Выявить особенности развития слухового внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание №1. "Дифференциация звучащих игрушек"

Инструкция: Покажи, какая игрушка звучала.

 

Музыкальные игрушки Лена Ел. Артем П.
Бубен погремушка дудочка гармоника дет. Рояль + + + + + + + + + +

 

Задание №2. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка.

Инструкция: Повторить заданный ритм:

а) с дудочкой

Лена Ел.: - . - ; - . - ; - ...;... -

... + - . +

Артем П.: - . - ; - . - ; - ...;... -

+ - . - + - ...

длинный звук;. короткий звук

б) отхлопывание ритма

Лена Е.:. - .;. - .;...;. - ...;. - - .;. - ...

... . +. - . +, паузы короче +

. - хлопок

пауза

Задание №3. Определить направление источника звука.

Инструкция: а)"Найди колокольчик по звуку"

б)"Кто повал?"

а) Лена Ел.: Правильно определяла направление звука и уверенно

передвигалась вслед за колокольчиком.

Артем П.: Определял направление звука правильно, но не вполне уверенно

передвигался вслед за колокольчиком.

б) Лена Ел.: Безошибочно называла имена детей, которые ее звали

Артем П.: Допустил одну ошибку.

Таким образом, дети с желанием выполняли задания. Задания № 1, 3 выполнили в целом правильно.

Задание № 2 вызвало определенные затруднения. Можно отметить снижение устойчивости слухового внимания и уменьшение его объема.

Дети не улавливают в полной мере предложенный им ритм. Следовательно, при воспроизведении ритмического рисунка они допускают ошибки. Искажают или упрощают структуру рисунка. Изменяют темп.

Слуховая функция сохранена.

Выяснить умение выполнять движения под музыку

Задание: Выполнение танцевальных движений.

Инструкция: Посмотри и сделай как я.

Лена Ел.,

 

Движения, выполняемые под музыку Объем движений Активность движений Темп движений Координация движений Переключаемость движений от одного к другому
1. Отхлопывание ритмического рисунка музы-кального произ-ведения хлопками неполный сбивается достаточная + нормальный нормальная + достаточная
Прямой галоп полный + + нормальная + нормальный нормальная + достаточная
3. Прыжки, под-скоки полный достаточная нормальный нормальная достаточная
4. Ходьба маршем полный нормальная нормальный + нормальная  
5. Попеременное выполнение под-скоков и марша в зависимости от характера музыки полный нормальная + нормальный нормальная достаточная

 

Артем П.

Движения, выполняемые под музыку Объем движений Активность движений Темп движений Координация движений Переключаемость движений от одного к другому
1. Отхлопывание ритмического рисунка музыкального произведения хлопками неполный, сбивается с ритма немного заторможен снижен нормальная + достаточная
Прямой галоп полный нормальная нормальный нормальная достаточная
3. Прыжки, подскоки неполный при подскоках недостаточно поднимает ноги нормальная + нормальная достаточная
4. Ходьба маршем полный + нормальная + нормальный + достаточная +  
5. Попеременное выполнение подскоков и марша в зависимости от характера музыки при подскоках недостаточно поднимает ноги нормальная снижен нормальная достаточная

Таким образом, Лена Ел. и Артем П. движения под музыку выполняли в основном правильно.

Лена Ел. допустила ошибки при воспроизведении ритмического рисунка музыкального произведения.

Артем П. в неполном объеме выполняет подскоки. У него снижается темп движений при возрастающей трудности (воспроизведении ритмического рисунка и попеременное выполнение заданных движений).

Речевая моторика

Инструкция: предложить ребенку выполнить следующие задания

Лена Ел.

 

Упражняемые органы движения Наличие или от-сутствие движения Тонус Активность Объем Точность Замена Темпы выполнения движения Синкинизм
Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) +   норм. напряжение норм. полный +   -    
2. Поднять брови (удивиться) -              
3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз + норм. напряжение норм. неполный   Помогает закрыть правый глаз рукой снижен -
4. "Толстячок" (втянуть щеки) + норм. напряжение норм. полный + - - -
5. "Худышка" (вытянуть щеки) + норм. напряжение норм. неполный + - Снижен -
Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть + норм. напряжение норм. полный + - нормальный язык подрагивается
2. Нижняя челюсть вправо - влево + норм. напряжение норм. полный + - снижен -
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
2. Вытянуть губы "Трубочкой" + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. полный + - нормальный  
2. Язык острый "Жало" + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - снижен -
3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" + норм. напряжение норм. неполный     нормальный -
4. "Качели" язык дотрагивается до губ + норм. напряжение норм. полный + - нормальный -
5. Круговые облизывания кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - нормальный -
6. Язык в форме "Чашечки" + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно - нормальный -
7. Цокать языком "Лошадка" + норм. напряжение норм. Полный + - нормальный  
8. "Маятник" язык вправо - влево + норм. напряжение- норм. полный + - нормальный -
Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте + вялость норм. Ееполный (произнесла тихо) достаточная - снижен -
2. Широко открыть рот и зевнуть + вялость норм. неполный достаточная - снижен -

 

Таким образом у Лены Ел. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. Пробные движения в основном выполняет правильно. Переключаемость движений не затруднена. Предложенные упражнения выполняла охотно.

У Лены имеются достаточные артикуляторные возможности для правильного использования звуков речи.


Артем П.

Упражняемые органы движения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность Объем Точность Замена Темпы выполнения движения Синкинизм
Для мышц лица. 1. Нахмурить брови (рассердиться) +   норм. напряжение норм. + +   -   +
2. Поднять брови (удивиться) + норм. Напряжение норм. + + -   -
3. Последовательно закрыть правый затем левый глаз + норм. напряжение норм. неполный выполняет неточно пытается закрыть правый глаз рукой снижен -
4. "Толстячок" (втянуть щеки) + норм. напряжение норм. + + -   -
5. "Худышка" (вытянуть щеки) + норм. напряжение норм. неполный Недостаточно втягивает щеки неточно - снижен образуются складки вокруг губ
Для челюстей 1. Рот широко открыть - закрыть + норм. напряжение норм. + + - нормальный + языка
2. движение челюсть вправо - влево + вялость норм. неполный неточно - снижен -
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке + норм. напряжение норм. + + - нормальный -
2. Вытянуть губы "Трубочкой" + норм. напряжение норм. + + - нормальный образуются складки вокруг губ
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм. напряжение норм. + + - нормальный + губ
Для языка 1. Язык широкий на нижней губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. неполный неточно Поднимает бок. Края языка, поджимает губы снижен +
2. Язык острый "Жало" + норм. напряжение норм. неполный неточно просто высовывает язык снижен -
3. Попеременно "Лопаточка" - " Жало" + норм. напряжение норм. неполный неточно высовывает язык губы, то в улыбке, то сужаются снижен -
4. "Качели" язык дотрагивается до губ + норм. напряжение норм. неполный неточно поджимает губы, рот открыть нешироко снижен + языка
5. Круговые облизывания кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный  неточно поднимает губы, движения отрывистые снижен -
6. Язык в форме "Чашечки" + норм. напряжение норм. неполный  неточно язык во рту, края языка подняты губы обхватывают язык снижен -
7. "Лошадка" цокать языком + норм. напряжение норм. полный неточно - нормальный сопряженное движение челюстью
8. "Маятник" язык вправо - влево + норм. напряжение норм. + + - нормальный -
Для мягкого неба 1. Произнести зв. [а] на твердой атаке голоса при широко открытом рте + норм. напряжение норм. +   + - нормальный -
2. Широко открыть рот и зевнуть + норм. Напряжение норм. + + -   -

 

Таким образом: у Артема П. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. К выполнению заданий проявлял интерес, пробные упражнения выполняет неточно и в неполном объеме. При затруднении перестает их выполнять. В процессе выполнения заданий наблюдалась синкинезии языка и губ. Переключаемость движений снижена.

У Артема П. нет достаточных артикуляторных возможностей для правильного использования звуков речи.


Состояние звукопроизношения

Задание: Отраженное произношение звука: изолированно, в словах фразах; название предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: а) повтори за мной

б) назови предмет, который здесь нарисован.

 

Лена Ел.

Звуки Характер Произношения звуков
  изолированно В словах Во фразах
 [б] - [п] - [м] + +Может пропускать +Может пропускать
 [в] - [ф] + +Может пропускать +Может пропускать
 [д] - [г] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
 [г] - [к] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
 [й] + + Иены новая юбка
 [с] + Ш [с] - [ш] (веши - весы) Саня катит Соню саней
 [с’] + + Сима гусей писет
 [з] + М [з] - [ж] (жубы - зубы) Зоя вазу тавит
 [з’] + + Зина читает газету
 [ц] + М б [ц] - [ч] [т] Сосня жовет чиплят цып, цып, цып
 [ш] + + Кошка бежать мышка
 [ж] + + Ежак кушать малина
 [щ] С’; щ Сетка, овоши Шенки шоплют шотку
 [ч] + + Зачиха качата чай пют
 [л] + + лук, белка, м. Пропускать Укоина абабайка
 [л’] + + Лена, липа Олень с оленком
 [р] + + [р] [л], м. пропускать (туба, шал) У бутино адардаш
 [р’]  [р] Искажает Берозы гибы

 

Артем П.

Звуки Характер Произношения звуков
  изолированно В словах Во фразах
 [б] - [п] - [м] + + +
 [в] - [ф] + + +
 [д] - [г] - [н] + + +
 [г] - [к] - [н] + + +
 [й] + + +
 [с] м/з + искажает Сани катются
 [с’] м/з + искажает +
 [з] м/з + искажает +
 [з’] м/з + искажает +
 [ц] м/з + искажает +
 [ш] + + Кошка бежит за мышка
 [ж] + + Ижи жужут живику
 [щ] + + м б [щ] - [с’] Сенки щипют сетку
 [ч] + + Чиха пют чай
 [л]  [в] Вампа Вампа соява на стое
 [л’] - Ипа, имон Поена из ипы
 [р] -  - каова, ыба У буатины кадаши
 [р’] - Бееза У беесы выиси гибы

 

Таким образом: Лена Ел. изолированно произносит практически все звуки. Искажает [р’] - [р] ; заменяет [щ] - [с] [ш]. Но в словах и фразах отмечаются множественные взаимозамены и пропуски имеющихся звуков. Для Лены характерны разнотипные нарушения звуков (замены и пропуски).

У Артема П. звукопроизношение нарушено в значительной степени. Наблюдается межзубное произношение звуков [с-с’], [з-з’], [ц] ; замена [щ] - [c], [л] - [в] ; отсутствуют звуки [л’], [р-р’].

В словах и фразах преобладают однотипные нарушения (искажения, замена, или пропуски звуков).

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.