Учитывая всю значимость решаемых органами Федерального казначейства задач, процесс развития казначейской системы исполнения региональных бюджетов РФ является в настоящее время одним из приоритетных направлений бюджетной и государственной политики государства. Наряду со многими составляющими элементами бюджетного реформирования стоит процесс совершенствования технологии исполнения региональных и местных бюджетов РФ.
Поправки в Бюджетном кодексе РФ, внесенные Министерством финансов РФ на рассмотрение в Правительство РФ в конце 2006 г. должны несколько изменить подход к формированию региональных бюджетов. Эти поправки нацелены на изменение самостоятельности бюджетов бюджетной системы РФ посредством внесения поправок в бюджетную классификацию.
На современном этапе в РФ существует единая бюджетная классификация, составной и главной частью которой является не только направленность бюджетного финансирования, будь то образования или здравоохранения, но и целевые статьи и виды расходов, которые отражают цели бюджетных ассигнований. Такая единая классификация несколько затрудняет как постановку, так и реализацию задач стоящих перед органами власти субъектов РФ, поскольку они не могут быть едиными для всех. Внесенные поправки Министерством финансов РФ должны изменить текущий ход по реализации задач административных образований, посредством передачи им права принятия решения о перечне целевых статей и видов расходов.
Но это не единственное грядущее изменение в бюджетном законодательстве РФ. Также планируется ввести более четкое структурирование видов финансовой помощи, выданной региональным и местным бюджетам. На данный момент в Бюджетном кодексе РФ тоже прописаны виды и направления финансовой помощи, причем они не объединены никаким принципом или критерием. Поэтому с новыми изменениями планируется четко определить направление финансовой помощи: виды финансовой помощи будут определяться исходя из того, чьи полномочия на территории субъекта РФ реализует данное правовое образование. Если же оно исполняет свои собственные полномочия, то и финансовая помощь должна выделяться исходя из критериев равных для всех субъектов РФ. А если федеральные полномочия, то они подкрепляются субвенциями, которые передаются из Фонда компенсаций с четко рассчитанными по алгоритмам объемами и определяются стоимостью этих полномочий.
Кроме этого планируется изменение подходов к системе управления региональными финансами в зависимости от степени дотационности субъекта РФ. В частности в предлагаемом проекте Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что бюджеты субъектов с дотационностью более 20 % лишаются права исполнять расходные обязательства, не закрепленные за ними законом, и не имеют права устанавливать систему оплаты труда госслужащих сверх нормативов, установленных Правительством РФ. Если же дотационность превышает 60 %, то вводится ряд дополнительных ограничений: такие регионы обязаны ежегодно представлять свой бюджет для внешней проверки со стороны Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ. Кроме того такие субъекты обязаны заключить соглашение с Министерством финансов РФ, которое определяет порядок совершенствования бюджетного процесса в конкретном субъекте РФ.
Таким образом, в Российской Федерации в процессе бюджетного реформирования становятся определенной такая перспектива развития казначейского исполнения региональных бюджетов, при которой приоритетным направлением становится полный контроль за распределением и расходованием федеральных средств, распределяемых между региональными и местными бюджетами в процессе предоставления дотаций, субвенций и субсидий.
Вместе с тем, в должной мере не предпринимаются меры по уменьшению уровня дотационности субъектов РФ, вследствие чего сохраняется высокая зависимость региональных органов власти от федеральных. Эта зависимость выражается не только в федеральном финансировании бюджетов субъектов РФ, но и в обязанности бюджетов субъектов РФ перейти на кассовое обслуживание проводимое органами Федерального казначейства.
При такой перспективе развития казначейского исполнения региональных бюджетов, которая наиболее вероятна в настоящее время, в целях повышения эффективности исполнения доходной части региональных бюджетов необходима реализация таких мероприятий как:
- своевременное обеспечение нормативно-правовой базы администраторов поступлений соответствующими законами и указами по регулированию бюджетных отношений позволит снизить процент невыясненных платежей и обеспечит создание более широкого информационного поля по взаимодействию органов Федерального казначейства с распорядителями бюджетных средств;
- для повышения уровня информационных технологий требуется внедрение современных систем учета поступлений в бюджеты и дальнейшего их распределения между бюджетополучателями;
- модернизация информационно-технического обеспечения органов Федерального казначейства, в том числе работа по созданию ведомственной транспортной сети, введению единого электронного документооборота, модернизации системы инженерно-технического обеспечения, проведению интеграции информационной системы ФК с информационными системами получателей и распорядителей бюджетных средств, а также финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований позволит получить наибольшую эффективность исполнения региональных бюджетов;
- внесение поправок и изменений в Налоговый кодекс РФ законодательно создадут условия для исчисления и взимания наиболее труднособираемых налогов.
Но вместе с тем по нормам Бюджетного Кодекса РФ существует другая перспектива развития казначейской системы исполнения региональных бюджетов. В соответствии с этой перспективой муниципальными образованиями и субъектами федерации может быть создан орган исполнительной власти, который будет наделен полномочиями по кассовому исполнению их бюджетов. Так, статья 151 часть 7 Бюджетного Кодекса РФ устанавливает, что муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ. Относительно субъектов федерации Бюджетный Кодекс РФ в части 6 статьи 151 использует следующую формулировку: «Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ». Но в то же время в статье 152 Бюджетного Кодекса РФ к участникам бюджетного процесса законодателем отнесены также иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
В связи с чем, основываясь на вышеприведенных нормах Бюджетного Кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ныне действующим законодательством РФ субъекты федерации в целях обслуживания бюджета субъекта федерации и управления средствами бюджета субъекта федерации вправе создавать собственные финансовые органы, наделенные полномочиями по исполнению бюджетов, в том числе с использованием наименования «казначейство».
На настоящий момент в практике сложилось многообразие организационных форм казначейского способа исполнения бюджета, используемых субъектами федерации и муниципальными образованиями. Так, например, опыт создания собственного казначейства субъекта федерации имеется в республике Татарстан. В указанной республике в целях осуществления казначейского исполнения республиканского бюджета как структурное подразделение Министерства финансов республики был создан орган под названием Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан с территориальными отделениями. Региональные казначейства также созданы в Калужской области и республики Чувашия. Собственные муниципальные казначейства были созданы в городе Ростов-на-Дону, Междуреченск (Кемеровская область).
Региональное казначейство является системой финансовых органов субъекта Федерации, имеющих исключительные полномочия по исполнению регионального бюджета по доходам и расходам, управлению счетами бюджета и бюджетными средствами. Обычно казначейство входит в состав Департамента финансов субъекта РФ на правах структурного подразделения и состоит из функциональных подразделений и подчиненных ему территориальных подразделений. Содержание казначейства осуществляется за счет средств регионального бюджета.
Такая система исполнения регионального бюджета обеспечивает прозрачность бюджета, контроль на всех стадиях составления и исполнения бюджета в режиме реального времени. Региональные бюджеты утверждаются не только по основным разделам, но и по всем бюджетополучателям с детальной расшифровкой всех доходов и расходов. У органов исполнительной власти субъектов РФ появляется возможность оперативного управления ресурсами за счет временно свободных средств на лицевых счетах бюджетополучателей. Становится возможным получать отчет об исполнении консолидированного бюджета области в режиме реального времени. Процедура санкционирования расходов производится аналогично применяемой Федеральным казначейством и соответствует требованиям, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Система регионального казначейства позволяет субъекту федерации оперативно распоряжаться свободными финансовыми ресурсами для решения внезапно возникающих вопросов. Если же региону для этого нужно чье-либо разрешение, при любой неожиданной ситуации останется только один способ быстро изыскать средства - занять. Немаловажно, что благодаря системе регионального казначейства субъект РФ одновременно и отвечает за четкое, своевременное исполнение своего бюджета, и самостоятельно распределяет средства на финансирование статей главного финансового документа.
Наряду с этим, недостатками данной схемы исполнения региональных бюджетов являются:
- необходимость построения информационной и организационной структуры каждым регионом;
- создание и функционирование подконтрольных федеральному казначейству структур.
Все это увеличит общегосударственные затраты на обслуживание консолидированного бюджета субъекта РФ. Вследствие этого значительно увеличится нагрузка на расходную часть регионального и местного бюджета. Решением этой проблемы может послужить утверждение и реализация целевых индивидуальных программ по развитию субъектов РФ и реформированию региональных финансов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, с помощью которых у регионов появится дополнительные источники формирования собственных налоговых и неналоговых доходов, при этом органы исполнительной власти субъекта РФ получат возможность самостоятельно организовать исполнения своих бюджетов и реализации собственной бюджетной политики.
Таким образом, введение в процесс исполнения региональных бюджетов института региональных казначейств позволит лучше учитывать общественные потребности, так как в данном случае решения будут приниматься на местном уровне, что позволит брать в расчет все экономические и социальные особенности региона, придаст деятельности государственных органов большую открытость, усилит реальное влияние граждан на принимаемые решения.
Однако, если на федеральном уровне процесс казначейского исполнения бюджета достаточно четко и подробно регламентирован, то на уровне субъекта федерации и муниципальных образований установлены только самые общие принципы казначейской системы исполнения бюджета, позволяющие на местах произвольно толковать требования закона и находить возможности для уклонения от выполнения целей и замысла законодателя. В связи с чем, государство должно обеспечить меры государственного контроля за бюджетной деятельностью субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические исследования казначейской системы исполнения доходной части регионального бюджета позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Казначейская система исполнения бюджета - это система всеобъемлющего учета движения бюджетных средств, начиная от их поступления в государственную казну и затем дальнейшего распределения. Основными функциями казначейства в процессе исполнения регионального бюджета являются доведение бюджетных средств до конечных получателей в соответствии с принятым распорядителем бюджетных средств решением, регламентация процесса исполнения бюджета и надзор за целевым использованием ресурсов бюджета.
Этап развития и вместе с тем возрождение органов казначейства начался в 1992 году, когда был принят Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе”. Такая реформа была реализована в обстановке, когда Центральный банк не мог сохранить за собой функции по исполнению бюджетов, и в связи с этим новому правительству была необходима такая финансовая структура исполнительной власти, которая позволяла бы одновременно исполнять и контролировать исполнение бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
2. Структура органов Федерального казначейства является трехуровневой и состоит из Главного управления Федерального казначейства, Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, Отделения Федеральных казначейств по городам, районам и районам в городах. Все органы Федерального казначейства выполняют вмененные им бюджетным законодательством РФ задачи и функции, которые содержат в себе следующие аспекты:
- организация исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами;
- предварительный и текущий контроль за движением бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов.
3. На территории Камчатской области установлен полноформатный обмен электронными платежными документами между ГРКЦ по Камчатской области, кредитными организациями и Управлением федерального казначейства по Камчатской области. Помимо этого, возможность осуществления перехода на работу в условиях единого казначейского счета обусловлена наличием собственного программного продукта, на основе которого ведется учет и распределение поступивших доходов в бюджеты субъекта РФ.
Были также разработаны и утверждены:
- временный порядок работы органов федерального казначейства в условиях введения в действие единого казначейского счета 40101;
- порядок обмена электронными платежными документами между УФК по Камчатской области и ОФК.
4. В настоящее время на территории Камчатской области в порядке ст. 215.1 бюджетного кодекса РФ заключены соглашения о кассовом обслуживании бюджета Камчатской области, бюджетов муниципальных районов и бюджетов сельских поселений, за исключением Алеутского сельского поселения. Учет поступивших доходов от уплаты местных налогов на данных территориях осуществляется в соответствии с правилами взаимодействия органов федерального казначейства с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.08.2001г. № 631.
Вместе с тем в процессе кассового облуживания регионального бюджета субъекта РФ и в частности Камчатской области можно выделить следующий ряд проблем:
- создание высокоцентрализованной модели управления бюджетами, при которой снижается самостоятельность и ответственность региональных органов исполнительной власти в вопросах проведения на данной территории бюджетной политики;
- низкая заинтересованность органов федеральной власти в удовлетворении индивидуальных потребностей регионов.
- несогласованность положений нормативно-правовых актов;
- большая нагрузка на органы Федерального казначейства, так как осуществляется исполнение как федерального, так и регионального и местного бюджетов;
- обновление компьютерного продукта, на основе которого ведется учет поступлений средств в бюджеты и их дальнейшее распределение.
Эти проблемы в настоящее время являются приоритетными в процессе модернизации органов Федерального казначейства.
5. Для повышения роли органов Федерального казначейства РФ в процессе исполнения доходной части региональных бюджетов необходимо создать условия для:
- эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления
платежей в доходы бюджетов и целевым характером их расходов, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
- эффективного управления средствами федерального, регионального и местного бюджетов на едином счете Федерального казначейства;
- упорядочения правовой основы деятельности органов Федерального казначейства в целях создания условий для выполнения возлагаемых на них функций;
- нормативного закрепления регулярного представления в Федеральное казначейство информации от соответствующих администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств в целях совершенствования работы по повышению качества финансового прогнозирования и кассового планирования;
- развития, полномасштабного внедрения и организации эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.
Для решения этих и других задач необходимо реализовать такие мероприятия как:
- внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, закрепляющих принцип казначейского учета государственных финансовых ресурсов, исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов;
- своевременное обеспечение нормативно-правовой базы администраторов поступлений соответствующими законами и указами по регулированию бюджетных отношений, что позволит снизить процент невыясненных платежей и обеспечит создание более широкого информационного поля по взаимодействию органов Федерального казначейства с распорядителями бюджетных средств;
- модернизация информационно-технического обеспечения органов Федерального казначейства, в том числе работа по созданию ведомственной транспортной сети, введению единого электронного документооборота, модернизации системы инженерно-технического обеспечения, проведению интеграции информационной системы ФК с информационными системами получателей и распорядителей бюджетных средств, а также финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований позволит получить наибольшую эффективность исполнения региональных бюджетов;
- обеспечение информационно-технологической поддержки всего процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов – развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов ФК, а также организация ее взаимодействия с расчетной сетью Центрального банка Российской Федерации;
- внесение поправок и изменений в Налоговый кодекс РФ законодательно создадут условия для исчисления и взимания наиболее труднособираемых налогов.
Принятие совершенно новой функциональной структуры, более адекватно отражающей направление деятельности и роль ведомства, представляет собой трудную комплексную задачу, в ходе технической реструктуризации. Однако в будущем это обещает повышение эффективности и результативности работы, направленной на выполнение задач и достижение целей организации.
6. Предложить региональным органам власти создать как альтернативный вариант исполнения областного бюджета через региональное казначейство, что позволит лучше учитывать общественные потребности, так как в данном случае решения будут приниматься на местном уровне, что позволит брать в расчет все экономические и социальные особенности региона, придаст деятельности государственных органов большую открытость, снимет существующую нагрузку на органы Федерального казначейства, усилит реальное влияние граждан на принимаемые решения.
Однако это, возможно, решить только при условии рассмотрения в полном объеме всех особенностей бюджетного процесса в Российской Федерации и внесения соответствующих изменений в действующие нормативные акты Минфина России, Банка России и, при необходимости в Законодательство Российской Федерации. Дальнейшее развитие казначейской системы РФ позволит и в дальнейшем совершенствовать финансовую систему России, будет способствовать экономическому развитию страны и регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ “О Федеральном казначействе” от 8 декабря 1992 г. № 1556.
2. Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 93 г. № 4807-1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ “О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета” от 28 августа 97 г. № 1082.
5. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.