Уровень сформированности слоговой структуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание№1. Повторение слоговых рядов.

Инструкция: Повтори за попугаем то что он говорит.

Ребенку показывают изображение попугая и произносят слоги.

 

Слоги Лена Ел. Артем П.
Ауио Аоио Аои
Оуиа Ои Уиа
Па-ба + +
Та-да Да-та +
Та-да-та Да-та-да +
Га-ка-га Га-ка-га Га-га-га
Ма-мя Ва-мя Мя-ня
Ны-ни-ны Ни-ни-ни Ни-ни
Ви-вы-ви Вы-вы-боф Вы-ви-вы
Пух-мех-мох Бих-мох Пех-мох-мех
Кот-кит-ток Кот-бик-кат Кот-тик-ток
Бак-бык-бок Бах-бых-бох +
СА-ша-са СА-са-ша +
Ца-са Га-ца +
Та, фта, мна + +
Мну, ска    
Патакама Капатама Пакама
Бутакаво Букатаво Бутаво
Кыбабока Бабота кыбабо

 

Задание№2. Определить количество слогов в словах.

Инструкция: Назови сколько частей в слове.

 

Слова Лена Ел. Артем П.
Котята Малина Победа Котяты - 3 + - 3 ба-бе-да - 3 Котята - 3 ма-ина - 2 побе-де - 2
Банты Ира Аня Мак Фен Лев Ба-ты - 2 И-ра-2 А-ня-2 Ма-к-2 Фе-н-2 Ле-ф-2 Ба-ты - 2 Иа-1 Аня-1 Ма-к-2 Фе-н-2 Еф-1

 

Задание№3. Анализ звукового состава слова.

Инструкция: Назвать первый (последний) звук в слове.

 

Слова Лена Ел. Артем П.
Алик Оля Утка Волк Банка -А О у во-бо-в ба -
Луна Нос Кит -на с т -

 

Таким образом у Лены Ел. и Артема П. отмечается недостаточная слухо-произносительная дифференциация звуков (допускают большое количество ошибок при отраженном воспроизведении серии слоговых рядов).

Способность к фонематическому анализу и синтезу снижена. Лена Ел. Допускает ошибки при определении первого и последнего звука в словах. При определении количества слогов в слове. Но даже при искаженной звуконаполняемости слова способна определить количество слогов.

Артем П. затрудняется при определении количества слогов. Звуковой анализ слова ему недоступен.

При выполнении заданий Артем и Лена быстро утомились интерес к подобным заданиям был недостаточный.

Задание №4. Отраженное повторение слов разной слоговой сложности.

Инструкция: повтори слова, которые я назвала.

 

Слова Лена Ел. Артем П.
1. двухсложные слова из 2-х открытых слогов: мама, ива, вата, ноты, кино, кони, муха, коты, ухо и т.д. + +
2. трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама, канава, минута, копыто, полено, монета, лимоны, колено, пионы, калина, тополи Панана, кавата-канава, катыпо-пакито, Молета-монета, Моли-лимоны Маина-малина Поено-полено Имоны-лимоны Каин-колено Памана-панама
3. Односложные слова: дом, мак, пух т.д. + +
4. Двухсложные слова с закрытым слогом: диван, мебель, каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик + мелен-мебель пехтух катот-каток Милон-лимон Мокот-моток Мебей Имон Аик
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ветка, тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна + тывка-тыква нуфта-муфта фали-вафли комна-копна ками-камни Туфи Отно-окно Кокна-копна
6. Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, Павлик, горшок, листик, мостик, зонтик, кустик, дождик, кувшин, фантик Тюльпан-тупан Горшок-каршок Кустик-куртик Кувшин-куфин Мостик-мотик Копот-компот Тюпан-тюльпан Гошок Кушин-кувшин
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: бегемот, телефон, парашют, занавес, котенок, утенок, лесовоз, лесоруб Бимот Тивифон Занавес-вавенес Тефон Занус Висавод Висауб
8. Трехсложные слова со стечением согласных: комната, калитка, конфеты, котлеты, ботинки, посадки, тарелка, ландыши, дедушка, бабушка, колбаса + кофета-конфета какеты-котлеты коматата-комната колбаса-баса Комата Кофеты Котеты Ладуши кабаса
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: ягненок, половник, садовник, памятник, резинка, карандаш, приемник, овечка Паник-памятник Садовеник-садовник Зинка-резинка Каняняк Повоник-половник Ягненок Поник-приемник Даш-карандаш Ниненек Повоник Памник Изинка Кадаш Пиеник  
10. Трехсложные слова с двумя стечением согласных: таблетка, матрешка, винтовка, игрушки Табетка Матешка Витонка Маше Палетка гнушки Табетка Матешка Митовка Нигушки
11. Односложные слова со стечением согласных в конце или начале слова: лифт, зонт, кнут, стол, стул, клей, хлеб, шкаф, слон Хнут Кейл Хеб Сон, тол, тул, леб, каф Ифт Жот Стух Сон
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка, плетка, гнездо, птички, внучка, тропка Нопка-кнопка Кетка-клетка знездо-гнездо Пички-птички Петка-плетка, тапки-тряпка Копка Кетка Петка Пички Нучка, тяпка
13. Четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, пианино, паутина, самолеты, чемоданы, телефоны, писатели, гусеница Патина-паутина Чабананы-чемоданы Чепаха Пинано Тефоны-телефоны Гусина-гусеница Чепаха Пиванино гусьница

 

Задание №5. "Назови предмет".

Инструкция: назови что нарисовано на картинках.

Лена Ел.

Ласточка-латочка

Платье-патье

Брюки-танишки

Рубашка-башка

Ботинки-дашки

Кроссовки-не наю

Шарф-шавр

Шорты-эти, эти, эти

Сапоги-варенки

Кастрюля-суп

Бидон-за молоко

Кружка-курка

Кукла-кука

Барабан-баран

Матрешка-там, показывает на шкаф с игрушками

Лошадка-ошадка

Поросенок-хрю-хру

Снегурочка-гурочка

Пирамидка-у тебя есть такое

Черепаха-пашка

Юла-гул

Крокодил-рык

Стрекоза-казечка

Гусеница-гусинда

Кузнечик-кузнек

Улитка-не знаю

Ящерица-ларитла

Ящик-дом

Овощи-ковка и овощи

Дятел-дятет

Бутылка-банка

Голубь-гобуюк

Апельсин-писин

Клоун-коник

Перо-перро

Кукуруза-я это люблю

Грузовик-гуразик

Светофор-тафор

Остановка-атановка

Автобус-авбюс

Велосипед-ипед

Мотоцикл-ататыкал

Пиджак-пижнак

Чайник-чаник

Почтальон-дядя, починный

Одуванчик-точек.

Артем П.

Грузовик-гугавик

Светофор-тафор

Автобус-атобусьна

Велосипед-висипед

Место-мациках

Снеговик-сеговик

Медведь-медеть

Улица-ауща

Сковорода-скавада

Карлсон-Кавос

Космонавт-каснанафт

Аквариум-аквайя

Экскаватор-эскават

Милиционер-мыцаней

Регулировщик-вегунощик

Пирожное-пиожое

Автобус-атобусь

Трамвай-тавай

Тралейбус-таебус

Трактор-тахтов

Экскаватор-викавод

Корабль-каабаль

Джинсы-жинсы

Яйцо-ицо

Корзинка-каинка

Ножницы-ножицы

Светильник-ситиник

Пила-пиа

Комар-каймал

Крокодил-какадий

Стрекоза-сыкадаса

Гусеница-гусница

Кузнечик-кужечик

Улитка-уитка

Ящерица-ашинца

Портфель-пафей

Пенал-пенах

Задание №6. "Повторение предложений".

Инструкция: повтори предложение.

 

  Лена Ел. Артем П.
1. Мальчики слепили снеговика - Мальчики сипили сеговика
2. Водопроводчик чинит водопровод - Поповодчик чинит водчик
3. Экскурсовод проводит экскурсию - Эскувод поводит эскуд

 

Таким образом, у Лены Ел. отмечается грубое нарушение формирования слоговой структуры слова, которое имеет различный характер.

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: бимот-бегемот, тупан-тюльпан, баса-колбаса;

Пропускание слогообразующей гласной: патина-паутина, пинано-пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных: садовеник-садовник.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка звуков соседних слогов: тывка-тыква, милон-лимон.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечение согласных: хеб-хлеб, каф-шкаф.

У Артема П. также слоговая структура слов нарушена. Характер нарушений:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: висипед-велосипед, тафой - светофор, каин-колено;

Опускание слогообразующей гласной: гусьница-гусеница.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: памана-панама;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: сон-слон, жот-зонт.

4. Уподобление слогов: ниненок-ягненок.

5. Антиципация - какадий-крокодил.

Преобладающим нарушением слоговой структуры слова у Артема П. является сокращение (пропуск) слога и трудности в звуковом наполнении слогового контура. Нарушения носят постоянный характер

У Лены Ел. нарушения слоговой структуры более разнообразны. Среди прочих выделяются пропуски, замены и перестановки. Нарушения носят непостоянный характер.

Фонетико-фонематическая реализация слов также нарушена.

У Артема П. эти нарушения носят более стабильный характер и выражаются в искажении звуконаполняемости и слогового состава слова (ситиник - светильник, пиа - пила, сыкадаса - сковорода, Карлсон - кавос, пирожное - пиожое и т.д.)

У Лены Ел. Такие нарушения менее стабильны и более разнообразны. Они выражаются:

В отсутствии слов (улитка, кроссовки - не знаю)

В искажении звуконаполняемости и слогового состава слова (апельсин - писин, черепаха - пашка, голубь - гобуюк)

В замене слов звукоподражаниями (поросенок - хрю-хрю, крокодил - рык, юла -гуя)

В неправильном выборе семантических признаков слова (кастрюля - суп, бутылка - банка)

В заменах слов мимико-жестикуляторной речью (матрешка - там, показываем на шкаф)

В использовании аномальных слов (ящерица -ларита)

В замене названия предметов словесным описанием (кукуруза - я это люблю, бидон - за молоко)

В свободных высказываниях Лена Ел. Использует слова с предметным значением простой слоговой структуры слова и фразы сложной слоговой структуры называть отказывается.

Артем П. широко использует слова с предметным значением и со значением действия. Нарушения слоговой структуры слов в большей степени проявляется при произнесении фраз и предложений.

Вывод.

В результате проведенного констатирующего эксперимента было выявлено:

 

Основные характеристики Лена Ел. Артем П.
1. Уровень речевой коммуникации Низкий Средний
2. Слуховые функции. Уровень развития слухового внимания Сохранны. Снижен. Большая отвлекаемость, недостаточный объем внимания Сохранны. Недостаточный. Внимание неустойчивое, снижен объем внимания.
3. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка отхлопыванием, отстукиванием и т.д. Затрудняется. Искажает Затрудняется
4. Фонематический слух (различение звуков, слогов, звуковой и слоговой анализ слова) Нарушен. (замена звуков, нестойкое употребление звуков в речи, снижение слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к звуковому и слоговому анализу слова) Нарушен. (замена, пропуски звуков, недостаточный уровень слухо-произносительной дифференциации звуков; низкая способность к слоговому анализу слова, звуковой анализ недоступен)
5. Слоговая структура слова Грубо нарушена. Выделяются пропуски, замены слогов, перестановки внутри слогов Нарушена. Преобладают сокращения и пропуски слов, нарушения звуконаполняемости слогового контура
6. Звукопроизношение Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного механизма. Изолированно произносит все звуки. Разнотипные нарушения произношения звуков (замены, пропуски) Нарушение артикуляторного механизма. Однотипные нарушения звуков (искажение, замена или пропуски)

 

Таким образом, у Лены Ел. и Артема П. имеют место выраженные отклонения в воспроизведении слоговой структуры слова. Причем уровень сформированности слоговой структуры слова у Лены гораздо ниже, чем у Артема П.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что процесс порождения речи нельзя ставить в зависимость от состояния речевой и неречевой моторики и сформированности различных психических функций или некоторых характеристик личности ребенка.

У ребенка-алалика отмечается достаточная сохранность движений артикуляторных органов на неречевом уровне функционирования артикуляционного механизма, а также относительная сохранность большинства звуков при произнесении их в слогах. То есть ребенок-алалик имеет достаточные артикуляционные возможности для использования звуков речи. Однако эти возможности не реализуются и на речевом знаковом уровне функционирования артикуляционного механизма возникает большое количество разнообразных и непостоянных замен, пропусков. Это объясняется неспособностью совершать сложные операции выбора и соотношения фонем.

Владея достаточным пассивным словарем ребенок-алалик испытывает стойкие затруднения в назывании слов. Нарушения актуализации слов вызываются не артикуляционными расстройствами и ограничением понятийной сферы, а расстройствами процесса поиска слов по его звуковым семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Ребенок - алалик затрудняется извлекать из памяти всю совокупность признаков слова или извлекает только отдельные его признаки. Этого оказывается недостаточно для актуализации слова и в результате слово не появляется или заменяется другими словами и звукокомплексами, часто несоответствующие искомому.

Это показывает, что для ребенка-алалика характерны фонематические нарушения, которые не определяются состоянием артикуляционной моторики и свидетельствует о том, что для алалии типично расстройство не моторного, а языкового уровня.

У ребенка с задержкой речевого развития в отличии от ребенка-алалика, нарушения слоговой структуры слова обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикуляторного механизма и несформированностью фонематического слуха. То есть ребенок затрудняется определять взаиморасположение и связь слогов в слове, а нарушенное звукопроизношение определяет пропуски и замены в слоговом составе слова.

Следовательно, процесс формирования слоговой структуры слова требует специального коррекционного воздействия, которое будет направленно на:

Развитие сенсорных возможностей ребенка;

Развитие способности к фонематическому анализу и синтезу;

Активизация речевого подражания;

На постановку отсутствующих и автоматизацию имеющихся звуков.

Работа по всем направлениям проводится параллельно.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.