Глава 2. Организация и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация исследования

Исследование проводилось в детском саду № 386 г. Екатеринбурга с ноября 2007года по апрель 2008года.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось с 2007-2008г.г. в три этапа.

В педагогическом эксперименте принимали участие 30 человек, детей 6-7 летнего возраста, с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел).

Дети экспериментальной группы (15 человек) занимались по разработанной нами программе по лечебной фитбол-гимнастике.

Дети контрольной группы (15 человек) занимались по общепринятой методике коррегирующей гимнастики.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут), в урочной форме.

Занятие в экспериментальной и контрольной группах имеет 3 части:

• подготовительная часть 5 минут;

• основная часть 15-20 минут;

• заключительная часть 3-4 минуты.

Первый этап: ноябрь 2007г.

Второй этап: февраль 2008г.

Третий этап: апрель 2008г.

На всех трех этапах проведено тестирование статической выносливости мышц туловища, подвижности позвоночника и антропометрических показателей у детей дошкольного возраста с нарушением осанки. Были использованы тесты предложенные И.Д.Ловейко и методика разработанная сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера.

 

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Тестирование.

4. Метод математико-статической обработки.

Анализ научно-методической литературы.

В нашей работе использовано 31 источник научно-методической литературы. Проанализированы литературные источники по проблеме коррекции осанки детей дошкольного возраста. Использована литература по возрастной физиологии, анатомии, теории методики физического воспитания, педагогике и психологии.

Педагогический эксперимент.

Все занятия проводились фронтальным способом.

На Ι этапе в подготовительной части урока упражнения выполняются со страховкой руками за фитбол, в медленном темпе, со средней амплитудой из исходного положения сидя на фитболе, требующее от детей удержания прямой спины, с различными движениями руками, ногами и головой. Данные упражнения вырабатывают умение сбалансировать центр тяжести ребенка с подвижной опорой, координацию движений, развивают вестибулярный аппарат и способствуют формированию и укреплению навыка правильной осанки.

В основной части практически все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине, сидя на мяче, стойки на коленях, что требует от ребенка дополнительных усилий при выполнения более сложных заданий. Используются упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.

Танцевальный характер движений позволяет создать благоприятную эмоциональную обстановку. Препятствуют быстрому развитию нервно-мышечной утомляемости.

Каждое занятие мы проводили под музыкальное сопровождение, произведения выбирались соответствующие возрасту детей и наиболее привлекательные для них. При обучении комплексу упражнений мы использовали средний темп (90-120уд/мин).

В заключительной части на всех этапах выполняются упражнения на расслабление и одновременно растягивание, которые снимают физическую усталость. Темп выполнения очень медленный для восстановления дыхания и ЧСС.

На ΙΙ этапе упражнения, выполняемые сидя на фитболе без страховки, требуют от ребенка проявления умения (приобретенного на Ι этапе) - сбалансировать центр тяжести с подвижной опорой самостоятельно. Увеличивается амплитуда и темп движений (123-126уд/мин), в результате чего увеличивается количество повторений.

На обоих этапах использовался игровой метод, т.к. ему присущий фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре.

Использовался целостный метод обучения, а так же педагогические методы наглядности и словесный.

На ΙΙΙ этапе было проведено конечное тестирование.

Тестирование.

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д.Ловейко

• тест для мышц шеи:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

• тест для мышц живота:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

• тест для мышц спины:

И.П. – лежа на животе, руки вверх

1 – прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:

• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах – 0 от скамейки).

Методы математической статистики.

Среднее арифметическое (М)

 

х1+х2+х3+х n

М= —————— ,                    где n – общее число вариантов,

n                              М – значение варианта.

 

2. Стандартное отклонение (δ)

Эта величина выражается в тех же единицах, что и среднее арифметическое по формуле:

 

 М max - Mmin

δ = —————— ,                    где Хmax – наибольший показатель,

k                            Хmin – наименьший показатель,

k – табличный коэффициент (равен 3,47).

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.