СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ
1.1. Связи с общественностью в борьбе с организованной преступностью
1.2. Развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ г. КРАСНОЯРСКА
2.1. Структура и основные направления работы пресс-службы УВД города
2.2. Особенности взаимодействия пресс-службы УВД города со средствами массовой информации г. Красноярска
2.3. Проблемы взаимодействия пресс-службы УВД г. Красноярска с
журналистами и предложения по решению данных проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема выпускной квалификационной работы - «Работа пресс-службы в силовых структурах (на примере УВД г. Красноярска)».
В настоящее время тема является актуальной, так как общественные связи в милиции находятся на стадии становления и переживают в связи с этим массу проблем, которые нуждаются в решении. В работе проанализирована большая часть этих проблем и предложены некоторые идеи по усовершенствованию работы пресс-службы УВД.
Общественные связи в силовых структурах на сегодняшний момент очень перспективны, начинает увеличиваться количество инспекторов по взаимодействию со СМИ в органах внутренних дел. Это происходит по той причине, что государство осознало важность репутации милиции. Во всем мире увеличение степени доверия населения к силовым структурам характеризует высокий уровень развития данного государства.
Тема «Работа пресс-службы в силовых структурах (на примере УВД г. Красноярска)» была выбрана по той причине, что дипломанту интересны общественные связи, прежде всего, именно в контексте силовых структур, и она планирует далее работать именно в пресс-службе милиции.
На сегодняшний день органы внутренних дел испытывают сложности в поддержании положительного имиджа в глазах различных групп общественности. Большой груз при решении данной проблемы ложится именно на плечи пресс-службы. В настоящее время основной упор деятельности отдела информации и общественных связей делается на становление положительной репутации милиции в глазах населения.
Участие связей с общественностью в силовых структурах можно охарактеризовать как содействие милиции в разрешении объективных противоречий между различными группами общественности. Связи с общественностью помогают формировать и усиливать доверие населения органам внутренних дел, налаживать прямые и обратные связи с гражданами.
Также у пресс-службы милиции возникают проблемы при взаимодействии со средствами массовой информации. Этой проблеме уделена большая часть данной работы. Пресс-служба милиции играет не последнюю роль в обсуждении и попытках усовершенствования существующего Федерального Закона «О средствах массовой информации».
Объектом исследования дипломной работы является работа пресс-службы УВД города Красноярска.
Предметом же исследования обозначены общественные связи в органах внутренних дел и проблемы, существующие внутри этих связей.
Помимо проблем, имеющихся в общественных связях милиции на данный момент, также здесь затронуты и проанализированы факты из истории общественных связей в силовых структурах.
Цель дипломной работы - рассмотреть основные аспекты деятельности пресс-службы УВД города и разработать ряд предложений по усовершенствованию этой работы.
Задачи дипломного проекта:
1. Рассмотреть структуру пресс-службы УВД г. Красноярска.
2. Обозначить главные проблемы, с которыми сталкиваются инспекторы отдела информации и общественных связей при взаимодействии со средствами массовой информации и различными группами общественности.
3. Проанализировать основные нормативные акты, регламентирующие работу пресс-службы УВД.
4. Рассмотреть проблему снижения положительного имиджа милиции в глазах населения и роль пресс-службы в ее решении.
Главная особенность общественных связей в силовых структурах в том, что здесь PR является в большей степени пропагандой. Пропаганда – это позитивный рассказ о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории. Здесь нет направленности на конкретное, четко очерченное действие.
В первой главе данного диплома обозначена роль общественных связей в работе силовых структур, где рассказано о методах связей с общественностью в борьбе с мировой организованной преступностью и прослежено развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае.
Вторая глава работы называется «Организация работы пресс-службы органов внутренних дел г. Красноярска». Здесь показана структура и обозначены основные направления работы пресс-службы УВД города. Также в данной главе подробно рассмотрены аспекты взаимодействия пресс-службы УВД города со средствами массовой информации Красноярска, указаны проблемы, связанные с этим взаимодействием и сделаны предложения для улучшения сложившейся ситуации между пресс-службой и журналистами.
Во взаимодействии органов внутренних дел со СМИ на сегодняшний день существует целый комплекс проблем, решение которых связано с формированием норм поведения в обществе.
Необходима новая информационно-пропагандистская стратегия УВД, основанная на научном системном подходе к организации профилактических мероприятий, направленных на снижение роста преступности, формированию отношений доверия и партнерства с населением.
Подразделения информации УВД должны занять ведущую роль в отношениях со СМИ, стать официальным источником информации.
Информационная политика УВД должна строиться на критериях полезности, отвечающей потребностям аудитории и максимально эффективно использующей возможности конкретного канала информирования.
Также для решения содержательных проблем в деятельности по взаимодействию со СМИ необходимо сконцентрировать внимание на научно - методической и функциональной координации деятельности подразделений информации. Необходима их целенаправленная плановая комплектация профессионально подготовленными кадрами, оснащение необходимой техникой и спецоборудованием.
Для своевременной модернизации системы взаимодействия УВД со средствами массовой информации необходимо постоянно функционирующее научное обеспечение, включающее наряду с поисковыми исследованиями технологические разработки, подготовку методических и учебных программ, с целью снижения уровня преступности.
В последнее время в УВД отмечается необходимость более широкого освещения деятельности органов внутренних дел через средства массовой информации как пропаганда правового жизнеобеспечения.
Без поддержки средств массовой коммуникации сегодня практически невозможно решать масштабные проблемы, так как они имеют огромную власть над сознанием людей. С этой целью и был создан отдел информации и общественных связей при УВД в соответствии с приказом ГУВД Красноярского края от 19.12.03. № 929 «О создании нештатных пресс-групп по: взаимодействию со СМИ и общественным связям в УГОРОВД Красноярского края».
Данная тема практически не освещена в литературе, поэтому одна из основных проблем, возникших при выполнении дипломной работы – отсутствие опубликованных материалов по теме общественных связей в силовых структурах.
В дипломном проекте, главным образом, используются материалы, предоставленные пресс-службой УВД г. Красноярска и ГУВД Красноярского края. Также данная работа основана на нормативно-правовых актах, прописанных в Законах Российской Федерации, профессиональных журналах по общественным связям и учебных пособиях по общественным связям.
СТРУКТУР
Преступностью
Сегодня к проблеме мирового терроризма приковано внимание и глав государств, и силовых структур и общественности в целом. Место, которое это явление заняло в общественной жизни, заставляет вспомнить о другом явлении, которое в свое время привлекало не меньшее внимание и, пожалуй, доставляло обществу не меньше проблем. Речь идет об организованной преступности, расцвет которой в самых разных странах мира пришелся на 1920-1930-е гг. Наиболее известной она была в США, где ее (может быть, не совсем корректно) именовали мафией. Борьба с мафией велась на протяжении десятилетий и самыми различными методами. Не последнее место среди них занимали PR-технологии.
PR-методы в борьбе с организованной преступностью было использовать очень нелегко, поскольку мафия и сама прекрасно представляла себе ценность такого ресурса как пресса, общественное мнение, создание репутации. Поэтому гангстеры держали на жаловании многочисленных и известных журналистов (вплоть до главных редакторов изданий) и сами постоянно «светились» перед прессой: например, знаменитый Аль Капоне охотно давал интервью, позволял публиковать в газетах и журналах свои фотографии, целенаправленно создавая имидж удачливого бизнесмена и друга «сильных мира сего».
Медвежью услугу в борьбе с организованной преступностью сыграло появление уже в 1930-х гг. ряда фильмов о гангстерах: сценаристы умудрялись создать образ гангстеров не как врагов общества, противостоящих закону, а как сильных и целеустремленных людей, знающих, чего они хотят и добивающихся этого любыми способами. Не случайно тот же Аль Капоне даже выступил в непривычной ему ипостаси консультанта при подготовки первого фильма о нем самом.
Однако, мафия, несмотря на публикации в прессе и появление фильмов, оставалась такой же закрытой и таинственной организацией, о которой ничего не было известно посторонним. Власти, СМИ, общественность ежедневно сталкивались с нарушениями закона, убийствами, ограблениями, но практически невозможно было доказать причастность гангстеров к их совершению, свидетелей, как правило, не было, а случайно появившиеся исчезали еще до суда. Эта таинственность и закрытость больше всего и пугала жителей США, каждый из которых опасался, что и сам может стать жертвой преступности. Значительная же часть населения предпочитала не вмешиваться и по другой причине – многие добропорядочные граждане сами являлись посетителями подпольных баров, игорных домов и пр.
Уничтожить этот имидж, показать обществу, что с мафией можно и нужно бороться, и эта борьба непременно принесет плоды – такую задачу ставили перед собой деятели, решившие бросить вызов организованной преступности. Стоит отметить, что нередко инициатива борьбы исходила «снизу» - т. е. не от органов власти и силовых структур, а от представителей СМИ, бизнеса и т. д. Естественно, эти категории граждан не имели права применять какие-либо силовые методы в борьбе с преступностью, и их единственным оружием оставались как раз методы PR.
Так, журналисты, по собственной инициативе начали расследования и кампании в прессе после совершения громких преступлений. Например, знаменитая бойня, устроенная Алем Капоне в день Святого Валентина в 1929 г, или убийство известного журналиста А. Лэнгла в 1930 г. вызвали шквал разоблачительных публикаций в прессе, а затем и немалое количество публичных акций – демонстраций, митингов, пикетов и пр. с требованием покарать виновных. Уступая общественному мнению, власти и силовые структуры усилили деятельность по борьбе с преступностью, результатом чего и стал конец карьеры Аля Капоне.
Возник ряд общественных организаций, целью которых стала борьба с преступностью. Например, Ассоциация защиты предпринимателей от преступных посягательств, созданная в Чикаго полковником Ф. Д. Лойшем в 1936 г., в которую вошли крупные промышленники и предприниматели, выделившие немало средств для борьбы с преступностью. Примерно тогда же издатель газеты «Midwest American» У. Лиггет возглавил кампанию в защиту прав прессы и жертв гангстеров. Деятельность подобных организаций, может быть, и была не слишком активной, но все же оказывала поддержку властям и демонстрировала заинтересованность населения в борьбе с преступностью.
Власти не могли не реагировать на общественное мнение (работе с которым в США всегда уделялось значительное внимание) и старались всяческими способами демонстрировать свою непримиримость в борьбе с гангстерами.
Наиболее известна деятельность мэра Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардиа, который сразу после победы на выборах в 1933 г. объявил, что уничтожит мафию в своем городе. Чтобы не оказаться голословным, он, лично предводительствуя группой активистов и репортеров, разгромил несколько игорных домов. Этим он показал, что намерен исполнить свое обещание, после чего предпринял более серьезные шаги: занялся реформированием полицейских структур Нью-Йорка, провел «чистку» в администрации города, выгнав наиболее коррумпированных чиновников, и назначил на ключевые должности несколько деятелей, которые также готовы были на все, чтобы уничтожить разгул гангстеризма. Ла Гуардиа вошел в историю, как честный, порядочный политик и активный борец с преступностью. Его деятельность (надлежащим образом освещаемая в прессе) вызвала одобрение и поддержку населения.
Также были события, связанные с выборами мэра Чикаго в 1929 г., когда представители администрации сумели нанести удар мафии на «ее» же территории – в городском управлении, которое сплошь состояло из коррумпированных чиновников. Накануне выборов мэра Чикаго в 1929 г. бесспорным лидером был действующий мэр Г. Томпсон – ставленник Аля Капоне. Однако федеральный прокурор Джонсон буквально за три дня до выборов обнародовал результаты расследования о коррупции в городском управлении, что не могло не привлечь внимания прессы и общественности; журналисты не только опубликовали предоставленные цифры, но и не постеснялись упомянуть влиятельных представителей администрации, включая мэра. В результате многие чиновники, находившиеся на жаловании у мафии, лишились работы, а мэром стал малоизвестный чешский эмигрант Д. Чермак.
Еще дальше в политике развенчания ореола таинственности, неуязвимости, «круговой поруки» мафии пошли силовые структуры США. Они нередко привлекали к своей деятельности прессу и общественность. Эта политика была принципиально новой и непривычной: до сих пор в интересах расследования предпочиталось не обнародовать какие-либо факты о преступлениях, преступниках и ходе следствия. В течение многих лет официально даже отрицалось существование организованной преступности в США. Тем не менее, новая информационная политика принесла ощутимые плоды и убедила власти и спецслужбы в правильности сделанного ими выбора.
Так, например, знаменитый специальный агент ФБР Элиот Несс, соблюдая все правила секретности и конспирации при проведении расследования и осуществлении операций, постоянно привлекал внимание прессы и общественности к достигнутым результатам – перехвату караванов нелегального спиртного, аресту тех или иных видных гангстеров. Когда Несу, наконец, удалось арестовать и добиться осуждения самого Аля Капоне (1931 г.), он и его коллеги привлекли к процессу внимание самых известных американских СМИ – газет «New York Times», «Sun», «Newsweek», «Washington Post», «Wall-street Journal», «Chronicle» и др., информационных агентств «Associated Press» и «United Press International», радиостанций «ABC», «NBC» и «CBS», которым дали право вести репортажи прямо из зала суда. Несс, привлекая внимание прессы и общественности к суду над Капоне и другими гангстерами, решил одновременно две задачи. Во-первых, он сумел довести до граждан информацию о том, что «король преступного мира» арестован и предстал перед судом – следовательно, имиджу неуязвимости мафии был нанесен серьезный удар. Во-вторых, столь пристальное внимание к процессу над Капоне делало практически невозможным «замятие» дела: любые попытки подкупа и угроз в данном случае были бы слишком очевидны, - судьи, присяжные и другие участники процесса не посмели бы на них пойти. В результате главный гангстер Чикаго не сумел добиться оправдания: он был осужден к 11 годам лишения свободы и крупному штрафу.
Ту же политику привлечения прессы и общественности проводил другой известный борец с преступностью – специальный прокурор штата Нью-Йорк Томас Э. Дьюи, возглавивший «крестовый поход против мафии» (так назвали его деятельность в прессе). Он постоянно поддерживал контакты с прессой, информируя журналистов о результатах своей деятельности, и проводил показательные акции, направленные на непосредственное формирование общественного мнения. Так, первые же его действия были направлены на разгром нелегальных букмекерских контор и игорных домов – как раз тех заведений, которые были наиболее привлекательны для обывателей. В результате мафия лишилась значительной части прежних клиентов – добропорядочных граждан: нарушать закон, оставаясь незамеченными, они еще могли себе позволить, но стать жертвой полицейской облавы, попасть в участок или в газетное сообщение – так рисковать они не собирались. Подобно Э. Несу, Дьюи стремился развенчать с помощью СМИ образ неуязвимости мафии, показать, что с ней можно и удается эффективно бороться. Судебный процесс над еще одним «королем преступного мира» Лаки Лучано (1936) привлек не меньшее внимание СМИ и общественности, чем дело Аля Капоне.
Следует отметить, что Томас Дьюи, взаимодействуя с прессой и общественностью, сумел решить не только задачу развенчания образа мафии: одновременно он привлекал внимание и к собственной персоне, что имело два следствия. Во-первых, он стал слишком заметной фигурой, и любые попытки покушения на него вызвали бы слишком большой резонанс в обществе, что прекрасно понимали и руководители мафии; поэтому, когда у одного главаря гангстеров идея убить Дьюи превратилась в манию, тот же Лаки Лучано предпочел ликвидировать самого Шульца. Во-вторых, Дьюи зарабатывал себе политический имидж честного и непримиримого борца с преступностью, которым впоследствии с успехом воспользовался: сначала стал губернатором штата Нью-Йорк, затем дважды баллотировался в президенты США и едва не обошел Г. Трумэна на выборах 1948 г.
В дальнейшем власти и силовые структуры нашли новые способы борьбы с мафией, в т. ч. и в области общественных связей. Наиболее эффективными стали два метода. Первый – это разработка программы защиты свидетелей, в результате которой многие граждане перестали бояться давать свидетельские показания против гангстеров. Второй – это распространение информации об организованной преступности, которую предоставляли либо работавшие под прикрытием агенты, либо сами мафиози, решившие пойти на сотрудничество с властями. Настоящий фурор произвели воспоминания простого «боевика» Д. Валачи, который в 1960-е г.г. в обмен на помилование рассказал о структуре, деятельности и обычаях мафии. Десятилетием позже поступила еще более важная информация: на этот раз один из боссов мафии Д. Боннано опубликовал книгу «Человек чести», благодаря которой немало главарей мафии попало на скамью подсудимых. Эти сведения были не только использованы властями и спецслужбами в борьбе с преступностью, но и опубликованы в прессе и в виде отдельных книг, разошедшихся большими тиражами: мафия перестала быть таинственным и загадочным «спрутом», что нанесло ей, пожалуй, больший урон, чем арест главарей или разгром принадлежащих ей заведений.
Таким образом, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью в США наравне с другими привели к тому, что влияние мафии в стране если и не сошло на нет, то оказалось весьма серьезно подорванным. Конечно, о полной ликвидации организованной преступности в США говорить не приходится, но ситуация с 1930-х г.г. существенно изменилась.[1]
В России после перестройки наблюдалась практически та же проблема, что и в США 30-х г.г. На телевидении часто высказывалась мысль, что быть бандитом прибыльно и довольно-таки престижно. Преступники представлялись борцами за правду. Страну поглотила волна сериалов и фильмов, где главные герои-бандиты представлены в исключительно в положительном свете. Сериалы про милицию не могли сравниться по популярности с кинофильмом «Бригада». В результате целое поколение людей выросло на том, что быть преступником – это в рамках морали. Но, к сожалению, в России так победить мафию, как в Америке, пока не получилось.
В связи с различиями в менталитете и разной экономической и политической ситуацией в США и России, не все PR технологии, которые были применены в Америке при борьбе с организованной преступностью, могут быть использованы в нашей стране. Но ситуация может измениться в лучшую сторону, если российские СМИ будет освещать не всемогущее преступников, а показывать, что с мафией можно и нужно бороться. В общем, на наш взгляд, России может пригодиться опыт США в решении вопроса борьбы с организованной преступностью.
Международный терроризм на сегодняшний день – это гигантская составляющая мировой организованной преступности. Методы, которые использовались в борьбе с мафией, в какой-то мере применимы в борьбе с международным терроризмом. Конечно, следует учитывать существенные различия между этими двумя явлениями – цели, масштабы, методы деятельности. Но основной принцип – информирование общественности, развенчание образа врагов общества как кого-то загадочного, неуязвимого и постоянно ускользающего от возмездия, - сохраняется. Людям следует знать, кто является их врагом и привыкнуть к мысли, что бороться с ним можно и нужно, и что для этой борьбы в той или иной мере может понадобиться и их участие.
Таким образом, в США в 30-х г.г. и в России 90-х г.г. XX века сложилась очень похожая ситуация, когда образ мафии позиционировался как положительный и большая часть вины за это лежит на СМИ. В нашей стране ситуация пока практически не изменилась, а в США общественные связи внесли огромный вклад в деятельность по развенчанию положительного образа преступности.
Методы связей с общественностью, которые применялись в США в связи с данной проблемой, могут также помочь и при борьбе с международным терроризмом, и при борьбе с организованной преступностью в России. Главный инструмент борьбы в решении данного вопроса – средства массовой информации.
Города
В управлении внутренних дел г. Красноярска несут службу около 500 сотрудников. В прямом подчинении УВД города находятся 7 РУВД (районных управлений внутренних дел) и 4 строевых подразделения УВД: ПОЛК ППСМ (полк патрульно-постовой службы), ОБ ДПС ГИБДД (отдельный батальон дорожно - постовой службы государственной инспекции безопасности дорожного движения), ОБКСМ (отдельный батальон конвойной службы милиции), ОБММ (отдельный батальон муниципальной милиции). В каждом РУВД имеется инспектор по взаимодействию со СМИ и два инспектора по пропаганде. Непосредственно в самой пресс-службе УВД города работает 2 сотрудника (старший инспектор и инспектор по взаимодействию со СМИ).
В ГУВД Красноярского края иная ситуация. Там есть начальник пресс-службы ГУВД и 8 сотрудников, каждый из которых выполняет четко свои обязанности (инспекторы не взаимозаменяемы, как это происходит в УВД).
В УВД города и РУВД нет разделения обязанностей и мало сотрудников, поэтому инспектор по взаимодействию со СМИ выполняет полностью все аспекты деятельности специалиста по связям с общественностью.
В милиции существует очень четкая иерархическая система подчинения. Доступ к начальнику УВД города имеют только его заместители. Остальные милиционеры контактируют с начальником УВД исключительно через своих начальников.
Система же подчинения инспекторов по СМИ вышестоящему руководству является неоднозначной. Это можно увидеть в приведенной ниже схеме.
Рисунок 1 – Схема подчинения инспекторов по взаимодействию со СМИ вышестоящему руководству
подчинения инспекторов
по взаимодействию со
СМИ вышестоящему
То есть, с одной стороны, инспекторы по СМИ УВД города подчинены начальнику пресс-службы ГУВД, а с другой стороны, они подчинены руководителям УВД города.
ГУВД контролирует работу по изучению мнения населения о правоохранительных органах, которая ведется в УВД города. В ГУВД отсылаются из УВД города справки и обзоры, связанные с этой проблемой. Также в УВД края предоставляется информация в виде отчетов, справок и обзоров о количестве упоминаний в СМИ УВД города и информация о том, были эти материалы положительными, отрицательными или критическими.
Кроме этого ГУВД осуществляет контроль за проведением встреч сотрудников пресс-службы УВД города с лидерами различных общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и т. д. Инспектор пресс-службы УВД регулярно проводит встречи с лидерами данных объединений, сообщает им их права и обязанности и отвечает на интересующие их вопросы.
Начальник и заместитель начальника информационно-аналитического отдела УВД города также следит за своевременностью, правильностью составления и сдачи справок, отчетов, обзоров.
Начальник штаба УВД города контролирует организацию пресс-службой всех мероприятий с участием как УВД города в целом, так и его представителей (профессиональные праздники, брифинги, пресс-конференции, прямые линии на радио), ответы на письма граждан, посылаемые в УВД. Также каждое утро старший инспектор по СМИ после прочтения свежей прессы относит данные материалы с пометками сначала начальнику штаба, а затем особенно важные публикации начальнику УВД города.
Такая сложная система подчинения приносит определенные сложности работникам пресс-службы. Но ее преимуществом является открытость дверей всех начальников для инспекторов по СМИ в любое время, что особенно необходимо в критических ситуациях. То есть, чтобы срочно добиться личной встречи с начальником УВД Красноярска, когда необходимы комментарии для СМИ по какому-либо вопросу, работнику пресс-службы не надо предварительно идти к руководителю информационно-аналитического отдела или к начальнику штаба.
Основные виды деятельности, которые осуществляет сотрудник пресс-службы УВД города Красноярска:
1. Мониторинг печатных изданий, материалов, вышедших на радио и телевидении. Работа с критическими материалами. Доклад руководству. Проведение служебной проверки по указанным материалам силами УВД города. Подготовка ответа в СМИ.
Ежедневно работа инспектора по СМИ в УВД города начинается с изучения материалов газет, распространяемых для широкой аудитории в данный день, а также с просмотра видеозаписей телевизионных новостей и аналитических передач. Все материалы, где хоть как-то упоминаются ОВД города, инспектору необходимо разделить на следующие группы: положительный отзыв, негатив, критика, скрытая критика. Такие материалы затем необходимо отнести на просмотр к начальнику штаба УВД города и к начальнику УВД города. Если материал в СМИ не является положительным отзывом, то инспектор по СМИ пишет рапорт о проверке подразделения ОВД, которое упоминается в негативном свете. После проведения проверки в пресс-службу из РОВД приходит отчет о проверке. По данному отчету УВД готовит и отсылает в СМИ ответ, в котором сообщает о проведении служебной проверки и наказании работников ОВД.
2. Изучение оперативной обстановки в городе, сложившейся за прошедшие сутки (сводка УВД г. Красноярска, сведения о совершенных преступлениях с разбивкой на виды преступлений). Выборка событий, отраженных в сводке, которые могут иметь широкий общественный резонанс, отражают оперативность милиции в раскрытии преступлений, с учетом сохранения служебной и государственной, частной тайны. Доведение оперативной сводки до представителей СМИ в телефонном режиме.
Ежедневно в первой половине дня представители СМИ звонят в пресс-службу УВД и просят предоставить информацию по оперативной сводке за прошедшие сутки. До этого предварительно производится выборка преступлений по следующим параметрам: преступление должно быть раскрытым и представлять определенный интерес для журналистов. Затем при предоставлении информации для СМИ необходимо сообщать данные таким образом, чтобы не раскрыть личность участников преступления.
Раскрытие личности участников преступления грозит инспекторам по взаимодействию со СМИ строгим наказанием вплоть до выговора, так как разглашение подобной информации может сильно помешать следствию, а также принести потерпевшему моральный ущерб (как правило, потерпевшие не желают, чтобы их имя фигурировала в новостях СМИ).
3. Подготовка и проведение пресс – конференций, брифингов, круглых столов.
Доведение до журналистов информации в телефонном режиме о том, где, когда и по какому поводу состоится брифинг. Подготовка вопросов для обсуждения на брифинге.
4. Обобщение отчетных сведений о работе со СМИ РУВД и строевых подразделений УВД.
Написание подобных справок готовится раз в квартал.
5. Подготовка прямых линий с начальниками УВД города на радио.
Составление вопросов, поиск людей для того, чтобы они задали данные вопросы в прямом радиоэфире. Подготовка ответов на вопросы.
6. Проведение опроса общественного мнения о деятельности ОВД. Подсчет результатов опроса. Подготовка справки и сравнительного обзора по поводу данного опроса.
Основной задачей сотрудников пресс-службы УВД города является формирование объективного мнения о деятельности ОВД и положительного образа сотрудника милиции в целом.
Ежегодно в ОВД проводится опрос общественного мнения, целью которого является выяснение того, как оценивают имидж милиции граждане города. Анкеты распространяются в каждом районном отделении ОВД и непосредственно в самом УВД города. В 2004 году население ответило на 520 анкет. В опроснике содержится 15 пунктов. В первой части выясняется возраст участников, принадлежность к какой-либо социальной группе, образование и т. д.
Вторая часть посвящена непосредственно оценке имиджа ОВД города. Интервьюированный отвечает, совершалось ли в отношении него уголовное преступление, если да, то какое, какие меры были приняты в связи с данным фактом. Далее гражданин ставит оценку каждому подразделению милиции отдельно, а затем оценивает деятельность милиции города в целом (удовлетворительно, неудовлетворительно, затрудняюсь ответить).
При анализе результатов данного опроса за последние 5 лет видно, что процент респондентов, удовлетворенных деятельность милиции растет. Примерно на от 0,5% до 2% ежегодно увеличивается количество граждан, отметивших, что оценивают деятельность красноярской милиции как удовлетворительную. [4]
7. Подготовка ответов на письма граждан, присылаемых в органы внутренних дел.
8. Участие в организации работы с религиозными организациями и политическими партиями, общественными организациями и т. д.
В пресс- службе УВД хранятся архивы, где есть самые полные данные об этих структурах (адреса штаб-квартир, подробная информация о руководителях, даты и время проведения собраний и митингов). Раз в квартал инспектор по СМИ УВД города обязан проводить разъяснительную работу с гражданами, состоящими в религиозной, либо в политической организации. Инспектор доносит до граждан их права и обязанности в связи с Законом Российской Федерации, принятым по поводу данной организации.
Важным направлением в работе информационно-аналитического отдела УВД является взаимодействие с религиозными объединениями. Так как в соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 25.06.1998 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещено создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Как сказано в ст. 17 указанного закона, религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения, но литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
На основании ст.16 закона существует строгий перечень мест, где могут совершаться религиозные обряды и церемонии, в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
В соответствии со ст. 18 настоящего Закона государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.[5]
Пресс-служба УВД города активно следит за деятельностью общественных объединений Красноярска, так как на основании ст. 15 Федерального Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.
В соответствии со ст. 16 указанного закона запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Как сказано в ст. 19 Федерального Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
В соответствии со ст. 42 закона деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом "О противодействии экстремистской деятельности».[6]
Выполняя свою работу, сотрудники пресс-службы УВД в некоторой степени также ориентируются и на Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Как сказано в ст. 8 указанного закона, деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации и политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
На основании ст. 9 закона запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.
В соответствии со ст. 10 закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Как сказано в ст. 27 закона, политические партии обязаны ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа и допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями.
В соответствии со ст. 38 закона органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии.[7]
9. Помощь в организации подготовки сюжетов для телевидения.
В основном, это сюжеты для специальных передач, посвященных криминальной тематике, таких как «Вызов» и «Версия», а также новостийных передач.
10. Обеспечение координации действий служб УВД при разработке нормативных и иных документов по проблемам управления, аналитических и справочных материалов для руководства УВД.
11. Контроль над работой телефона доверия.
12. Осуществление контроля за сбором, анализом, обобщением и распространением информации о развитии общественно- политической, межнациональной ситуации, межконфессиональных отношений, их влияния на состояние общественного порядка в городе (осуществление организации встреч, проведение совещания, семинаров руководства РУВД, УВД с руководителями органов государственной власти, лидерами политических партий и движений, изучение их деятельности).
13. Изучение, оценка, анализ и обобщение информации о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, организация и подготовка материалов в городские, краевые и общероссийские СМИ о деятельности ОВД города.
14. Также важной функцией пресс-службы УВД г. Красноярска является обобщение отчетов РУВД и контроль над ними.
Отчеты, как правило, посвящены опросам общественного мнения о деятельности милиции, а также количеству и направленности (положительные, отрицательные, критические) материалов в СМИ о деятельности того или иного РУВД Красноярска. Инспекторы по взаимодействию со СМИ из РУВД пишут данные отчеты, в УВД они обобщаются и объединяются с отчетами по УВД города, а затем отсылаются в ГУВД.
Кроме того, инспекторы по взаимодействию со СМИ РУВД по приказу из УВД города оказывают помощь в подготовке репортажей для СМИ города, если съемка должна проходить непосредственно в самом РУВД (будь-то освещение проблем паспортно-визовой службы данного района или репортаж о задержании преступника).
Должность сотрудника пресс-службы УВД Красноярска официально называется «инспектор по взаимодействию со СМИ», однако фактически в его обязанности входит не только работа с журналистами, но и работа с религиозными и политическими партиями, общественными организациями и т. д. По роду профессиональной деятельности, различий между старшим инспектором по СМИ и инспектором по СМИ нет. Но старший инспектор по СМИ отвечает перед начальством за совершенные инспекторами ошибки, т. е. у старшего инспектора по взаимодействию со СМИ больше ответственность.
Таким образом, пресс-служба УВД г. Красноярска имеет сложную систему подчинения, но это является скорее плюсом, чем минусом, так как инспекторы по взаимодействию со СМИ имеют свободный доступ ко всем службам УВД и к руководству различного уровня, что необходимо для успешной ее работы.
Должность работников пресс-службы не соответствует объему полномочий, которые инспектор выполняет. Работа со СМИ является одним из приоритетных направлений деятельности пресс-службы, но кроме этого инспекторы осуществляют и иные виды деятельности (работа с письмами граждан, оценка общественного мнения о милиции с помощью анкетирования, взаимодействие с политическими партиями, религиозными объединениями и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из поставленных целей в ходе изучения материалов, подготовленных для составления данной дипломной работы, была проанализирована роль общественных связей в работе силовых структур, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью, прослежено развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае. В данном исследовании была изучена организация работы пресс-службы органов внутренних дел г. Красноярска, а именно рассмотрена структура и основные направления работы информационно-аналитического отдела управления внутренних дел города и края, а также их взаимодействие со средствами массовой информации.
В дипломной работе были обозначены основные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия между пресс-службой УВД города и журналистами, и сделаны предложения по решению данных задач.
Таким образом, при выполнении дипломной работы были сделаны следующие заключения:
1. Деятельность пресс-службы УВД города регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов. Большим недостатком в ее деятельности является отсутствие специальной правовой программы. Существует большая потребность для ее разработки, содержащей нормативно-правовые акты, необходимые именно для инспекторов пресс-службы УВД в качестве путеводителя.
2. Пресс-служба УВД г. Красноярска имеет сложную систему подчинения, но это является скорее плюсом, чем минусом, так как инспекторы по взаимодействию со СМИ имеют свободный доступ ко всем службам УВД и к руководству различного уровня, что необходимо для ее успешной работы.
3. Должность работников пресс-службы не соответствует объему полномочий, которые они выполняют. Работа со СМИ является одним из приоритетных направлений деятельности, но кроме этого инспекторы осуществляют и иные виды деятельности (работа с письмами граждан, оценка общественного мнения о милиции с помощью анкетирования, взаимодействие с политическими партиями, религиозными объединениями и др.).
4. Существует конфликт между пресс-службой УВД города и Красноярскими СМИ. Инспекторы обязаны предоставлять журналистам информацию о совершенных преступлениях и общей деятельности ОВД. Но так как большая часть информации в УВД является секретной, то возникают проблемы с представителями СМИ по поводу невозможности раскрытия каких-либо сведений. Также в Красноярских СМИ иногда публикуется непроверенная и недостоверная информация, после чего сотрудники пресс-службы требуют опровержения данных фактов.
Конфликт до конца решить вряд ли удастся, но для улучшения ситуации в работе пресс-службе УВД города было предложено:
1.Начать активно работать с пресс-релизами.
2.Преобразовать деятельность, связанную с сообщением ежедневной оперативной сводки журналистам.
В повседневной практике надо отказаться от необходимости зачитывания оперативной сводки в пользу пресс-релизов. Необходимо выявить «полезных» и «неполезных» СМИ с помощью контент-анализа и в телефонном режиме первоочередно доносить до «полезных» журналистов горячие новости.
3.Проведение пресс-конференций.
Пресс-конференции необходимо проводить не только в кризисных ситуациях, но и по прохождению определенного периода времени. На таких пресс-конференциях можно донести до общественности результаты работы милиции, (дать информацию о раскрытых преступлениях, показать, что милиция не бездействует и т. д.). Предлагается проводить данные пресс-события раз в квартал.
4.Осуществление таких специальных мероприятий как «Милиционер года» и «Герои милиции».
5.Организация систематического показа видеороликов о милиции в СМИ города.
6.Создание сайта УВД г. Красноярска.
Сайт должен в обязательном порядке содержать обзор последних новостей, что опять же избавит журналистов и инспекторов по СМИ от необходимости зачитывания оперативной сводки.
Все вышеперечисленное разработано для поднятия имиджа силовых структур, повышения доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел и для снижения материалов негативного характера в адрес милиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.91 г.
2. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.95 г.
3. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.95 г.
4. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.97 г.
5. Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25.06.98 г.
6. Федеральный Закон «О политических партиях» №95-ФЗ от 11.07.01 г.
7. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.02 г.
8. Федеральный Закон «О ратификации договора о сотрудничестве государств – участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом» № 176-ФЗ от 28.12.04 г.
9. Закон Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» № 8-1592 от 15.12.03 г.
10. Антипов К.В. Паблик рилейшнз. – М.: Издат. Дом, 2001.
11. Ашервуд Б. Азбука общения, или public relations библиотеки. – М.: Либерия, 1995.
12. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. - М.: Новости, 1994.
13. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1998.
14. Блэк С. Паблик рилейшнз. - Что это такое? М.: Новости, 1990.
15. Блэк С. PR: международная практика. - М.: Довгань, 1997.
16. Борисова. А.Ю. Паблик рилейшнз против кризисов. – М.: Довгань, 1999.
17. Буари Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия: Пер. с фр. / Науч. ред. и предисл.: А.П. Ситников, Т.Ю. Лебедева. – М.: Имидж-Контакт, 2001.
18. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.- М.: Институт международного права и экономики, Триада Лтд, 1996.
19. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и PR. – СПб.: Союз, 1998.
20. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.
21. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К.Журналист и информация. - М., 1993.
22. Введение в специальность. Антикризисное управление: Учеб. пособие для вузов/ Новоселов Е.В., Романчин В.И., Тарапанов А.С., Харламов Г.А.; Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2001.
23. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск: Вышейшая школа, 1996.
24. Горьков В.М., Комаровский В.С. Связи с общественностью в органах государственной власти. - М.: Довгань, 1996.
25. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М.: Филинь, 1989.
26. Гуревич С.М. Газета и рынок. - М.: Гардарики, 1994.
27. Джей Э. Эффективная презентация. – Минск: Амалфея, 1997.
28. Дороти Доти И. Паблисити и PR. – М.: Филинь, 1998. – 389 с.
29. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. - СПб.: Союз, 1997.
30. Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. – М.: Смысл, 1999.
31. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учебн. пособие для вузов / Пер. с англ. под. ред. Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
32. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Наумов. – М.: Юристъ, 1996.
33. Комаровский В.С.Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - М.: РАГС, 2001.
34. Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учебн. пособие для высшей школы / Под. общ. ред. С. Д. Резника. – М.: Академический Проект, 2003.
35. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
36. Королько В. Г. Основы паблик рилейшенз. - М.: Рефл-бук, 2000.
37. Костенко Н. В. Ценности и символы массовой коммуникации. - К.: Ваклер, 1993.
38. Львов М. Р. Риторика. – М.: Довгань, 1995.
39. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 1999.
40. Мескон. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ.- М.,Дело, 1996.
41. Михайлова Е.М., Абалкина И.Л. Диалог по вопросам риска. Практические советы. – М.: ИздАТ, 2003.
42. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика.- К.: ВИРА-Р, 1999.
43. Невелин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? - М., 1993.
44. Ножин Е. А. Основы отношений с общественностью – «PR». Курс лекций. – Пермь: Книга, 1994.
45. Пашенцев. Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики.- М.: Финпресс, 2000.
46. Попов. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. Модуль 4.- М.: ИНФРА-М, 1999.
47. Почепцов. Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.- М.: Рефл-бук, 1999.
48. Почекаев Р. Ю. PR против организованной преступности // РR-диалог. – январь-февраль 2003. - № 1 (24). С. 79-80.
49. Почепцов Г. Г. Имиджеология: теория и практика. – К.: Ваклер, 1998.
50. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, 2002.
51. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл.-бук, К.: Ваклер – 2000.
52. Почепцов Г. Г. PR или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 1998.
53. Скотт М. Катлип. Паблик рилейшнз: теория и практика. – М., СПб., К.: Вильямс, 2001.
54. Тимофеева Н. Борис Грызлов: «Журналистика – это тоже правоохранительная деятельность» // PR-диалог. – ноябрь 2003 – февраль 2004. - № 6-1 (29-30). – С.20.
55. Траут Дж. Новое позиционирование.- СПб.: Питер, 2000.
56. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Вступительная статья проф. А. Н. Игнатова и проф. Ю. А. Красикова. – М.: НОРМА, 1996.
57. Уткин Э.А. Управление связями с общественностью. PR: Учеб. пособие. – М.: ТЕНС, 2001.
58. Федорова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
59. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс. – СПб.: Нева, 2003.
60. Хейвуд Р. Все о PR. – М.: Инфра-М, 2000.
61. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА
изучение общественного мнения о деятельности
органов внутренних дел
УВАЖАЕМЫЕ СОГРАЖДАНЕ!
Приглашаем Вас принять участие в опросе по проблемам преступности и деятельности органов внутренних дел вашего региона. Ценность данного исследования зависит от полноты и искренности Ваших ответов.
КАК ЗАПОЛНЯТЬ АНКЕТУ:
Внимательно прочтите вопросов и предлагаемые варианты ответов. Выберите тот или иной вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обведите кружком его номер. Если ни один из предлагаемых ответов Вас не устраивает - напишите ответ в свободной форме в графе «иное». Вопросы в табличной форме предполагают ответы по каждой строке.
Сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Фамилию указывать не надо.
1. ЗА ПОСЛЕДНИЙ ХОД, ПОДВЕРГАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЛИЧНО
ПРЕСТУПНЫМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ?
1 - да, подвергался (лась)
2 - нет, не подвергался (лась)
2. КАКОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВО БЫЛО СОВЕРШЕНО В ОТНОШЕНИИ ВАС? (допускается несколько ответов)
1- причинение телесных повреждений
2 - изнасилование
3 - краж
4-мошенничество
5 - грабеж, (разбой)
6 - вымогательство
7 - хулиганство
8 - иное (укажите)____________________________________
3. ОБРАЩАЛИСЬ ЛИ ВЫ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИЮ)?
1 - да, обращался (лась),
2 - нет, не обращался (лась) - переходите к вопросу N 6
4. ЕСЛИ ВЫ ОБРАЩАЛИСЬ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ -ДЕЛ (МИЛИЦИЮ), ТО, ЧТО БЫЛО ПРИНЯТО ПО ВАШЕМУ ОБРАЩЕНИЮ? (допускается несколько ответов)
1 -заявление (сообщение) было принято и зарегистрировано
2 - заявление (сообщение) было принято, но не зарегистрировано
3 - заявление (сообщение) не было принято
4 - возбуждено уголовное дело и передано в суд
5 - возбуждено уголовное дело, но впоследствии прекращено
6 - отказано в возбуждении уголовного дела
7 - заявление (сообщение) было рассмотрено в административном порядке
8 - о результатах принятых по заявлению мер мне было сообщено
официально
9 - о результатах принятых по заявлению мер мне официально не сообщали 10 - иное (что именно) _______________________
5. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ МЕРАМИ, ПРИНЯТЫМИ ПО ПОВОДУ ВАШЕГО ОБРАЩЕНИЯ?
1 - полностью удовлетворен (а)
2 – частично удовлетворен (а)
3 - не удовлетворен (а)
4 - затрудняюсь ответить
6. ЕСЛИ ВЫ НЕ ОБРАЩАЛИСЬ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИЮ) В СВЯЗИ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА BAG TO ПОЧЕМУ? (МОЖНО ОТВЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН)
1- не верю, что мне помогут
2 - из-за незначительности понесенного ущерба
3 - из-за боязни потерять много времени
4 - не хочу огласки
5 - из-за боязни мести со стороны преступников
6 - иное (укажите)
7 - .затрудняюсь ответить
7. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В ЦЕЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)?
1 - в основном удовлетворительно
2 - в основном не удовлетворительно
3 - затрудняюсь ответить
8. НА ОСНОВЕ, КАКИХ СВЕДЕНИЙ, В ОСНОВНОМ. СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ?
1 - из личного опыта (очевидец, свидетель, потерпевший)
2 - на основе публикаций в прессе
3 - на основе теле - радио передач
4 - из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи
9. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД (МИЛИЦИИ) ВАШЕГО РАЙОНА (ГОРОДА)
(в каждой строке отметьте одну из цифр 1,2 или 3)
В основном удовлетворительно | В основном неудовлетворительно | Не могу оценить |
9. участковых инспекторов
10. инспекторов по делам несовершеннолетних
11. патрульно-постовой службы
12. уголовного розыска
13. следствия
14. дежурной части
15. паспортно-визовой службы
16. ГАИ
10. ЕСЛИ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ИЛИ БЛАГОПОЛУЧИЮ БУДЕТ УГРОЖАТЬ ОПАСНОСТЬ СТАНЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО-ЛИБО ПРЕДПРИНИМАТЬ? (допускается несколько ответов)
1 - обращусь за помощью в ОВД
2 - обращусь за помощью в иные гос. органы
3 - обращусь за помощью в частные охранные агентства
4 - сам обеспечу свою безопасность
5- постараюсь поменять место жительства
6 - буду использовать иные меры (укажите какие)_____________________
7 - ничего предпринимать не буду
8 - затрудняюсь ответить
11. СООБЩИТЕ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:
ПОЛ: 4 - 30-39 лет
1 - мужской 5 - 40-49 лет
2 – женский 6 - 50 лет и старше
12. ВОЗРАСТ:
1 - до 18 лет
2 - 18-24 года
3-- 25 -29 лет
13. РОД ЗАНЯТИЙ:
1 - рабочий
2 - крестьянин
3 - работник производственной сферы
4 - работник не производственной сферы
5 - работник аппарата управления
6 - сотрудник правоохранительных органов
7 - военнослужащий
8 - предприниматель
9 - учащийся ВУЗА, техникума, колледжа и т.п.
10 - неработающий пенсионер
11 - безработные
12 - иное (указать)
14. ОБРАЗОВАНИЕ:
1 - начальное общее или основное общее
2 - среднее общее
3 - среднее профессиональное
4 - высшее профессиональное
15. МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА:
1 - областной (республика, краевой) центр
2 - город областного (республ., краевого) подчинения
3 - сельская местность (деревня, село, станица и т.п.)
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ
Приложение 2
СПРАВКА
о результатах изучения общественного мнения в 2004 году о деятельности милиции Красноярска.
В соответствии с указанием руководителя комиссии МВД России по инспектированию ГУВД Красноярского края Антонова А.А. в апреле 2004 года путем анкетирования проведен опрос населения о деятельности милиции.
По возрастной категории респонденты распределились следующим образом) 30 - 39 лет - 26,1% , 50 лет и старше - 21,2% , 25 - 29 лет - 8% , 40-49 лет - 17,9% , 18 - 24 года - 14,6% , до 18 лет-2,2% .
Социальная характеристика: 41,6% респондентов имеют высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование имеют - 35% респондентов, 19,7% - среднее, 3,2% - начальное общее или основное общее.
По принадлежностям к социальным группам: рабочие производственной сферы - 30,8%, работники непроизводственной сферы - 18,6%, работники аппарата управления - 15,3% , пенсионеры - 12,1%, учащиеся, студенты - 8,5%, предприниматели, бизнесмены - 4,8%, безработные - 2,9%, сотрудники правоохранительных органов - 2,8 %, иные - 2,8%, военнослужащие - 0,9% , крестьяне - 0,6% .
В соответствии с проведенным опросом 26,3% опрошенных подвергались преступным посягательствам.
Виды преступлений, от которых пострадали респонденты, представлены в таблице.
№ | Виды преступлений | % |
1. | Кражи | 40,8 |
2. | Хулиганства | 19,0 |
3. | Телесные повреждения | 16,0 |
4. | Мошенничество | 9,5 |
5. | Вымогательства | 8,3 |
6. | Изнасилование | 1,8 |
7. | Другие | 9,5 |
Из числа пострадавших в органы внутренних дел за помощью обратились 70,9%.
При обращении в органы внутренних дел респонденты отметили, что были приняты следующие меры:
- заявление принято и зарегистрировано - 37,0%;
- заявление не было принято - 5,2%;
- заявление было принято, но не зарегистрировано - 6,8%;
- возбуждено уголовное дело и передано в суд - 12%;
- возбуждено уголовное дело, но впоследствии прекращено - 10,9%;
- отказано в возбуждении уголовного дела - 8,9%;
- заявление было рассмотрено в административном порядке - 0,5% ;
- о результатах принятых по заявлению мер было сообщено официально - 6,8%;
- о результатах принятых по заявлению мер официально не сообщалось - 8,3% ;
- иное-3,1% .
При этом, большая часть - 42,2% остались частично, удовлетворены рассмотрением их дела, 15,6% - полностью удовлетворены, 34,3% респондентов не удовлетворены принятыми мерами. Затруднились ответить 7,9% опрошенных.
29,1% граждан, пострадавших от преступных посягательств, не обращались в милицию по следующим причинам:
Ответы респондентов | % |
Не верю, что помогут | 28,1 |
Из-за незначительности понесенного ущерба | 28,1 |
Из-за боязни потерять много времени | 17,0 |
Из-за боязни мести со стороны преступников | 7,0 |
Не хочу огласки | 4,5 |
Иное | 6,5 |
Затруднились ответить | 8,8 |
В целом деятельность органов внутренних дел Красноярска оценили в основном удовлетворительно 51,5% граждан, в основном" неудовлетворительно работу милиции оценили 24,6% респондентов, затруднились ответить 23,9% опрошенных.
На вопрос «Как бы Вы оценили работу сотрудников подразделений ОВД?» респонденты высказались следующим образом:
В основном удовлетворительно | В основном неудовлетворительно | Не могу оценить | ||||
Участковых инспекторов | 44,0% | 31,1% | 24,8% | |||
Инспекторов по делам несовершеннолетних | 51,5% | 10,5% | 37,8% | |||
ппс | 49,4% | 22,8% | 27,7% | |||
Уголовного розыска | 49,8% | 13,0% | 37,1% | |||
Следствия | 45,2% | 15,7% | 39,0% | |||
Дежурной части | 50,0% | 17,5% | 32,4% | |||
ЛВС | 53,3% | 20,7% | 25,9% | |||
ГИБДД | 52,7% | 22,6% | 24,6% | |||
Согласно опросу, в случае, если жизни, здоровью и благополучию будет угрожать опасность, то 54,3% респондентов обратятся за помощью в органы внутренних дел, 15,7% - сами попробуют обеспечить свою безопасность, 7,9% - обратятся за помощью в иные государственные органы, 5,2% - в частные охранные агентства, постараются поменять место жительства - 0,9% ничего предпринимать не будут - 1,5%, будут использовать иные меры -3%. Затруднились ответить 11,5% опрошенных.
На вопрос «На основе, каких сведений, в основном, сложилось представление о деятельности органов внутренних дел?» респонденты ответили следующим образом:
- из личного опыта - 29,5% ;
- из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи - 28,3%;
- на основе теле- и радиопередач - 26,1%;
- на основе публикаций в прессе - 16,1%.
В целом деятельность органов внутренних дел края оценивается удовлетворительно.
Учитывая тот факт, что большинство опрошенных в случае, если их жизни, здоровью и благополучию будет угрожать опасность, обратятся за помощью в органы внутренних дел, можно предположить, что среди жителей Красноярского края распространено доверительное отношение к милиции.
[1] Почекаев Р. Ю. PR против организованной преступности // PR-диалог. – январь-февраль 2003. - № 1 (24). С. 79-80.
[2] Архивы ГУВД Красноярского края
[3] Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
[4] Архив пресс-службы УВД г. Красноярска.
[5] Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О свободе совести и религиозных объединениях».
[6] Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «Об общественных объединениях».
[7] Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О политических партиях».
[8] Федеральный Закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 22.08.2004) «О государственной тайне».
[9] Федеральный Закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
[10] Федеральный Закон от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.11.2004) «О средствах массовой информации».
[11] Пресс-службы силовых структур Красноярского края и журналисты обсудили проблему взаимоотношений за «круглым столом» // Красноярский рабочий.-2004.-10 окт.
[12] Тимофеева Н. Борис Грызлов: «Журналистика – это тоже правоохранительная деятельность» // PR-диалог. – ноябрь 2003 – февраль 2004. - № 6-1 (29-30). - С. 20.
[13] Тимофеева Н. Борис Грызлов: «Журналистика – это тоже правоохранительная деятельность» // PR-диалог. – ноябрь 2003 – февраль 2004. - № 6-1 (29-30). - С. 20.
[14] Там же. – С. 20
[15] Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика.-М.: Дело, 2003.- С.77- 78.
[16] Китчен Ф. Паблик рилешнз: принципы и практика.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – С. 362.
[17] Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика.-М.: Дело, 2003.- С.80- 81.
[18] Почепцов Г. Г. Паблик рилешнз для профессионалов.- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.- С. 284- 285.
[19] Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы/ Под. ред. С. Д. Резника.-М.:Академический Проект, 2003.- С.284- 285.
[20] Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика.-М.: Дело, 2003.- С.74-75.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ
1.1. Связи с общественностью в борьбе с организованной преступностью
1.2. Развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ г. КРАСНОЯРСКА
2.1. Структура и основные направления работы пресс-службы УВД города
2.2. Особенности взаимодействия пресс-службы УВД города со средствами массовой информации г. Красноярска
2.3. Проблемы взаимодействия пресс-службы УВД г. Красноярска с
журналистами и предложения по решению данных проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема выпускной квалификационной работы - «Работа пресс-службы в силовых структурах (на примере УВД г. Красноярска)».
В настоящее время тема является актуальной, так как общественные связи в милиции находятся на стадии становления и переживают в связи с этим массу проблем, которые нуждаются в решении. В работе проанализирована большая часть этих проблем и предложены некоторые идеи по усовершенствованию работы пресс-службы УВД.
Общественные связи в силовых структурах на сегодняшний момент очень перспективны, начинает увеличиваться количество инспекторов по взаимодействию со СМИ в органах внутренних дел. Это происходит по той причине, что государство осознало важность репутации милиции. Во всем мире увеличение степени доверия населения к силовым структурам характеризует высокий уровень развития данного государства.
Тема «Работа пресс-службы в силовых структурах (на примере УВД г. Красноярска)» была выбрана по той причине, что дипломанту интересны общественные связи, прежде всего, именно в контексте силовых структур, и она планирует далее работать именно в пресс-службе милиции.
На сегодняшний день органы внутренних дел испытывают сложности в поддержании положительного имиджа в глазах различных групп общественности. Большой груз при решении данной проблемы ложится именно на плечи пресс-службы. В настоящее время основной упор деятельности отдела информации и общественных связей делается на становление положительной репутации милиции в глазах населения.
Участие связей с общественностью в силовых структурах можно охарактеризовать как содействие милиции в разрешении объективных противоречий между различными группами общественности. Связи с общественностью помогают формировать и усиливать доверие населения органам внутренних дел, налаживать прямые и обратные связи с гражданами.
Также у пресс-службы милиции возникают проблемы при взаимодействии со средствами массовой информации. Этой проблеме уделена большая часть данной работы. Пресс-служба милиции играет не последнюю роль в обсуждении и попытках усовершенствования существующего Федерального Закона «О средствах массовой информации».
Объектом исследования дипломной работы является работа пресс-службы УВД города Красноярска.
Предметом же исследования обозначены общественные связи в органах внутренних дел и проблемы, существующие внутри этих связей.
Помимо проблем, имеющихся в общественных связях милиции на данный момент, также здесь затронуты и проанализированы факты из истории общественных связей в силовых структурах.
Цель дипломной работы - рассмотреть основные аспекты деятельности пресс-службы УВД города и разработать ряд предложений по усовершенствованию этой работы.
Задачи дипломного проекта:
1. Рассмотреть структуру пресс-службы УВД г. Красноярска.
2. Обозначить главные проблемы, с которыми сталкиваются инспекторы отдела информации и общественных связей при взаимодействии со средствами массовой информации и различными группами общественности.
3. Проанализировать основные нормативные акты, регламентирующие работу пресс-службы УВД.
4. Рассмотреть проблему снижения положительного имиджа милиции в глазах населения и роль пресс-службы в ее решении.
Главная особенность общественных связей в силовых структурах в том, что здесь PR является в большей степени пропагандой. Пропаганда – это позитивный рассказ о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории. Здесь нет направленности на конкретное, четко очерченное действие.
В первой главе данного диплома обозначена роль общественных связей в работе силовых структур, где рассказано о методах связей с общественностью в борьбе с мировой организованной преступностью и прослежено развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае.
Вторая глава работы называется «Организация работы пресс-службы органов внутренних дел г. Красноярска». Здесь показана структура и обозначены основные направления работы пресс-службы УВД города. Также в данной главе подробно рассмотрены аспекты взаимодействия пресс-службы УВД города со средствами массовой информации Красноярска, указаны проблемы, связанные с этим взаимодействием и сделаны предложения для улучшения сложившейся ситуации между пресс-службой и журналистами.
Во взаимодействии органов внутренних дел со СМИ на сегодняшний день существует целый комплекс проблем, решение которых связано с формированием норм поведения в обществе.
Необходима новая информационно-пропагандистская стратегия УВД, основанная на научном системном подходе к организации профилактических мероприятий, направленных на снижение роста преступности, формированию отношений доверия и партнерства с населением.
Подразделения информации УВД должны занять ведущую роль в отношениях со СМИ, стать официальным источником информации.
Информационная политика УВД должна строиться на критериях полезности, отвечающей потребностям аудитории и максимально эффективно использующей возможности конкретного канала информирования.
Также для решения содержательных проблем в деятельности по взаимодействию со СМИ необходимо сконцентрировать внимание на научно - методической и функциональной координации деятельности подразделений информации. Необходима их целенаправленная плановая комплектация профессионально подготовленными кадрами, оснащение необходимой техникой и спецоборудованием.
Для своевременной модернизации системы взаимодействия УВД со средствами массовой информации необходимо постоянно функционирующее научное обеспечение, включающее наряду с поисковыми исследованиями технологические разработки, подготовку методических и учебных программ, с целью снижения уровня преступности.
В последнее время в УВД отмечается необходимость более широкого освещения деятельности органов внутренних дел через средства массовой информации как пропаганда правового жизнеобеспечения.
Без поддержки средств массовой коммуникации сегодня практически невозможно решать масштабные проблемы, так как они имеют огромную власть над сознанием людей. С этой целью и был создан отдел информации и общественных связей при УВД в соответствии с приказом ГУВД Красноярского края от 19.12.03. № 929 «О создании нештатных пресс-групп по: взаимодействию со СМИ и общественным связям в УГОРОВД Красноярского края».
Данная тема практически не освещена в литературе, поэтому одна из основных проблем, возникших при выполнении дипломной работы – отсутствие опубликованных материалов по теме общественных связей в силовых структурах.
В дипломном проекте, главным образом, используются материалы, предоставленные пресс-службой УВД г. Красноярска и ГУВД Красноярского края. Также данная работа основана на нормативно-правовых актах, прописанных в Законах Российской Федерации, профессиональных журналах по общественным связям и учебных пособиях по общественным связям.
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ СИЛОВЫХ
СТРУКТУР
Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.