Связи с общественностью в борьбе с организованной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преступностью

 

Сегодня к проблеме мирового терроризма приковано внимание и глав государств, и силовых структур и общественности в целом. Место, которое это явление заняло в общественной жизни, заставляет вспомнить о другом явлении, которое в свое время привлекало не меньшее внимание и, пожалуй, доставляло обществу не меньше проблем. Речь идет об организованной преступности, расцвет которой в самых разных странах мира пришелся на 1920-1930-е гг. Наиболее известной она была в США, где ее (может быть, не совсем корректно) именовали мафией. Борьба с мафией велась на протяжении десятилетий и самыми различными методами. Не последнее место среди них занимали PR-технологии.

PR-методы в борьбе с организованной преступностью было использовать очень нелегко, поскольку мафия и сама прекрасно представляла себе ценность такого ресурса как пресса, общественное мнение, создание репутации. Поэтому гангстеры держали на жаловании многочисленных и известных журналистов (вплоть до главных редакторов изданий) и сами постоянно «светились» перед прессой: например, знаменитый Аль Капоне охотно давал интервью, позволял публиковать в газетах и журналах свои фотографии, целенаправленно создавая имидж удачливого бизнесмена и друга «сильных мира сего».

Медвежью услугу в борьбе с организованной преступностью сыграло появление уже в 1930-х гг. ряда фильмов о гангстерах: сценаристы умудрялись создать образ гангстеров не как врагов общества, противостоящих закону, а как сильных и целеустремленных людей, знающих, чего они хотят и добивающихся этого любыми способами. Не случайно тот же Аль Капоне даже выступил в непривычной ему ипостаси консультанта при подготовки первого фильма о нем самом.

Однако, мафия, несмотря на публикации в прессе и появление фильмов, оставалась такой же закрытой и таинственной организацией, о которой ничего не было известно посторонним. Власти, СМИ, общественность ежедневно сталкивались с нарушениями закона, убийствами, ограблениями, но практически невозможно было доказать причастность гангстеров к их совершению, свидетелей, как правило, не было, а случайно появившиеся исчезали еще до суда. Эта таинственность и закрытость больше всего и пугала жителей США, каждый из которых опасался, что и сам может стать жертвой преступности. Значительная же часть населения предпочитала не вмешиваться и по другой причине – многие добропорядочные граждане сами являлись посетителями подпольных баров, игорных домов и пр.

Уничтожить этот имидж, показать обществу, что с мафией можно и нужно бороться, и эта борьба непременно принесет плоды – такую задачу ставили перед собой деятели, решившие бросить вызов организованной преступности. Стоит отметить, что нередко инициатива борьбы исходила «снизу» - т. е. не от органов власти и силовых структур, а от представителей СМИ, бизнеса и т. д. Естественно, эти категории граждан не имели права применять какие-либо силовые методы в борьбе с преступностью, и их единственным оружием оставались как раз методы PR.

Так, журналисты, по собственной инициативе начали расследования и кампании в прессе после совершения громких преступлений. Например, знаменитая бойня, устроенная Алем Капоне в день Святого Валентина в 1929 г, или убийство известного журналиста А. Лэнгла в 1930 г. вызвали шквал разоблачительных публикаций в прессе, а затем и немалое количество публичных акций – демонстраций, митингов, пикетов и пр. с требованием покарать виновных. Уступая общественному мнению, власти и силовые структуры усилили деятельность по борьбе с преступностью, результатом чего и стал конец карьеры Аля Капоне.

Возник ряд общественных организаций, целью которых стала борьба с преступностью. Например, Ассоциация защиты предпринимателей от преступных посягательств, созданная в Чикаго полковником Ф. Д. Лойшем в 1936 г., в которую вошли крупные промышленники и предприниматели, выделившие немало средств для борьбы с преступностью. Примерно тогда же издатель газеты «Midwest American» У. Лиггет возглавил кампанию в защиту прав прессы и жертв гангстеров. Деятельность подобных организаций, может быть, и была не слишком активной, но все же оказывала поддержку властям и демонстрировала заинтересованность населения в борьбе с преступностью.

Власти не могли не реагировать на общественное мнение (работе с которым в США всегда уделялось значительное внимание) и старались всяческими способами демонстрировать свою непримиримость в борьбе с гангстерами.

Наиболее известна деятельность мэра Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардиа, который сразу после победы на выборах в 1933 г. объявил, что уничтожит мафию в своем городе. Чтобы не оказаться голословным, он, лично предводительствуя группой активистов и репортеров, разгромил несколько игорных домов. Этим он показал, что намерен исполнить свое обещание, после чего предпринял более серьезные шаги: занялся реформированием полицейских структур Нью-Йорка, провел «чистку» в администрации города, выгнав наиболее коррумпированных чиновников, и назначил на ключевые должности несколько деятелей, которые также готовы были на все, чтобы уничтожить разгул гангстеризма. Ла Гуардиа вошел в историю, как честный, порядочный политик и активный борец с преступностью. Его деятельность (надлежащим образом освещаемая в прессе) вызвала одобрение и поддержку населения.

Также были события, связанные с выборами мэра Чикаго в 1929 г., когда представители администрации сумели нанести удар мафии на «ее» же территории – в городском управлении, которое сплошь состояло из коррумпированных чиновников. Накануне выборов мэра Чикаго в 1929 г. бесспорным лидером был действующий мэр Г. Томпсон – ставленник Аля Капоне. Однако федеральный прокурор Джонсон буквально за три дня до выборов обнародовал результаты расследования о коррупции в городском управлении, что не могло не привлечь внимания прессы и общественности; журналисты не только опубликовали предоставленные цифры, но и не постеснялись упомянуть влиятельных представителей администрации, включая мэра. В результате многие чиновники, находившиеся на жаловании у мафии, лишились работы, а мэром стал малоизвестный чешский эмигрант Д. Чермак.

Еще дальше в политике развенчания ореола таинственности, неуязвимости, «круговой поруки» мафии пошли силовые структуры США. Они нередко привлекали к своей деятельности прессу и общественность. Эта политика была принципиально новой и непривычной: до сих пор в интересах расследования предпочиталось не обнародовать какие-либо факты о преступлениях, преступниках и ходе следствия. В течение многих лет официально даже отрицалось существование организованной преступности в США. Тем не менее, новая информационная политика принесла ощутимые плоды и убедила власти и спецслужбы в правильности сделанного ими выбора.

Так, например, знаменитый специальный агент ФБР Элиот Несс, соблюдая все правила секретности и конспирации при проведении расследования и осуществлении операций, постоянно привлекал внимание прессы и общественности к достигнутым результатам – перехвату караванов нелегального спиртного, аресту тех или иных видных гангстеров. Когда Несу, наконец, удалось арестовать и добиться осуждения самого Аля Капоне (1931 г.), он и его коллеги привлекли к процессу внимание самых известных американских СМИ – газет «New York Times», «Sun», «Newsweek», «Washington Post», «Wall-street Journal», «Chronicle» и др., информационных агентств «Associated Press» и «United Press International», радиостанций «ABC», «NBC» и «CBS», которым дали право вести репортажи прямо из зала суда. Несс, привлекая внимание прессы и общественности к суду над Капоне и другими гангстерами, решил одновременно две задачи. Во-первых, он сумел довести до граждан информацию о том, что «король преступного мира» арестован и предстал перед судом – следовательно, имиджу неуязвимости мафии был нанесен серьезный удар. Во-вторых, столь пристальное внимание к процессу над Капоне делало практически невозможным «замятие» дела: любые попытки подкупа и угроз в данном случае были бы слишком очевидны, - судьи, присяжные и другие участники процесса не посмели бы на них пойти. В результате главный гангстер Чикаго не сумел добиться оправдания: он был осужден к 11 годам лишения свободы и крупному штрафу.

Ту же политику привлечения прессы и общественности проводил другой известный борец с преступностью – специальный прокурор штата Нью-Йорк Томас Э. Дьюи, возглавивший «крестовый поход против мафии» (так назвали его деятельность в прессе). Он постоянно поддерживал контакты с прессой, информируя журналистов о результатах своей деятельности, и проводил показательные акции, направленные на непосредственное формирование общественного мнения. Так, первые же его действия были направлены на разгром нелегальных букмекерских контор и игорных домов – как раз тех заведений, которые были наиболее привлекательны для обывателей. В результате мафия лишилась значительной части прежних клиентов – добропорядочных граждан: нарушать закон, оставаясь незамеченными, они еще могли себе позволить, но стать жертвой полицейской облавы, попасть в участок или в газетное сообщение – так рисковать они не собирались. Подобно Э. Несу, Дьюи стремился развенчать с помощью СМИ образ неуязвимости мафии, показать, что с ней можно и удается эффективно бороться. Судебный процесс над еще одним «королем преступного мира» Лаки Лучано (1936) привлек не меньшее внимание СМИ и общественности, чем дело Аля Капоне.

Следует отметить, что Томас Дьюи, взаимодействуя с прессой и общественностью, сумел решить не только задачу развенчания образа мафии: одновременно он привлекал внимание и к собственной персоне, что имело два следствия. Во-первых, он стал слишком заметной фигурой, и любые попытки покушения на него вызвали бы слишком большой резонанс в обществе, что прекрасно понимали и руководители мафии; поэтому, когда у одного главаря гангстеров идея убить Дьюи превратилась в манию, тот же Лаки Лучано предпочел ликвидировать самого Шульца. Во-вторых, Дьюи зарабатывал себе политический имидж честного и непримиримого борца с преступностью, которым впоследствии с успехом воспользовался: сначала стал губернатором штата Нью-Йорк, затем дважды баллотировался в президенты США и едва не обошел Г. Трумэна на выборах 1948 г.

В дальнейшем власти и силовые структуры нашли новые способы борьбы с мафией, в т. ч. и в области общественных связей. Наиболее эффективными стали два метода. Первый – это разработка программы защиты свидетелей, в результате которой многие граждане перестали бояться давать свидетельские показания против гангстеров. Второй – это распространение информации об организованной преступности, которую предоставляли либо работавшие под прикрытием агенты, либо сами мафиози, решившие пойти на сотрудничество с властями. Настоящий фурор произвели воспоминания простого «боевика» Д. Валачи, который в 1960-е г.г. в обмен на помилование рассказал о структуре, деятельности и обычаях мафии. Десятилетием позже поступила еще более важная информация: на этот раз один из боссов мафии Д. Боннано опубликовал книгу «Человек чести», благодаря которой немало главарей мафии попало на скамью подсудимых. Эти сведения были не только использованы властями и спецслужбами в борьбе с преступностью, но и опубликованы в прессе и в виде отдельных книг, разошедшихся большими тиражами: мафия перестала быть таинственным и загадочным «спрутом», что нанесло ей, пожалуй, больший урон, чем арест главарей или разгром принадлежащих ей заведений.

Таким образом, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью в США наравне с другими привели к тому, что влияние мафии в стране если и не сошло на нет, то оказалось весьма серьезно подорванным. Конечно, о полной ликвидации организованной преступности в США говорить не приходится, но ситуация с 1930-х г.г. существенно изменилась.[1]

В России после перестройки наблюдалась практически та же проблема, что и в США 30-х г.г. На телевидении часто высказывалась мысль, что быть бандитом прибыльно и довольно-таки престижно. Преступники представлялись борцами за правду. Страну поглотила волна сериалов и фильмов, где главные герои-бандиты представлены в исключительно в положительном свете. Сериалы про милицию не могли сравниться по популярности с кинофильмом «Бригада». В результате целое поколение людей выросло на том, что быть преступником – это в рамках морали. Но, к сожалению, в России так победить мафию, как в Америке, пока не получилось.

В связи с различиями в менталитете и разной экономической и политической ситуацией в США и России, не все PR технологии, которые были применены в Америке при борьбе с организованной преступностью, могут быть использованы в нашей стране. Но ситуация может измениться в лучшую сторону, если российские СМИ будет освещать не всемогущее преступников, а показывать, что с мафией можно и нужно бороться. В общем, на наш взгляд, России может пригодиться опыт США в решении вопроса борьбы с организованной преступностью.

Международный терроризм на сегодняшний день – это гигантская составляющая мировой организованной преступности. Методы, которые использовались в борьбе с мафией, в какой-то мере применимы в борьбе с международным терроризмом. Конечно, следует учитывать существенные различия между этими двумя явлениями – цели, масштабы, методы деятельности. Но основной принцип – информирование общественности, развенчание образа врагов общества как кого-то загадочного, неуязвимого и постоянно ускользающего от возмездия, - сохраняется. Людям следует знать, кто является их врагом и привыкнуть к мысли, что бороться с ним можно и нужно, и что для этой борьбы в той или иной мере может понадобиться и их участие.

Таким образом, в США в 30-х г.г. и в России 90-х г.г. XX века сложилась очень похожая ситуация, когда образ мафии позиционировался как положительный и большая часть вины за это лежит на СМИ. В нашей стране ситуация пока практически не изменилась, а в США общественные связи внесли огромный вклад в деятельность по развенчанию положительного образа преступности.

Методы связей с общественностью, которые применялись в США в связи с данной проблемой, могут также помочь и при борьбе с международным терроризмом, и при борьбе с организованной преступностью в России. Главный инструмент борьбы в решении данного вопроса – средства массовой информации.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.