Анализ исполнения доходной части бюджета Камчатской области за 2006 год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Камчатская область, как субъект РФ, и как регион с высокодотационным бюджетом, в настоящее время находится на кассовом обслуживании своих бюджетов, проводимого Управлением Федерального казначейства по Камчатской области, в порядке соответствующего соглашения, заключенного с администрацией Камчатской области. По условиям этого соглашения УФК по Камчатской области в процессе осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета Камчатской области принимает на себя следующие обязательства [45]:

- обеспечивать учет финансирования расходов соответствующего бюджета. При этом реестры для финансирования принимаются от финансовых органов в пределах остатков денежных средств на счетах 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и 40204 "Средства местных бюджетов", уменьшенных на остаток неиспользованного финансирования на лицевых счетах получателей бюджетных средств;

- производить учет операций в разрезе кодов бюджетной классификации по зачислению доходов и возвратам излишне или неправильно уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета на основании платежных документов налогоплательщиков, органов федерального казначейства, финансовых органов, учет операций по расходам получателей бюджетных средств, а также на основании исполнительных документов о бесспорном взыскании средств в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечивать выдачу информации по поступлениям в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в разрезе кодов бюджетной классификации;

- обеспечивать ежедневную выдачу информации о движении средств на счетах 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и 40204 "Средства местных бюджетов" и свободных остатков, доступных для финансирования;

- обеспечивать выдачу соответствующему финансовому органу ежедневной сводной ведомости по кассовым расходам организаций соответствующего бюджета за прошедший операционный день и нарастающим итогом с начала года;

- открывать в установленном порядке получателям бюджетных средств лицевые счета для учета движения средств;

- производить записи в лицевых счетах на основании надлежаще оформленных расчетно-денежных документов (реестров, платежных поручений, чеков) установленной формы;

- выдавать по мере совершения операций обслуживаемым получателям бюджетных средств выписки из лицевых счетов;

- оформлять расчетно-платежные документы;

- подтверждать кассовые расходы на лицевых счетах бюджетных организаций, а также остатки на счетах 40201, 40204 по состоянию на 1 января каждого года;

- другие обязательства по учету средств, находящихся на лицевых счетах бюджетополучателей.

Но для того, чтобы оценить масштабность исполнения доходной части бюджета Камчатской области, проводимого УФК по Камчатской области, и выявить обеспеченность областного бюджета собственными ресурсами необходимо на основе представленных данных провести анализ поступивших в бюджет Камчатской области доходов за период 2006 года.

За прошедший 2006 год на территории Камчатской области было собрано и согласно нормативным отчислениям перечислено [17]:

- в бюджет Камчатской области 12616958666 рублей;

- в бюджеты городских округов 5819950317 рублей;

- в бюджеты муниципальных образований 4073940181 рублей;

- в бюджеты сельских и городских поселений 38983567 рублей;

- в консолидированный бюджет Камчатской области (+внебюджетные фонды) 17185890784 рублей;

- в консолидированный бюджет Камчатской области, как субъекта РФ, 15810492389 рублей;

Графически соотношение доходов консолидированного бюджета Камчатской области представлено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 Соотношение доходов консолидированного бюджета Камчатской области за 2006 год

 

Из общей суммы поступивших доходов в бюджет Камчатской области, минуя счет 40101 УФК по Камчатской области, поступило средств на сумму 8074334 тыс. рублей, в том числе [17]:

- акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию в результате вторичного перераспределения в сумме 436915 тыс. рублей;

- дотации, субсидии, субвенции в сумме 7644717 тыс. рублей

- возвратов остатков субсидий и субвенций в Федеральный бюджет в сумме - 7450 тыс. рублей

- невыясненных поступлений в сумме 152 тыс. рублей.

Теоретическое исследование отчетных данных за 2006 год об исполнении бюджета Камчатской области показывает, что доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета составляет 60,6 %. Это означает, что бюджет Камчатской области относится к высокодотационным бюджетам, так как более 50 % доходов областного бюджета составляют субвенции, дотации и субсидии, выделяемые из федерального бюджета РФ. Вместе с тем следует упомянуть, что консолидированный бюджет Камчатской области относится к дотационным, так как доля собственных средств в нем составляет около 53 %.

За 2006 года на счет 40101 “Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ” поступило 16801643 тыс. руб., что на 23 % больше аналогичного периода (12956000 тыс. руб.) прошлого года. Распределение доходов между бюджетами и внебюджетными фондами представлено в таблице 2.1 [18].

 


Таблица 2.1

Распределения доходов между бюджетами со счета 40101 за 2005 и 2006 год (в тыс. руб.)

Направления распределения доходов  2005  %  2006  %
Федеральный бюджет  5190361 30,9  4158582  32
Областной бюджет  4542625  27  3192566  25
Местные бюджеты  3088002 18,4  2441546  19
Государственные внебюджетные фонды  3892375 23,2  3163306  24
В другие регионы  88280  0,5  -  
 Итого:  16801643 100  12956000  100

 

Распределение доходов между бюджетами разных уровней на счете 40101 производится в соответствии с законодательно утвержденными нормативами отчислений. Из приведенных данных в таблице 2.1 видно, что не все операции по зачислению доходов бюджета Камчатской области учитываются на счете 40101, так как часть доходов, в частности трансферты из Федерального бюджета учитываются органами Федерального казначейства минуя счет 40101.

Но, несмотря на очевидные преимущества централизации счета 40101, способствующей сохранности бюджетных средств и оперативному управлению финансовыми ресурсами, остается высоким количество невыясненных платежей. За 2006 год на код бюджетной классификации «Невыясненные поступления» было отнесено 476517 тыс. руб.

Уточнено и списано на коды бюджетной классификации по уведомлениям администраторов поступлений 432701 тыс. руб., что составляет 90,8 % от поступивших невыясненных поступлений. Остаток невыясненных поступлений на 01 января 2007 года составляет 43816 тыс. руб.

Причинами большого количества невыясненных платежей, поступивших на счет 40101, явились:

- несоблюдение налогоплательщиками и Отделениями Сбербанка России, Почтамтом Единых правил оформления платежных документов от 24.11.2004 г. № 106Н.;

- недостаточная работа органов налоговой службы, других администраторов поступлений с плательщиками по разъяснению порядка заполнения платежных документов.

- отсутствие нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти.

В целях активизации работы администраторов поступлений по уточнению невыясненных платежей органам Федерального казначейства необходимо проводить разъяснительную работу с администраторами поступлений в части правильности заполнения уведомлений и организации работы по выяснению платежей.

Если сравнивать объемы налоговых поступлений, трансфертов и неналоговых поступлений за прошлые периоды, то прослеживается наглядная динамика роста доходов бюджета Камчатской области. Эта динамика представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2

Структура доходов бюджета Камчатской области за 2003 – 2006 гг. (в тыс. рублях)

Доходы бюджета Камчатской области  2003  %  2004  %  2005 %  2006 %
Налоговые поступления 2021772 28,1 2683727  37 3222052 33,5  4557522  36
Трансферты 4063399 56,6 4191804 57,7 6055787  63  7644717 60,6
Неналоговые поступления 1098938 15,3  385565  5,3  348239  3,5  414720  3,4
Всего 7184109 100 7261096 100 9626078 100 12616959 100

 

При анализе исполнения доходов бюджета Камчатской области за 2003-2006 гг., наблюдается сравнительно устойчивая тенденция роста доходов. Наглядно динамика доходов бюджета Камчатской области представлена на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 Динамика доходов бюджета Камчатской области за 2003 – 2006 гг.

 

Теоретические исследования структуры доходов, поступающих в бюджет Камчатской области за 2003 – 2006 гг. позволяет сделать следующие вывод: увеличение налоговых поступлений в бюджет Камчатской области связано с увеличением объемов поступлений по ряду налогов и сборов, в частности налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, произошедшего за счет увеличения налоговых ставок, повышения качества администрирования налогов и сборов и роста заработной платы работников бюджетной сферы. Вместе с увеличением налоговых поступлений происходит параллельное увеличение объемов перечислений из федерального бюджета, что показывает повышающийся уровень зависимости бюджета Камчатской области от федерального бюджета.

По сравнению с аналогичным периодом 2003 года, доходы областного бюджета за 12 месяцев 2006 года увеличились на 43,06 % или на 5432850 тыс. рублей, по сравнению с 12 месяцами 2004 года доходы областного бюджета увеличились на 42,45 % или на 5355863 тыс. рублей и по сравнению с 2005 годом доходы бюджета камчатской области увеличились на 23,7 % или на 2990881 тыс. рублей.

Для того, чтобы четко определить объем по каждому налогу и сбору необходимо рассмотреть структуру налоговых доходов бюджета Камчатской области.

 Налоговые доходы бюджета Камчатской области в 2006 год составили 4557522 тыс. рублей, из них:

- налог на прибыль организаций составил 624878 тыс. рублей;

- налог на доходы физических лиц составил 2282094 тыс. рублей;

- акцизы составили 480703 тыс. рублей;

- налог на имущество организаций составил 224790 тыс. рублей;

- налог на игорный бизнес составил 125108 тыс. рублей;

- прочие налоги и сборы составили 819949 тыс. рублей.

Структура налоговых доходов бюджета Камчатской области представлена в таблице 2.3 .

 

Таблица 2.3

Структура налоговых доходов бюджета Камчатской области за 2006 год (в тыс. руб.)

 Налоговые поступления  Сумма, в руб.  %
Налог на прибыль организаций  624878  13,75
Налог на доходы физических лиц  2282094  50
Налог на игорный бизнес  125108  2,8
Акцизы  480703  10,55
Налог на имущество предприятий  224790  4,9
Прочие налоги и сборы  819949  18
Всего  4557522  100

 

Теоретические исследования структуры налоговых доходов бюджета Камчатской области за 2006 год позволяет сделать следующий вывод:

Определяющая роль в формировании налоговых поступлений в бюджет Камчатской области за 2006 год сохранилась за налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц, акцизами. В общем объеме налоговых поступлений их удельный вес составляет 74,3 %.

Анализируя структуру доходов областного бюджета Камчатской области за ряд лет можно сделать вывод о том, что одними из основных источников формирования доходов бюджета Камчатской области, наряду с федеральным финансированием, являются доходы от уплаты налогов и сборов, что составляет 36,1 % от общего потока доходов.

По данным УФНС Камчатской области и КАО задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2007 года составила 3221125 тыс. рублей, по федеральным налогам и сборам 2822059 тыс. руб., по региональным налогам и сборам 247651 тыс. руб., по местным налогам и сборам 97950 тыс. руб., по налогам со специальным налоговым режимом 53465 тыс. руб.

Полнота и своевременность поступления в бюджет налогов и сборов напрямую зависит от исполнения своих обязанностей по отношению к бюджету всеми участниками бюджетного процесса: налогоплательщиками, кредитными учреждениями, учреждениями ЦБ РФ, органами федерального казначейства, налоговыми органами.

В целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральные налоги и сборы, иные платежи, указанные в статьях 8,10-17,20-20 Закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 года № 189 - ФЗ, зачисляются в полном объеме на счет Управления Федерального казначейства по Камчатской области для распределения доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Неналоговых доходов за 12 месяцев 2006 года поступило в бюджет Камчатской области в сумме 414720 тыс. руб., что выше аналогичного периода прошлого года на 66481тыс. руб. или на 16 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета Камчатской области за 12 месяцев 2006 года составила 3,4 %. Часть неналоговых доходов составили доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, которые поступили в бюджет Камчатской области в сумме 87696 тыс. рублей (21,1 % неналоговых доходов за 12 месяцев 2006 года). Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, включают:

- арендную плату за земельные участки и государственного имущества, в сумме 60640 тыс. рублей;

- доходы от оказания платных услуг, в сумме 26871 тыс. рублей.

- платежи при пользовании недрами, в сумме 185 тыс. рублей.

При анализе приведенных данных можно выделить, что неналоговые поступления в структуре доходов бюджета составляет минимальную долю или 3,4 %.

Для повышения доли неналоговых доходов необходимо не только повысить эффективность их использования, но и способствовать их увеличению в наиболее емких секторах экономики, позволяющих в короткое время окупить затраты на ее приобретение.

Если просматривать варьирование дефицита бюджета как основного показателя эффективности бюджетной деятельности, то по ряду лет просматривается сравнительное увеличение уровня дефицита бюджета Камчатской области. Динамика доходов и расходов бюджета Камчатской области представлена в таблице 2.4 .

 

Таблица 2.4

Динамика доходов и расходов бюджета Камчатской области за 2003 – 2006 гг. (в тыс. руб.)

Год Доходы бюджета Расходы бюджета Дефицит бюджета Дефицит в %
2003  7184109  7260516  -76407  1,05
2004  7261096  7429419  -168323  2,27
2005  9626078  10284969  -658891  6,4
2006  12616959  13334336  -717377  5,38

Анализ исполнения доходной части бюджета Камчатской области за 2006 год позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Бюджет Камчатской области является высокодотационым, то есть собственные доходы бюджета Камчатской области (без учета трансфертов из Федерального бюджета) составляют 39,4 %.

В структуре бюджета Камчатской области налоговые доходы составляют 4557522 тыс. рублей или 36 % его доходной части, неналоговые доходы составляют 414720 тыс. рублей или 3,6 % его доходной части и трансферты из Федерального бюджета составляют 7644717 тыс. рублей или 60,6 % его доходной части.

2. За 2003 – 2006 года наблюдается рост налоговых поступлений за счет: увеличения налоговых ставок, увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышению качества администрирования, при этом нельзя забывать и о росте размера пенсий и социальных выплат, которые косвенно влияют на увеличение размера налоговых поступлений (увеличение количества продаж).

3. Необходимо обратить особое внимание на увеличение в доходной части бюджета Камчатской области доли неналоговых источников доходов от использования государственной собственности находящейся в распоряжении региональных органов власти, необходимо не только повысить эффективность ее использования, но и способствовать ее увеличению в наиболее емких секторах экономики, позволяющих в короткое время окупить затраты на ее приобретение.

В бюджете Камчатской области неналоговые поступления составили всего 414720 или 3,4 % его доходной части.

4. Рекомендовать органам власти Камчатской области разработать программу социально – экономического развития Камчатской области, с последующим согласованием с Правительством РФ, которая послужит основой для разработки перспективного плана социального развития Камчатки, который в свою очередь будет основой для составления реального обеспеченного финансами трехлетнего областного бюджета.





Дата: 2019-05-29, просмотров: 230.