Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Исполнитель:

Серкова Ольга Олеговна

студентка 5 курса очного

отделения, гр. 501

 

Научный руководитель:

Меньшикова Любовь Васильевна

доцент

 

Екатеринбург, 2008



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет

1.1.1 Анатомо-физиологические особенности

1.1.2 Психологические особенности

1.2 Характеристика видов нарушений осанки

1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика

1.4 Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях осанки

1.5 Методика проведения занятий корригирующей гимнастикой детей дошкольного возраста

Глава 2. Организация и методы исследования.

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Библиографический список

Приложение



Введение

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. (С.Н. Попова, 2005).

По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста. (Г.А. Халемский, 2000).

Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать учителя и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.

Одним из эффективных методов является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника.

При положении сидя на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы.

Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в скандинавских странах, известных своей изобретательностью в мебельном дизайне, некоторые деловые учреждения и школы целиком оборудованы фитболами вместо обычной мебели.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. С другой стороны, закономерность появления направления фитбол-гимнастики обусловлено еще и «пробелом», существующим в наиболее массовой сегодня оздоровительной технологии, где большинство упражнений задействующих мышцы спины, относятся к категории травмоопасных, а, следовательно, «запрещенных».

Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15%(по данным сайта medicall. ru).

Изучив медицинские карты детей 6-7 летнего возраста, в детском саду № 386г. Екатеринбурга, мы обнаружили, что у 60% детей наблюдается нарушение осанки.

Все вышеперечисленное и привело к необходимости проведения нашей исследовательской работы.

Объект – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения осанки.

Предмет – средства и методы лечебной фитбол-гимнастики, направленные на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.

Цель – выявить эффективность воздействия комплексов лечебной фитбол-гимнастики на коррекцию нарушений осанки детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

2. Разработать комплексы упражнений лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей.

3. Выявить эффективность воздействия комплексов лечебной фитбол-гимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.

4. Провести сравнительный анализ антропометрических данных и показателей силы мышечного корсета в экспериментальной и контрольной группах.



Глава 1. Литературный обзор

 

Психологические особенности

1. Развитие речи и мышления. Происходящее формирование активной речи служит основой развития не только мышления и психики в целом.

2. Развитие внимания и памяти, идет процесс развития от непроизвольного внимания к произвольному; от непроизвольного запоминания к произвольному; от образной памяти к словесно-смысловой. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметом, символом, обозначений). Общую роль в дошкольном детстве играет речь.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы имеет несколько этапов:

• выполнение требований взрослых;

• отделение собственной деятельности от деятельности взрослых;

• восприятие деятельности взрослых как образца для подражания;

• появление мотивов действий по образцу;

• появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, приобретение тем самым личностного поведения;

• ориентирование на собственные поступки, их оценку;

• возникновение сложной иерархии мотивов, сложной системы взаимоотношений с окружающими.

4. Формирование самооценки:

• недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых;

• появление способности самостоятельно оценивать свои поступки (по полярному принципу: хорошо-плохо);

• появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;

• появление способности к самосознанию, т.е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.

Неадекватность самооценки – один из неблагоприятных факторов развития личности, что способствует порождению в дальнейшем завышено-заниженной самооценки ребенка и общественного поведения.

5. Формирование первоначальных нравственных представлений – происходит формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом и некрасивом.

Особенности этих представлений:

• отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

• связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;

• проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственных поступков.

Процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не понимание) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Ведущим видом деятельности является игра. (Р.С.Немов, 2000).

 

Степени сколиоза

Ι степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью свободно висящей руки больного). Линия остистых отростков слегка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Ι степени искривление линий остистых отростков сохраняется. На стороне искривления – надплечье выше другого, может определяться небольшой мышечный валик. На рентгенограмме – угол Кобба (угол искривления) до 10є, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и ассиметрия корней дужек.

ΙΙ степень отличается от Ι появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Ассиметрия частей туловища становиться более выраженной, появляется небольшое отклонение корпуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не только рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий характер. При переходе в горизонтальное положение и при активном вытяжении полного исправления кривизны искривления добавиться невозможно. Рентгенологически отмечаются выраженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков, угол Кобба – от 10є до 25є.

ΙΙΙ степень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне искривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сближается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгенограмме – от 25є до 40є.

ΙV степень сколиоза. Деформация позвоночника и грудной клетки становиться грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение функций органов грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме – более 40є и не изменяется в положении лежа. (С.Н.Попов, 2005).

Общие правила и схема осмотра для определения вида нарушения осанки

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать следующие правила.

Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.

Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка.

Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно, носки стоп на одной линии.

Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для осмотра позу.

Ребенок должен стоять в обычной для него позе и не прилагать дополнительных усилий для ее поддержания. Стоять по стойке «смирно» не нужно.

Схема осмотра.

Вначале проводиться общий осмотр, при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.

Осмотр проводиться в следующей последовательности: спереди, сзади, сбоку и в наклоне вперед. Это позволяет оценить во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом – с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять характер осанки.

 

Организация исследования

Исследование проводилось в детском саду № 386 г. Екатеринбурга с ноября 2007года по апрель 2008года.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось с 2007-2008г.г. в три этапа.

В педагогическом эксперименте принимали участие 30 человек, детей 6-7 летнего возраста, с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел).

Дети экспериментальной группы (15 человек) занимались по разработанной нами программе по лечебной фитбол-гимнастике.

Дети контрольной группы (15 человек) занимались по общепринятой методике коррегирующей гимнастики.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут), в урочной форме.

Занятие в экспериментальной и контрольной группах имеет 3 части:

• подготовительная часть 5 минут;

• основная часть 15-20 минут;

• заключительная часть 3-4 минуты.

Первый этап: ноябрь 2007г.

Второй этап: февраль 2008г.

Третий этап: апрель 2008г.

На всех трех этапах проведено тестирование статической выносливости мышц туловища, подвижности позвоночника и антропометрических показателей у детей дошкольного возраста с нарушением осанки. Были использованы тесты предложенные И.Д.Ловейко и методика разработанная сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера.

 

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Тестирование.

4. Метод математико-статической обработки.

Анализ научно-методической литературы.

В нашей работе использовано 31 источник научно-методической литературы. Проанализированы литературные источники по проблеме коррекции осанки детей дошкольного возраста. Использована литература по возрастной физиологии, анатомии, теории методики физического воспитания, педагогике и психологии.

Педагогический эксперимент.

Все занятия проводились фронтальным способом.

На Ι этапе в подготовительной части урока упражнения выполняются со страховкой руками за фитбол, в медленном темпе, со средней амплитудой из исходного положения сидя на фитболе, требующее от детей удержания прямой спины, с различными движениями руками, ногами и головой. Данные упражнения вырабатывают умение сбалансировать центр тяжести ребенка с подвижной опорой, координацию движений, развивают вестибулярный аппарат и способствуют формированию и укреплению навыка правильной осанки.

В основной части практически все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине, сидя на мяче, стойки на коленях, что требует от ребенка дополнительных усилий при выполнения более сложных заданий. Используются упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.

Танцевальный характер движений позволяет создать благоприятную эмоциональную обстановку. Препятствуют быстрому развитию нервно-мышечной утомляемости.

Каждое занятие мы проводили под музыкальное сопровождение, произведения выбирались соответствующие возрасту детей и наиболее привлекательные для них. При обучении комплексу упражнений мы использовали средний темп (90-120уд/мин).

В заключительной части на всех этапах выполняются упражнения на расслабление и одновременно растягивание, которые снимают физическую усталость. Темп выполнения очень медленный для восстановления дыхания и ЧСС.

На ΙΙ этапе упражнения, выполняемые сидя на фитболе без страховки, требуют от ребенка проявления умения (приобретенного на Ι этапе) - сбалансировать центр тяжести с подвижной опорой самостоятельно. Увеличивается амплитуда и темп движений (123-126уд/мин), в результате чего увеличивается количество повторений.

На обоих этапах использовался игровой метод, т.к. ему присущий фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре.

Использовался целостный метод обучения, а так же педагогические методы наглядности и словесный.

На ΙΙΙ этапе было проведено конечное тестирование.

Тестирование.

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д.Ловейко

• тест для мышц шеи:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

• тест для мышц живота:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

• тест для мышц спины:

И.П. – лежа на животе, руки вверх

1 – прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:

• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах – 0 от скамейки).

Методы математической статистики.

Среднее арифметическое (М)

 

х1+х2+х3+х n

М= —————— ,                    где n – общее число вариантов,

n                              М – значение варианта.

 

2. Стандартное отклонение (δ)

Эта величина выражается в тех же единицах, что и среднее арифметическое по формуле:

 

 М max - Mmin

δ = —————— ,                    где Хmax – наибольший показатель,

k                            Хmin – наименьший показатель,

k – табличный коэффициент (равен 3,47).

 

Мэ- Мк

t = —————

√ m эІ + m кІ

 

Где:

Хэ – среднее арифметическое отклонение в экспериментальной группе,

Хк – среднее арифметическое отклонение в контрольной группе,

mэ – стандартная ошибка среднего арифметического значения в экспериментальной группе,

mк – стандартная ошибка среднего арифметического значения в контрольной группе.

Если t (0,05)=2,07-2,76, то результат достоверен.



Заключение

 

Проблема здоровья детей и сегодня остается актуальной проблемой.

В нашей работе была затронута проблема формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Традиционные упражнения выполняются на жесткой опоре, а следовательно, создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник и момент травмоопасности. Этого мы избежали, т.к. занимались на специальных эластичных мячах (фитболах). Мячи помогали придать занятиям новизну, благодаря им были созданы наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась равномерно.

Обе методики по своей направленности оправдывают цель – оздоровления детей с нарушением осанки, но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений.

В результате проделанной экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ доступной литературы, выявил, что научно-методических источников по использованию упражнений фитбол-гимнастики для детей 6-7 лет недостаточно, хотя упражнения фитбол-гимнастики используются в лечебной физической культуре.

2. Разработаны комплексы лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей и вида нарушения осанки детей дошкольного возраста.

3. Увеличение показателей силы мышечного корсета и антропометрических данных подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой эффективно воздействуют на коррекцию осанки детей дошкольного возраста.

4. Изменения показателей антропометрических данных и силы мышечного корсета в экспериментальной группе превышают изменения показателей в контрольной группе, это подтверждает, что упражнения лечебной фитбол-гимнастики более эффективно воздействует на коррекцию осанки, чем упражнения традиционной лечебной гимнастики.

Мы считаем, что начатый эксперимент нужно продолжить, так как на данный момент улучшения есть во всех показателях.



Библиографический список

 

1. Актуальные проблемы возрастной физиологии [Текст] / Материалы конференции по возрастной физиологии. – Свердловск, 1973.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978.

3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.

5. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей [Текст] / С.И. Гальперин // Пособие для студентов факультета естествознания педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1965.

6. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура [Текст] / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 1999.

7. Епифанова, В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] / В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко // Учебник. – М.: «Медицина», 1990.

8. Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

9. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: «Академия», 2001.

10. Жуков, Е.К. Физиология человека [Текст] / Е.К. Жуков. – М.: «Физкультура и спорт»,1959.

11. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / А.А. Зайцев, Е.В. Конева, Н.К. Плищук, С.А. Сологуб. – Калининград, 1997.

12. Камолов, И.И. Заболевания и травмы позвоночника [Текст] / И.И.Камолов.– М., 1992.

13. Каштанова, Г.В. Лечебная физкультура и массаж [Текст] / Г.В. Каштанова // Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2006.

14. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985.

15. Краковяк, Г.М. Гигиенические основы физического воспитания пионеров и школьников [Текст] / Г.М. Краковяк. – Ленинград, 1995.

16. Ловейко, И.Д. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей [Текст] / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев // изд.2 переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1998.

17. Ловейко, И.Д. Формирование осанки у школьников [Текст] / И.Д. Ловейко // Пособие для учителей и школьных врачей. – М.: Просвещение, 1970.

18.  ЛФК и врачебный контроль [Текст] / под редакцией В.А.Епифанова, Г.А.Апонасенко // Учебная литература для студентов медицинских институтов. – М.: Медицина, 1990.

19. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ [Текст] / О.Н. Моргунова. – Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2005.

20. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

21. Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

22. Пагосян, И.А. Ранняя диагностика и коррекция функциональных нарушений опорно-двигательной системы у детей с врожденно-челюстной лицевой патологией [Текст] / И.А. Пагосян. – Екатеринбург, 1998.

23. Попова, С.Н. Лечебная физическая культура [Текст] / С.Н. Попова // Учебник. – М.: «Академия», 2006.

24. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст] / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб.: «Речь», 2007.

25. Сапин, М.П. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст] / М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997.

26. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб // Учебник. – М.: «Олимпия Пресс», 2001.

27. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: «Академия», 2004.

29. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология [Текст] / А.Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1978.

30. Янкелевич, Е.И. Воспитание правильной осанки [Текст] / Е.И. Янкелевич. – М.: МФиС, 1959.

31. Здоровье дошкольников [http://www.medicall.ru/articles/aerobika]. Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (25 КБ), 2005.



Приложение 1

 

Комплекс упражнений с использованием фитболов (Ι этап)

Части урока содержание дозировка ОМУ

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

 

1. И.п. – сед на мяч 1–4 - пружинистые движения на мяче. 16 р Выполняется в среднем темпе, с небольшой амплитудой.
2. И.п. – то же 1 – руки вперед 2 – вверх 3 – в стороны 4 - вниз Руки прямые, плечи не поднимать, спина прямая.
3. И.п. – то же 1-8 - марш Активная работа руками, спина прямая.
4. И.п. – то же 1 – наклон головы вправо 2 – вперед 3 – влево 4 - назад По 8р в каждую сторону Плечи опущены, спина прямая.
5. И.п. – то же 1 – 2 правая рука в сторону, наклон головы вправо 3 – 4 левая рука в сторону, наклон влево 5 – 6 руки вперед, наклон вперед 7 – руки назад, наклон назад 8 – и.п. Спина прямая, руки прямые, в медленном темпе.
6. И.п. – сед на мяч, руки вперед 1 – руки к плечам 2 – и.п. Спина прямая, смотреть вперед.
7. И.п. – то же 1-7 – прыжки вокруг собственной оси вправо 8-16 – тоже влево Спина прямая, средний темп.
8. И.п. – сед на мяч, руки на пояс 1 – правая нога вперед на пятку 2 – в сторону 3 – вперед 4 – и.п. 5-8 – тоже левой 16р Нога прямая, средний темп.
9. И.п. – сед на мяч 1-4 – круговые движения туловищем вправо 5-8 - влево Спина прямая, держаться за мяч.
10. И.п. – сед на мяч, руки на пояс 1-2 – наклон вперед (выдох) 3-4 – и.п. (вдох) Мяч немного откатывается назад, ноги прямые.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

1. И.п. – стойка на коленях, руки на мяче 1 – перекат вперед по мячу 2-6 – задержать положение 7-8 – и.п. Спина прогнута, руки прямые.
2. И.п. – сед, мяч на ногах, руки на мяче 1-4 – перекат мяча по туловищу в положение лежа, мяч на груди 5-8 – и.п. 8р. Спина прямая, пятки не отрывать от пола.
3. И.П. – сед, ноги врозь, мяч зажат между стопами 1-2 – перекат на спину, ноги вверх 3-4 – и.п. 16р. Ноги прямые, без потери мяча, спина прямая.
4. И.п. – лежа на спине, согнутыми ногами обхватить мяч 1 – ноги вперед 2 – и.п. 3-4 – то же Спину не отрывать от пола, без потери мяча.
5. И.п. – лежа на спине, согнутые ноги на мяче, руки за голову 1–3 – оторвать плечи от пола 4 – и.п. Поднять лопатки, локти в стороны, подбородком тянуться вверх.
6. И.п. – то же 1-2 – вдох носом, дыхание животом 3-4 – выдох, надувая щеки, сложив губы трубочкой Одна рука лежит на груди, другая на животе. Грудная клетка не подвижна.
7. И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вверх, мяч в руках 1–2 – наклон вперед, мяч к ногам 3-4 – и.п. Ноги прямые, руки прямые, в медленном темпе.
8. И.п. – сед, руками обхватить мяч сзади 1-2 – наклон вперед, приподнимая руками мяч 3-4 – и.п. Спина прямая, плечами тянуться к полу.
9. И.п. – упор лежа на спине с опорой на предплечья, ноги на мяче 1-2 – ногами потянуться вперед, прогнуться в спине 3-4 – и.п. Ноги вместе.
10.  И.п. – упор стоя на коленях, мяч под животом 1 – мах правой ногой назад 2 – и.п. 3 – то же левой 4 – и.п. Нога прямая, при махе прогнуться в спине, центр тяжести на опоре (мяче).
11.  И.п. – стоя на коленях, руки на мяче 1-4 – мелкими движениями пальцев кистей перекатывание мяча вправо 5-8 – то же влево Без остановки.
12. И.п. – упор на коленях, руки на фитболе 1-перекат мяча вперед 2-4 – пружинистые движения спиной 5-6 – задержать положение 7-8 – и.п. Прогнуться в спине, руки прямые, смотреть вперед.
13. И.п. – сед на мяче, руки на пояс 1-6 – наклон вперед, руками потянуться вперед 7-8 – и.п. Ноги и спина прямые, смотреть вперед.
14. И.п. – сед на мяче 1 – правое колено к груди 2 – и.п. 3 – то же левое 4 – и.п. Держаться руками за мяч, медленный темп, спина прямая.
15. И.п. – сед на мяче, обхватив мяч ногами 1-6 – балансировка на мяче 7-8 – и.п. Одновременное балансирование на мяче, держась за руки.
16. И.п. – стойка ноги врозь, наклон вниз, руки на фитболе 1-3 – наклон вперед, мяч в руках 4- и.п. Спина прямая, руками тянуться вперед, смотреть вперед.

 

1. И.п. – стойка на коленях, руки на мяче 1-2 – лечь на мяч 3-6 – полностью расслабиться 7-8 – и.п. Закрыть глаза.    
2. И.п. – лежа на спине и расслабиться 1,5мин Закрыть глаза.


Приложение 2

 

Комплекс упражнений с использованием фитболов (ΙΙ этап)

Части урока содержание дозировка ОМУ

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

 

1. И.п. – сед на мяч 1–4 - пружинистые движения на мяче. 16 р Выполняется в среднем темпе, с небольшой амплитудой.
2. И.п. – то же 1 – руки вперед 2 – вверх 3 – в стороны 4 - вниз Руки прямые, плечи не поднимать, спина прямая.
3. И.п. – то же 1-8 - марш Активная работа руками, спина прямая.
4. И.п. – то же 1 – наклон головы вправо 2 – вперед 3 – влево 4 - назад По 8р в каждую сторону Плечи опущены, спина прямая.
5. И.п. – то же 1 – 2 правая рука в сторону, наклон головы вправо 3 – 4 левая рука в сторону, наклон влево 5 – 6 руки вперед, наклон вперед 7 – руки назад, наклон назад 8 – и.п. Спина прямая, руки прямые, в быстром темпе.
6. И.п. – сед на мяч, руки вперед 1 – руки к плечам 2 – и.п. Спина прямая, смотреть вперед.
7. И.п. – то же 1-7 – прыжки вокруг собственной оси вправо 8-16 – тоже влево Спина прямая, быстрый темп.
8. И.п. – сед на мяч, руки на пояс 1 – правая нога вперед на пятку 2 – в сторону 3 – вперед 4 – и.п. 5-8 – тоже левой 16р Нога прямая, быстрый темп.
9. И.п. – то же 1-4 – круговые движения туловищем вправо 5-8 - влево 16р Спина прямая.
10. И.п. – сед на мяч, руки на пояс 1-2 – наклон вперед (выдох) 3-4 – и.п. (вдох) Мяч немного откатывается назад, ноги прямые.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

 1. И.п. – стойка на коленях, руки на мяче 1 – перекат вперед по мячу 2-6 – задержать положение 7-8 – и.п. Спина прогнута, руки прямые.
 2. И.п. – сед, мяч на ногах, руки на мяче 1-4 – перекат мяча по туловищу в положение лежа, мяч на груди 5-8 – и.п. 8р. Спина прямая, пятки не отрывать от пола.
 3. И.П. – сед, ноги врозь, мяч зажат между стопами 1-2 – перекат на спину, ноги вверх 3-4 – и.п. 16р. Ноги прямые, без потери мяча, спина прямая.
 4. И.п. – лежа на спине, согнутыми ногами обхватить мяч 1 – ноги вперед 2 – и.п. 3-4 – то же Спину не отрывать от пола, без потери мяча.
 5. И.п. – лежа на спине, согнутые ноги на мяче, руки за голову 1–3 – оторвать плечи от пола 4 – и.п. Поднять лопатки, локти в стороны, подбородком тянуться вверх.
 6. И.п. – то же 1-2 – вдох носом, дыхание животом 3-4 – выдох, надувая щеки, сложив губы трубочкой Одна рука лежит на груди, другая на животе. Грудная клетка не подвижна.
 7. И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вверх, мяч в руках 1–2 – наклон вперед, мяч к ногам 3-4 – и.п. Ноги прямые, руки прямые, в быстром темпе.
 8. И.п. – сед, руками обхватить мяч сзади 1-2 – наклон вперед, приподнимая руками мяч 3-4 – и.п. Спина прямая, плечами тянуться к полу.
 9. И.п. – упор лежа на спине с опорой на предплечья, ноги на мяче 1-2 – ногами потянуться вперед, прогнуться в спине 3-4 – и.п. Ноги вместе.
 10. И.п. – упор стоя на коленях, мяч под животом 1 – мах правой ногой назад 2 – и.п. 3 – то же левой 4 – и.п. Нога прямая, при махе прогнуться в спине, центр тяжести на опоре (мяче).
 11. И.п. – стоя на коленях, руки на мяче 1-4 – мелкими движениями пальцев кистей перекатывание мяча вправо 5-8 – то же влево Без остановки.
 12. И.п. – упор на коленях, руки на фитболе 1-перекат мяча вперед 2-4 – пружинистые движения спиной 5-6 – задержать положение 7-8 – и.п. Прогнуться в спине, руки прямые, смотреть вперед.
 13. И.п. – сед на мяче, руки на пояс 1-6 – наклон вперед, руками потянуться вперед 7-8 – и.п. Ноги и спина прямые, смотреть вперед.
 14. И.п. – сед на мяче, руки на пояс 1 – правое колено к груди 2 – и.п. 3 – то же левое 4 – и.п. Быстрый темп, спина прямая.
 15. И.п. – сед на мяче, обхватив мяч ногами, руки на пояс 1-6 – балансировка на мяче 7-8 – и.п. Спина прямая, смотреть вперед.
 16. И.п. – стойка ноги врозь, наклон вниз, руки на фитболе 1-3 – наклон вперед, мяч в руках 4- и.п. Спина прямая, руками тянуться вперед, смотреть вперед.

 

 1. И.п. – стойка на коленях, руки на мяче 1-2 – лечь на мяч 3-6 – полностью расслабиться 7-8 – и.п. Закрыть глаза.    
 2. И.п. – лежа на спине и расслабиться 1,5мин Закрыть глаза.


Приложение 3

 

Комплекс упражнений коррегирующей гимнастики

Части урока Содержание Дозировка ОМУ

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

1. И.П. – основная стойка (О.С.), спиной к стене.   Занимающийся должен касаться стенки: пятками, икрами, ягодичными и лопаточными областями и затылком.
2. И.П. – то же 1 – шаг вперед 2-5 – задержать положение 6 – шаг назад 7-8 – И.П. С сохранением правильной осанки.
3. Ходьба в различном темпе   С сохранением правильной осанки, смена темпа по сигналу учителя.
4. И.П. – О.С. 1 – упор присев 2 – сед упор сзади 3 – упор на предплечья 4 – лечь на спину 5-6 – держать 7-8 – И.П. Лежа проверить положение таза, ног, поясницы, плечь – они на полу.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

 

1. И.П. – лежа на животе, руки вниз 1-2 – прогнувшись 3-6 – держать 7-8 – И.П. 4-6р Равномерный прогиб в грудном отделе и поднимании ног.
2. Дыхательное упражнение И.П. – сед на пятки 1-4 – вдох 5-8 - выдох В медленном темпе.
3. И.П. – лежа на животе, руки вниз 1-2 – прогнуться 3-4 – руки в стороны 5-6 – вверх 7-8 – И.П. 4-6р Руки и ноги прямые.
4. дыхательное упражнение В медленном темпе.
5. И.П. – лежа на животе, руки вниз 1-2 – правая назад 3-4 – И.П. 5-6 – то же левой 7-8 – И.П. 4-6р Таз на полу.
6. И.П. – лежа на спине 1 – наклон головы вперед 2-4 – держать 5-8 – И.П. Поясничный отдел позвоночника прижат к полу.
7. Дыхательное упражнение В медленном темпе.
8. И.П. – лежа на спине, руки вниз 1-2 – сед, руки вверх 3-4 – И.П. С начала выполнять в среднем темпе, а затем в быстром.
9. Ходьба Перестроение в колонну по 2 с мячем.

 

1. И.П. – лицом друг к другу, мяч перед грудью Кто меньшее количество раз уронит мяч.
2. И.П. – стоя на нижней рейке гимнастической стенки 1-4 – лазание вверх 5-8 - вниз Хват за рейку на уровне плеч.
3. И.П. – вис лицом к гимнастической стенке 4-6р Как можно дольше.
4. Дыхательное упражнение В медленном темпе.


Приложение 4

 

Результаты тестов экспериментальной группы на Ι этапе (ноябрь 2007г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

 

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Вершинина Катя 16 12 15 3,9 58 115
2 Безгодов Денис 18 13 16 4,5 60 117
3 Ефимова Лена 17 12 16 4,0 58 115
4 Макарова Марина 17 14 19 4,0 59 115
5 Солодов Миша 20 12 15 4,1 59 116
6 Ромашова Маша 18 16 15 3,8 60 116
7 Зверева Ксюша 16 14 16 3,8 61 117
8 Гребенева Оля 15 12 15 3,9 60 116
9 Агаев Антон 15 14 18 4,0 61 118
10 Строчкина Валя 16 15 16 4,2 59 116
11 Телышева Оксана 17 12 16 4,3 58 115
12 Попова Оля 15 13 17 4,2 58 115
13 Филина Марина 16 13 15 4,1 59 116
14 Кинев Слава 17 15 18 4,0 60 117
15 Загудаев Паша 17 15 14 4,1 60 117


Приложение 5

 

Результаты тестов экспериментальной группы на ΙΙ этапе (февраль 2008г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

 

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Вершинина Катя 33 18 21 4,3 60 118
2 Безгодов Денис 35 18 21 4,9 62 120
3 Ефимова Лена 34 18 21 4,7 60 118
4 Макарова Марина 34 19 24 4,7 61 118
5 Солодов Миша 36 17 22 4,6 61 119
6 Ромашова Маша 33 20 23 4,4 62 119
7 Зверева Ксюша 31 19 23 4,4 63 120
8 Гребенева Оля 30 18 24 4,4 62 119
9 Агаев Антон 30 20 21 4,5 63 121
10 Строчкина Валя 32 20 20 4,8 61 119
11 Телышева Оксана 34 19 23 4,8 60 118
12 Попова Оля 32 19 23 4,9 60 118
13 Филина Марина 32 18 21 4,7 61 119
14 Кинев Слава 31 21 20 4,6 62 120
15 Загудаев Паша 31 21 23 4,6 62 120


Приложение 6

 

Результаты тестов экспериментальной группы на ΙΙΙ этапе (апрель 2008г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Вершинина Катя 39 24 24 5,0 62 121
2 Безгодов Денис 41 25 24 5,6 64 123
3 Ефимова Лена 40 25 25 5,2 62 121
4 Макарова Марина 40 24 26 5,2 63 121
5 Солодов Миша 41 24 24 5,0 63 122
6 Ромашова Маша 40 25 25 5,0 64 122
7 Зверева Ксюша 39 26 25 5,0 65 123
8 Гребенева Оля 40 25 26 5,1 64 122
9 Агаев Антон 42 26 25 5,1 65 124
10 Строчкина Валя 39 26 24 5,3 63 122
11 Телышева Оксана 39 24 26 5,4 62 121
12 Попова Оля 40 24 26 5,4 62 121
13 Филина Марина 40 24 25 5,5 63 122
14 Кинев Слава 40 25 25 5,5 64 123
15 Загудаев Паша 39 25 24 5,5 64 123

 



Приложение 7

 

Результаты тестов контрольной группы на Ι этапе (ноябрь 2007г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

 

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Саламатова Ксюша 31 15 17 4,0 59 117
2 Лялина Катя 35 20 21 5,0 59 118
3 Туркеева Маша 30 16 18 4,3 60 117
4 Чуваков Женя 33 17 16 4,4 61 119
5 Овчинников Данил 30 15 15 4,0 60 119
6 Зырянова Оля 31 16 15 4,1 62  118
7 Зенин Миша 34 19 20 4,9 61 118
8 Кутузова Лена 32 16 17 4,8 62 119
9 Шреер Алена 37 17 19 4,7 60 117
10 Ковалев Леша 30 15 16 4,3 60 118
11 Феоктистова Лена 30 15 16 4,0 59 118
12 Дроздова Лена 33 18 20 4,2 59 117
13 Шмелева Таня 31 16 18 4,1 60 117
14 Сухих Антон 35 20 21 5,1 60 119
15 Винокурова Соня 32 19 23 4,3 58 118

 



Приложение 8

 

Результаты тестов контрольной группы на ΙΙ этапе (февраль 2008г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

 

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Саламатова Ксюша 37 19 21 4,6 60 119
2 Лялина Катя 40 24 24 5,6 60 119
3 Туркеева Маша 36 20 23 4,8 61 118
4 Чуваков Женя 38 21 20 4,9 62 121
5 Овчинников Данил 36 20 20 4,6 62 120
6 Зырянова Оля 35 20 21 4,6 63  119
7 Зенин Миша 39 24 25 5,3 62 121
8 Кутузова Лена 36 21 22 5,5 62 120
9 Шреер Алена 42 21 24 5,3 61 119
10 Ковалев Леша 34 20 21 4,8 61 120
11 Феоктистова Лена 36 20 21 4,5 60 119
12 Дроздова Лена 38 23 24 4,8 60 119
13 Шмелева Таня 37 21 23 4,6 61 119
14 Сухих Антон 39 25 25 5,7 61 120
15 Винокурова Соня 38 23 27 4,9 60 120

 



Приложение 9

 

Результаты тестов контрольной группы на ΙΙΙ этапе (апрель 2008г.)

№ п/п Фамилия, Имя

Статическая мышечная выносливость (секунда)

 

Подвижность позвоночника (сантиметр)

Антропометрические измерения (сантиметр)

    Мышцы шеи Мышцы живота Мышцы спины Наклон вперед Объем гр. клетки Рост
1 Саламатова Ксюша 43 25 24 5,0 61 120
2 Лялина Катя 45 29 28 5,9 62 120
3 Туркеева Маша 41 25 27 5,3 62 120
4 Чуваков Женя 44 25 25 5,5 63 122
5 Овчинников Данил 42 24 26 5,2 63 121
6 Зырянова Оля 40 24 27 5,2 64  120
7 Зенин Миша 41 28 29 5,8 63 123
8 Кутузова Лена 40 26 26 5,9 62 122
9 Шреер Алена 47 25 29 5,7 62 121
10 Ковалев Леша 39 25 27 5,2 62 123
11 Феоктистова Лена 40 25 27 5,0 62 120
12 Дроздова Лена 43 29 28 5,3 61 120
13 Шмелева Таня 43 26 28 5,0 62 120
14 Сухих Антон 42 29 29 6,1 62 123
15 Винокурова Соня 41 27 31 5,4 60 122

 

Выпускная квалификационная работа

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.