Дипломная работа
«Возможности идентификации коммуникантов по ICQ »
Саратов
Реферат
Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 59 листа.
Во введении раскрывается актуальность и новизна темы, определяется цель и задачи исследования.
Первая глава включает в себя два параграфа. В этой главе говорится о ФДК навыков (понятие, виды, свойства ФДК навыков, задачи криминалистического исследования ФДК навыков), приводятся ситуации криминального использования электронной коммуникации по ICQ.
Вторая глава включает два параграфа. В ней говорится об особенности вербальных и невербальных средств интернет коммуникаций. Далее описывается проведенное экспериментальное исследование текстов электронной коммуникации по ICQ , всего 7 диалогов из 943 фраз 8 авторов.
Заключение освещает сущность полученных выводов и подводит итоги данной дипломной работы.
В дипломной работе содержатся ссылки на 16 литературных источников и 4 ссылки на сайты сети Интернет.
Настоящая дипломная работа может заинтересовать слушателей специализированных учебных заведений и практических работников ОВД.
Оглавление
Введение
Глава 1. Криминалистическая диагностика по функционально-динамическим комплексам (ФДК) навыков
1.1 Понятие, виды, криминалистические значимые свойства ФДК навыков. Задачи криминалистического исследования ФДК навыков
1.2 Ситуации использования ICQ в криминальных и террористических целях
Глава 2. Экспериментальное исследование текстов электронной коммуникации с целью выявления диагностических признаков
2.1 Особенности вербальных и невербальных средств интернет-коммуникации
2.2 Диагностическое исследование текстов электронной коммуникации по ICQ
Заключение
Список литературы
Введение
Компьютерные технологии в значительной мере изменяют многие аспекты жизни человека. Традиционные средства коммуникации в последние года существенно изменились от письменных и машинописных документов, до электронных посланий в самом различном представлении: традиционные письма, общение на форумах, с помощью программ мгновенных сообщений (типа ICQ) и т.д.
Эти средства используются и для совершения преступлений: мошенничеств, пропаганды насилия, экстремистских взглядов, терроризма. Активно используются компьютерные технологии во время выборных компаний, в том числе и самые грязные технологии, связанные с распространением клеветы, оскорблением личности и т.п.
В связи с этим возникает необходимость установления авторов-исполнителей подобных текстов. Определенные наработки у криминалистов в этой области есть. В рамках теории судебной экспертизы разработана частная теория идентификации человека по функционально-динамическим комплексам навыков, этому посвящены работы В.Ф. Орловой[1], Г.А. Самойлова[2], В.Н. Чулахова[3]. Вновь стали актуальными и активно разрабатываются проблемы идентификации по дактилографическому навыку. Начатые еще Э.Локаром[4], в настоящее время они расширяются за счет изучения особенностей навыков подготовки электронных текстов в работах М.Н. Шухнина[5], А.Ю. Комисарова и А.В. Подлесного[6].
В этих работах в основном идет речь о текстах большого объема, целевое назначение которых – бумажный документ. Нами предпринята попытка исследования текстов электронных коммуникаций, функционирующих только в виртуальной среде.
Эксперимент предполагал анализ текстов диалогов ICQ малого объема с целью выявления диагностических признаков их автора-исполнителя. Всего изучено 7 диалогов из 943 фраз 8 авторов.
Глава 1. Криминалистическая диагностика по функционально-динамическим комплексам (ФДК) навыков
Фонетический уровень
Общение в глобальной сети происходит на языке, максимально приближенном к разговорному, и имеет те же отличительные особенности. Поскольку данный вид общения представлен письменной формой, то фонетический уровень нас интересует только с точки зрения графического отражения в текстах интернет-коммуникации фонетических процессов. Результаты данных процессов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Фонетические особенности | Графическое отражение | |
Ударные гласные | ||
- растягивание гласных (выражение удивления, досады, неудовольствия, упрека, иронии, ласки; похвала, оценка и др.) | - сааамый красииивый, крутоооой, никтооо не знаааает (многократный повтор графемы) | |
Безударные гласные | ||
- ослабление гласного до нуля звуков | - у мня тож, ну лан я пшел, эт, даж (пропуск графемы) | |
- произношение безударного гласного звука на месте орфографического «е» после мягких согласных | - видила, нибиса (написание в соответствии с произношением) | |
- произношение безударного гласного на месте орфографического «о» | - эта, нада, панятна (написание в соответствии с произношением) | |
- отражение старшей орфоэпической нормы при произношении безударного окончания 3-го лица мн. ч. у глаголов 2-го спряжения | - посадют, приносют | |
- стяжение гласных (сопровождаемое иногда выпадением согласного) | - терь (теперь), ваще (вообще) | |
Согласные | ||
- оглушение конечного согласного | - нафек, ап стену, напротиф (нередко усиливается многократным повторением графемы сноффф) | |
- озвончение конечных глухих согласных (сопровождаемое заменой гласного «и» на акустически более звучный «е») | - туд, кефирчег, мальчег, празднек | |
- ассимиляция по глухости/звонкости | - лошка, лотка | |
- упрощение групп согласных | - када, пасиба, токо, неумесный | |
- произношение [ц] на месте орфографического сочетания «тс/тьс» | - творицца, кажеца | |
- произношение [шн] на месте орфографического сочетания «чн» | - конешно, скушно (в ряде случаев отмечаются явления языковой игры – романтишно) | |
К указанным явлениям можно отнести и псевдофонетическое написание слов (кено, ога, довай), и использование графем «ъ» и «ь» в конце слова после согласных и гласных (преведъ, чмокеъ, угумъ, нахъ, приветь), и усечение конечной части слова (прив), и многие другие.
Синтаксический уровень
Особенности использования синтаксических единиц проявляются в зависимости от жанровой принадлежности интернет-общения, тематики общения, интеллектуального уровня пользователя, коммуникативного намерения и др.
1) наличие неполных и конструктивно незавершенных словосочетаний;
2) наличие односоставных, нераспространенных, неполных, эллиптических предложений;
3) усечение начальной части предложения/высказывания;
4) незавершенность или обрыв, нарушающие синтаксическую структуру предложения/высказывания;
5) отмечается явления парцелляции, амплификации;
6) тенденция к построению дискурса на основе прерванных конструкций; снижение роли синтаксических средств (предложно-падежных форм, союзов и союзных слов), служащих для связи предложений/высказываний;
7) тенденция к аграмматизму.
Указанные особенности в большей степени свойственны таким формам компьютерного общения, как чат, ICQ, характеризующихся спонтанностью, разговорностью. Анализ синтаксических особенностей блогов и форумов позволил установить, что тексты дискуссий тяготеют к письменному типу дискурса, совмещая конструкции, свойственные книжно-письменной речи (сложноподчиненные предложения со всеми видами подчинительной связи, простые двусоставные, осложненные простые предложения), и элементы «разговорного синтаксиса» (вводные и эллиптические структуры, бессоюзные предложения, параллельные конструкции, неполная грамматическая оформленность высказываний, инверсия).
В заключение отметим, что настоящая работа представляет собой начальный этап в изучении текстов, извлеченных из интернет-среды, применительно к решению криминалистических задач. На данном этапе мы рассмотрели особенности ситуаций интернет-общения, жанровое своеобразие интернет-коммуникации и выявили комплекс паралингвистических и лингвистических средств, используемых коммуникантами при создании текстов. В работе рассмотрены особенности интернет-коммуникации, дан список терминов, представлены пояснения и дополнения к жаргонным словам и выражениям, использованным в работе, и список литературы. Сложные текстовые образования требуют отдельного исследования с учетом их специфики, определения методов и способов их изучения, чему будут посвящены дальнейшие методические разработки. Отдельно следует уделить внимание разработке требований к отбору материала для проведения письменного анализа интернет-текстов ICQ.
Заключение
Использование электронной коммуникации в преступных целях имеет тенденцию к увеличению, поэтому перед криминалистами все чаще ставится задача розыска и идентификации авторов-исполнителей текстов электронной коммуникации. По собранным нами данным в подразделениях МВД, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, подобные тексты фигурируют в делах, связанных с расследованием мошенничеств, экстремизма, терроризма, распространения клеветы, оскорблений. При этом нередко возникают ситуации необходимости решения вопросов о выполнении нескольких текстов одним лицом, установлении социально-биографических характеристик их авторов-исполнителей.
Анализ литературных источников в области идентификации авторов-исполнителей текстов показал, что в последнее десятилетие количество работ, посвященных изучению электронной коммуникации, постоянно растет, однако данные исследования больше носят лингвистический характер и не выступают в качестве рекомендаций решения задач, стоящих перед криминалистами.
В результате проведенного экспериментального исследования нами было установлено, что для установления автора-исполнителя текстов электронной коммуникации малого объема объектами которых экспериментальных исследований выступали тексты сети Интернет из ICQ, которые являются новой, особой формой коммуникации. Тексты здесь, как правило, короткие. Ситуация общения ближе к устной коммуникации, поскольку проходит в реальном времени. Возможно несколько участников общения. Кроме того, сами форумы имеют определенные шаблоны общения и разную программную реализацию, предоставляя разные средства общения коммуникантам.
Нами были выявлены признаки, наиболее характерные для данных тестов. Названные признаки могут быть использованы для решения задачи розыска и диагностики авторов данных текстов.
Результаты дипломной работы могут быть использованы при производстве исследований текстов электронной коммуникации, в учебном процессе, а также в дальнейших научных исследованиях по данной теме.
Список литературы
1. Горошко Е.И «Гендерные особенности русскоязычного Интернета»// www.textology.ru;
2. Горошко Е.И. «Интернет-коммуникации в гендерном измерении»//www.textology.ru;
3. Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи. – М., 1997;
4. Вул С.М., Комиссаров А.Ю., Корочкина О.Г., Поляков В.З. Судебно-автороведческая классификация на основе анализа частотных характеристик лексического состава текстов// Актуальные вопросы судебной экспертизы: Сборник научных трудов.-М, 1992;
5. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. Дис. канд. филол. наук. Астрахань, 2001;
6. Горошко Е.И. Изучение электронного дискурса в судебном речеведении//www.textology.ru;
7. Е.Кушнир. Сети раздора// news. yandex. ru/ people/ kushnir_elena.html;
8. Л.В. Кузниченко «Проблемы теории и практики судебно-автороведческой классификационной экспертизы»// www.shkolny.com;
9. Локар Э. Руководство по криминалистике / Перевод проф. С.В. Познышева и Н.В. Терзиева / Под редакцией С.П. Митричева. ВИЮН НКЮ СССР, М., 1941;
10. Нехорошев А.Б., Шухнин М.Н., Юрин И.Ю., Яковлев А.Н. Практические основы компьютерно-технической экспертизы: учебно-методическое пособие. – Саратов: издательство «Научная книга», 2004;
11. Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. РФЦ СЭ МЮ РФ. М., 1997;
12. Подлесный А.В. Идентификация пользователя ЭВМ и автора программного продукта. М.: ЭКЦ МВД России, 1996; Комиссаров А.Ю. Криминалистическое исследование письменной речи: учебное пособие.- М.: ЭКЦ МВД России, 2000;
13. Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. – М., 1968;
14. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи: Метод, пособие / Сост. С. М. Вул; Отв. ред. Л. Е. Ароцкер. М., 1977;
15. Чулахов В.Н. Криминалистическое исследование навыков и привычек человека/Под ред. проф. Е.Р. Россинской. М.: Издательство «Юрлинтинформ», 2004;
16. Шухнин М.Н. Признаки навыков человека, проявляющиеся в документах, подготовленных с помощью персонального компьютера // Человек как источник криминалистически значимой информации: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции: В 2 ч. Часть 1. Саратов: СЮИ МВД России, 2002; Комиссаров А.Ю.,
17. http://ru.wikipedia.org/wiki.html;
18. http://www.webplanet.ru/news/fokus/2004/6/15/phishing.html;
19. http://www.izcity.com/data/money/article 347.html;
20. http://www.compalenta.ru/233639
[1] Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. РФЦ СЭ МЮ РФ. М., 1997.
[2] Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. – М., 1968.
[3] Чулахов В.Н. Криминалистическое исследование навыков и привычек человека/Под ред. проф. Е.Р. Россинской. М.: Издательство «Юрлинтинформ», 2004.
[4] Локар Э. Руководство по криминалистике / Перевод проф. С.В. Познышева и Н.В. Терзиева / Под редакцией С.П. Митричева. ВИЮН НКЮ СССР, М., 1941.
[5] Шухнин М.Н. Признаки навыков человека, проявляющиеся в документах, подготовленных с помощью персонального компьютера // Человек как источник криминалистически значимой информации: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции: В 2 ч. Часть 1. Саратов: СЮИ МВД России, 2002.
[6] Комиссаров А.Ю., Подлесный А.В. Идентификация пользователя ЭВМ и автора программного продукта. М.: ЭКЦ МВД России, 1996.
[7] Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи. – М., 1997
[8] Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. РФЦ СЭ МЮ РФ. М., 1997, с.124-136.
[9] Горошко Е.И. Изучение электронного дискурса в судебном речеведении//www.textology.ru
[10] Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. Дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001, стр.63
[11] Горошко Е.И «Гендерные особенности русскоязычного Интернета»//www.textology.ru
[12] Горошко Е.И. «Интернет-коммуникации в гендерном измерении»// www.textology.ru
Дипломная работа
«Возможности идентификации коммуникантов по ICQ »
Саратов
Реферат
Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 59 листа.
Во введении раскрывается актуальность и новизна темы, определяется цель и задачи исследования.
Первая глава включает в себя два параграфа. В этой главе говорится о ФДК навыков (понятие, виды, свойства ФДК навыков, задачи криминалистического исследования ФДК навыков), приводятся ситуации криминального использования электронной коммуникации по ICQ.
Вторая глава включает два параграфа. В ней говорится об особенности вербальных и невербальных средств интернет коммуникаций. Далее описывается проведенное экспериментальное исследование текстов электронной коммуникации по ICQ , всего 7 диалогов из 943 фраз 8 авторов.
Заключение освещает сущность полученных выводов и подводит итоги данной дипломной работы.
В дипломной работе содержатся ссылки на 16 литературных источников и 4 ссылки на сайты сети Интернет.
Настоящая дипломная работа может заинтересовать слушателей специализированных учебных заведений и практических работников ОВД.
Оглавление
Введение
Глава 1. Криминалистическая диагностика по функционально-динамическим комплексам (ФДК) навыков
1.1 Понятие, виды, криминалистические значимые свойства ФДК навыков. Задачи криминалистического исследования ФДК навыков
1.2 Ситуации использования ICQ в криминальных и террористических целях
Глава 2. Экспериментальное исследование текстов электронной коммуникации с целью выявления диагностических признаков
2.1 Особенности вербальных и невербальных средств интернет-коммуникации
2.2 Диагностическое исследование текстов электронной коммуникации по ICQ
Заключение
Список литературы
Введение
Компьютерные технологии в значительной мере изменяют многие аспекты жизни человека. Традиционные средства коммуникации в последние года существенно изменились от письменных и машинописных документов, до электронных посланий в самом различном представлении: традиционные письма, общение на форумах, с помощью программ мгновенных сообщений (типа ICQ) и т.д.
Эти средства используются и для совершения преступлений: мошенничеств, пропаганды насилия, экстремистских взглядов, терроризма. Активно используются компьютерные технологии во время выборных компаний, в том числе и самые грязные технологии, связанные с распространением клеветы, оскорблением личности и т.п.
В связи с этим возникает необходимость установления авторов-исполнителей подобных текстов. Определенные наработки у криминалистов в этой области есть. В рамках теории судебной экспертизы разработана частная теория идентификации человека по функционально-динамическим комплексам навыков, этому посвящены работы В.Ф. Орловой[1], Г.А. Самойлова[2], В.Н. Чулахова[3]. Вновь стали актуальными и активно разрабатываются проблемы идентификации по дактилографическому навыку. Начатые еще Э.Локаром[4], в настоящее время они расширяются за счет изучения особенностей навыков подготовки электронных текстов в работах М.Н. Шухнина[5], А.Ю. Комисарова и А.В. Подлесного[6].
В этих работах в основном идет речь о текстах большого объема, целевое назначение которых – бумажный документ. Нами предпринята попытка исследования текстов электронных коммуникаций, функционирующих только в виртуальной среде.
Эксперимент предполагал анализ текстов диалогов ICQ малого объема с целью выявления диагностических признаков их автора-исполнителя. Всего изучено 7 диалогов из 943 фраз 8 авторов.
Глава 1. Криминалистическая диагностика по функционально-динамическим комплексам (ФДК) навыков
Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.