СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКИХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Если журналист газеты при подготовке материала имеет дело только с героем репортажа, то журналисттелевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, оператором, ведущим" [8. -с.48] и техническими работниками. Здесь встает вопрос команды. Ни для кого не секрет, что даже при наличии прекрасных ведущих, режиссеров и операторовпрограмма может не получиться из-за их личной неприязни друг к другу. На красноярском телевидении достаточно явно виден процесс "миграции"телевизионщиков из программы в программу. Из "Новостей Афонтово" в программу "ИКС" перешел режиссер Тимур Овчаренко,таким же образом поступила и репортер "Афонтово" Виктория Касатова, которая, кстати, уже ушла и из "ИКСа". Здесь же можноотметить интересную ситуацию с "Примой-ТВ". Во всех красноярских программах новостей работают бывшие "примовцы" - это и МаринаДобровольская в "Новостях ТВК", и Ирина Андреева в "Новостях Афонтово", и Елена Андреева в программе"ИКС". Там же работает и Татьяна Паршинцева. Все телекомпании относятся к процессу "миграции" нормально, потому чтопонимают: становление коллектива - вещь непростая. У каждой новостийной команды есть свой лидер. Во многом от него зависит, насколько удачно сложатся отношенияв программе, а значит, насколько интересным будет эфир.

ВЕДУЩИЙ

На красноярском телевидении ни одна программа новостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни укого не возникало мысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь убедила в неправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса непозволяет оперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом эфире, новости, поступившие во время трансляции. Ведущий должен уметь читатьновости, что называется, "с листа". Хотя, иногда случаются казусы. Многие телезрители "ИКСа", наверное, помнятслучай, произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин не смог прочитать в "прямом" эфире информацию на только чтосмонтированный, но не "начитанный" сюжет Вадима Иогансона о новогодней елке. Объяснение случившемуся простое: текст был написаннеразборчиво, от руки. Этот единичный пример показывает, конечно, не непрофессионализм ведущего, а недостатки в программной организации. В любомслучае, профессиональный ведущий должен уметь читать любую новость, отпечатанную на бумаге.

Для восприятия программы в целом не менее важно психологическое лицо ведущего. Одно из названийведущего на американском телевидении - "anchorman", то есть, "человек-якорь". Как говорит московский специалист Г.Кузнецов,"ведущий новостей, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен. Демократичен, но не вульгарен.Не принадлежит к высоколобым интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но егообязанность - умело и тактично подать их. Он - сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации. Неуловимымобразом он заботится о том, чтобы зрители почувствовали себя единым сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше и умнее всех:просто он поставлен у источника новостей и старается приобщить к нему всех. Именно всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов" [17. -с.224].

Однако на красноярском телевидении трудно выделить сегодня какого-нибудь ведущего, который отвечал бывсем предъявляемым требованиям.

Если говорить о популярности местных ведущих среди зрительской аудитории, можно отметить "феноменКима" (термин наш), ведущего "Новостей Афонтово". Из года в год Сергей Ким занимает в рейтингах популярности телеведущих первоеместо. На наш взгляд, это, в большей степени, объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых, ежедневным появлением в эфире в одно и то же время("прайм тайм", 20.30). Фактор возраста очень важен для зрительской аудитории. Одно время телекомпании США пытались сделать ставку на молодых, энергичныхведущих, но позже им пришлось вернуться к более зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось, зритель видит в ведущем средних лет более надежный, по американскойтерминологии, "якорь", человека, который притягивает к экрану. Более того, информация, идущая от опытного, зрелого человека, психологическивоспринимается как более достоверная. Кстати, этот прием активно использовался на советском телевидении. Например, в то время одним из любимых у зрителейтелеведущих был Игорь Кириллов, человек "в возрасте". Кроме того, "феномен Кима" может быть объяснен еще и его доброжелательнымотношением к аудитории. Однако нужно признать, что, по мнению некоторых, он иногда "переигрывает", что не остается незамеченным телезрителями.Тем не менее, цифры показывают, что для красноярского телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем, чем какой-либо другой.

Тем не менее, сейчас на красноярском телевидении явно виден процесс "омоложения" ведущихновостийных программ. Из 12 постоянных ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий "Новостей Афонтово" Сергей Видов и ведущие "НовостейТВК" Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга Альберг. Что касается программы "ИКС", трое из четырех постоянных ведущих -Алексей Соколов, Владислав Власов и Анжелика Бендина - моложе 30-ти.

Можно предположить, что, вопреки исследованиям американских специалистов, в среде российскихтелезрителей сформировалась другая психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, с популярной в свое время программой"Взгляд", где молодые ведущие показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход к освещению новостей.

Последние рейтинги показывают, что в Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 летвыше, но пока еще рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению рейтингов молодых.

РЕПОРТЕР

Если определять ведущего как "лицо программы", то репортер в новостях - человек номер один. Сразуоговоримся, что понятие "репортер" на красноярском телевидении довольно новое, и принято лишь в "Новостях Афонтово". Впрограмме "ИКС" и в "Новостях ТВК" есть должность "редактор", но функции репортера и редактораодинаковы.

Репортаж является основным жанром новостийной телепрограммы: "телевидение репортажно посвоей природе... Репортаж - наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный... Репортаж - это информационно-публицистический жанр,рассказ очевидца с места события или явления на актуальную общественно значимую тему, который сжато, образно, документально точно отображаетконкретную действительность" [3. - с.26]. Принято разделять репортажи по содержанию на 1)событийный и 2) проблемный. Часто в репортажах присутствуют исобытийность, и проблемность.

Задача репортера - в сжатой форме в течение от 40 секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальнымприближением к нему зрителя. Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается в сюжете, и интершум, на который накладывается текст журналиста.На красноярском телевидении, особенно, в "Новостях Афонтово", часто используются одна или две ключевые фразы, взятые прямо из выступленияответственного лица, что нисколько не умаляет роль "синхрона" в репортаже и называется в теории "микроинтервью". Кстати, в "НовостяхАфонтово" это определяется понятием "живой звук".

В любом новостийном репортаже журналист должен ответить на 6 вопросов, причем, независимо от темырепортажа, эти вопросы, как правило, неизменны. Вопросы таковы:

"1) что произошло;

2) где;

3) когда;

4) как;

5) с кем;

6) почему" [3. - с.28].

А затем роль репортера - правильно скомпоновать части события в одно целое, подтвердив их при необходимости свидетельством участника этого событияили очевидца.

Существуют 2 точки зрения на универсальность репортера. Первая: репортер должен специализироваться вопределенной сфере человеческой деятельности, то есть, к примеру, в политике, экономике, криминалистике или культуре.

Вторая точка зрения: репортер должен уметь снять любую новость. Такой репортер называется"универсальным" репортером, а в теории - "генералистом". Все три красноярские телепрограммы новостей предпочитают генералистов, хотямотивируют это по-разному. Чаще всего - отсутствием средств содержать большое количество специальных репортеров. Как говорит Ирина Долгушина, лучшепригласить эксперта по какой-либо проблеме. Сергей Ким, в свою очередь, считает, что уметь снять любой репортаж - это главное профессиональное качестворепортера.

В программе "ИКС", однако, за каждым репортером закреплена собственная тема. Алексей Соколовотвечает за связи с источниками информации в администрациях города и края, Валентина Фролова - за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева - темыкультуры. Тем не менее, репортеры программы "ИКС" снимают любые сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность заосвещение данных тем в программе.

У каждого практикующего репортера есть определенная сеть источников информации. В каждой программеновостей больше всего места занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию о них они получают чаще всего из своих постоянныхисточников. Иногда - из звонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том, что у большинства репортеров одни и те же источникиинформации. Дело не в том, что репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры стараются оградиться от средств массовой информацииразличными пресс-службами, которые, на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получению самой свежей и достоверной информации. В любом случае,прямая связь "журналист - официальное лицо" гораздо лучше для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы.

Кроме видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так называемые "устныеинформации". Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.

Одна из основных диксуссий как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость бытьобъективной. Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме,даже в максимально беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент субъективизма. На красноярском информационномтелевидении программа "ИКС" и "Новости ТВК",как правило, оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив, по возможности стараются исключить изрепортажа любую оценку.

Практика показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любойновостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В "НовостяхАфонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортердолжен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет.

Одной из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных"репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит,когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, отстепени финансовой независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.

Репортер должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки,главное качество репортера.

ОПЕРАТОР

На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемокрепортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие можноснять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего стрибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологическийфон сюжета в целом.

Однако основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаютсядруг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план местасобытия, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и этозаставляет его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чемкто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения "репортажности" съемок, для того, чтобы показатьситуацию изнутри.

Время от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снятьего с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью,особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со сложностью настройки камеры ичасто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь спятой попытки.

Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практическивсе операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки ина любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.

На Центральном телевидении обязательной считается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно,высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается не частоиз-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.

Главные качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать вобъектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.

РЕЖИССЕР

Оформление видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст,написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторскийзамысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера - совершенноевладение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "НовостяхАфонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера -управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет этоматериальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС".На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творческиработать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте.

При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколькопрофессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие,режиссерам приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС" можнопривести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общегоплана ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться.

Ни одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом годупрограмма "ИКС" в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетовулучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться.

Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу вэфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператораи звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своемрешении перед главным редактором.

Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета примонтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную группу.



Заключение.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 264.