ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

программы "ИКС"

После выпуска "Новостей Афонтово" в 20.30, занимающего 1-е место по городу Красноярску врейтинге "БМ-рекламы", идет девятнадцатичасовой выпуск программы "ИКС", который транслируется на весь край. У программы"ИКС" самое большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что на значительной части территории края у "ИКСа"просто нет конкурентов, за исключением местных программ новостей.

Из редакций всех новостийных программ Красноярска редакция "ИКСа" - самая молодая.После ухода команды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором программы "ИКС" стал Мисак Нахшкарян, известныйтелезрителям как постоянный автор и ведущий программы "Де-юре". С 1 июня прошлого года и по сей день коллектив еще создается, что, безусловно,отражается на творческом процессе. Но несмотря на это, программа ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже в течение 5-ти лет практически водно и то же время зрители "Информацонного Канала Событий" могут увидеть программу на своих экранах и, как отмечают некоторые критики,часть аудитории смотрит ее по старой памяти, вспоминая программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый, "старый "ИКС".

Но это - меньшая часть аудитории. Например, жители одной из деревень Красноярского края вообще невидят разницы между программами Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят "ИКС" как московскую программу.

Однако основная, на наш взгляд, причина того, что "ИКС" стабильно популярен -его государственная принадлежность. Аудитория считает, что у государственной программы новостей всегда будет доступ к наиболее достоверной информации, и чтоэта программа выражает мнение властных структур. На самом же деле, это - заблуждение, поскольку слишком строгого контроля со стороны власти надредакцией нет. Зачастую в репортажах программы "ИКС" журналисты подвергают весьма острой критике городскую, краевую и федеральнуювласти. Эта критика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ. Естественно, существует цензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют главныйредактор "ИКСа" и заместитель генерального директора КГТРК "Центр России", без подписи которых ни один выпуск не можетбыть выдан в эфир.

М.Нахшкарян:

- Есть запрет, что в "ИКСе" не появится ни одного сообщения о том, как судится та или иная компания с тем-то, или на когов суд подали, или кто что купил, или куда поехал, или кого уволили, или кого назначили. Нет.

Государственное подчинение программы обуславливает своеобразный стиль подачи информации как ведущими, так ирепортерами.

Солидность и сдержанность ведущих "ИКСа" - принцип их работы. Стиль их одеждыдолжен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно должен быть их языковой стиль.

М.Нахшкарян:

- Всегда "Новости" воспринимались как официальная программа. То, что там сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это -позиция государства. А в России львиная доля людей - это, все-таки, люди-государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. И кведущему они отнесутся как к представителю государства.

В "ИКСе", наверное, самая жесткая из всех 3-х краевых программ новостей верстка сюжетов.Если не случается ничего экстраординарного, в начале программы располагается блок сюжетов, связанных с политикой. Это, как правило, различные совещаниягородского и краевого уровня. С недавних пор принципом "ИКСа" стало перекрывать видеоряд совещания видеорядом из архива, который касаетсяконкретной темы сюжета.

За политикой следует блок экономических сюжетов. Предпочтение отдается теме государственных предприятий икрупных акционерных обществ.

После блока экономической информации идет блок, связанный с коммунальными услугами. Именно здесьпоявляются сюжеты о бытовых проблемах жителей Красноярска и края.

Потом настает время блока сюжетов о социальных проблемах населения. Здесь же идут материалы о медицине инауке.

Далее следует криминальная хроника "ИКСа". В последнее время программа "ИКС"отказывается от "голой" статистики: сколько преступлений зафиксировано и сколько звонков о пожарах оказались ложными (как делают "НовостиАфонтово"). Чаще всего дается несколько наиболее значимых фактов из краевых оперативных сводок.

После криминальной хроники идет блок сюжетов о культуре. Здесь наиболее часты сюжеты о театральныхпремьерах и выставках художников. Неудачным является то, что после 19 часов очень редко происходят выезды журналистов "ИКСа" насъемки. Это связано с не совсем продуманной организацией работы водителей. Но именно после 19 часов происходит очень много культурных событий.

После новостей культуры следует блок спортивной информации. С недавних пор одним из принципов "ИКСа"стало выделение спортивной информации в отдельную рубрику со специальным ведущим (В.Власов). Как показали последние рейтинги, этот шаг редакции былдостаточно хорошо принят зрительской аудиторией. Выделение спорта в отдельный блок подняло общий рейтинг программы. Это связано с тем, что определенная частьзрительской аудитории интересуется спортом, и ежедневное его появление в эфире с постоянным ведущим способствует оценке программы в целом как стабильной.

В каждом спортивном блоке присутствуют и федеральные новости, если они касаются краевого спорта. Версткаспортивного блока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные новости с участием красноярских спортсменов, затем результаты краевых и главныхгородских соревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты. Потом следуют анонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж спортивныхсюжетов ограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не требует большего. В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты примонтаже. Здесь есть поле для эксперимента.

Программе "ИКС" свойственен очень пристрастный отбор сюжетов, идущих в эфир. Главным здесьслужит то, что программа идет на весь край. (У нее - единственной из всех трех красноярских программ новостей есть свои штатные собкоры в городах и районахкрая. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в Лесосибирске, Татьяна Горейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный критерий отбора сюжета- это его актуальность для большинства телезрителей.

А.Соколов:

- События, как такового, сегодняшнего, может и не быть. Может быть освещен на данный момент какой-то процесс. Он имеет, соответственно, какую-тоцену, значимость для зрителя. Если этот процесс важный - независимо от того, то ли он начался сегодня, то ли ондлится уже несколько лет и принял какой-то новый виток, его нужно осветить.

Не в традициях "нового" "ИКСа" снимать небольшиемероприятия. О них, как правило, говорится в устных информациях. Это объясняется и относительной краткостью выпуска. Длина "среднего"сюжета обычно не превышает 1-1,5 минут. Чуть больше дается особо важной политической или экономической новости. Например, в ситуации, когда был снятмэр Норильска Василий Ткачев, этому событию было уделено в программе около 5 минут.

В программе "ИКС" не принято просто пересказывать события. Наряду с самой новостью важнойсчитается и ее оценка. Причем, естественно, без какой-либо подтасовки фактов из частного случая желательно сделать обобщающий вывод.

А.Соколов:

- Если в каждой телевизионной новости будет просто перечисление фактов, будет оставлено поле для размышлений, эта новость ничего не даст. А если будеткакой-то комментаторский посыл, с ним можно согласиться или не согласиться (это не важно), но это, во-первых, будет каким-то стимулом подумать, а, во-вторых,человеку думать будет проще.

Впрочем, "Новости Афонтово" с этим категорически не согласны.

О событиях, на которые нет видеоряда, среди "сегодняшних" съемок или в архиве, рассказывается вустных информациях. Так называемые "информушки" обычно длинней, чем в "Новостях Афонтово" и, как правило, они должны служитьне просто для появления ведущего в кадре между сюжетами, а нести в себе информацию. Удельный вес устных информаций в программе "ИКС"больше, чем у ее конкурентов, что, в конечном итоге, по нашему мнению, снижает зрительский интерес. Не способствует расширению аудитории "ИКСа"и практически полное отсутствие оформления. Заставка, перебивка и отбивка программы давно уже морально устарели, так же, как и выгородка, на фоне которойсидит ведущий. Не используются широчайшие возможности компьютера. Единственное техническое средство, несколько оживляющее экран - аппарат для выдачи титров"Альфа", тоже морально устаревший. Это, впрочем, не значит, что ни главный редактор, ни журналисты не понимают важности проблемы оформления и нестараются изменить ситуацию. Просто редакция лишь недавно встала на ноги и получила моральное право разговаривать сначальством студии на равных.

Еще один фактор, отрицательно влияющий на "смотрибельность" "ИКСа"- его не совсем удачное положение в программе. По некоторым оценкам, время эфира 19.00 - слишком раннее для местных зрителей. А что уж говорить оспециальном "норильском" выпуске, который выходит в 17.30, когда большая часть активной аудитории еще не вернулась с работы.

Кстати, о "норильском" выпуске. Название "норильский" - условное.Фактически, его принимают во всем крае, кроме Красноярска. Его хронометраж - 10 минут без учета минуты рекламы. Верстка норильского выпуска, в принципе, неотличается от верстки 19-часового "ИКСа". Кроме специальных материалов, подготовленных для Севера края, в него входят репортажиоб основных событиях краевого уровня, которые успели смонтировать до выхода выпуска в эфир.

Безусловно, всего один выпуск на Красноярск в условиях, когда конкуренты выходят с 2-3-мя выпусками вдень, - серьезный недостаток "ИКСа". Рассматривается вариант с выпуском в 22.30, и пробный эфир 9 мая показал, что редакции этовполне по силам. Но определенные проблемы с руководством телекомпании тормозят процесс развития программы. А пока нет третьего выпуска, на протяжении,примерно, 2-х недель апреля редакция без труда готовила 30-минутные эфиры в 19 часов. Это получило название "перевещание", и руководствотелекомпании поручило сектору выпуска, ответственному за техническую выдачу программ КГТРК в эфир, отключать студию от передатчика "на логическойточке". В связи с этим 2 или 3 раза блок рекламы даже не попал в эфир.

Особую критику специалистов вызывает недостаточно профессиональная работа операторов. Претензиипредъявляются к устойчивости картинки и к неоправданно частому использованию "наездов" и "отъездов". Причем, иногда картинка теряетфокус, потому что операторы пользуются автоматической фокусировкой (!), что недопустимо для профессионалов.

Нарекания связаны и с работой режиссеров. Длинные панорамы, панорамы разнонаправленные - все этомешает нормальному восприятию видео в сюжете. Но обычно это все же связано с нехваткой качественного видеоматериала (операторская проблема). Невозможностьвыбрать хорошие планы тоже играет свою отрицательную роль.

К числу других проблем "ИКСа" можно отнести жесткую сетку вещания телекомпаниив целом. Очень сложно прервать передачи как московские, так и красноярские, и выйти в эфир с экстренным выпуском. Кроме того, приоритеты компании лежат вобласти рекламы, а не новостей, что осложняет творческий процесс. Не способствует улучшению программы и очень сложная внутренняя структурателестудии в целом. Как транспорт, так и монтажное оборудование принадлежат не редакции программы новостей, а телекомпании "Центр России". Какправило, это нормально, но в данном случае мешает творческой работе. И нужно также отметить, что руководство КГТРК "Центр России" не до концапонимает нужды программы новостей.

Тем не менее, редакция не собирается останавливаться на достигнутом. У журналистов много идей по поводу"нового" "ИКСа", хотя от идей до их материального воплощения еще не один шаг.



Глава 3.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.