ГЛАВА I . ИНФОРМАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА I . ИНФОРМАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

ГЛАВА III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Защита коммерческой тайны

 

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Любая компания имеет свой личный опыт в сфере ведения бизнеса и обладает уникальным набором собственных разработок и инструментов, которые способствуют ее процветанию на рынке. Информация о таких инструментах, по естественным причинам, является объектом пристального внимания конкурентов, желающих получить сведения о разработках компании для применения в своих интересах. Конечно, компания – обладатель такой информации - строго следит за тем, чтобы данные не были раскрыты: старается не допускать к ним посторонних лиц и отстаивать свои права по защите информации всеми законными способами. Для достижения этих целей юристы компании опираются на положения российского законодательства, определяющего такую информацию как коммерческую тайну и защищающего права обладателей коммерческой тайны.

Закон «О коммерческой тайне» Ст.10 называет меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, они должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Последняя из обязательных мер по защите информации – заключение с работниками и контрагентами соглашений о соблюдении конфиденциальности. Такое соглашение можно как оформить отдельным документом, так и включить в качестве соответствующего положения в трудовой договор (с работниками) либо в гражданско-правовой договор (с контрагентами).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, которые мы сейчас перечислили.

Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений охватывает систему мер, принимаемых работодателем, чтобы избежать доступа к конфиденциальной информации третьим лицам. Для этого работодатель должен:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны (п.1,Ст.11 Закона).

Нарушение контрагентом соглашения о соблюдении конфиденциальности дает компании возможность в судебном порядке взыскать с недобросовестного контрагента убытки, причиненные разглашением такой информации. При этом в связи с тем, что доказать такие убытки крайне сложно, рекомендуется указывать в договоре, что сторона, нарушившая режим конфиденциальности, уплачивает помимо убытков штраф в оговоренном размере.

Нужно иметь в виду, что ответственность работников компании ограничена согласно статье 238 Трудового кодекса РФ[42] только реальным ущербом, причиненным работодателю. Так как последствия разглашения коммерческой тайны заключаются, в основном, в упущенной выгоде, то работники компании таким образом уходят от реальной материальной ответственности за нарушения, связанные с раскрытием конфиденциальной информации. Единственным эффективным средством наказания в данном случае будет увольнение по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса за разглашение коммерческой тайны. Однако в случае разглашения коммерческой тайны работником, уже не состоящим в трудовых отношениях с компанией, компания вправе взыскать с него любые убытки, вызванные таким разглашением, включая и упущенную выгоду. Указанная ответственность действует в течение трех лет с момента увольнения работника либо в течение иного срока, если он специально определен в соглашении с работником.

Мы считаем, что компания должна иметь собственный комплекс мер по защите коммерческой тайны. От работников требуется следить за тем, чтобы конфиденциальные документы не находились на виду; чтобы в отсутствие сотрудников на рабочем месте их кабинеты были закрыты, а конфиденциальная информация убрана в столы или запирающиеся шкафы; чтобы при включении компьютеров система требовала ввода паролей, а переносные компьютеры были прикреплены к столам, и т. п.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах установленной для них компетенции законодательством РФ. Лица, обладающие коммерческой тайной, обязаны предоставить ее органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления по их требованиям в пределах компетенции указанных органов в случаях, установленных законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством РФ, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Для реализации требований Федерального закона «О коммерческой тайне» необходимо создание и внедрение комплексной системы защиты информации. Информация приобретает статус коммерческой тайны, если отнесена к коммерческой информации на законном основании и к ней применены меры по ограничению ее распространения, то есть в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны считается установленным после выполнения следующих мер:

· Составление перечня защищаемой информации. Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, является одним из основополагающих внутренних документов компании, регламентирующий информацию, которая относится к коммерческой тайне. Данный документ составляется согласно законодательно установленных критериев и норм.

· Организация доступа к информации. Разрабатывается комплекс внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок доступа и учет должностных лиц к информации, составляющей коммерческую тайну, а также объем данных, к которым они могут получить доступ. Организовывается технический доступ, предполагающий применение технических средств ограничения доступа сотрудников к тем или иным информационным ресурсам компании.

· Реализация договорных отношений между работниками компании, контрагентами по использованию данных, являющихся коммерческой тайной.

· Нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, грифа “Коммерческая тайна”.

· Ознакомление и инструктаж персонала компании по внутренним процедурам работы с информацией, являющееся коммерческой тайной.

 Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (через суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законах.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, и уголовная.

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях не содержит норм, которыми бы устанавливалась ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия его работниками или иными лицами. Разглашение коммерческой тайны предприятия может повлечь за собой и привлечение виновного лица к уголовной ответственности. Ответственность может наступить только за умышленные действия должностных лиц предприятия, которые привели к утечке сведений, а также нанесли предприятию имущественный и иной ущерб.

Несмотря на то, что понятие «коммерческая и служебная тайна» - категория гражданско-правовая, ответственность работников предприятия за допущенную утечку информации, являющейся такой тайной в соответствии с Гражданским кодексом не наступает. Данный вопрос регулируется российским Трудовым Кодексом, поскольку между предприятием (нанимателем) и работником существуют трудовые отношения. Однако меры гражданско-правовой ответственности могут применяться к лицам, которые, хоть и не состояли в трудовых отношениях с предприятием, но находились с ним в иных, например, договорных правоотношениях. Зачастую сведения, которые касаются деятельности одного предприятия, становятся известны другому предприятию в связи с исполнением заключенных договоров, реализации совместных проектов и т.д. Почти всегда в таких случаях тексты проектов договоров и соглашений, которые подписываются сторонами, содержат положения о недопустимости разглашения сведений, носящих конфиденциальный характер и составляющих предмет коммерческой тайны предприятия. Стороны, кроме этого, как правило, в соответствии с принципом свободы договора, устанавливают ответственность за нарушение данных положений договора (соглашения) - т. о. в случае разглашения коммерческой тайны контрагентом пострадавшая сторона имеет право взыскать с него прямой и косвенный ущерб (упущенную выгоду), причиненный подобным действием. Ответственность наступает и в случае умышленных действий, и тогда, когда утечка информации произошла в результате неосторожности контрагента (его работников).

Представляется, что разглашение контрагентом сведений, хоть и относящихся к предмету коммерческой тайны пострадавшего предприятия, но не отраженные в тексте подписанного договора как конфиденциальные и не подлежащие распространению, не может служить основанием привлечения контрагента к ответственности.

Трудовой Кодекс РФ содержит положения, устанавливающие материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю (ст. 238). Однако ее размер ограничен одним средним месячным заработком работника (ст. 241 ТК). Возможность взыскания ущерба в полном объеме существует лишь в случаях, когда с работником был в установленном порядке подписан договор о полной материальной ответственности (ст. 242 ТК).

Следует отметить, что законом с работника разрешено взыскивать лишь прямой ущерб, а косвенный (упущенная выгода) взысканию в любом случае не подлежит (ч.1 ст. 238 ТК). Поскольку ущерб от установленного факта разглашения коммерческой тайны предприятия очень трудно поддается имущественной оценке, можно сделать вывод о том, что с виновного работника вряд ли возможно взыскать сумму возмещения, которая реально восполнила бы утечку конфиденциальных сведений о предприятии к третьим лицам.

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные ст.183 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать следующим критериям:

1. иметь ценность для ее обладателя (то есть обладатель этой информации при прочих равных условиях должен иметь преимущество перед остальными участниками рынка, такой информацией не владеющими);

2. не быть известной третьим лицам. Если мы владеем информацией, необходимой для достижения успеха, но при этом ту же самую информацию можно найти в общедоступных источниках (например, Интернет, СМИ), то мы не сможем защитить наши права на такую информацию в случае их нарушения;

3. быть защищенной от ее получения третьими лицами на законных основаниях (за исключением тех случаев, когда обладатель информации предоставляет ее по мотивированному требованию государственных органов);

4. обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

В заключении отметим, что правовая охрана прав на коммерческую тайну возникает с момента установления фактической монополии обладателя на информацию составляющую для него коммерческую тайну (в соответствии с требованиями, установленными законом), и действует бессрочно на весь период соблюдения этих требований, предъявляемых к охраняемой тайне.

Охраноспособность прав на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) прав на коммерческую тайну.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) // Российская газета от 23 декабря 1993 года. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 февраля 2010 года № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №43.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 15 января 2009. - №3.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства. - 2008. - № 34.

6.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №67.

8. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.

9. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть 1). Ст.3431.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3.

11. Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32.

12. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года №491 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

13. Постановление правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесений сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

14. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

Исторические источники:

1. Уголовное уложение. Санкт-Петербург. Сенатская типография, 1903. С. 24.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845. С. 56.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. С.700.

4. Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб, - 1910. С.167.

Научная и учебная литература:

1. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. - М., Издательство «Горизонт», 2003. С. 45.

2. Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. С. 25.

3. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Садиков О.Н. - М.: Юристъ, 2006. С.56.

4. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». - СПб.: Питер, 2003. С. 67.

5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: «Статут», 2005. (Классика российской цивилистики). С. 89.

6. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2007. С. 345.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. С.900.

8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. С. 126.

9. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2007. (Классика российской цивилистики). С. 231.

10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). – М.: Фирма «Спарк», 2005. С. 145.

Периодическая печать

1. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. - 2006. - №5.

2. Гаврилов Э.В. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // Хозяйство и право. - 2006. - № 11.

3. Зубченко Е.C. Государство и гражданин // Новые известия. - 2010. - №4.

4. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Законность. - 2003. - №23.

5. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна // Закон. - 2008. - №2.

6.  Кравченко Ф.С. Доступ к информации как предмет Российкого законодательства // Государство и право. - 2007. - №53.

7. Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн.//Вестник. - 2008. - №56.

8. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2008. - №5.

9. Северин В.А. Право и информация. Вестник Московского Университета. // Право. - 2005. - №4.

10. Трунов И.Л. Секреты государства Российского//Право-2009-№45

11. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве. // Служба. - 2007. - №3.

12. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды. // Государство и право. - 2008. - №6.

13. Е.В. Шишмарева. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам //Юрист. - 2006. - №6.

Материалы интернета:

1. Столяров Н.В.“История и становление организации защиты государственной тайны в России”, http:// www.lawer.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http: //www.minfin.ru

3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050)//http : // www.dvabop.narod.ru


[1]Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) //Российская газета 23 декабря 1993 года, №237.

[2] Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845

[3] Уголовное уложение. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1903

[4] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). – М.: Фирма «Спарк», 2005,.С.118

[5] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

[6] Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»№ 5485-1 ФЗ. В редакции от 1 декабря 2007 года// Россиийская газета от 25 июля 1993 года. №45

[7] Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права Государство и право. 2008. №5. С.54

[8] Собрание Законодательства РФ, 2008, № 23.

[9] Зубченко Е.В. Государство и гражданин//. Новые извести.-2010№ 4 с.10

[10] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. - С.674

[11] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М., 1993. - С.224

[12] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. - С.368

[13] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды Государство и право. 2008. №6. С.6

[14] Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. - С.201.

[15] Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб., - 1910. - С.34.

[16] Уголовное уложение. Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1903.

[17] Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.В редакции от 17 июля 2009 года//Собрание законодательства, 2009№ 45.

[18] Собрание Законодательства РФ, 2004, №456.

[19] Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». – СПб.: Питер, 2003. – С.101.

[20] Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - С.6.

[21] Цит. по: Коломиец А. Защита информации, составляющей коммерческую тайну: Сравнительный обзор российской и зарубежной практики // Закон. №2. 1998. С.75.

[22] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №10. Ст.1127.

[23] Закон РФ« О государственной тайне» от21 июля 1993 года N 5485-1// В редакции от 1 декабря 2007 года// Россиийская газета от 25 июля 1993 года №45.

[24] Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 19 апреля 2007 г

[25]Устинков А.В. Право и безопасность. № //№10 Март 2009г .

[26] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды// Государство и право. 2008. №6. С.10.

[27] См. например: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.; Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. – М.: Юрист, 2000.

[28] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для ВУЗов. - М: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С.412.

[29] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. - С.513-515.

[30] В соответствии со ст.3 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны – правовые, организационные и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры, по охране ее конфиденциальности.

[31] Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. №9. 1999. С.45.

[32] Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[32] //Собрание законодательства Российской Федерации,2009, №3.

[33] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ) // Российская газета от 25 июля 2009 года № 43

[34] Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 20.01.1996 №71).

[35] Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – С.10.

[36] Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября.1995 года № 1050).

[37] Положение о порядке подготовки к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (утв. Постановлением Правительства РФ от 2августа1997 года № 973)// Консультант плюс.

[38] См.: Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структура и состав по должностям, утвержденное Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71 (в ред. от 14 июня 1997 г.). СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 268.

[39] Российская газета, №4131 от 29 июля 2006 г.

[40] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5479.

[41] Российская газета,№5125 от 5 марта 2010 г.

[42] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ //В редакции от 30 декабря 2008 года//Собрание законодательства ,2008,№34.

[43] Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050) // www.dvabop.narod.ru


ГЛАВА I . ИНФОРМАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.