Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.

Симптомокомплекс языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негавистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов педагог-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической деятельности ребенка, то есть знать структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.

К сожалению, одно из наиболее сложных речевых нарушений - алалия не является достаточно изученным.

Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии. Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной экспериментальной работы и её практическую значимость.

Объект исследования - процесс формирования слоговой структуры слова.

Предмет исследования - особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

Гипотеза. Рассматривая механизм речевых нарушений при моторной алалии, мы предположили, что нарушение слоговой структуры слова у ребенка-алалика имеет качественное отличие от подобных нарушений у детей с задержкой речевого развития и нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции. В условиях специального коррекционного обучения будет наблюдаться различная динамика формирования слоговой структуры.

Целями исследования являются:

1. Изучить структуру дефекта при моторной алалии и психолого-педагогические особенности ребенка, страдающего алалией.

2. Изучить систему коррекционного воздействия при моторной алалии.

3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

4. Апробировать различные методы и приемы, используемые на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова.

Исходя из вышеизложенного были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень сформированности слоговой структуры слова у ребенка 6 лет с задержкой речевого развития и ребенка 7 лет с моторной алалией.

3. Провести экспериментальное обучение, направленное на устранение нарушений слоговой структуры слова.

4. Выявить динамику формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика и у ребенка с задержкой речевого развития.

5. Выявить влияние организованного обучения на формирование слоговой структуры слова.

Методы исследования:

анализ и обобщение литературных источников по проблеме;

обследование детей с целью выяснения уровня сформированности слоговой структуры слова;

экспериментальное обучение;

анализ результатов экспериментальных данных.

База исследования.

Исследование проводилось с сентября 2002 года по март 2003 года в МДУ №3 по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Макаренко, д.4.

В исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи, обучающиеся по программе 1 года обучения:

Лена Е., 1996 года рождения, страдающая моторной алалией.

Артем П., 1997 года рождения с задержкой речевого развития.



Классификация алалии

 

Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1])

Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 формы алалии:

моторную слухонемоту;

сенсорную слухонемоту;

сенсомоторную слухонемоту;

переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию и выделяет следующие формы алалии:

акустическая алалия, обусловленная неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;

оптическая алалия, связана с нарушением зрительного (предметного) восприятия

алалия, обусловленная нарушением психической активности.

В.К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, которая основана на ведущем типе нарушения языковых систем и выделила две формы моторной, две формы сенсорной, две формы смешанной алалии; моторно-синтаксическую, моторно-симантическую, оптическую, амнестическую и морфологическую формы алалии.

Лингвистических подходов при классификации алалии придерживаются В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович.

Они под экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.

Е.Ф. Соботович выделяет алалии с преимущественными нарушениями парадигматической или синтагматической систем языка.

По степени тяжести алалия может проявляться различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других - при отсутствии специального обучения - он совершенно не способен пользоваться разговорной речью.

По наличию у детей нервно-психологических расстройств алалию разделяют на две формы: осложненную и неосложненную этими расстройствами.

Механизм моторной алалии

 

Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы:

сенсомоторные;

психологические;

языковые

Сторонники сенсомоторной концепции связывают речевое недоразвитие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, агнозией, апраксией). В соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.

Представители этих концепций ставят процесс порождения речи в зависимость от состояния различных психических функций и некоторых характеристик личности. Механически устанавливают причинно-следственные связи между речевыми и неречевыми расстройствами; не учитывают, что речь это многоуровневая деятельность, имеющая сложную структуру и не может быть сведена к сенсомоторному компоненту.

Сторонники языковых концепций связывают недоразвитие речи с несформированностью процесса восприятия и порождения речевых высказываний. При этом принимают во внимание своеобразие отношений между языковыми и неязыковыми механизмами. Именно в этих концепциях находят объяснения типичные для алалии языковые нарушения.

Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употребляют автономно и совместно с вербальной речью мимикожестикуляторную речь.

Таким образом, экспрессивная алалия представляет собой частное вербальное расстройство знакового выражения в речевой деятельности, так как у детей с алалией нарушена только словесная речь.

Определение моторной алалии

 

Наиболее распространенной формой алалии является алалия, связанная с нарушением речедвигательного анализатора.

"Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций". (см [1])

Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко.

Убедительных статистических данных о распространении алалии в настоящее время нет. Это объясняется тем, что разные авторы вкладывают в понятие экспрессивной алалии разное содержание и широко определяют ее границы. Но все же считается, что алалия наблюдается у 0,1% населения, причем у лиц мужского пола она встречается чаще. Кроме этого распространенность этого дефекта зависит и от возраста. Так у дошкольников страдающие алалией составляют 1,0%. Среди младшего школьного возраста - 0,6%, а в среднем и старшем школьном возрасте - 0,2%.

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности "выбора" фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов - это типичные проявления моторной алалии. Кроме этого у многих детей с алалией проявляются неврологические и психопатологические нарушения. Уровень речевого развития у детей может колебаться от почти полного отсутствия речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем.

Н.Н. Трауготт в статье " К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами" (cм [12]) отмечает, что развитие речи алалика происходит три этапа.

На первом - ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (бай-бай, ням-ням), широко использует мимику и жесты. Некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь как бы мимическими словами.

На втором этапе - слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти сильно искажены. Нередко появляется фраза из 2-3 слов, имеющая своеобразное построение: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место полной аграмматизм ("Коля пить молоко" Мальчик Миша паф я").

Такое своеобразие стиля объясняется тем, что ребенок, страдающий алалией перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, 11-13 летнего ребенка облачаются в словарь двухлетнего. На этом этапе часто сохраняются лепетные слова. Изредка встречаются слова, изобретенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет ("папу" - хлеб). Возможно расширение значения слов. Так, например, одно и то же слово "пить" обозначает чашку, действие. Напиток.

На третьем этапе развития речи алалик уже обладает довольно богатым запасом слов. Лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Агроммматизм сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном или пережитом, как вновь обнаруживается почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих условиях оживает мимика и появляется аграмматизм.

Н.Н. Трауггот подчеркивает, что не у всех детей алаликов речь проходит данные этапы. В одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной, в в других - первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной и ограниченной. Но общим для всех является следующее: на первый план выступает бедность словарного запаса, аграмматизм, искажение слов. Позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.

Таким образом, критериями для определения экспрессивной алалии являются:

Задержка темпа нормального усвоения языка;

Патологическое развитие языка;

Наличие в разной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;

Сохранность слуха;

Удовлетворительное понимание обращенной речи.



Речевая моторика

Инструкция: предложить ребенку выполнить следующие задания

Лена Ел.

 

Упражняемые органы движения Наличие или от-сутствие движения Тонус Активность Объем Точность Замена Темпы выполнения движения Синкинизм
Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) +   норм. напряжение норм. полный +   -    
2. Поднять брови (удивиться) -              
3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз + норм. напряжение норм. неполный   Помогает закрыть правый глаз рукой снижен -
4. "Толстячок" (втянуть щеки) + норм. напряжение норм. полный + - - -
5. "Худышка" (вытянуть щеки) + норм. напряжение норм. неполный + - Снижен -
Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть + норм. напряжение норм. полный + - нормальный язык подрагивается
2. Нижняя челюсть вправо - влево + норм. напряжение норм. полный + - снижен -
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
2. Вытянуть губы "Трубочкой" + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. полный + - нормальный  
2. Язык острый "Жало" + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - снижен -
3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" + норм. напряжение норм. неполный     нормальный -
4. "Качели" язык дотрагивается до губ + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
5. Круговые облизывания кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - нормальный -
6. Язык в форме "Чашечки" + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - нормальный -
7. Цокать языком "Лошадка" + норм. напряжение норм. Полный + - нормальный  
8. "Маятник" язык вправо - влево + норм. напряжение- норм. полный + - нормальный -
Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте + вялость норм. Ееполный (произнесла тихо) достаточная - снижен -
2. Широко открыть рот и зевнуть + вялость норм. неполный достаточная - снижен -

 

Таким образом у Лены Ел. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. Пробные движения в основном выполняет правильно. Переключаемость движений не затруднена. Предложенные упражнения выполняла охотно.

У Лены имеются достаточные артикуляторные возможности для правильного использования звуков речи.


Артем П.

Упражняемые органы движения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность Объем Точность Замена Темпы выполнения движения Синкинизм
Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) +   норм. напряжение норм. + +   -   +
2. Поднять брови (удивиться) + норм. Напряжение норм. + + -   -
3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно пытается закрыть правый глаз рукой снижен -
4. "Толстячок" (втянуть щеки) + норм. напряжение норм. + + -   -
5. "Худышка" (вытянуть щеки) + норм. напряжение норм. неполный Недостаточно втягивает щеки неточно - снижен образуются складки вокруг губ
Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть + норм. напряжение норм. + + - нормальный + языка
2. движение челюсть вправо - влево + вялость норм. неполный неточно - снижен -
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке + норм. напряжение норм. + + - нормальный -
2. Вытянуть губы "Трубочкой" + норм. напряжение норм. + + - нормальный образуются складки вокруг губ
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм. напряжение норм. + + - нормальный + губ
Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. неполный неточно Поднимает бок. Края языка, поджимает губы снижен +
2. Язык острый "Жало" + норм. напряжение норм. неполный неточно просто высовывает язык снижен -
3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" + норм. напряжение норм. неполный неточно высовывает язык губы, то в улыбке, то сужаются снижен -
4. "Качели" язык дотрагивается до губ + норм. напряжение норм. неполный неточно поджимает губы, рот открыть нешироко снижен + языка
5. Круговые облизывания кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный  неточно поднимает губы, движения отрывистые снижен -
6. Язык в форме "Чашечки" + норм. напряжение норм. неполный  неточно язык во рту, края языка подняты губы обхватывают язык снижен -
7. "Лошадка" цокать языком + норм. напряжение норм. полный неточно - нормальный сопряженное движение челюстью
8. "Маятник" язык вправо - влево + норм. напряжение норм. + + - нормальный -
Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте + норм. напряжение норм. +   + - нормальный -
2. Широко открыть рот и зевнуть + норм. Напряжение норм. + + -   -

 

Таким образом: у Артема П. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. К выполнению заданий проявлял интерес, пробные упражнения выполняет неточно и в неполном объеме. При затруднении перестает их выполнять. В процессе выполнения заданий наблюдалась синкинезии языка и губ. Переключаемость движений снижена.

У Артема П. нет достаточных артикуляторных возможностей для правильного использования звуков речи.


Состояние звукопроизношения

Задание: Отраженное произношение звука: изолированно, в словах фразах; название предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: а) повтори за мной

б) назови предмет, который здесь нарисован.

 

Лена Ел.

Звуки Характер Произношения звуков
  изолированно В словах Во фразах
 [б] - [п] - [м] + +Может пропускать +Может пропускать
 [в] - [ф] + +Может пропускать +Может пропускать
 [д] - [г] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
 [г] - [к] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
 [й] + + Иены новая юбка
 [с] + Ш [с] - [ш] (веши - весы) Саня катит Соню саней
 [с’] + + Сима гусей писет
 [з] + М [з] - [ж] (жубы - зубы) Зоя вазу тавит
 [з’] + + Зина читает газету
 [ц] + М б [ц] - [ч] [т] Сосня жовет чиплят цып, цып, цып
 [ш] + + Кошка бежать мышка
 [ж] + + Ежак кушать малина
 [щ] С’; щ Сетка, овоши Шенки шоплют шотку
 [ч] + + Зачиха качата чай пют
 [л] + + лук, белка, м. Пропускать Укоина абабайка
 [л’] + + Лена, липа Олень с оленком
 [р] + + [р] [л], м. пропускать (туба, шал) У бутино адардаш
 [р’]  [р] Искажает Берозы гибы

 

Артем П.

Звуки Характер Произношения звуков
  изолированно В словах Во фразах
 [б] - [п] - [м] + + +
 [в] - [ф] + + +
 [д] - [г] - [н] + + +
 [г] - [к] - [н] + + +
 [й] + + +
 [с] м/з + искажает Сани катются
 [с’] м/з + искажает +
 [з] м/з + искажает +
 [з’] м/з + искажает +
 [ц] м/з + искажает +
 [ш] + + Кошка бежит за мышка
 [ж] + + Ижи жужут живику
 [щ] + + м б [щ] - [с’] Сенки щипют сетку
 [ч] + + Чиха пют чай
 [л]  [в] Вампа Вампа соява на стое
 [л’] - Ипа, имон Поена из ипы
 [р] -  - каова, ыба У буатины кадаши
 [р’] - Бееза У беесы выиси гибы

 

Таким образом: Лена Ел. изолированно произносит практически все звуки. Искажает [р’] - [р] ; заменяет [щ] - [с] [ш]. Но в словах и фразах отмечаются множественные взаимозамены и пропуски имеющихся звуков. Для Лены характерны разнотипные нарушения звуков (замены и пропуски).

У Артема П. звукопроизношение нарушено в значительной степени. Наблюдается межзубное произношение звуков [с-с’], [з-з’], [ц] ; замена [щ] - [c], [л] - [в] ; отсутствуют звуки [л’], [р-р’].

В словах и фразах преобладают однотипные нарушения (искажения, замена, или пропуски звуков).

 

Вывод

 

Таким образом, определив приоритетные направления, работа по формированию слоговой структуры слова, необходимо решить какие задачи будут реализовываться на подготовительном этапе, а какие на основном.

Кроме этого, необходимо проанализировать какие задания ребенок выполнял успешно, а в чем испытывает затруднения. Это поможет определить, чему нужно научить ребенка в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях.

Новые задания нужно вводить постепенно, чтобы ребенок освоил новый материал без напряжения.

После того как ребенок, овладел одной из поставленных задач, в коррекционную программу могут быть внесены изменения или дополнения. Это поможет избежать односторонности в работе и возможных упущений.



Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры

 

Заключение

 

Экспрессивная алалия - сложное расстройство речевой деятельности. Есть основания считать алалию языковым расстройством, которое характеризуется деформацией структурно-функциональной стороны языка и не находится в причинно-следственной зависимости от нарушений языковых форм психической деятельности и сформированности моторной базы.

Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов.

Однако нарушения слоговой структуры слов отмечается и при осложненных формах общего недоразвития речи, например при задержке речевого развития. В данном случае подобные нарушения обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикулярного механизма и несовершенством различных психических функций.

Учитывая что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы:

1. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок слоговой структуры слов обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или артикуляционных возможностей ребенка.

2. Формирование слоговой структуры у ребенка - алалика возможно только при организации специально направленного обучения.

3. Использование многопланового по тематике и рассчитанного на учебно-игровую форму работы материала способствует реализации задач по устранению нарушения слоговой структуры слова.

4. Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры слов, работоспособность.

5. Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слов способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.

6. Динамика формирования слоговой структуры слов зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.



Литература

 

1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дефектология" / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др; Под ред.Л.С. Волковой - М: Просвящение, 1989.

2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.С. П.: Детство-пресс, 2000.

3. Бамаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи.

4. Беденко Г.В., Поваляева М.А. "Педагогическая диагностика и коррекция речи". Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ, 1997.

5. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М.: 1972.

6. Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: 1951.

7. Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. М.: 1975.

8. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1999.

9. Зоеман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.

10. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1961.

11. Марктова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей страдающих алалией / Совещание - семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. - М., 1964.

12. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии / Хрестоматия по логопедии. Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт.Т. II / Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997.

13. Трауготт Н.Н. Хрестоматия по логопедии. / Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт.Т. II / Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997.

14. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.М., 1968, с.67 - 165.

15. Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей - Хрестоматия по логопедии Т2, с.23/Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997.

16. Ковшиков В.А., Кузьмина Е.Б. Особенности порождения текста у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией. - В кн.: Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. Л., 1984.

17. Ковшиков В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии. - В кн.: Изучение аномальных школьников. Л., 1981.

18. Ковшиков В.А. Особенности артикуляторного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией. - В кн.: Нервно психические и речевые нарушения. Л., 1982, с.42 - 61.

19. Ковшиков В.А. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1952.

20. Ковшиков В.А. "Изучение динамики речевых и нервнопсихических нарушений". Л., 1983.

21. Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностики экспрессивной алалии. - В кн.: Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. Л., 1984, с.96 - 104.

22. Ковшиков В.А. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. - В кн.: Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985, с.3 - 10.

23. Ковшиков В.А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией. - В кн.: Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. Л., 1988, с.30 - 40.

24. Ковшиков В.А. Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи. Л., 1989.

25. Ковшиков В.А. Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СП. б., 1991.

26. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей - алаликов (1972) - Хрестоматия по логопедии Т.2, с.131.

27. Элькин Ю.А., Ковшиков В.А. Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. М., 1989.

28. Элькин Ю.А., Ковшиков В.А. Психические и речевые нарушения у детей. Л., 1979

Введение

 

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Такая форма речевой патологии в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.

Симптомокомплекс языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негавистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов педагог-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической деятельности ребенка, то есть знать структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.

К сожалению, одно из наиболее сложных речевых нарушений - алалия не является достаточно изученным.

Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии. Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной экспериментальной работы и её практическую значимость.

Объект исследования - процесс формирования слоговой структуры слова.

Предмет исследования - особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

Гипотеза. Рассматривая механизм речевых нарушений при моторной алалии, мы предположили, что нарушение слоговой структуры слова у ребенка-алалика имеет качественное отличие от подобных нарушений у детей с задержкой речевого развития и нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции. В условиях специального коррекционного обучения будет наблюдаться различная динамика формирования слоговой структуры.

Целями исследования являются:

1. Изучить структуру дефекта при моторной алалии и психолого-педагогические особенности ребенка, страдающего алалией.

2. Изучить систему коррекционного воздействия при моторной алалии.

3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика.

4. Апробировать различные методы и приемы, используемые на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова.

Исходя из вышеизложенного были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень сформированности слоговой структуры слова у ребенка 6 лет с задержкой речевого развития и ребенка 7 лет с моторной алалией.

3. Провести экспериментальное обучение, направленное на устранение нарушений слоговой структуры слова.

4. Выявить динамику формирования слоговой структуры слова у ребенка-алалика и у ребенка с задержкой речевого развития.

5. Выявить влияние организованного обучения на формирование слоговой структуры слова.

Методы исследования:

анализ и обобщение литературных источников по проблеме;

обследование детей с целью выяснения уровня сформированности слоговой структуры слова;

экспериментальное обучение;

анализ результатов экспериментальных данных.

База исследования.

Исследование проводилось с сентября 2002 года по март 2003 года в МДУ №3 по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Макаренко, д.4.

В исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи, обучающиеся по программе 1 года обучения:

Лена Е., 1996 года рождения, страдающая моторной алалией.

Артем П., 1997 года рождения с задержкой речевого развития.



Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика

Дата: 2019-05-29, просмотров: 364.