Учет выбытия основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организация может расстаться с принадлежащим ей объектом основных средств по ряду причин. К таким причинам, в частности, можно отнести:

– продажу объекта основных средств другому лицу;

– списание в случае морального и физического износа;

– передачу объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;

– ликвидацию при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

– другие причины.

Всякое движение основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств. Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно было составить расчеты амортизации. По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируются и записываются в карточку учета движения основных средств.

Реализация основных средств, как правило, осуществляется по договору купли-продажи

В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.

Согласно ст. 40 НК РФ цена продажи объекта основных средств, согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное.

Налоговые органы вправе проверить уровень цен по договору купли-продажи, если цена по договору отличается более чем на 20% уровня цен, по которым организация продает аналогичные товары.

В бухгалтерском учете финансовым результатом от реализации объекта основных средств признается разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью объекта, увеличенной на сумму понесенных организацией затрат по его продаже.

Для целей налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 268 НК РФ результатом от продажи объекта основных средств считается разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью по данным налогового учета, увеличенной на величину затрат по продаже объекта.

Выбытие основных средств в форме вкладов в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В соответствии с законодательством инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного, полезного эффекта.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н, финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

При безвозмездной передаче основных средств расходами в бухгалтерском учете будут считаться их остаточная стоимость и другие затраты, связанные с передачей.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при безвозмездной передаче имущества НДС начисляется от его рыночной цены.

Согласно п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров и иного имущества безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» освобождается от НДС.

Безвозмездная передача имущества довольно широко распространена, что не является нарушением ст. 575 ГК РФ. Гражданским кодексом РФ подробно регламентирован только один из видов безвозмездной передачи имущества – договор дарения. При этом в силу ст. 575 ГК РФ в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено.

Ликвидация основных средств предприятия может происходить по следующим причинам:

– основное средство пришло в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации и другим причинам;

– основное средство морально устарело;

– основное средство списывается в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий.

При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда оно не может быть в установленном порядке реализовано другим предприятиям.

Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также оформления необходимой документации на списание на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Она составляется из начальников соответствующих структурных подразделений, главного бухгалтера или его заместителя, лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Постоянно действующая комиссия на предприятии:

– проводит непосредственный осмотр объекта подлежащего списанию, используя при этом необходимую техническую документацию, а также данные бухгалтерского учета и устанавливает непригодность его к восстановлению и к дальнейшему использованию;

– устанавливает конкретные причины списания;

– выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложение о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

– определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и проводит их оценку;

– осуществляет контроль над изъятием из списываемых объектов годных узлов, деталей, материалов, драгоценных металлов, определяют их количество, вес и контролируют сдачу на склад;

– составляет акты на списание отдельных объектов основных средств.

В актах на списание указываются данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления, дата его поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов.

Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по учету, а неиспользуемые на данном предприятии материалы могут быть реализованы.

При выбытии списанных объектов основных средств, полученный убыток или прибыль списывается на финансовый результат.

В соответствии п. 31 ПБУ 6/01, доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Глава 25 НК РФ дает организации возможность практически безболезненно списывать все устаревшие объекты основных средств, эксплуатация которых уже не приносит реального дохода. Убытки от списания в бухгалтерском учете уменьшают финансовый результат, а в налоговом учете – в полном размере уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако к этому процессу следует подойти с известной осторожностью. Убыток уменьшает сумму чистых активов организации. А если чистые активы по окончании года окажутся меньше уставного капитала, то уставный капитал должен быть уменьшен до их размера. Если же такую операцию произвести нельзя, то организация подлежит ликвидации.

 

 


2. Бухгалтерский, налоговый учет и анализ основных средств на примере ЗАО «НЭСКО»

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.