В г.Красноярске: основные принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационное

Телевизионное вещание

В г.Красноярске: основные принципы

 



ПЛАН ДИПЛОМНОГО ВИДЕОФИЛЬМА

Введение.

Глава 1.

Приемы информационного телевещания программы

"Новости Афонтово".

Глава 2.

Приемы информационного телевещания программы "ИКС".

Глава 3.

Приемы информационного телевещания программы "Новости ТВК".

Глава 4.

Специфика работы тележурналистов красноярских программ новостей:

а) ведущий,

б) репортер,

в) оператор,

г) режиссер.

Заключение.

Основные результаты исследования и выводы.

Библиография.

Приложения.



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в Красноярске регулярно выходят в эфир три местные телевизионные программы новостей. Что мыпонимаем под термином "программа новостей"?

Основными чертами выпуска новостей являются:

"- постоянное место в структуре недельной и дневной программы;

- высокая периодичность в сравнении с другими видами передач;

- многотемность основной части выпусков, сочетающихся со специализированными по тематике выпусками(спортивные, экстренные и др.);

- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства (рубрики, указывающие на принадлежностьмножества событий к единому временному интервалу, постоянных ведущих);

- блоковый характер построения с закрепленной последовательностью (постоянство верстки);

- cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличием оперативности, характером и объемомкомментирования, регулярностью выхода в эфир" [11. - с.65].

Программа "ИКС" Красноярской государственной телерадиокомпании "Центр России" выходитв эфир ежедневно, кроме воскресенья, на 4 общероссийском телевизионном канале, вещая в 19.00 практически на всю территорию Красноярского края, а в 17.30 - соспецвыпуском - на Север края. В программе четверо постоянных ведущих (А.Соколов, А.Бендина, В.Власов и Т.Паршинцева), ее верстка стабильна. В19-часовом выпуске, идущем в "прямом эфире", есть устоявшаяся система подачи 12 - 15 видеосюжетов по тематическим блокам. "ИКС",в случае необходимости, выходит в эфир со спортивными, политическими и экономическими спецвыпусками. Программа "ИКС" полностьюсоответствует названию "программа новостей".

"Новости ТВК" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 6красноярском телевизионномканале, вещая в 15.00, 20.00 и 23.00 на Красноярск и на некоторые регионы края. В программе пятеро постоянных ведущих (И.Долгушина,Д.Чечкин, В.Востров, О.Альберг и А.Клюкин), верстка "Новостей ТВК"стабильна, сюжеты во всех выпусках идут по тематическим блокам. "Новости ТВК" соответствуют понятию "программа новостей".

"Новости Афонтово" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 9красноярском телевизионном канале, в 20.30 и 23.30 на Красноярск и на некоторые территории края. В "Новостях Афонтово" трое постоянныхведущих (С.Ким, И.Третьякова и С.Видов), верстка всех выпусков программы стабильна. Сюжеты идут по тематическим блокам. Можно с уверенностью сказать,что "Новости Афонтово" - "программа новостей".

Американские теоретики журналистики насчитывают "у средств массовой информации... 5 основныхфункций: 1)информировать, 2)развлекать, 3)влиять на аудиторию, 4)размещать рекламу и 5)распространять культуру" [25. - с.173]. Для телевизионнойпрограммы новостей определяющей является 1-я функция - информировать зрителя о событиях в окружающем его мире. Начав сознательную жизнь, человек все меньшийобъем информации получает посредством прямого контакта и все больший - из вторичных источников, в том числе, из средств массовой информации. Здесь задачажурналиста - по возможности не исказить новость, чтобы донести ее до зрителя в наибольшей полноте. "Хорошие журналисты стараются не привноситьсобственное мнение в сюжет и представляют все стороны проблемы честно, объективно и точно" [25. - с.174]. Однако не нужно забывать, что зрительтоже обладает собственным мнением, и, видя сюжет, в котором даются несколько точек зрения на проблему, зачастую зрители отрицательно реагируют на темоменты, которые расходятся с их личным мнением. Исходя из этого, в тележурналистике применяются, в основном, 2 подхода к новости - безоценочная передачатолько фактов и рассказ о событии, сопровождаемый комментарием автора или ведущего. В своей работе мы собираемся показать, например, что "НовостиАфонтово" тяготеют к первому способу подачи информации, а "НовостиТВК" и программа "ИКС" - ко второму.

Кроме этого, существуют и другие концептуальные различия в подходах к осуществлению информационноготелевещания тремя красноярскими программами новостей.

В связи с изложенным, представляется достаточно актуальным изучение различных подходов в телевизионнойподаче новостей в Красноярске.

Поэтому перед нами были поставлены задачи:

- выявить конкретные приемы информационного телевещания трех красноярских программ новостей: "ИКСа","Новостей Афонтово" и "Новостей ТВК";

- проследить специфику работы ведущих, репортеров, операторов и режиссеров трех красноярских программновостей согласно принципам их вещания.

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

- изучение литературы о проблемах информационного телевизионного вещания;

- интервьюирование профессиональных работников телевидения;

- анализ выпусков местных программ новостей.

Все съемки, интервью, режиссура и верстка дипломного видеофильма "Принципы информационноготелевизионного вещания в г.Красноярске" проводились авторами дипломной работы.

Думается, подобные исследования должны периодически повторяться. Это может быть полезным дляизучения происходящих с течением времени изменений в принципах вещания информационных телепрограмм Красноярска.

С развитием общественных потребностей в расширении сети телеинформационных программ, улучшением качествавидеотехники, а также повышением профессионализма журналистов, работающих в системе телевизионной информации, "новостийные" принципы вещанияместных программ новостей будут меняться.

Материал данного исследования, на наш взгляд, будет полезен студентам при изучении курса"Тележурналистика". Видеофильм может быть также использован в спецпрактикуме "Мастерство журналиста" и представляет определенныйинтерес для тележурналистов-практиков, специализирующихся на информационных программах.

Глава 1.

С.Ким:

- По большому счету, мы действительно боимся всяких революционных потрясений. Была бы стабильная власть, были бы стабильные предприятия,экономика, политика и так далее, - и тогда нам вообще ничего не страшно. Потому что все остальное в условиях стабильности мы решим.

И.Третьякова:

- Мы боимся, во-первых, зависимости от определенных структур - властных, финансовых, прочих. Очень просто попасть в зависимость, и оченьнепросто потом от нее избавиться. На сегодняшний день я оцениваю позицию "НовостейАфонтово" как самую независимую. Мой корреспондент может делать любой сюжет, как он считает и как он его видит. Никакой цензуры у нас несуществует.

Слабое место любой частной телекомпании - то, что она зависит от спонсоров и рекламодателей. С другой стороны, этосвоеобразный "катализатор прогресса", при отсутствии которого деньги потекут к конкурентам. Этим же обстоятельством определяется и обилие рекламы в"Новостях Афонтово". В каждой программе - по 2 рекламных блока, и еще по одному - перед программой и сразу после ее окончания.Длина каждого блока - не более 4 минут.

Этим же, в какой-то мере, объясняется отношение руководства 9 канала к программе новостей как наиболеепопулярной, стабильной и интересной программе. Поэтому приоритетное финансирование канала идет именно на новости. Кроме того, любая программа,которая помешала бы выходу в эфир новостей, по мнению руководства канала, должна быть прервана вне зависимости от возможных последствий. А время выходавыпусков "Новостей Афонтово" постоянно.

С.Ким:

- Когда мы создавали канал, не новостям мы окружение выбирали, а мы делали совсем наоборот. В сетку вещания мы ставили сначала "Новости"как главную и основную нашу программу. И уже вокруг "Новостей" строится сетка. И уже не важно - куда, какой фильм поставить?"Новости" священны. Ни один раз из-за какой-нибудь передачи "Новости" не переносились. Это себе невозможно представить, это, какбы, табу. "Новости" - это главная программа нашей телекомпании. Да и любой должна быть.

Всего за сутки выходит 3 выпуска "Новостей Афонтово". Оригинальные выпуски -вечером, в 20:30 и 23:30, а на следующий день двадцатичасовой выпуск повторяется в 9 часов утра. Каждому выпуску отводится по 27 минут. Это примерно15 - 17 сюжетов, 2 рекламных блока, сообщения службы "005", Центра стандартизации, курсы валют и устные информации. Хронометраж обычного сюжета в"Новостях Афонтово" ограничен 1 минутой. Если событие неординарное, хронометраж может быть увеличен. Как, например, было в случае савиакатастрофой под Ванаварой.

И.Третьякова:

- Когда упал самолет под Ванаварой, этот сюжет шел самым первым в выпуске, потому что это очень серьезная информация, которая интересовала,скажем так, практически всю аудиторию "Новостей". Так, мы заявили, что наш корреспондент вернулся из командировки, буквально, тремя словами (онвернулся за несколько минут до эфира), а в "ночных" мы поставили этот сюжет вверх, с него открывали выпуск, и он шел практически 2 минуты с "копейками".

Количество устных информаций в "Новостях Афонтово" заметно отличается отаналогичного показателя в "Новостях ТВК" и программе "ИКС". Часто они являются лишь связующим звеном междусюжетами. Устные информации в "Новостях Афонтово", как правило, короче, чем в "ИКСе". С этим, кстати, связанои то, что ведущие "Новостей Афонтово" делают в эфире ошибки реже, чем ведущие "ИКСа". Руководители "НовостейАфонтово" считают, что в идеале устных новостей должно быть как можно меньше.

И.Третьякова:

- Устные новости - это только то, что мы не смогли снять, не успели снять, или то, что еще только произойдет.

Версткавыпуска "Новостей Афонтово" заметно отличается от верстки новостей двух другихкрасноярских телекомпаний.

И.Третьякова:

- Наша верстка - верстка "Новостей Афонтово" - принципиально отличается от верстки новостей других телекомпаний в Красноярске.Это уже многие заметили, потому что, во-первых, она очень сильно зависит от рекламных включений (и погода у настоже разбита, таким образом, на 3 блока), и, в зависимости от этих рекламных включений, весь выпуск новостей делится на 3 информационных блока.

В первый блок, как правило, попадают официальные события из разряда наиболее важных для города или простоважные новости: экономические, деловые, визиты высоких гостей. Второй блок обычно начинается тоже с важной криминальной или экономической информации. Втретий блок попадают новости спорта, культуры, различные хобби - то есть, по словам Ирины Третьяковой, "приятная" информация.

Внутри строение блоков подчинено определенным законам. Каждый блок начинается с самой важной в блокеустной информации, за которой следует самый важный в блоке сюжет. Есть и свои тонкости. Например, какой бы важной ни была спортивная информация, она в лучшемслучае может попасть лишь в начало третьего блока. В то же время, сюжеты к празднованию 50-летия Победы шли обычно в самом начале программы.

Верстка выпуска начинается с утра, когда ответственный редактор делает так называемую "грубуюверстку". Далее к верстке подключаются продюсер новостей, а затем и ведущий выпуска.

Одна из уникальных особенностей "Новостей Афонтово" - использование такназываемых "дразнилок". Чтобы не потерять зрительский интерес во время рекламных вставок, продюсер (С.Видов) или один из репортеров (чаще всего,К.Арутюнян) делают короткий анонс одного из наиболее важных сюжетов из следующего за рекламой блока новостей. Вот пример такой "дразнилки".

Пример "дразнилки".

Для привлечения зрительского внимания служит и нестандартное построение прогноза погоды. Делаетсясвоеобразная "отводка" от предыдущего сюжета или рассказывается о чем-то, совсем не связанном с новостями. Чаще всего этим занимается режиссер"Новостей Афонтово" А.Абрамович.

Пример прогноза погоды

Принципы отбора информации в "Новостях Афонтово" тоже своеобразны. Наибольшеевнимание уделяется новостям, вызывающим у зрителя положительные эмоции. На фоне массы критических материалов "ИКСа"и "Новостей ТВК" в "Новостей Афонтово" подобное можно увидеть нечасто. В принципах "Новостей Афонтово"- давать больше , по словам С.Кима, хороших новостей.

И.Третьякова:

- Мы считаем, что зритель в Красноярске очень устал от "черноты", от безысходности, от тех проблем, с которыми онсталкивается каждый день. Мы стараемся щадить зрителя, стараемся заражать его положительной энергией.

По нашему мнению, к одному из серьезных недостатков "Новостей Афонтово" относится излишняяфактологичность подачи информации, когда репортер лишь излагает само событие, причем, иногда ему даже приходится повторять в начитке видеорядсюжета. Между тем Евгений Прохоров в учебнике по тележурналистике отмечает, что "в сюжете текст не должен описывать изображаемое на экране", и"в то же время, он не должен быть абстрактным" [17. - с.209-210], отвлекаться от основной идеи сюжета. Также авторы брошюры "Теле- ирадиоинформация" уточняют: "текст... должен дополнять, конкретизировать, расшифровывать изображение, не повторяя того, что"прочитывается" на экране" [3. - c.18].

Не всегда продуманная верстка программы тоже нарушает логику восприятия новостей.

С.Ким:

- В большой степени у нас информации устные идут сами по себе, а видеосюжеты - сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были взаимосвязаны, послеполитики шла политика или, там, экономика (но никак не политика - культура), то есть, чтобы не было совсем мешанины. Но, тем не менее, нарезка достаточно"лапшой".

В "Новостях Афонтово" понимают, что после пика зрительского интереса, которыйдлится обычно 2-3 года, популярность программы начинает падать. Журналисты готовятся к этому и постоянно ищут новые формы подачи информации. Например, кактолько на основе данных социологического исследования они понимают, что заставка и выгородка "Новостей" надоели зрителям,появляются новые варианты оформления. Большие возможности открывает перед "Новостями Афонтово" новое здание в бывшем Дворцекультуры завода медпрепаратов.

Именно благодаря тому, что они не боятся экспериментов, "Новости Афонтово" исмогли стать ведущей информационной программой местного уровня.





Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

ВЕДУЩИЙ

На красноярском телевидении ни одна программа новостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни укого не возникало мысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь убедила в неправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса непозволяет оперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом эфире, новости, поступившие во время трансляции. Ведущий должен уметь читатьновости, что называется, "с листа". Хотя, иногда случаются казусы. Многие телезрители "ИКСа", наверное, помнятслучай, произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин не смог прочитать в "прямом" эфире информацию на только чтосмонтированный, но не "начитанный" сюжет Вадима Иогансона о новогодней елке. Объяснение случившемуся простое: текст был написаннеразборчиво, от руки. Этот единичный пример показывает, конечно, не непрофессионализм ведущего, а недостатки в программной организации. В любомслучае, профессиональный ведущий должен уметь читать любую новость, отпечатанную на бумаге.

Для восприятия программы в целом не менее важно психологическое лицо ведущего. Одно из названийведущего на американском телевидении - "anchorman", то есть, "человек-якорь". Как говорит московский специалист Г.Кузнецов,"ведущий новостей, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен. Демократичен, но не вульгарен.Не принадлежит к высоколобым интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но егообязанность - умело и тактично подать их. Он - сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации. Неуловимымобразом он заботится о том, чтобы зрители почувствовали себя единым сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше и умнее всех:просто он поставлен у источника новостей и старается приобщить к нему всех. Именно всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов" [17. -с.224].

Однако на красноярском телевидении трудно выделить сегодня какого-нибудь ведущего, который отвечал бывсем предъявляемым требованиям.

Если говорить о популярности местных ведущих среди зрительской аудитории, можно отметить "феноменКима" (термин наш), ведущего "Новостей Афонтово". Из года в год Сергей Ким занимает в рейтингах популярности телеведущих первоеместо. На наш взгляд, это, в большей степени, объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых, ежедневным появлением в эфире в одно и то же время("прайм тайм", 20.30). Фактор возраста очень важен для зрительской аудитории. Одно время телекомпании США пытались сделать ставку на молодых, энергичныхведущих, но позже им пришлось вернуться к более зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось, зритель видит в ведущем средних лет более надежный, по американскойтерминологии, "якорь", человека, который притягивает к экрану. Более того, информация, идущая от опытного, зрелого человека, психологическивоспринимается как более достоверная. Кстати, этот прием активно использовался на советском телевидении. Например, в то время одним из любимых у зрителейтелеведущих был Игорь Кириллов, человек "в возрасте". Кроме того, "феномен Кима" может быть объяснен еще и его доброжелательнымотношением к аудитории. Однако нужно признать, что, по мнению некоторых, он иногда "переигрывает", что не остается незамеченным телезрителями.Тем не менее, цифры показывают, что для красноярского телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем, чем какой-либо другой.

Тем не менее, сейчас на красноярском телевидении явно виден процесс "омоложения" ведущихновостийных программ. Из 12 постоянных ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий "Новостей Афонтово" Сергей Видов и ведущие "НовостейТВК" Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга Альберг. Что касается программы "ИКС", трое из четырех постоянных ведущих -Алексей Соколов, Владислав Власов и Анжелика Бендина - моложе 30-ти.

Можно предположить, что, вопреки исследованиям американских специалистов, в среде российскихтелезрителей сформировалась другая психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, с популярной в свое время программой"Взгляд", где молодые ведущие показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход к освещению новостей.

Последние рейтинги показывают, что в Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 летвыше, но пока еще рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению рейтингов молодых.

РЕПОРТЕР

Если определять ведущего как "лицо программы", то репортер в новостях - человек номер один. Сразуоговоримся, что понятие "репортер" на красноярском телевидении довольно новое, и принято лишь в "Новостях Афонтово". Впрограмме "ИКС" и в "Новостях ТВК" есть должность "редактор", но функции репортера и редактораодинаковы.

Репортаж является основным жанром новостийной телепрограммы: "телевидение репортажно посвоей природе... Репортаж - наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный... Репортаж - это информационно-публицистический жанр,рассказ очевидца с места события или явления на актуальную общественно значимую тему, который сжато, образно, документально точно отображаетконкретную действительность" [3. - с.26]. Принято разделять репортажи по содержанию на 1)событийный и 2) проблемный. Часто в репортажах присутствуют исобытийность, и проблемность.

Задача репортера - в сжатой форме в течение от 40 секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальнымприближением к нему зрителя. Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается в сюжете, и интершум, на который накладывается текст журналиста.На красноярском телевидении, особенно, в "Новостях Афонтово", часто используются одна или две ключевые фразы, взятые прямо из выступленияответственного лица, что нисколько не умаляет роль "синхрона" в репортаже и называется в теории "микроинтервью". Кстати, в "НовостяхАфонтово" это определяется понятием "живой звук".

В любом новостийном репортаже журналист должен ответить на 6 вопросов, причем, независимо от темырепортажа, эти вопросы, как правило, неизменны. Вопросы таковы:

"1) что произошло;

2) где;

3) когда;

4) как;

5) с кем;

6) почему" [3. - с.28].

А затем роль репортера - правильно скомпоновать части события в одно целое, подтвердив их при необходимости свидетельством участника этого событияили очевидца.

Существуют 2 точки зрения на универсальность репортера. Первая: репортер должен специализироваться вопределенной сфере человеческой деятельности, то есть, к примеру, в политике, экономике, криминалистике или культуре.

Вторая точка зрения: репортер должен уметь снять любую новость. Такой репортер называется"универсальным" репортером, а в теории - "генералистом". Все три красноярские телепрограммы новостей предпочитают генералистов, хотямотивируют это по-разному. Чаще всего - отсутствием средств содержать большое количество специальных репортеров. Как говорит Ирина Долгушина, лучшепригласить эксперта по какой-либо проблеме. Сергей Ким, в свою очередь, считает, что уметь снять любой репортаж - это главное профессиональное качестворепортера.

В программе "ИКС", однако, за каждым репортером закреплена собственная тема. Алексей Соколовотвечает за связи с источниками информации в администрациях города и края, Валентина Фролова - за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева - темыкультуры. Тем не менее, репортеры программы "ИКС" снимают любые сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность заосвещение данных тем в программе.

У каждого практикующего репортера есть определенная сеть источников информации. В каждой программеновостей больше всего места занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию о них они получают чаще всего из своих постоянныхисточников. Иногда - из звонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том, что у большинства репортеров одни и те же источникиинформации. Дело не в том, что репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры стараются оградиться от средств массовой информацииразличными пресс-службами, которые, на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получению самой свежей и достоверной информации. В любом случае,прямая связь "журналист - официальное лицо" гораздо лучше для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы.

Кроме видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так называемые "устныеинформации". Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.

Одна из основных диксуссий как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость бытьобъективной. Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме,даже в максимально беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент субъективизма. На красноярском информационномтелевидении программа "ИКС" и "Новости ТВК",как правило, оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив, по возможности стараются исключить изрепортажа любую оценку.

Практика показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любойновостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В "НовостяхАфонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортердолжен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет.

Одной из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных"репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит,когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, отстепени финансовой независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.

Репортер должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки,главное качество репортера.

ОПЕРАТОР

На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемокрепортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие можноснять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего стрибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологическийфон сюжета в целом.

Однако основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаютсядруг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план местасобытия, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и этозаставляет его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чемкто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения "репортажности" съемок, для того, чтобы показатьситуацию изнутри.

Время от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снятьего с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью,особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со сложностью настройки камеры ичасто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь спятой попытки.

Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практическивсе операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки ина любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.

На Центральном телевидении обязательной считается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно,высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается не частоиз-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.

Главные качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать вобъектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.

РЕЖИССЕР

Оформление видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст,написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторскийзамысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера - совершенноевладение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "НовостяхАфонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера -управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет этоматериальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС".На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творческиработать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте.

При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколькопрофессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие,режиссерам приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС" можнопривести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общегоплана ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться.

Ни одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом годупрограмма "ИКС" в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетовулучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться.

Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу вэфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператораи звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своемрешении перед главным редактором.

Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета примонтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную группу.



Заключение.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ,1987г. - 238с.

2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.: М.,"Прогресс", 1990. - 325с.

3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. - 63с.

4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации- их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси, "Ганатлеба",1989г. - 627с.

5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.", 1986. - 336с.

6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание", 1987. - 214с.

7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., "Знание", 1982г. - 184с.

8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. - 312с.

9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста", М., 1977г.

10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с.

11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.: Кишинев,"Штиинца", 1989г. - 119с.

12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука", 1988г. - 178с.

13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука", 1989. - 436с.

14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание", 1983г. - 216с.

15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. - 86с.

16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М., "Знание", 1986г.- 286с.

17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. - 237с.

18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс", 1987г. - 228с.

19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М., "Знание", 1976г.- 284с.

20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М., "Знание", 1990г. - 61с.

21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., "Наука", 1983г.- 370с.

22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое время", 1988г.,

№ 11.

23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p.

24. Orlik PeterB. The Electronic Media: An Introduction To The Profession.: Boston, Allyn &Bacon, 1992. - 491p.

25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 1992. - 460p.

26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 437p.



Приложение 1

ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.

1. Что такое телевизионные новости?

2. В чем суть информационной программы?

3. Должна ли информационная программа освещать все события, о которыхузнает?

4. Что главное: новость или ее оценка?

5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?

6. Что меняет конкуренция?

7. Какова концепция вашей программы?

8. Оценка конкурентов.

9. Роль оператора в сюжете.

10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные новости?

11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания?

12.Роль "видео" в восприятии новостей.

13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?

14. Как делается верстка выпуска?

15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?

16.Каково соотношение "видео" и текста в вашей программе?*

17.Отношение к универсальности репортера.

18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера?

19.Какими должны быть качества репортера?

20.Какова роль ведущего в информационной программе?

21.Пожелания начинающим тележурналистам.



Приложение 2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН

КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Как и у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническаянеразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока иностранныхслов (в основном, английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных понятий.

Словарь разбит на 3 части:

1) обозначения людей, работающих на телевидении;

2) обозначения аппаратуры;

3) понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности тележурналистов.

Обозначения аппаратуры.

БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура стандарта BETACAM(англ.).

ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта Video-8.

ВХС - любительская видеоаппаратура стандарта VHS (Video Home System).

МОНТАЖКА - монтажная линейка.

ПТС - передвижная телевизионная студия.

ПУШКА - встроенный в камеру микрофон.

СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic M7000.

СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее частоиспользуется в красноярских программах новостей.

ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из видеокамеры ивидеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.

ТРОЙКА видеокамера стандарта VHS Panasonic M3000.

Информационное

Телевизионное вещание

в г.Красноярске: основные принципы

 



ПЛАН ДИПЛОМНОГО ВИДЕОФИЛЬМА

Введение.

Глава 1.

Приемы информационного телевещания программы

"Новости Афонтово".

Глава 2.

Приемы информационного телевещания программы "ИКС".

Глава 3.

Приемы информационного телевещания программы "Новости ТВК".

Глава 4.

Специфика работы тележурналистов красноярских программ новостей:

а) ведущий,

б) репортер,

в) оператор,

г) режиссер.

Заключение.

Основные результаты исследования и выводы.

Библиография.

Приложения.



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в Красноярске регулярно выходят в эфир три местные телевизионные программы новостей. Что мыпонимаем под термином "программа новостей"?

Основными чертами выпуска новостей являются:

"- постоянное место в структуре недельной и дневной программы;

- высокая периодичность в сравнении с другими видами передач;

- многотемность основной части выпусков, сочетающихся со специализированными по тематике выпусками(спортивные, экстренные и др.);

- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства (рубрики, указывающие на принадлежностьмножества событий к единому временному интервалу, постоянных ведущих);

- блоковый характер построения с закрепленной последовательностью (постоянство верстки);

- cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличием оперативности, характером и объемомкомментирования, регулярностью выхода в эфир" [11. - с.65].

Программа "ИКС" Красноярской государственной телерадиокомпании "Центр России" выходитв эфир ежедневно, кроме воскресенья, на 4 общероссийском телевизионном канале, вещая в 19.00 практически на всю территорию Красноярского края, а в 17.30 - соспецвыпуском - на Север края. В программе четверо постоянных ведущих (А.Соколов, А.Бендина, В.Власов и Т.Паршинцева), ее верстка стабильна. В19-часовом выпуске, идущем в "прямом эфире", есть устоявшаяся система подачи 12 - 15 видеосюжетов по тематическим блокам. "ИКС",в случае необходимости, выходит в эфир со спортивными, политическими и экономическими спецвыпусками. Программа "ИКС" полностьюсоответствует названию "программа новостей".

"Новости ТВК" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 6красноярском телевизионномканале, вещая в 15.00, 20.00 и 23.00 на Красноярск и на некоторые регионы края. В программе пятеро постоянных ведущих (И.Долгушина,Д.Чечкин, В.Востров, О.Альберг и А.Клюкин), верстка "Новостей ТВК"стабильна, сюжеты во всех выпусках идут по тематическим блокам. "Новости ТВК" соответствуют понятию "программа новостей".

"Новости Афонтово" выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 9красноярском телевизионном канале, в 20.30 и 23.30 на Красноярск и на некоторые территории края. В "Новостях Афонтово" трое постоянныхведущих (С.Ким, И.Третьякова и С.Видов), верстка всех выпусков программы стабильна. Сюжеты идут по тематическим блокам. Можно с уверенностью сказать,что "Новости Афонтово" - "программа новостей".

Американские теоретики журналистики насчитывают "у средств массовой информации... 5 основныхфункций: 1)информировать, 2)развлекать, 3)влиять на аудиторию, 4)размещать рекламу и 5)распространять культуру" [25. - с.173]. Для телевизионнойпрограммы новостей определяющей является 1-я функция - информировать зрителя о событиях в окружающем его мире. Начав сознательную жизнь, человек все меньшийобъем информации получает посредством прямого контакта и все больший - из вторичных источников, в том числе, из средств массовой информации. Здесь задачажурналиста - по возможности не исказить новость, чтобы донести ее до зрителя в наибольшей полноте. "Хорошие журналисты стараются не привноситьсобственное мнение в сюжет и представляют все стороны проблемы честно, объективно и точно" [25. - с.174]. Однако не нужно забывать, что зрительтоже обладает собственным мнением, и, видя сюжет, в котором даются несколько точек зрения на проблему, зачастую зрители отрицательно реагируют на темоменты, которые расходятся с их личным мнением. Исходя из этого, в тележурналистике применяются, в основном, 2 подхода к новости - безоценочная передачатолько фактов и рассказ о событии, сопровождаемый комментарием автора или ведущего. В своей работе мы собираемся показать, например, что "НовостиАфонтово" тяготеют к первому способу подачи информации, а "НовостиТВК" и программа "ИКС" - ко второму.

Кроме этого, существуют и другие концептуальные различия в подходах к осуществлению информационноготелевещания тремя красноярскими программами новостей.

В связи с изложенным, представляется достаточно актуальным изучение различных подходов в телевизионнойподаче новостей в Красноярске.

Поэтому перед нами были поставлены задачи:

- выявить конкретные приемы информационного телевещания трех красноярских программ новостей: "ИКСа","Новостей Афонтово" и "Новостей ТВК";

- проследить специфику работы ведущих, репортеров, операторов и режиссеров трех красноярских программновостей согласно принципам их вещания.

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

- изучение литературы о проблемах информационного телевизионного вещания;

- интервьюирование профессиональных работников телевидения;

- анализ выпусков местных программ новостей.

Все съемки, интервью, режиссура и верстка дипломного видеофильма "Принципы информационноготелевизионного вещания в г.Красноярске" проводились авторами дипломной работы.

Думается, подобные исследования должны периодически повторяться. Это может быть полезным дляизучения происходящих с течением времени изменений в принципах вещания информационных телепрограмм Красноярска.

С развитием общественных потребностей в расширении сети телеинформационных программ, улучшением качествавидеотехники, а также повышением профессионализма журналистов, работающих в системе телевизионной информации, "новостийные" принципы вещанияместных программ новостей будут меняться.

Материал данного исследования, на наш взгляд, будет полезен студентам при изучении курса"Тележурналистика". Видеофильм может быть также использован в спецпрактикуме "Мастерство журналиста" и представляет определенныйинтерес для тележурналистов-практиков, специализирующихся на информационных программах.

Глава 1.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 236.