Задание №1. "Дифференциация звучащих игрушек"
Инструкция: Покажи, какая игрушка звучала.
| Музыкальные игрушки | Лена Ел. | Артем П. | 
| Бубен погремушка дудочка гармоника дет. Рояль | + + + + + | + + + + + | 
Задание №2. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка.
Инструкция: Повторить заданный ритм:
а) с дудочкой
Лена Ел.: - . - ; - . - ; - ...;... -
... + - . +
Артем П.: - . - ; - . - ; - ...;... -
+ - . - + - ...
длинный звук;. короткий звук
б) отхлопывание ритма
Лена Е.:. - .;. - .;...;. - ...;. - - .;. - ...
... . +. - . +, паузы короче +
. - хлопок
пауза
Задание №3. Определить направление источника звука.
Инструкция: а)"Найди колокольчик по звуку"
б)"Кто повал?"
а) Лена Ел.: Правильно определяла направление звука и уверенно
передвигалась вслед за колокольчиком.
Артем П.: Определял направление звука правильно, но не вполне уверенно
передвигался вслед за колокольчиком.
б) Лена Ел.: Безошибочно называла имена детей, которые ее звали
Артем П.: Допустил одну ошибку.
Таким образом, дети с желанием выполняли задания. Задания № 1, 3 выполнили в целом правильно.
Задание № 2 вызвало определенные затруднения. Можно отметить снижение устойчивости слухового внимания и уменьшение его объема.
Дети не улавливают в полной мере предложенный им ритм. Следовательно, при воспроизведении ритмического рисунка они допускают ошибки. Искажают или упрощают структуру рисунка. Изменяют темп.
Слуховая функция сохранена.
Выяснить умение выполнять движения под музыку
Задание: Выполнение танцевальных движений.
Инструкция: Посмотри и сделай как я.
Лена Ел.,
| Движения, выполняемые под музыку | Объем движений | Активность движений | Темп движений | Координация движений | Переключаемость движений от одного к другому | 
| 1. Отхлопывание ритмического рисунка музы-кального произ-ведения хлопками | неполный сбивается | достаточная + | нормальный | нормальная + | достаточная | 
| Прямой галоп | полный + | + нормальная | + нормальный | нормальная + | достаточная | 
| 3. Прыжки, под-скоки | полный | достаточная | нормальный | нормальная | достаточная | 
| 4. Ходьба маршем | полный | нормальная | нормальный + | нормальная | |
| 5. Попеременное выполнение под-скоков и марша в зависимости от характера музыки | полный | нормальная + | нормальный | нормальная | достаточная | 
Артем П.
| Движения, выполняемые под музыку | Объем движений | Активность движений | Темп движений | Координация движений | Переключаемость движений от одного к другому | 
| 1. Отхлопывание ритмического рисунка музыкального произведения хлопками | неполный, сбивается с ритма | немного заторможен | снижен | нормальная + | достаточная | 
| Прямой галоп | полный | нормальная | нормальный | нормальная | достаточная | 
| 3. Прыжки, подскоки | неполный при подскоках недостаточно поднимает ноги | нормальная | + | нормальная | достаточная | 
| 4. Ходьба маршем | полный + | нормальная + | нормальный + | достаточная + | |
| 5. Попеременное выполнение подскоков и марша в зависимости от характера музыки | при подскоках недостаточно поднимает ноги | нормальная | снижен | нормальная | достаточная | 
Таким образом, Лена Ел. и Артем П. движения под музыку выполняли в основном правильно.
Лена Ел. допустила ошибки при воспроизведении ритмического рисунка музыкального произведения.
Артем П. в неполном объеме выполняет подскоки. У него снижается темп движений при возрастающей трудности (воспроизведении ритмического рисунка и попеременное выполнение заданных движений).
Речевая моторика
Инструкция: предложить ребенку выполнить следующие задания
Лена Ел.
| Упражняемые органы движения | Наличие или от-сутствие движения | Тонус | Активность | Объем | Точность | Замена | Темпы выполнения движения | Синкинизм | 
| Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | ||
| 2. Поднять брови (удивиться) | - | |||||||
| 3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз | + | норм. напряжение | норм. | неполный | Помогает закрыть правый глаз рукой | снижен | - | |
| 4. "Толстячок" (втянуть щеки) | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | - | - | 
| 5. "Худышка" (вытянуть щеки) | + | норм. напряжение | норм. | неполный | + | - | Снижен | - | 
| Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | язык подрагивается | 
| 2. Нижняя челюсть вправо - влево | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | снижен | - | 
| Для губ 1. Растянуть губы в улыбке | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | - | 
| 2. Вытянуть губы "Трубочкой" | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | - | 
| 3. Попеременно Улыбка - Трубочка | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | - | 
| Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | |
| 2. Язык острый "Жало" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | выполняет неточно | - | снижен | - | 
| 3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | нормальный | - | ||
| 4. "Качели" язык дотрагивается до губ | + | норм. напряжение | норм. | полный | + | - | нормальный | - | 
| 5. Круговые облизывания кончиком языка губ | + | норм. напряжение | норм. | неполный | выполняет неточно | - | нормальный | - | 
| 6. Язык в форме "Чашечки" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | выполняет неточно | - | нормальный | - | 
| 7. Цокать языком "Лошадка" | + | норм. напряжение | норм. | Полный | + | - | нормальный | |
| 8. "Маятник" язык вправо - влево | + | норм. напряжение- | норм. | полный | + | - | нормальный | - | 
| Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте | + | вялость | норм. | Ееполный (произнесла тихо) | достаточная | - | снижен | - | 
| 2. Широко открыть рот и зевнуть | + | вялость | норм. | неполный | достаточная | - | снижен | - | 
Таким образом у Лены Ел. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. Пробные движения в основном выполняет правильно. Переключаемость движений не затруднена. Предложенные упражнения выполняла охотно.
У Лены имеются достаточные артикуляторные возможности для правильного использования звуков речи.
Артем П.
| Упражняемые органы движения | Наличие или отсутствие движения | Тонус | Активность | Объем | Точность | Замена | Темпы выполнения движения | Синкинизм | 
| Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | + | |
| 2. Поднять брови (удивиться) | + | норм. Напряжение | норм. | + | + | - | - | |
| 3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз | + | норм. напряжение | норм. | неполный | выполняет неточно | пытается закрыть правый глаз рукой | снижен | - | 
| 4. "Толстячок" (втянуть щеки) | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | - | |
| 5. "Худышка" (вытянуть щеки) | + | норм. напряжение | норм. | неполный Недостаточно втягивает щеки | неточно | - | снижен | образуются складки вокруг губ | 
| Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | + языка | 
| 2. движение челюсть вправо - влево | + | вялость | норм. | неполный | неточно | - | снижен | - | 
| Для губ 1. Растянуть губы в улыбке | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | - | 
| 2. Вытянуть губы "Трубочкой" | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | образуются складки вокруг губ | 
| 3. Попеременно Улыбка - Трубочка | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | + губ | 
| Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | Поднимает бок. Края языка, поджимает губы | снижен | + | 
| 2. Язык острый "Жало" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | просто высовывает язык | снижен | - | 
| 3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | высовывает язык губы, то в улыбке, то сужаются | снижен | - | 
| 4. "Качели" язык дотрагивается до губ | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | поджимает губы, рот открыть нешироко | снижен | + языка | 
| 5. Круговые облизывания кончиком языка губ | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | поднимает губы, движения отрывистые | снижен | - | 
| 6. Язык в форме "Чашечки" | + | норм. напряжение | норм. | неполный | неточно | язык во рту, края языка подняты губы обхватывают язык | снижен | - | 
| 7. "Лошадка" цокать языком | + | норм. напряжение | норм. | полный | неточно | - | нормальный | сопряженное движение челюстью | 
| 8. "Маятник" язык вправо - влево | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | - | 
| Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте | + | норм. напряжение | норм. | + | + | - | нормальный | - | 
| 2. Широко открыть рот и зевнуть | + | норм. Напряжение | норм. | + | + | - | - | 
Таким образом: у Артема П. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. К выполнению заданий проявлял интерес, пробные упражнения выполняет неточно и в неполном объеме. При затруднении перестает их выполнять. В процессе выполнения заданий наблюдалась синкинезии языка и губ. Переключаемость движений снижена.
У Артема П. нет достаточных артикуляторных возможностей для правильного использования звуков речи.
Состояние звукопроизношения
Задание: Отраженное произношение звука: изолированно, в словах фразах; название предметов, изображенных на картинках.
Инструкция: а) повтори за мной
б) назови предмет, который здесь нарисован.
Лена Ел.
| Звуки | Характер | Произношения | звуков | 
| изолированно | В словах | Во фразах | |
| [б] - [п] - [м] | + | +Может пропускать | +Может пропускать | 
| [в] - [ф] | + | +Может пропускать | +Может пропускать | 
| [д] - [г] - [н] | + | +Может пропускать | +Может пропускать | 
| [г] - [к] - [н] | + | +Может пропускать | +Может пропускать | 
| [й] | + | + | Иены новая юбка | 
| [с] | + | Ш [с] - [ш] (веши - весы) | Саня катит Соню саней | 
| [с’] | + | + | Сима гусей писет | 
| [з] | + | М [з] - [ж] (жубы - зубы) | Зоя вазу тавит | 
| [з’] | + | + | Зина читает газету | 
| [ц] | + | М б [ц] - [ч] [т] | Сосня жовет чиплят цып, цып, цып | 
| [ш] | + | + | Кошка бежать мышка | 
| [ж] | + | + | Ежак кушать малина | 
| [щ] | С’; щ | Сетка, овоши | Шенки шоплют шотку | 
| [ч] | + | + | Зачиха качата чай пют | 
| [л] | + | + лук, белка, м. Пропускать | Укоина абабайка | 
| [л’] | + | + Лена, липа | Олень с оленком | 
| [р] | + | + [р] [л], м. пропускать (туба, шал) | У бутино адардаш | 
| [р’] | [р] | Искажает | Берозы гибы | 
Артем П.
| Звуки | Характер | Произношения | звуков | 
| изолированно | В словах | Во фразах | |
| [б] - [п] - [м] | + | + | + | 
| [в] - [ф] | + | + | + | 
| [д] - [г] - [н] | + | + | + | 
| [г] - [к] - [н] | + | + | + | 
| [й] | + | + | + | 
| [с] | м/з | + искажает | Сани катются | 
| [с’] | м/з | + искажает | + | 
| [з] | м/з | + искажает | + | 
| [з’] | м/з | + искажает | + | 
| [ц] | м/з | + искажает | + | 
| [ш] | + | + | Кошка бежит за мышка | 
| [ж] | + | + | Ижи жужут живику | 
| [щ] | + | + м б [щ] - [с’] | Сенки щипют сетку | 
| [ч] | + | + | Чиха пют чай | 
| [л] | [в] | Вампа | Вампа соява на стое | 
| [л’] | - | Ипа, имон | Поена из ипы | 
| [р] | - | - каова, ыба | У буатины кадаши | 
| [р’] | - | Бееза | У беесы выиси гибы | 
Таким образом: Лена Ел. изолированно произносит практически все звуки. Искажает [р’] - [р] ; заменяет [щ] - [с] [ш]. Но в словах и фразах отмечаются множественные взаимозамены и пропуски имеющихся звуков. Для Лены характерны разнотипные нарушения звуков (замены и пропуски).
У Артема П. звукопроизношение нарушено в значительной степени. Наблюдается межзубное произношение звуков [с-с’], [з-з’], [ц] ; замена [щ] - [c], [л] - [в] ; отсутствуют звуки [л’], [р-р’].
В словах и фразах преобладают однотипные нарушения (искажения, замена, или пропуски звуков).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 283.