Понятие, виды, криминалистические значимые свойства ФДК навыков. Задачи криминалистического исследования ФДК навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В системе материальных источников информации, используемой в доказывании, значительный объем занимают отражения ФДК навыков, носителем которых является человек.

ФДК навыков - явление психофизиологической природы. Его сущность составляет навыки или системы навыков совершения определенных действий (осуществления деятельности). Под навыком принято понимать «умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности». В течение жизни у человека вырабатывается огромное множество навыков, образующих поведенческие интегративные системы, реализуемые при совершении самых разнообразных действий: учебных, профессиональных, спортивных, бытовых и т. п. Таковы, в частности, навыки ходьбы, речи, письма, печатания на пишущей машине, шитья, вождения транспортным средством и др.

Будучи материально отображенными в обстановке расследуемого события, ФДК оказываются источниками криминалистической информации. Научные основы и методы исследования ФДК составляют содержание частного криминалистического учения - учения о навыках.

ФДК навыков, представляющие интерес с позиции экспертно-криминалистической идентификации, условно по назначению делятся на следующие виды: локомоционные, коммуникативные (речевые), профессиональные, бытовые.

Локомоционные ФДК представляют собой основанные на навыках системы телодвижений, обеспечивающие перемещение человека в пространстве (ходьба, бег и т. п.). Внешнее проявление системы телодвижений при ходьбе, обычно воспринимаемое визуально, называют походкой. Будучи материально отображенными, элементы походки заключают в себе информацию об идущем лице (дорожка следов: длина шага, ширина шага, угол шага и т. д.) и фактах, относящихся к имевшему место событию (перенос тяжестей, ходьба в темноте и др.). Закономерности формирования, реализации, отображения и исследования локомоционных ФДК в криминалистических целях изучаются преимущественно в рамках судебной трасологии.

Коммуникативные (речевые) ФДК навыков - основное средство коммуникации человека. Между устными и письменными ФДК навыков человека существует определенная корреляционная связь. Вместе с тем каждая из упомянутых подгрупп обладает автономностью, обусловленной различием анализаторов, реализующих ФДК и включающих разные эффекторные блоки функциональных систем (в устной речи - артикуляционный аппарат, в письменной - чаще всего рука). Это исторически обусловлено разными целями общения: устная речь в большей мере рассчитана на непосредственное восприятие, письменная - на фиксацию мысли для последующей передачи на расстояние и сохранение во времени. Каждый из речевых ФДК навыков отличается сложностью организации и является многокомпонентной системой.

Устные ФДК - основанные на навыках системы звукового выражения мысли с помощью артикуляционных движений. Они охватывают интеллектуальные и собственно речевые навыки, относящиеся к содержательной стороне речи (смысл, логика, построение фраз, лексика) и ее «технике» произношению (просодии), а также тесно связанные с ними акустические (голосовые) навыки. Зафиксированная устная речь - источник богатейшей информации а личностных свойствах говорящего человека: его культуре, логике изложения мысли, уровне развития устно-речевых навыков и т. п. Устно-речевые ФДК являются предметом не только отрасли криминалистических знаний - судебной фоноскопии, изучающей человеческий голос, средства звукозаписи и разрабатывающей методы их исследования в целях решения задач экспертизы, но и предметом внимания судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз.

Письменные ФДК образуют основанные на навыках системы письменного выражения мысли различными способами: рукопись, машинопись, типографский набор и др. В этих системах также объединяются комплексы различных по уровню организации навыков: интеллектуальные, собственно языковые и зрительно-двигательные, рассчитанные на определенные способы фиксации мысли. Письменно-речевые навыки служат источником криминалистической информации об авторе и исполнителе письменного документа, а также об условиях его выполнения. Закономерности формирования, реализации письменно-речевых навыков, их исследования в криминалистических целях изучаются судебным автороведением, одной из основных задач которого является разработка методов и методик криминалистического исследования письменной речи.

Почерковый ФДК, представляющий собой основанную на навыках зрительно-двигательную систему рукописной фиксации мысли, изучается другой отраслью криминалистических знаний - судебным почерковедением, в рамках которого разрабатываются методы и методики исследования почерковых объектов в целях решения интересующих суд и следствие задач. Дактилографический ФДК, как основанная на навыках зрительно-двигательная система письма на пишущей машине, в настоящее время исследуется в рамках судебно-технической экспертизы документов. Однако, будучи по природе иным, дактилографический ФДК может в перспективе стать объектом самостоятельного рода криминалистической экспертизы - судебно-дактилографической.

Круг профессиональных и бытовых навыков, образующих ФДК, которые могут войти в орбиту следствия, очень широк. В тех случаях, когда проявления такого рода навыков приобретают типичный для расследования характер (навыки машинописи, письма чертежным шрифтом), они исследуются упомянутыми предметными криминалистическими областями знаний - теорией СТЭД, судебным почерковедением; навыки выполнения определенных операций - завязывание узлов, петель, ручные швы - судебной трасологией. В иных случаях специалисты привлекаются из других отраслей знания (в области музыкального, изобразительного искусства, техники и др.).

Все виды ФДК имеют общие закономерности образования, функционирования (реализации), изменения и разрушения под влиянием различных факторов, определяющих их свойства, существенные для решения задач экспертизы.

Физиологической основой формирования навыков, образующих ФДК, является их условно-рефлекторный характер, выступающий в виде динамического стереотипа, под которым И. П. Павлов понимал «слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяющуюся внешним стереотипом, системностью раздражителей. Динамический стереотип обеспечивает одновременно устойчивость и гибкость, приспособляемость реакций организма на внешние факторы.

Механизм реализации навыка по П.К. Анохину представляет собой сложную саморегулирующуюся функциональную систему поведенческого акта, основанную на принципе условно-рефлекторного кольцевого управления. Это означает, что рефлекторный ответ не является заключительным этапом условного рефлекса - обязательна обратная афферентная информация о результатах рефлекторного действия, позволяющая корректировать его по ходу выполнения и прогнозировать последующие действия, требующиеся по намеченной программе («акцептор действия»). Функциональная система поведенческого акта обладает интегративными свойствами, отсутствующими у ее элементов. Таковыми являются: ее регулятивный и саморегулятивный характер, индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации, пластичность, подвижность.

По мере формирования и закрепления навыков достигается автоматизм действий, означающий отказ от осознанного выполнения их деталей. Физиологический механизм построения сложных двигательных актов, основанных на навыках и их автоматизме, раскрыт Н. А. Бернштейном. Согласно его теории построения движений формирование и осуществление двигательных актов строится на основе уровневого принципа, причем каждый физиологический уровень имеет свои анатомический субстрат, афферентацию, функции. Основное их различие состоит в степени сознательной регуляции. С позиции этой теории сущность автоматизма заключается в передаче, по мере приобретения и закрепления, соответствующих умений, функций вышележащего уровня нижележащему, более приспособленному для их выполнения. Передавая технические функции нижележащим уровням, человек получает возможность сконцентрировать основное внимание на цели, результате действия, его более ответственных сторонах. Технические же компоненты навыка осуществляют автоматизирование, без активного участия сознания. Слаженная координированная работа всех уровней обеспечивает выполнение двигательного акта в целом.

ФДК навыков обладают следующими свойствами (качествами), существенными с точки зрения возможности их криминалистического исследования: индивидуальностью, динамической устойчивостью, избирательной изменчивостью, а также материальной отображаемостью.

Материальная отображаемость навыков состоит в том, что в процессе реализации навыковых действий происходит их фиксация, запечатление в предметах объективной действительности, которые становятся объектами криминалистического исследования.

Локомоционные ФДК отображаются чаще всего в виде дорожки следов, оставленной на месте события его участниками. Поскольку дорожка следов не дает представления обо всех особенностях походки человека, дополнительную ценную информацию о привычных телодвижениях во время ходьбы могут содержать результаты киносъемки и видеозапись. Таким образом, объектом исследования в данном случае будет материально зафиксированная в соответствии с правила криминалистики дорожка следов, кино- и видеопленки.

Речевые ФДК неоднородны по видам и способам отображения. Устно-речевые и сопровождающие речь жестикуляция, мимика нуждаются в специальной фиксации, которая лишь в редких случаях имеет место при совершении преступления. Если в вещную обстановку события была ранее включена звукозапись, соответствующий ФДК отражается в фонограммах (прослушивание и запись телефонных переговоров, запись переговоров экипажа самолета с руководителями полета и т. п.). В данном случае объектами исследования являются продукты звукозаписи - магнитная запись речевой ситуации.

Письменные ФДК - самофиксирующиеся. Результатом процесса письма, как правило, оказывается какой-либо документ, содержащий текст: рукописный, машинописный, изготовленный каким-то другим способом, и (или) подпись.

Трудовые (профессиональные) и бытовые ФДК навыков отображаются в результатах тех действий, содержание которых представляет собой их реализация. Чаще всего они проявляются в изделиях ручной выделки. Немалое количество вещественных доказательств являются изделиями индивидуального изготовления, кустарного производства, носят на себе следы переделки, ремонта, профессионального пользования. Обнаруженные на месте происшествия предметы со следами, отражающими механизм использования определенных умений либо свидетельствующими о наличии у преступника каких-то профессиональных навыков, также являются объектами экспертного исследования (предметы со следами распила, сверления, сварки, оставленные на месте преступления инструменты, аппаратура и др.).

Комплекс (система) информационных свойств ФДК навыков отображается на предмете-носителе в виде соответствующих признаков. Природа этих свойств обусловлена видом ФДК, поэтому в качестве специального объекта исследования выступают: системы свойств походки, устной речи (в том числе голоса), письменной речи, почерка, дактилографии, других профессиональных (трудовых) и бытовых ФДК.

Каждый специальный объект исследования обладает множеством свойств. Свойствами ФДК навыков являются компоненты и их отношения, образующие структуру этого комплекса как сложной функциональной системы. Но в экспертных целях используются далеко не все свойства, а лишь те, которые связаны с основными качествами ФДК навыков - индивидуальностью, устойчивостью, вариационностью, избирательной изменчивостью. Так, в качестве идентификационных свойств выступают отражающие индивидуальность ФДК. Чтобы подчеркнуть их значимость для идентификации, их часто называют особенностями. Тогда идентификационными свойствами ФДК навыков следует считать особенности походки, устной речи, в том числе голоса, письменной речи, почерка, печатания на пишущей машине и т. п. Например, особенностями походки являются: резкое отличие длины одного шага от другого, раскачивание при ходьбе и др.; устной речи - фонетические, акустические, лингвистические группы свойств; письменной речи - стилистические, лексические, семантические, орфографические, пунктуационные; почерка - степень и характер сформированности письменно-двигательных навыков, структура траектории движений и т.д.

Существуют самые разнообразные основания систематизации свойств и признаков. Они зависят от структуры объекта, задач исследования, целей систематизации. Почти все известные в криминалистике основания систематизации признаков приложимы и к признакам ФДК. Наиболее распространено деление признаков на общие и частные, которые нередко совмещается с делением на групповые и индивидуализирующие, а также на закономерные и случайные. Большое методическое значение имеет деление признаков на устойчивые и неустойчивые, зависимые и независимые, количественные, качественные. Вместе с тем систематизация свойств и признаков ФДК навыков имеет свою специфику. Структура сложных ФДК навыков, в особенности речевых, предопределяет иерархию свойств, которые можно разделить на общесистемные и частносистемные. Первые проявляются многоопосредованно через частносистемные свойства и их признаки и таким образом дают основание для выделения общесистемных, интегративных свойств и признаков (в автороведении - общий уровень овладения письменно-речевыми навыками, в судебном почерковедении - степень выработанности почерка). Вторые - относительно элементарны (применительно к письменной речи - характерные орфографические ошибки, к почерку - размер, наклон и т.п.).

Свойства и признаки сложных ФДК можно разделить не только по степени общности, интегративности, но и функциональной модальности. В относительно несложных, к которым относятся локомоционные ФДК, на современном уровне развития трасологии не просматривается деление признаков ни по степени общности, ни по модальности. В сложноорганизованных ФДК деление признаков по системности и функциональной модальности зачастую оказывается основным. Таково деление признаков устной речи на акустические, фонетические и лингвистические. Между ними и особенностями соответственно анатомического строения, артикуляционных движений и высших речевых функций имеется прямая связь. Вместе с тем примечательно, что признаки разговорного голоса в судебной фоноскопии не удалось разделить на общие и частные.

В судебно-автороведческой и судебно-почерковедческой экспертизах признаки делятся на общие и частные (в судебном почерковедении общие признаки еще различаются на общесистемные и частносистемные). Дальнейшим основанием деления является функциональная модальность. В судебном автороведении она позволяет разделить различные по функции в речеобразоаании и реализации письменной речи навыки: лексические, стилистические, семантические, пунктуационные, орфографические[7]. В судебном почерковедении признаки делятся по основной связи соответствующих свойств со зрительной либо зрительно-двигательной функцией. Свойства, относящиеся к работе зрительного анализатора, отражаются в большей мере в группе ориентационных или топографических признаков (форма и размеры полей, наличие и размеры красных строк и т. п.). Свойства, в большей мере связанные с зрительно-двигательной функцией, неоднородны и делятся на структурно-геометрические (конфигурационные) и динамические (нажимные). Основанием деления в этом случае является связь с геометрической либо силовой составляющей единого письменно-двигательного процесса. В реализации свойств, отражающихся в группе структурно-геометрических признаков, существенная роль принадлежит двигательному (кинестетическому анализатору), а свойств, отображающихся в группе динамических признаков, - еще и тактильному (давлению).

К структурно-геометрическим относится большинство общих и частных признаков почерка: размер, разгон, наклон, форма движения при выполнении или соединении букв и их элементов, направление движения при выполнении букв и их элементов и т. п.; к динамическим - характеристики нажима при письме.

В области судебной дактилографии по степени интегративности (уровню управления и функциональной модальности) выделяются следующие группы признаков: биомеханические (уровень В), структурно-композиционные (уровни С, Д), речевые (уровень Е).

В тех случаях, когда объекты исследования в пределах определенного вида ФДК навыков разнородны, для изучения и систематизации признаков существенное значение приобретает вид объекта. Например, в судебном почерковедении основной объект исследования - рукопись: текст, подпись. Тексты делятся по составу на буквенные и цифровые. Соответственно отображение свойств почерка в каждом из объектов имеет свою специфику, связанную с возможностями проявления и особенностями формирования соответствующих почерковых свойств.

Исходя из этого в пределах одного вида ФДК разрабатывается базовая система признаков, которая адаптируется применительно к различным видам объектов. При этом для каждого конкретного вида объектов характерен определенный комплекс базовых и специфических свойств и признаков.

Для отображения свойств в признаках, а также для систематизации последних существенное значение имеет объем объекта исследования, отображающего ФДК навыков. Чем больше этот объект, тем больше возможности отображения в нем свойств ФДК. Некоторые виды ФДК могут быть средством идентификации личности лишь при условии достаточного их объема.

Существенным обстоятельством для изучения закономерностей свойств, отображаемых признаками, являются собственно условия отображения. Свойства навыков могут быть обычными и измененными. Измененность обуславливается необычной обстановкой реализации ФДК навыков. Свойства могут претерпевать трансформацию в момент реализации навыков (письмо в движущемся транспорте), и поэтому исследование их по признакам должно учитывать возможность отображения в данных условиях свойств как в обычном их состоянии, так и в трансформированном по различным причинам. Естественно, для идентификации наиболее важными являются первые; вторые информативны в большей мере для решения диагностических задач.

Учет условий происхождения признаков положен в основу деления признаков разговорного голоса в судебной фоноскопии (ординарные, патологические, спорадические). В этой области знаний, где высоки комплексность и инструментальность уровней исследования, для последующего деления признаков используется способ их выявления. Так, ординарные признаки, в свою очередь, делятся на перцептивные и акустико-фонетические. Перцептивные выделяются с помощью слуха, акустико-фонетические учитывают физические и математические параметры, физические, в свою очередь, образуют иерархическую систему и т. п.

В методических целях разрабатываются системы признаков, ориентированные на решение задач определенных классов и типов.

Между идентификационными и другими, в частности диагностическими свойствами объектов исследования, с точки зрения их материального выражения нет резкой границы. Их значение определяется целями экспертного исследования. Например, в качестве идентификационных могут быть привлечены свойства, явившиеся следствием влияния необычных условий (сбивающих факторов), если они различаются по степени, характеру и еще каким-либо особенностям у разных лиц. Так, степень и характер трансформации свойств у лица, выполняющего рукопись в состоянии опьянения, могут быть использованы и для его судебно-почерковедческой идентификации. Вместе с тем разные цели исследования предопределяют использование различных комплексов признаков, типичных для их достижения. Поэтому вполне возможно деление признаков на идентификационные, диагностические, классификационные. Возможна дифференциация свойств и в зависимости от типов решаемых задач, для которых характерны: определенный вид объекта по ФДК навыков (если возможно, по способу его реализации, например виду рукописи, составу), по объему и условиям реализации.

Такого рода систематизации имеют обычно рабочий, сугубо методический характер, так как создаются специально для решения определенных типов задач. Примером такой систематизации могут служить специально разработанные в судебном автороведении и в судебном почерковедении системы диагностических признаков для решения задач установления факта и способа намеренного искажения письменной речи, пола по почерку и др.

При разработке систем признаков, ориентированных на решение типовых задач экспертизы, помимо рассмотренных, должны быть учтены и другие критерии, существенные в деятельностном (гносеологическом, информационном, логическом и даже психологическом) аспекте исследования. Эти критерии можно очертить следующим образом:

- информативность признаков, их значимость для решения типовой задачи экспертизы;

- возможность и степень наблюдаемости признаков;

- возможность и виды формализации признаков;

- порядок опосредованного изучения признаков;

- новизна разработки признаков и признаковых систем.

Информативность признаков как критерий их систематизации имеет многоплановый характер и непосредственно связана с целями решаемой типовой задачи экспертизы. Общим же для систематизации признаков по этому критерию является мера информативности для решения типовой задачи (подзадачи) экспертизы. Мера информативности может быть выражена как на качественно-описательном, так и на количественном уровне и, в свою очередь, основывается на существенных для конкретной экспертной ситуации показателях.

В зависимости от возможности и вида наблюдаемости признаков последние можно разделить на наблюдаемые и ненаблюдаемые. Первая группа, в свою очередь, дифференцируется на наблюдаемые непосредственно и опосредованно. Под непосредственно наблюдаемыми понимаются признаки, доступные для визуального исследования, воспринимаемые экспертом зрительно. К опосредованно наблюдаемым относятся признаки, наблюдаемые с помощью приборов.

Ненаблюдаемые признаки - признаки, отражающие вообще недоступные для наблюдения свойства объекта. Они связаны с такими свойствами, информацию о которых получают либо расчетным путем, либо с помощью статистического анализа, либо путем моделирования на ЭВМ.

Примером ненаблюдаемых свойств и признаков может служить изучение пределов вариативности измеренных структурно-геометрических и нажимных характеристик в кратких и простых подписях при установлении их подлинности или неподлинности. Эти пределы вариативности недоступны для экспертного наблюдения. Возможности привлечения ненаблюдаемых признаков расширяются с использованием в процессе экспертного исследования анализаторных систем, предназначенных для изучения изображений (например, в судебном почерковедении).

Признаки могут быть непосредственными и опосредованными. Основание их деления по степени опосредованности зависит от степени интегративности выражаемых ими свойств. Непосредственные признаки называют еще элементарными, первичными, опосредованные - интегральными, вторичными. Содержание дифференциации интуитивно ясно и в разборе не нуждается. Это деление тесно связано с предшествующим, но не дублирует его. Ненаблюдаемые, расчетные, машинные признаки - всегда опосредованные, вторичные. Однако вторичный характер могут иметь и визуально наблюдаемые признаки.

Признаки бывают формализуемые и неформализуемые; формализуемые, в свою очередь, делятся по способу (уровню) формализации на качественно-описательные и количественные, по степени формализации - на формализуемые полностью или частично.

Так, в судебном почерковедении базовая и объектная систематизации признаков носят качественно-описательный характер. Систематизации методного назначения включают признаки, частично или полностью представленные на количественном уровне. Для методик решения задач, связанных с исследованием текстовых почерковых объектов, типичной является неполная формализация признаков на количественном уровне, т. е. использование их ранжированных характеристик или (и) количественных показателей значимости. Соответственно представление, описание признака остается на качественном уровне. Для создания методов решения задач, связанных с исследованием подписей и кратких записей, разрабатываются методы и методики, основанные на количественных признаках.

Последнее деление касается принципиальной новизны разработки признаков и их систем. В зависимости от этого основания признаки делятся на традиционные и нетрадиционные. Граница между ними подвижна и конкретизируется по мере разработки. Например, долгое время в судебном почерковедении традиционными считались качественно-описательные, а нетрадиционными - количественные признаки. В настоящее время в большей мере к нетрадиционным относят признаки полного количественного описания, доступные для автоматизированного изучения[8].

В представленной дипломной работе нами рассматриваются особенности проявления письменного ФДК в текстах электронной коммуникации.

Под электронной или компьютерной коммуникацией (КК) понимается коммуникативное действие, связанное с обменом информацией и общением между людьми посредством компьютера.

Горошко Е.И. в своей работе «Изучение электронного дискурса в судебном речеведении» выделяет следующие свойства электронной коммуникации:

- электронная коммуникация является опосредованным общением с помощью технических средств. В англоязычном дискурсе существует даже специальный термин CMC (computer-mediated communication);

-электронная коммуникация имеет массовый характер и объединяет огромную по численности аудиторию;

- она является взаимно направленной, так как во многих случаях существует обратная связь.

При этом электронная коммуникация является одной из разновидностей общения - это не только процесс распространения информации, но и процесс убеждения, воздействия и т.д.

Обобщая ряд работ по изучению электронной коммуникации, можно составить её теоретическую модель. Это модель описывает электронную коммуникации по пяти параметрам:

· по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);

· по признаку времени (краткая и неограниченная во времени);

· по форме (письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема));

· по каналу передачи (актуальная, виртуальная);

· по способу контакта (всегда опосредованная)[9].

В электронной коммуникации выделяются определенные форматы или речевые жанры, типические формы речи, представляющие функциональный стиль с определенным перечнем конститутивных признаков. На современном этапе развития теории электронной коммуникации выделяются следующие жанры: электронная почта, электронные разговоры чаты, электронные доски объявлений (BBS) и компьютерные конференции, мессенджеры.[10] Однако это классификация весьма условна, так как по многим конституционным признаком эти жанры могут пересекаться. Остановимся более подробно на программе мессенджер ( программа мгновенного обмена сообщениями).

Мессенджеры – это целая группа программ, позволяющая обмениваться через Интернет так называемыми «мгновенными сообщениями», то есть в режиме реального времени .Однако если сообщение отправлено адресату, находящемуся в режиме офлайн, оно будет получено адресатом, когда тот снова войдет в Сеть.

Отличие общения с помощью мессенджера (программу мгновенного обмена сообщениями) от электронной почты состоит в скорости передачи информации. Отправляемые через мессенджер сообщения доставляются мгновенно. У многих мессенджеров есть такие дополнительные функции, как обмен файлами, голосовое общение, проведение конференций с использованием аудио- и видеоканалов и т.д. Набор предоставляемых сервисов напрямую зависит от технических возможностей конкретного мессенджера.

Стоит отметить и такую особенность мессенджеров, как объем отправляемого текста. Он зависит от статуса адресата и версии мессенджера. К примеру, в программе ICQ в режиме реального времени можно пересылать достаточно емкие тексты, в отличие от режима офлайн, где размер сообщения ограничивается 450 символами.

В некоторых мессенджерах можно увидеть непосредственно процесс переписки, что обеспечивает более эффективное общение.

Главное отличие мессенджера от других видов интернет-коммуникации заключается в синхронном обмене частными сообщениями между пользователями. Адресант может посылать частные сообщения одному или нескольким адресатам. Каждый из адресатов будет видеть только предназначенные конкретно ему сообщения, то есть общение через мессенджер носит закрытый и адресный характер.

Письменное общение через мессенджеры приближено к устной разговорной речи. Синхронный обмен сообщениями одновременно с несколькими пользователями требует не только концентрации внимания и определенной скорости реакции, но и снимает некоторые условности, обязательные для письменной речи вне Сети. Поэтому в текстах мессенджеров часто встречаются опечатки, грамматические и орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания, написание первого слова во фразе, имен собственных со строчной буквы и т.д., что в некоторой степени делает мессенджеры похожими на чаты. В России наиболее популярным мессенджером стала программа ICQ. Помимо ICQ существуют и другие программы, например, QIP, SIM, &RQ, Skype.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 223.