надлежащего юридического оформления.

Следует согласиться с Ю.Г. Жариковым [35] в том, что начавшиеся в Российской Федерации процессы по передаче части государственных земель в частную собственность показывают, что частная собственность (во всяком случае, на современном этапе) является производной от государственной. Это выражается не только в формальной "передаче титула" от государства частным собственникам, но и в том, что вновь возникающее право частной собственности уступает по своему объему праву государственной собственности. Государственные органы определяют целевое назначение не только отдельных участков государственной земли. То же самое они делают и в отношении частных земель. Право государственной собственности на землю распространяется и на недра земли. Для частной собственности такое распространение ограничено, оно не затрагивает наиболее ценных видов полезных ископаемых.

Практика в наши дни показывает, что частная собственность на землю нуждается в государственной поддержке и в какой-то мере опеке, что связано в первую очередь с экологическими последствиями неправильной эксплуатации земли. Отечественный и зарубежный опыт регулирования частной собственности, безусловно, учитывается в земельном законодательстве.


Глава 3. Проблемные вопросы регулирования прав собственности на землю

 

 3.1 Право собственности как один из регуляторов земельного рынка (на примере Новосибирского района Новосибирской области)

 

Наиболее остро в наше время стоят вопросы правового регулирования земель сельскохозяйственной категории. Эта категория земель является наиболее ценной и имеет особую значимость в народном хозяйстве страны, так как она является главным средством производства сельскохозяйственной продукции.

Теоретически при разработке закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения законодателям нужно было пройти ряд этапов, включающих в себя: законодательное уточнение понятия земель сельскохозяйственного назначения, проведение повсеместной инвентаризации и бонитировки, ужесточение процедуру перевода сельскохозяйственных земель в другие категории и повышение действенность механизмов контроля целевого использования таких земель. Но данная поэтапность не была учтена, и в 2002 году Госдума приняла Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

После принятия Земельного кодекса и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действительно рынком.

В последнее время в экономической литературе дано более полное определение рынка земли. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой является право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участника), денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю.

На некоторые особенности рынка земли следует обратить внимание. Земля - специфический предмет рыночных отношений, во-первых, потому что через систему рыночных отношений в каждый данный период времени проходит небольшая часть земельного фонда; во-вторых, потому что земля закладывается, сдается в аренду и продается на определенных условиях; в-третьих, потому что большинство земельных участков редко меняет своего собственника.

Условиями существования земельного рынка являются следующие:

любой участок земли рано или поздно может получить нового собственника;

каждый земельный участок имеет свою цену.

Принципиальное значение для формирования рынка земли имеют два момента:

1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники земельных участков;

2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно определены и зарегистрированы, вступить в отношения купли-продажи невозможно.

Поэтому развитие земельного рынка в регионах должно начинаться с инвентаризации земель и с индивидуального закрепления права собственности на все без исключения земли, чтобы, вступая в рыночные земельные отношения, каждый знал, каков его статус по отношению к земле, которой он пользуется, распоряжается, владеет.

После принятия ЗК РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действительно рынком.

В Новосибирской области в отношении земель сельскохозяйственной категории действует принятый Закон "Об использовании земель на территории Новосибирской области". Он устанавливает основные положения по использованию земель всех категорий на территории Новосибирской области, определяет полномочия органов государственной власти области и местного самоуправления в сфере использования земель, порядок предоставления, прекращения и ограничения прав на земельные участки, находящихся в собственности области или муниципальных образований.

Закон Новосибирской области от 30 декабря 2003 года № 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области, определяет правила, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность в соответствии с федеральным законодательством.

Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В плане практического осуществления мероприятий по формированию рынка земли в Новосибирском районе в 2007 году было продано 215 земельных участков общей площадью 114,393 га на общую сумму 5414396 рублей. В 2008 году было продано 365 земельных участков общей площадью 519,9128 га на общую сумму 8580366,74 рублей. Большое число участков было выкуплено собственниками зданий, строений, сооружений, которые находятся на данных землях, для их обслуживания, что увеличивает количество плательщиков земельного налога. В представленной ниже таблице 3.1 приведены сведения о количестве предоставленных земельных участков в муниципальных образованиях, входящих в состав Новосибирского района.

 

Таблица 3.1 - Количество земельных участков, предоставленных в собственность администрацией Новосибирского района за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.

№ п/п Наименование муниципального образования Количество предоставленных земельных участков
1 2 3
1 Барышевский сельсовет 1747
2 Березовский сельсовет 386
3 Боровской сельсовет 262
4 Верх-Тулинский сельсовет 568
5 Каменский сельсовет 153
6 Криводановский сельсовет 841
7 Кубовинский сельсовет 396
8 Кудряшовский сельсовет 2125
9 Краснообский сельсовет 56
10 Мичуринский сельсовет 215
11 Морской сельсовет 487
12 Мочищенский сельсовет 275
13 Новолуговской сельсовет 76
14 Плотниковский сельсовет 196
15 Раздольненский сельсовет 400
16 Станционный сельсовет 64
17 Толмачевский сельсовет 538
18 Ярковский сельсовет 162

 

Как видно из представленной ниже таблицы 3.2 доходы от пользования земельными ресурсами бюджетов муниципальных образований Новосибирского района поступают неравномерно. Следовательно, затруднено эффективное планирование доходной части бюджета. А ведь земельные ресурсы должны являться основой независимости муниципального образования в части собственного финансирования.

 

Таблица 3.2 - Доля земельного налога в бюджете муниципальных образований Новосибирского района в тыс. руб.

Наименование муниципального образования

Всего, тыс. руб

Земельный налог, тыс. руб

Доля земельного налога в общем бюджете муниципального образования, %

Земельный налог 2007 года к 2006 году
  2006 2007 2006 2007 2006 2007  
1 2 3 4 5 6 7 8
Барышевский 26301 18340 1783 2092 6,8 11,4 1,17
Березовский 7779 7511 406 352 5,2 4,7 0,87
Боровской 8044 15411 382 627 4,7 4,1 1,64
Верх-Тулинский 27807 21495 752 948 2,7 4,4 1,26
Каменский 5598 9329 182 207 3,3 2,2 1,14
р.п. Краснообск 33237 41627 4849 3778 14,6 9,1 0,78
Криводановский 14350 32640 1218 1111 8,5 3,4 0,91
Кубовинский 12344 12536 535 3258 4,3 26,0 6,09
Кудряшовский 26699 21026 935 915 3,5 4,4 0,98
Мичуринский 15442 17884 213 588 1,4 3,3 2,76
Морской 10525 18406 331 345 3,1 1,9 1,04
Мочищенский 6388 13910 2486 3118 38,9 22,4 1,25
Новолуговской 11204 12812 248 509 2,2 4,0 2,05
Плотниковский 2690 4208 213 311 7,9 7,4 1,46
Раздольненский 8736 10927 342 457 3,9 4,2 1,34
Станционный 31187 24914 1217 1831 3,9 7,3 1,50
Толмачевский 12613 25326 536 10576 4,2 41,8 19,73
Ярковский 7592 12621 319 750 4,2 5,9 2,35
Итого 268536 320923 16947 33780 6,3 10,5 1,99

 

В представленной ниже таблице 3.3 приведены сведения о продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения, о количестве заключенных договоров купли-продажи, о площади земельных участков, а также об общей стоимости земельных участков.

 

Таблица 3.3 - Сведения о продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения

Земельные участки

Количество заключенных договоров купли-продажи

Площадь земельных участков, тыс. кв. м

Общая стоимость земельных участков, тыс. руб

2005 2007 2008 2005 2007 2008 2005 2007 2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
для индивидуального жилищного строительства 0 80 46 0,0 113,3 424,1 0,0 387,0 415,8
не для жилищного строительства 49 0 11 82,8 0,0 3755,5 38,5 0,0 615,2
проданные собственникам зданий, строений, сооружений 374 130 308 826,6 903,9 1019,5 6513,2 1659,5 2012,6
иные земельные участки 0 5 0 0,0 126,7 0,0 0,0 3368,0 0,0
Итого 423 215 365 909,4 1144 5199,1 6551,7 5414,4 3043,5

 

Арендные отношения являются одной из самых эффективных форм использования земли в России. В отсутствие развитого земельного рынка арендные отношения становятся главным инструментом перераспределения земли к эффективно хозяйствующим товаропроизводителям и бережного, рационального ее использования.

Сведения об арендной плате и поступлениях от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков в границах Новосибирского района приведены в таблице 3.4 Арендные платежи за земельные участки поступают в равных частях в бюджеты муниципального района и муниципальных образований (сельсоветов). Как видно из таблицы 3.4 в 2008 году фактически перечисленная арендная плата увеличилась на 30%. Таким образом, можно предположить, что арендаторы стали более ответственно относится к своим обязательствам, прописанным в договорах аренды.

 

Таблица 3.4 - Сведения об арендной плате и поступлениях от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков в границах Новосибирского района

Земельные участки

Количество договоров аренды, заключенных в данном году

Арендуемая площадь, кв.м

Фактически перечислено арендной платы за землю в бюджет, руб.

2007 2008 2007 2008 2007 2008
занятые объектами недвижимости 36 85 1630662 106382 32940409,7 32983848,58
для строительства 226 134 257343 950232 19216589,79 33730767,31
для целей, не связанных со строительством, в т.ч. сельскохозяйственного назначения 25 43 246416 860589 9488724,22 25116432,96
Итого 287 262 2134421 1917203 61645723,71 91831048,85

 

Как уже было сказано выше, одной из главных задач формирования земельного рынка является инвентаризация. В процессе инвентаризации происходит выявление субъектов с неоформленными правами на земельные участки, проводится анализ фактического использования земель, площадь земель, их качественное состояние, и причины, которые привели к изменениям состояния. Что касается Новосибирского района, то в нем только в некоторых сельсоветах ведется работа по перерегистрации и инвентаризации бесхозных земельных участков для введения бесхозных земель в хозяйственный оборот. В большинстве же сельсоветов доля участия в инвентаризации земель не значительна, и как следствие наполняемость земельного налога в этих районах небольшая.

Итак, на примере Новосибирского района Новосибирской области можно убедиться в том, что механизм формирования земельного рынка запущен.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.