Карл Густав Юнг: типы личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддается классификации. Первая книга по соционике была написана Юнгом в 1921 году. Называлась она "Психологические типы". Это был научный, не рассчитанный на массового читателя труд.

В 1923 году книга была издана на английском языке, и ею заинтересовалась женщина, которая не была психологом по образованию, однако, сама с начала столетия занималась классификацией людей. Эту женщину звали Катрин Бриггс. Она прервала свою работу с стала изучать труд Юнга. В дальнейшем Катрин со своей дочерью Изабель Бриггс Майерс совершенствовала предложенные Юнгом методы исследования и популяризировала открытия. Так появился "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" (MBTI).

Согласно "Индикатору", существует 16 типов личности и четыре темперамента. Они выявляются в людях очень рано и составляют основу нашей индивидуальности, оставаясь неизменными на протяжении всей жизни человека. Все типы личности одинаково ценны.

Сейчас MBTI – один из самых широко используемых психологических инструментов. Он применяется в больших и малых фирмах для выявления предпочтений служащих при приеме на работу, для формирования гармоничных коллективов, для успешного управления персоналом.

Отдельно взятому человеку соционический анализ поможет понять в комплексе свои слабые и сильные стороны, подскажет пути развития слабых и усиления сильных сторон, учитывая при этом необходимость гармоничного развития личности. Его можно рассматривать как составную часть того, что сейчас развивается на западе под названием самоменеджмент – управление собой.

Юнг выделяет две личностные установки — экстраверсию и интроверсию, и четыре базисные функции или типа ориентации — мышление (логику), ощущение (сенсорику), интуицию и чувство (этику). В скобках приведены наименования базисных функций, принятые в соционике. Каждая из этих функций может быть "экстравертной" или "интровертной".

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации [6]. В интроверси-и движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае сам субъект (внутренняя реальность), а в другом сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными. На практике продемонстрировать чисто экстравертную и интровертную установки, как таковые, невозможно; в изолированном виде они не существуют.

К какому типу принадлежит тот или иной человек становится более очевидным благодаря одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности (существования, действия). Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (чувствительности к бессознательному содержанию).

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; ее называют первичной или ведущей, доминирующей. Ведущая функция у каждого человека используется с наибольшей вероятностью, т.е. является функцией "излюбленной".

Рациональные и иррациональные функции. В зависимости от характера ведущей функции различают два класса типов — рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий.

Мышление как функция логического различения, очевидно, рационально. Также и чувство (или этика — аналогичный термин в соционике) как способ информирования индивида о ценности тех или иных вещей вполне может быть различительной, а стало быть, рациональной функцией, как и мышление.

Ощущение (или сенсорику) и интуицию называют функциями иррациональными (постигающими, воспринимающими). Каждая есть просто тот или иной способ восприятия чего-либо — ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире; интуиция постигает (или, можно сказать, "подхватывает", "подбирает") то, что находится в мире внутреннем. Термин "иррациональный" подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного.

Первичная функция и вспомогательные функции. Как было отмечено выше, одна из четырех функций неизменно оказывается более развитой, чем остальные. Это основная или ведущая функция. Вспомогательная функция всегда такова, что ее природа, рациональная или иррациональная, отличается от ведущей функции. Например, чувство не может быть вторичной функцией, когда доминирует мышление, и наоборот, потому что обе эти функции рациональны. Мышление, если оно желает быть истинным, следуя своему собственному принципу, обязано полностью строго исключить всякое чувство. Поэтому вторичная функция всегда по своей природе отличается от первичной функции, но не антагонистична ей.

Подчиненная функция. Все функции, кроме ведущей, оказываются относительно подчиненными. Во всех случаях имеется одна функция, которая особенно сопротивляется интеграции в сознание, — подчиненная функция, или как ее иногда называют в отличие от других подчиненных функций "четвертая функция". Подчиненная или четвертая функция неизменно оказывается той же самой природы, что и функция ведущая: когда рациональная мыслительная функция наиболее развита, то другая рациональная функция, чувство, будет подчиненной; если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет четвертой функцией и так далее. Одна из самых больших проблем подчиненной функции заключается в том, что она действует очень медленно в отличие от функции ведущей. Это согласуется с общим опытом: мыслитель регулярно спотыкается о чувственные оценки; практический ощущающий тип легко попадает в колею слепоты к возможностям, "видимым" интуицией; чувствующий тип глух к заключениям, представляемым логическим мышлением; интуит, настроенный на внутренний мир, двигается сквозь скверну конкретной реальности.

Существуют типичные характеристики, связанные с каждой функцией, когда она действует в режиме подчинения. Сверхчувствительность и сильные эмоциональные реакции любого рода — от страстной влюбленности до слепого гнева — являются ясным знаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной. Это, естественно, пробудит множество проблем взаимоотношений. Говоря о возможности развития подчиненной функции, Юнг указывал, что делать это процедуру необходимо постепенно, причем подключив при этом одну из вспомогательных функций. Последнее замечание особенно актуально, его следует учитывать любителям различного рода экспресс-методик в достижении результата' посредством, например, тренинга.

Два типа установки. Экстраверсия и интроверсия обнаруживаются у обоих полов и на всех социальных уровнях. Они не являются предметом сознательного выбора или унаследования, а также результатом образования. Тип установки имеет, по-видимому, случайное распределение. Очевидно, что некоторые индивиды обладают большей приспособляемостью к жизни, однако, от чего это происходит, неизвестно. Юнг полагал наличие возможных физиологических причин, о которых мы пока не имеем точного знания, так как изменение или искажение типа часто оказывает вред физическому благополучию индивида.

Решающим фактором в определении типа установки, как таковой, является не то, что человек делает, а скорее, сама мотивация к действию — само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как сам субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта.

Вне зависимости от того, преобладает ли в ком-либо экстравертность или интровертность, существуют неизбежные психологические события-соучастия, связанные с ролью бессознательного.

Роль бессознательного. Большая трудность в определении типов заключается в том, что доминирующая сознательная установка оказывается бессознательно скомпенсированной или сбалансированной своей противоположностью. Строго говоря, не существует показательной "установки бессознательного", есть лишь способы функционирования, которые окрашены бессознательным. И в этом смысле можно говорить о компенсирующей установке в бессознательном.

Вообще, только одна из четырех функций дифференцирована столь достаточно, чтобы ею свободно манипулировала сознательная воля. Другие являются полностью или частично бессознательными, а подчиненная функция — в наибольшей степени. Таким образом, сознательная ориентация мыслительного типа уравновешена бессознательным чувством, и наоборот, в то время как ощущение скомпенсировано интуицией, и так далее. Бессознательные, недифференцированные функции способны искажать личность до такой степени, что внешний наблюдатель может легко ошибиться, приняв один тип за другой.

На практике часто полезно спрашивать самого себя: "Что за крест я несу, какова его тяжесть? От чего я страдаю больше всего? Как так случилось в жизни, что я всегда бьюсь головой о стену и чувствую себя дураком?" Ответы на такие вопросы обычно ведут к подчиненной установке и функции, а затем с определенным решением и весомой долей терпения могут привести к большей осознанности самого себя, своей сущности.

Таким образом, исследования Юнга позволили сформировать психологический типологический базис индивида, включающий четыре пары полярных функций и установок: рациональность—иррациональност, мышление(логика)—чувство(этика); ощущение(сенсорика)—интуиция, экстраверсия— интроверсия.

Матрица 4x4 формирует систему из 16 психолого-информационных типов, каждый из которых отличается своеобразием характера мыслей, действий и поступков.

Как определить принадлежность конкретного лица к любому из 16 типов? Для этого следует сначала определиться с набором функций и установок, формирующих личностный психологический портрет. Образно говоря, из каждой пары приведенных функций следует выбрать одну, доминирующую у рассматриваемого индивида. Затем, когда составляющие функции определены, их следует расположить в некоей последовательности.

Рассмотрим пример. Допустим, в результате тестирования, у индивида выявлены доминанты следующих функций и установок: рациональность (J), интуиция (N), этика (F), экстраверсия (Е). Поскольку личность рациональна, то основной функцией будет этика, а вспомогательной — интуиция (функция иррациональная). Экстравертная установка дополняет психологический портрет личности. Из совокупности всех четырех параметров можно вывести своеобразный генетический код психологической ориентации личности — этико-интуитивный экстраверт. Он и будет являться базовым психологическим портретом данного индивида.

Информационный обмен в среде конкретного социона строится на своеобразии психологической ориентации каждого типа, составляющего социон, и формируемой структуры отношений между типами.

Остановимся на проблеме индивидуальности личности. Основываясь на типологии Юнга и объективности физических законов, по которым строится процесс информационного обмена, можно сделать вывод о том, что человеку изначально, на стадии эмбрионального развития, сообщается исходная психолого-информационная установка, которая "программирует" его на принадлежность к конкретному ТИМу. Другими словами, человеку уже при рождении суждено быть, например, сенсорно-этическим интровертом, подобно тому, как формируется специфический генотип человека, характеризующийся набором хромосом, соответствующей группой крови и так далее.

Психологический портрет формируется не в виде "лоскутного одеяла" отдельных фрагментов, а как единое целое, образ, детали которого прописываются исходя из логики взаимодействия ключевых функций.

Человек обретает свой тип информационного метаболизма (ТИМ) при рождении и не расстается с ним в течение всей своей жизни. В зависимости от условий, в которые попадает индивид, характерные черты его ТИМа проявляются в большей или меньшей степени, но человек не в состоянии "поменять" свой ТИМ подобно тому, как ряд животных меняет кожу, рога или цвет шкурки. ТИМ — это величина глобальная, определяющая все существо и организацию процесса восприятия, усвоения и передачи информации индивидом. Отношения, которые складываются между ТИМами и формируют поле информационного метаболизма, получили название интертипных отношений [34].

Каковы характеристические особенности всех 16 психолого-информационных сочетаний четырех пар базисных личностных функций и установок? Как они формируют профессиональные склонности индивида? Какие деятельностные области могут быть предложены представителям 16 ТИМов? И, наконец, где та сфера применения творческого потенциала, заложенного в каждом человеке? Для этого приведем соционические "микроформулы" всех 16 ТИМов [16,17].

В соционике принято (за что, кстати, ее и критикуют сторонники классической психологии) каждому ТИМу присваивать свой псевдоним по имени, фамилии или прозвищу всемирно известных писателей, поэтов и их литературных персонажей, видных политиков, военачальников, ученых и деятелей искусства. Кроме того, каждый ТИМ несет в себе и некую профессиональную ориентированность или склонность к занятиям определенным видом деятельности. Наконец, в название ТИМа включается его специфическое сочетание психолого-информационных функций и установок [3,36,15].

Все 16 типов личности отличаются специфическими признаками внешности и особенностями характера, находящими свое выражение в действиях и поступках.

Экстраверсия (E – Extravertid)/ Интроверсия (I – Introvertid)

Первый признак типа личности характеризует способ взаимодействия с окружающим миром: куда человек направляет свою энергию. Каждый склонен ориентироваться либо во внешний мир, либо на мир внутренних ощущений. Людей, ориентированных вовне, принято называть экстравертами (E). Тех же, кто более склонен к миру внутреннему, называют интровертами (I).

E

Говорить

Ориентированный во внешний мир

Высказываться вслух

Общительность

Разговорчивый

Оживленный

Широта

Шумный

Расходование энергии

 

I

Слушать

Ориентированный внутрь себя

Переживать в себе

Сосредоточенность

Замкнутый

Спокойный

Глубина

Тихий

Сохранение энергии

 

Если Вы экстраверт (E), то Вы очень общительны, постоянно ищите контакта с людьми. Вы легко идете на контакт и всегда находите тему для разговора, не любите долго оставаться наедине с собой. Ваши интересы лежат в различных областях, круг Ваших знакомых очень широк. Вы склонны к активной деятельности, потому как познаете мир на собственном опыте. Любите быть в центре внимания и событий, умеете радоваться жизни "здесь и сейчас". При постановке задачи и принятии решения Вы стремитесь активно советоваться с окружающими, однако больше говорите сами, чем слушаете. Вам свойственно сначала высказаться, а потом осмыслить произнесенное. Поэтому бывают моменты, когда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Когда, наконец, я научусь держать язык за зубами?"

Если Вы интроверт (I), то основная часть Вашей энергии направлена на внутренний мир переживаний и чувств. Вы любите проводить много времени в одиночестве. Большое количество людей вокруг утомляет Вас. Ваши знакомые немногочисленны, но на большинство из них можно положиться. Вы не любите быть в центре внимания, сдержаны в проявлении эмоций. Прежде чем исследовать мир на опыте, пытаетесь понять его умом и потому отличаетесь не широтой, а глубиной познания. При постановке задачи и принятии решения обдумываете вопрос прежде чем вынести его на всеобщее обсуждение. Считаетесь хорошим слушателем. Вам свойственно сперва думать, а потом говорить. Поэтому иногда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Почему я не сказал...?"

Дата: 2019-05-29, просмотров: 250.