Защита государственной тайны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребности общества в расширении свободного обмена информацией сочетаются с необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Советское уголовное законодательство неоднократно обращалось к вопросу о мерах, обеспечивающих охрану государственной тайны, о мерах борьбы со шпионажем. Задачи усиления охраны государственной тайны в послевоенное время нисколько не ослабли, а, наоборот, усилились. Поэтому изданный 9 июня 1947 года указ, установив единство уголовного законодательства по этому вопросу, предусмотрел три состава преступления: разглашение государственной тайны, утрату документов и иных материалов, содержащих государственную тайну, и оглашение за границей изобретений, открытий и усовершенствований, составляющих государственную тайну. За совершение перечисленных видов преступлений указом предусмотрены различные наказания — от четырех до двадцати лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, если только эти действия не должны быть квалифицированы как измена родине: или шпионаж.

Еще в 1926 году Совет Народных Комиссаром СССР опубликовал перечень сведений, составляющих государственную тайну. Этот перечень в настоящее время уже устарел. Поэтому в июне 1947 года Совет Министров СССР опубликовал свое постановление «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». В этом перечне выделены: сведения военного характера, сведения экономического характера, сведения об открытиях, изобретениях и усовершенствованиях невоенного характера и сведения иного рода.

Таким образом, к середине 1947 года советское уголовное законодательство обогатилось четырьмя в высшей степени важными законами, направленными на усиление борьбы с преступностью в условиях послевоенного времени.

В настоящее время в адрес российских правоохранительных органов и суда звучат упреки как внутри страны, так и в основном из-за рубежа. В этой части была принята в 2007 г. специальная Резолюция Парламентской Ассамблее Совета Европы "О шпиономании в России". Анализировался ряд громких дел по обвинению в шпионаже ученых, журналистов и адвокатов в России. Признали нарушение фундаментальных принципов, гарантирующих справедливость судебных разбирательств по делам неоправданного ограничения свободы выражения мнения и информации, судебные процессы имели затяжной характер, длительные сроки предварительного заключения, нарушался принцип равенства сторон, судебные заседания были закрытыми, что не укрепляло уверенность общественности в их справедливости, жесткость назначенных наказаний в виде лишения свободы, не совпадающая с практикой других стран - членов Совета Европы.

Защите государственной тайны, посвящена глава VI Закона «О Государственной тайне». К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах, соответствующих территории:

- обеспечивают защиту преданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и представлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

- вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

Органы судебной власти:

- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

-   обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Административно-наказуемыми деяниями в области защиты государственной тайны по Кодексу об административных нарушениях РФ являются нарушения правил защиты информации (ч.ч. 3 и 4 статьи 13.12 КоАП РФ) и незаконная деятельность в области защиты информации (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ).

Нарушения правил защиты информации в рассматриваемой области проявляются:

во-первых, в нарушении условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ);

во-вторых, в использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 4 ст. 13.12 КоАП РФ).

 Незаконная деятельность в области защиты информации в данной области заключается в занятии видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 2 ст. 13.13КоАп РФ).

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст.183 УК РФ, а так же за государственную измену ст. 275 Уголовного кодекса РФ. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Таким образом, обеспечение безопасности государства заставляет делать исключение из общего принципа открытости информации, вводить ограничение в сфере поиска, получения, хранения и обмена информацией, устанавливать режимы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Правовой институт государственной тайны – инструмент современного демократического государства. Институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правоотношения, складывающиеся по поводу информации, весьма разнообразны и регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и иных кодексов РФ, а также различных законов, включая Закон о коммерческой тайне, о государственной тайне, и подзаконных нормативных актов, то есть содержатся как в специальных нормативных актах, так и в источниках иных отраслей права. Следует отметить также тот факт, что содержание правовых норм об информации вносит некоторую путаницу в определение понятия информации как объекта гражданских правоотношений.

Всю информацию, как объект правового регулирования, можно разделить на две большие группы - это общедоступная информация , необщедоступная информация. В своей дипломной работе мы рассмотрели два вида необщедоступной информации , такие как коммерческая тайна и государственная тайна.

Коммерческая тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившееся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты необщедоступной (закрытой) информации приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т.п.

Характеризуя коммерческую тайну как объект гражданских правоотношений, законодатель наделил ее тремя следующими существенными признаками: ее действительная либо потенциальная ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие доступа на законном основании и принятие правообладателем мер к охране ее конфиденциальности. При этом анализ правоприменительной практики, проектов нормативных актов и научной литературы позволяет говорить о том, что субъектами прав на коммерческую тайну являются правообладатель (при этом ни одно научное исследование не говорит о собственнике) и конфидент коммерческой тайны. В качестве указанных субъектов могут выступать российские и иностранные предприниматели – как без образования юридического лица, так и юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица.

Право на коммерческую тайну представляет собой исключительное право особого рода, не являющееся исключительным правом в его традиционном понимании, но близкое природе исключительного права. Что касается содержания прав на коммерческую тайну, то сюда можно отнести право устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, право использовать коммерческую тайну, а также право на защиту коммерческой тайны любыми законными способами. Основаниями для возникновения указанных прав являются установление режима коммерческой тайны, заключение соответствующего договора, получение таковых сведений должностным лицом государственного органа, а также самостоятельное получение конфиденциальной информации в ходе независимого исследования, систематических наблюдений или иной деятельности. То есть имеются в виду случаи, когда третье лицо законным путем получит аналогичные сведения и предпочтет сохранению в тайне их обнародование и (или) получение на них соответствующего охранного документа – патента.

К основаниям прекращения прав на коммерческую тайну относится отмена соответствующего режима либо истечение его срока, содержание условий договора или иного соглашения, а также отнесение указанной информации к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Защита прав на коммерческую тайну осуществляется на основании заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при фактическом его использовании третьим лицом – добросовестным приобретателем в своих интересах, а также в судебном порядке всеми предусмотренными законом способами.

Распоряжение коммерческой тайной выражается через раскрытие указанной информации, а также передачу прав на нее другому лицу в соответствии с гражданско-правовым договором.

Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности.

Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Это: Палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, органы судебной власти.

Статья 5 Закона устанавливает перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и «оперативно-розыскной деятельности.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне.[43] При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Вышеуказанные теоретические выводы и практические предложения основываются на анализе российского законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики, опыта международно-правового регулирования коммерческой тайны, а также соответствующего опыта зарубежных государств.

 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) // Российская газета от 23 декабря 1993 года. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 февраля 2010 года № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №43.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 15 января 2009. - №3.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства. - 2008. - № 34.

6.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №67.

8. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.

9. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть 1). Ст.3431.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3.

11. Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32.

12. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года №491 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

13. Постановление правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесений сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

14. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

Исторические источники:

1. Уголовное уложение. Санкт-Петербург. Сенатская типография, 1903. С. 24.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845. С. 56.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. С.700.

4. Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб, - 1910. С.167.

Научная и учебная литература:

1. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. - М., Издательство «Горизонт», 2003. С. 45.

2. Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. С. 25.

3. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Садиков О.Н. - М.: Юристъ, 2006. С.56.

4. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». - СПб.: Питер, 2003. С. 67.

5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: «Статут», 2005. (Классика российской цивилистики). С. 89.

6. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2007. С. 345.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. С.900.

8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. С. 126.

9. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2007. (Классика российской цивилистики). С. 231.

10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). – М.: Фирма «Спарк», 2005. С. 145.

Периодическая печать

1. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. - 2006. - №5.

2. Гаврилов Э.В. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // Хозяйство и право. - 2006. - № 11.

3. Зубченко Е.C. Государство и гражданин // Новые известия. - 2010. - №4.

4. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Законность. - 2003. - №23.

5. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна // Закон. - 2008. - №2.

6.  Кравченко Ф.С. Доступ к информации как предмет Российкого законодательства // Государство и право. - 2007. - №53.

7. Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн.//Вестник. - 2008. - №56.

8. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2008. - №5.

9. Северин В.А. Право и информация. Вестник Московского Университета. // Право. - 2005. - №4.

10. Трунов И.Л. Секреты государства Российского//Право-2009-№45

11. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве. // Служба. - 2007. - №3.

12. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды. // Государство и право. - 2008. - №6.

13. Е.В. Шишмарева. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам //Юрист. - 2006. - №6.

Материалы интернета:

1. Столяров Н.В.“История и становление организации защиты государственной тайны в России”, http:// www.lawer.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http: //www.minfin.ru

3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050)//http : // www.dvabop.narod.ru


[1]Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) //Российская газета 23 декабря 1993 года, №237.

[2] Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845

[3] Уголовное уложение. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1903

[4] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). – М.: Фирма «Спарк», 2005,.С.118

[5] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

[6] Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»№ 5485-1 ФЗ. В редакции от 1 декабря 2007 года// Россиийская газета от 25 июля 1993 года. №45

[7] Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права Государство и право. 2008. №5. С.54

[8] Собрание Законодательства РФ, 2008, № 23.

[9] Зубченко Е.В. Государство и гражданин//. Новые извести.-2010№ 4 с.10

[10] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. - С.674

[11] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М., 1993. - С.224

[12] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. - С.368

[13] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды Государство и право. 2008. №6. С.6

[14] Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. - С.201.

[15] Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб., - 1910. - С.34.

[16] Уголовное уложение. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1903.

[17] Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.В редакции от 17 июля 2009 года//Собрание законодательства, 2009№ 45.

[18] Собрание Законодательства РФ, 2004, №456.

[19] Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». – СПб.: Питер, 2003. – С.101.

[20] Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - С.6.

[21] Цит. по: Коломиец А. Защита информации, составляющей коммерческую тайну: Сравнительный обзор российской и зарубежной практики // Закон. №2. 1998. С.75.

[22] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №10. Ст.1127.

[23] Закон РФ« О государственной тайне» от21 июля 1993 года N 5485-1// В редакции от 1 декабря 2007 года// Россиийская газета от 25 июля 1993 года №45.

[24] Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 19 апреля 2007 г

[25]Устинков А.В. Право и безопасность. № //№10 Март 2009г .

[26] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды// Государство и право. 2008. №6. С.10.

[27] См. например: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.; Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. – М.: Юрист, 2000.

[28] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для ВУЗов. - М: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С.412.

[29] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. - С.513-515.

[30] В соответствии со ст.3 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны – правовые, организационные и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры, по охране ее конфиденциальности.

[31] Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. №9. 1999. С.45.

[32] Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[32] //Собрание законодательства Российской Федерации,2009, №3.

[33] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ) // Российская газета от 25 июля 2009 года № 43

[34] Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 20.01.1996 №71).

[35] Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – С.10.

[36] Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября.1995 года № 1050).

[37] Положение о порядке подготовки к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (утв. Постановлением Правительства РФ от 2августа1997 года № 973)// Консультант плюс.

[38] См.: Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структура и состав по должностям, утвержденное Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71 (в ред. от 14 июня 1997 г.). СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 268.

[39] Российская газета, №4131 от 29 июля 2006 г.

[40] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5479.

[41] Российская газета,№5125 от 5 марта 2010 г.

[42] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ //В редакции от 30 декабря 2008 года//Собрание законодательства ,2008,№34.

[43] Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050) // www.dvabop.narod.ru


Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.