ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
«Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях»
Нижний Новгород 2010 г.
Аннотация
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.
В главе 1 описываются формы, виды и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях. Порядок начисления заработной платы и учет удержаний из заработной платы, а также планирование оплаты труда в бюджетных организациях.
В главе 2 на примере МОС(К) ведется планирование ФОТ, учет расчетов по оплате труда, а также учет начислений заработной платы и удержаний из заработной платы.
В главе 3 проводится аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда на примере МОС(К) Поповской школе-интернате.
В заключении делаются определенные выводы и даются предложения по усовершенствованию проблем.
В дипломной работе приведен список используемой литературы, содержащий перечень нормативных актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.
Введение
Заработная плата это форма материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Поскольку зарплата – основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду.
Зарплата – один из важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.
Заработная плата представляет собой достаточно интересный и ответственный этап, т.к. это – сфера повышенного внимания со стороны ПФ и других фондов, а также ГНИ в части отнесения на себестоимость и уплаты взносов во внебюджетные фонды.
Оплата труда является вторым по значимости элементом затрат в себестоимости продукции.
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако, на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы.
Рыночная экономика предлагает наличие рабочей силы с территориальным перемещением трудовых ресурсов, сосредоточением труда там, где на него есть спрос, и оттоком с тех мест, где ощущается избыточное предложение.
Комплекс всех этих факторов и формирует конкретную оплату труда.
Специфика расчетов с персоналом труда предприятия по всем видам начислений и удержаний заключается, прежде всего, в следующем:
- на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д., делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.
- В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов, регулирующих выполнение операций по бухучету.
- Важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные, учетные документы должны быть составлены по установленной форме, и содержать все необходимые реквизиты.
Все вышеизложенное говорит об актуальности и злободневности избранной темы дипломной работы.
1. Система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях
Учет расчетов по ЕСН НДФЛ
Налог на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных вычетов:
- 3000 рублей за каждый месяц налогового периода (для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС)
- 500 рублей за каждый месяц налогового периода (героев Советского союза и героев РФ, а также лиц, награжденных орденом славы трех степеней)
- 400 рублей за каждый месяц налогового периода на работника, действует до месяца, в котором их доход исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20000 руб.
- 300 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, действует до месяца, в котором их доход исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20000 руб.
налоговый вычет расходов на содержание ребенка производится на каждого ребенка до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет. Производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением в брак.
Стандартные налоговые вычеты производятся при предоставлении следующих документов:
написать заявления об уменьшении налога с физических лиц, где указывается стандартные вычеты;
копии свидетельств о рождении детей;
справки из высших учебных учреждений детей студентов дневной формы обучения;
копия паспорта.
Налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.
Объектом налогообложения признается доход, полученный:
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Доходы, полученные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов.
Датой фактического получения дохода налогоплательщиком является:
при получении дохода в виде оплаты труда – последний день месяца, за который работнику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом);
при получении иных доходов в денежной форме – день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц;
при получении доходов в натуральной форме – день их фактической передачи физическому лицу.
Порядок расчета налога
Для достоверного исчисления суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет, необходимо произвести следующие расчеты:
1) суммируются все доходы налогоплательщика, полученные им от работодателя как в денежной, так и натуральной форме. Если в их состав входят доходы, для которых предусмотрены разные налоговые ставки, доходы группируются в зависимости от применяемых к ним ставок налога;
2) определяется сумма доходов, освобожденных от налога, на которую уменьшается налогооблагаемый доход;
3) из облагаемого дохода производятся предусмотренные законом вычеты;
4) рассчитываются суммы налога по каждой группе доходов, для которых предусмотрены разные ставки налогообложения;
5) определяется общая сумма налога, подлежащая удержанию с доходов физического лица, путем сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам.
Учет расчетов по государственному социальному страхованию и обеспечению.
В соответствии с Конституцией РФ граждане России имеют право на получение государственного пенсионного, социального и медицинского обеспечения. Для реализации этих прав в РФ создана и действует система обязательного социального страхования. Все работодатели для финансирования расходов по социальному обеспечению работников организации обязаны ежемесячно делать отчисления в составе единого социального налога в ФСС.
Плательщиками налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в частности:
организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
индивидуальные предприниматели, к которым относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Если организация или индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, то они являются плательщиками налога с этих видов деятельности.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты наемным работникам, признаются:
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
Ставки налога
Единый социальный налог исчисляется по следующим регрессивным ставкам:
1) при величине налоговой базы, исчисленной нарастающим итогом с начала года на каждого отдельного работника, до 100 000 руб.:
в Пенсионный фонд России (ПФР) – 28,0%;
в Фонд социального страхования (ФСС) – 4,0%;
в территориальные ФОМС (ТФОМС) – 3,4%;
в Федеральный ФОМС (ФФОМС) – 0,2%;
2) при величине налоговой базы от 100 001 руб. до 300 000 руб.:
в ПФР – 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
в ФСС – 4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
в ТФОМС – 3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
в ФФОМС – 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
3) при величине налоговой базы от 300 001 руб. до 600 000 руб.:
в ПФР – 59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.;
в ФСС – 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.;
в ТФОМС – 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.;
в ФФОМС – 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.;
4) при величине налоговой базы свыше 600000 руб.:
в ПФР – 83 300 руб. + 5,0% (с 01.01.2002 г. – 2,0%) с суммы,
превышающей 600000 руб.;
в ФСС – 11 700 руб.;
в ТФОМС – 9900 руб.;
в ФФОМС – 700 руб.
Указанные ставки единого социального налога применяются при условии, что в предыдущем налоговом периоде (календарный год) величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50000 руб.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) – выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
При расчете налоговой базы учитывается средняя численность работников, которая включает:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) (за исключением численности индивидуальных предпринимателей), а также по авторским и лицензионным договорам.
Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы в 4200 руб., умноженной на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то размер единого социального налога исчисляется по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 10000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Доход бюджетных организаций не превышает налоговой базы, исчисленной на каждого работника 100000 руб., следовательно единый социальный налог исчисляется по следующим ставкам: в ПФР – 28,0%; В ФСС – 4,0%; В ТФОМС – 3,4%; ФФОМС – 0,2%.
X класс 1,1 XXII класс 8,5
XI класс 1,2
XII класс 1,5
Бюджетные организации относятся к 1 классу – с тарифом 0,2.
Кроме того, отдельным экономическим субъектам предоставлено право уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60% размера страховых тарифов. К числу таких субъектов относятся:
1) организации любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;
2) следующие категории работодателей:
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В случае если организация осуществляет свою деятельность в нескольких отраслях экономики, для которых предусмотрены различные размеры страховых тарифов, уплата страховых взносов производится по страховым тарифам, предусмотренным для более высокого класса профессионального риска.
Планирование и учет в бюджетных организациях
Планирование расходов для каждого учреждения устанавливается из тарифного фонда и надтарифного.
Тарифный фонд это фонд на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Надтарифный (дополнительный) фонд устанавливаются надбавки за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника.
Надтарифный фонд не должен превышать 25% фонда оплаты труда.
При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения.
Фонд оплаты труда складывается:
А) Основной оклад гражданских служащих – расходы по начисленной оплате труда по установленным должностным окладам, тарифным ставкам, тарифной сетке по оплате труда в бюджетной сфере, почасовой оплате труда работы преподавателей.
Б) надбавка к заработной плате – за работу во вредных условиях,
за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития);
за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности;
В) Дополнительная оплата труда – оплата работы в ночное время, праздничные и выходные дни; оплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объёма выполненных работ.
Г) прочие денежные выплаты – выплаты премий по результатам работы и оказания материальной помощи работникам.
Компенсации за неиспользованный отпуск;
Единовременные поощрительные выплаты в связи с праздничными днями, юбилейными датами (50-летие, 60-летие со дня рождения), с уходом на пенсию;
Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;
Оплата за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации.
Д) оплата ежегодных отпусков
Е) выходное пособие при увольнении
Ж) оплата труда внештатных сотрудников
Работники образовательных учреждений получают ежемесячную заработную плату, оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.
Система оплаты труда педагогических работников направлена на всеобъемлющий учет их квалификации, экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы. Все вышеперечисленные показатели предусмотрены ЕТС.
Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года №785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС» введен общий для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы.
ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7–16-й разряды. Руководителям учреждений устанавливаются более высокие разряды оплаты труда: 10–18-й, при их определении учитываются объемные и качественные показатели (уровень квалификации).
К объемным относятся показатели, характеризующие масштабы руководства учреждения: численность работников, количество обучающихся воспитанников, наличие дополнительных объектов, их сложность, сменность работы учреждения образования. Всего установлено 5 групп оплаты труда, в каждой из которых предусмотрен диапазон из 3 разрядов оплаты труда по ЕТС. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10–20% ниже оклада соответствующего руководителя. Кроме того, руководитель может получать почасовую оплату за проведенные уроки.
Все повышения, надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные действующими условиями оплаты труда, исчисляются в процентах к размеру тарифной ставки (оклада), установленному в соответствии с разрядом оплаты труда ЕТС. Для работников, тарифицируемых с 1-го по 5-й разряды ЕТС, эти повышения, надбавки и доплаты устанавливаются к размеру тарифной ставки (окладу) с учетом увеличения.
Педагогическим и другим работникам за специфику работы отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях:
- за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) повышение производится на 10–15%;
- за работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, повышение производится на 15–20%;
- за работу в общеобразовательных школах-интернатах повышение производится на 15%;
- в образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%. Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%.
- Педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки заработной платы повышаются на 15%.
- Учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) повышение производится на 20%.
- Учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (кликах) и детских отделениях больниц для взрослых, повышение производится на 20%;
- Оплата труда отдельных категорий может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования. Новый разряд работнику при этом не устанавливается, а при оплате труда применяется тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий более высокому разряду. Оплат на два разряда выше осуществляется:
- Работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
Оплата труда на один разряд выше осуществляется:
- Работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
- руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющих почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель» СССР, РСФСР;
- руководящим работникам образовательных учреждений, имеющим другие почетные звания: «Заслуженный мастер профтехобразования», «Заслуженный работник физической культуры», «Заслуженный работник культуры»;
- работникам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, ДЮСШОР), имеющим звания «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса» оплата труда осуществляется на один разряд выше.
Доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.), применяются согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 года 10/32-Т:
- за работу в ночное время устанавливаются доплаты в размере не ниже 35% часовой ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (в период с 22 часов до 6 часов утра);
- в случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день указанная работа компенсируется ему предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере;
- работа в праздничный день в случаях, предусмотренных законодательством, оплачивается не менее чем в двойном размере:
- работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, – в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;
- работникам, получающим месячный оклад, – в размере не менее одинарной часовой ставки или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
За работу с неблагоприятными условиями труда предусматриваются доплаты в размере:
- с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12% ставки (оклада);
- с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24% ставки (оклада).
На работников образовательных учреждении, оплачиваемых на условиях, установленных для других отраслей народного хозяйства (культура, здравоохранение и др.), распространяется действующий в этих отраслях для соответствующих работников порядок применения надбавок, доплат и повышений ставок и окладов. Повышения ставок заработной платы (должностных окладов), доплаты и надбавки за условия работы, отклоняющиеся от нормальных, действующие на момент введения ЕТС сохраняются.
В соответствии со ст. 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. М° 438–1 «О социальном развитии села» специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования и др., работающим на селе, устанавливаются повышенные на 20% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, работающих в городских условиях.
Местные органы власти могут вводить дополнительные повышенные коэффициенты к заработной плате работников в зависимости от уровня социально-экономического развития населенных пунктов.
Образовательные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ (наличие квалификационной категории, почетного звания, ученой степени и т.п.) учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Образовательные учреждения самостоятельно определяют показатели и размеры премирования работников, учитывая как личный вклад работника в осуществление деятельности организации, так и результаты работы коллектива конкретного подразделения или организации в целом. Принимаемая премиальная система должна предполагать выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, подлежащих поощрению, показатели, условия премирования, размеры премий и сроки премирования должны быть предусмотрены в Положении о премировании или другом локальном нормативном акте. Этот акт, как правило, содержит:
– общие положения, в которых определяется круг премируемых за основные результаты хозяйственной деятельности по различным группам персонала (рабочие, руководители, специалисты, служащие и т.д.);
– источники, показатели, условия, размеры, периоды и сроки премирования для отдельных групп персонала или категорий работающих;
– порядок начисления, утверждения и выплаты премий и другие показатели.
В начале учебного года рассчитывается количество педагогических ставок. Для этого составляется учебный план. Часы учебного плана распределяются тарификационной комиссией и составляется тарификационный список по школе, где указываются часы, ставки, надбавки, доплаты.
Ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки:
– за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (3 часа в день) – учителям 5 – 11 классов образовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов, педагогам дополнительного образования;
– за 20 часов – учителям 1- 4 классов, учителям логопедам образовательных учреждений;
– за 25 часов – воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.
Продолжительность рабочего времени других работников, не перечисленных выше, составляет 40 часов в неделю.
Далее делается расчет тарификации.
Тарификация
При тарификации учителей базовая тарифная ставка умножается на нагрузку, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения по учебному плану, и делится на норму часов.
Месячная тарифная ставка учителя устанавливается с учетом следующей нормы часов:
– 18 часов в неделю учителям средних и старших классов;
— 20 часов в неделю учителям начальных классов.
В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей и преподавателей за работу по совместительству в другом образовательном учреждении (одном или нескольких). При этом общий объем работы по совместительству не должен превышать половины месячной нормы рабочего времени учителям и преподавателям.
Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы годы.
Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год. В случае если учебными планами предусматривается разное количество часов на предмет по полугодиям, то тарификация осуществляется также один раз в год, но раздельно по полугодиям.
Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год – на начало первого и второго учебных полугодий.
Тарификация учителей, осуществляющих обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость учащихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включается при тарификации не все 100% часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80% от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и деленной на установленную норму часов в неделю.
Установленную таким образом месячную заработную плату учителю следует выплачивать до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в различные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда педагогических работников, а также лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в т.ч. занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующий началу каникул.
Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.
Преподавателям, поступившим на работу в течении учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объём учебной нагрузки, приходящийся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается в этом месяце за фактическое количество часов по часовым ставкам.
Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата до начала занятий выплачивается из расчета месячной ставки, установленной в соответствии с определенным разрядом оплаты труда по ЕТС, а руководящим работникам – должностной оклад с учетом группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений и квалификационной категории.
При повышении ставки заработной платы (должностного оклада) в связи с изменением разряда оплаты труда по ЕТС средняя месячная заработная плата определяется путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой нагрузки.
Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствующих работников по причине болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.
После расчета месячного фонда заработной платы, делается расчет годового фонда, умножив месячный на количество месяцев в году.
Далее составляется штатное расписание для административно-управленческого персонала и административно-хозяйственной части, где отражается разряд, количество ставок.
Штатное расписание формируется и утверждается самим учреждением, а «Типовое штатное расписание» является лишь нормативом фонда оплаты труда. Поэтому учреждение может самостоятельно ввести ставки, например заместителя директора по науке или диспетчера, имея в виду следующие ограничения:
1. общую сумму средств, выделенную на оплату труда;
2. здравый смысл администрации (например, необходимо учитывать, что деньги, выделенные на зарплату заместителей, тратятся за счет коллектива учреждения);
3. в штатное расписание можно ввести только ту должность, которая имеется в «Тарифно-квалификационном перечне».
В начальных школах при наличии 8 и более классов комплектов не менее 240 учащихся устанавливается должность директора.
Штаты начальных школ, имеющих 13 и более классов-комплектов, а также начальных школ, являющихся базовыми школами педагогических училищ, устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами неполных средних и средних общеобразовательных школ.
В школах с числом 30 и более классов каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы должности заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
В средних общеобразовательных школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке вводится дополнительно должность заместителя директора по иностранному языку.
Должность организатора внеклассной работы и внешкольной воспитательной работы с детьми устанавливается в средних общеобразовательных школах из расчета: 0,5 единицы должности – в школах с количеством до 11 классов-комплектов, одна должность – в школах с количеством 11 и более классов-комплектов.
Должность военного руководителя устанавливается при наличии оборудованного физического или химического кабинета из расчета: в неполных средних общеобразовательных школах с количеством классов-комплектов 9–18 – 0,5 единицы должности, 19 и более – одна должность; в средних общеобразовательных школах с количеством классов-комплектов 9–18 – одна должность, 19–28 – 1,5 единицы должности, 29–39 – две должности, 40 и более – 2,5 единицы должности лаборанта.
Должность старшего пионервожатого в средних общеобразовательных школах с числом 30 и более классов устанавливается без учета количества X–XI (XII) классов.
Сохранять в штатах общеобразовательных школ с числом 9 и менее классов (классов-комплектов) действующие в республики нормативы установления должностей старших пионервожатых, если при введении новых штатов происходит сокращение численности этой категории работников.
В неполных средних и средних общеобразовательных школах с числом 10 классов-комплектов дополнительно устанавливается по 0,5 единицы должности заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе и старшего пионервожатого и одна должность заведующего хозяйством.
В школах с количеством учащихся 401 и более вместо должности заведующего хозяйством устанавливается должность заместителя директора по хозяйственной работе.
В школах с количеством классов 34 и более устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности библиотекаря.
В школах, в которых должности кочегаров и рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования не переданы в систему ЖКХ, устанавливаются:
- при наличии центрального отопления – 1 должность кочегара в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твёрдые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 квадратных метров – 2 должности кочегара в смену в каждой котельной;
- при газовом отоплении – 1 должность кочегара в смену в каждой котельной;
- при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в общеобразовательных школах, имеющих тепловой пункт или элеватор, – 1 должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов – 1 должность такого рабочего в смену;
- при наличии печного отопления – 0,5 единицы должности истопников на каждые 5 печей, но не менее 0,5 единицы на школу.
Эти должности устанавливаются на отопительный сезон.
В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия с учащимися во вторую,
третью смены, или при наличии в школе групп продленного дня дополнительно устанавливается должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы на гардероб. Общее число гардеробщиков по школе не должно превышать трех единиц. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии оборудованных гардеробов.
Должность воспитателя устанавливается из расчета 1 единица на группу продленного дня, а в группах скомплектованных из детей 6-летнего возраста, устанавливается 1,25 единицы должности.
Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу.
Должность дворника устанавливается в школах в соответствии с нормами убираемой площади. В школах, которые имеют фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, вместо должности дворника может быть установлена должность садовника.
В школах, где организован сон учащихся шестилетнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными устанавливаются должности машинистов по стирке спецодежды (белья) из расчета 0,25 единицы должности на каждый такой класс.
Должность сторожа устанавливается в общеобразовательной школах, где нет возможности передать охрану зданий на пульт вневедомственной охраны, в пределах лимита на сторожевую охрану.
В сметах расходов на содержание общеобразовательных школ предусматриваются ассигнования на оплату труда руководителей кружков в следующих размерах: в школах с числом классов от 5 до 10 – 0,5 ставки учителя; от 10 до 20 – 1 ставка; 20 и более – 1,5 ставки учителя.
Должности кладовщика, повара, подсобного рабочего вводятся только при условии приготовления пищи непосредственно в школе. В школах с продленным днем с количеством классов более девяти вводятся две должности повара. В школах с продленным днем с числом семь и более классов-комплектов должность заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе устанавливается в количестве не менее одной единицы. Рассчитав количество ставок и месячный фонд оплаты труда делается расчет годового фонда, путем умножения месячного фонда на 12.
О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях.
Почасовая оплата труда в образовательных учреждениях применяется при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев; за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации, а также при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т. ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения.
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
Если замещение отсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).
Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 75,6 (среднемесячное количество часов). Оплата производится только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных Постановлением Минтруда России от 21 января 1993 г. №7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». Указанные ставки могут применяться, например, при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебным планом
Формирование надтарифного фонда оплаты труда.
Приказ департамента образования и науки М464 от 25.11.92 «О порядке перевода работников образования Нижегородской области на новые условия оплаты на основе Единой тарифной сетки» предусматривает установление ряда надбавок и доплат учителям (в том числе и доплату за заведование кабинетом, за классное руководство и проверку тетрадей) в качестве обязательных, т.е. установлены минимальные размеры доплат, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда. Данные выплаты входят в состав надтарифного фонда в соответствии с письмом Минобразования России от 3.03.95 №16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования».
В соответствии с данным приказом и в отличие от федерального законодательства на территории Нижегородской области установлены минимальные размеры надбавок и доплат за выполнение субъектов РФ на 1999 год расчет расходов по заработной плате работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении субъектов РФ.
При этом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» при наличии средств образовательное учреждение может установить более высокие размеры доплат и надбавок самостоятельно.
Формирование средств на доплаты и надбавки образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9.09.92 №91037-р и Указом Президента России от 13.05.92 №509, которые до настоящего времени сохраняют свою юридическую силу.
Надтарифный фонд в максимально возможном размере 25% от фонда оплаты труда означает 1/3 тарифного фонда. Все надбавки и доплаты (классное руководство, проверка тетрадей и т.п.) примерно составляют 15%, которые выплачиваются из надтарифного фонда.
У образовательных учреждений, помимо надтарифного дополнительного фонда, могут оказаться и средства от экономии фонда оплаты труда по смете расходов, например за счет выплаты больничных листов. Данные суммы остаются в распоряжении самого образовательного учреждения и могут быть использованы на выплату стимулирующих доплат и надбавок, премирование работников.
В соответствии со статьей 55 Закона для обеспечения педагогических работников книгами, брошюрами, журналами и прочей печатной продукцией, необходимой для проведения занятий, каждый месяц выплачивается денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда.
Выплата компенсации является обязательной независимо от финансового состояния образовательного учреждения.
Компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается педагогическим работникам образовательных учреждений и в те периоды, когда они находятся в отпуске, на больничном независимо от того является ли данное образовательное учреждение местом их постоянной работы или они работают по совместительству. При этом компенсация выплачивается только по одному месту работы. То есть работник получает ее по своему основному месту работы, то при совместительстве в другом образовательном учреждении такая выплата не производится.
Синтетический и аналитический учет заработной платы.
Аналитический учет по счету 18 субсчету 180 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведут в лицевых счетах, которые открывают на год на каждого работника коллектива. В течение года в лицевые счета заносят данные о начисленной заработной плате, премиях, выплатах и пособиях по листам нетрудоспособности, о произведенных удержаниях с указанием сумм к выдаче. Лицевые счета по окончании года сдают в архив на хранение.
Синтетический учет с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 18 субсчет 180 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, а по дебету – удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда. Сальдо этого счета кредитовое и показывает задолженность организации перед работниками по заработной плате.
На счете 20 с/счете 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» учитываются фактически произведенные расходы на содержание учреждений и другие мероприятия. Расходование бюджетных средств производится в строгом соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
Дт 200 Кт 180 начисление заработной платы
Начисление выплат за счет органов социального страхование ведется на счете 19 с/счете 193 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Дт 193 Кт 180 начисление выплат за счет органов социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет ФСС).
Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов на которые отнесена начисленная заработная плата: 200 – 193, 194, 198.
Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др.
Отчисления по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчисления в Пенсионный фонд – в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования – в соответствующие фонды. Перечисления оформляются следующей бухгалтерской записью:
193 101 перечисление взносов на социальное страхование
194 101 перечисление взносов на медицинское страхование
198 101 перечисления взносов в пенсионный фонд
Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют в следующем порядке:
180 120 выдача з/п на с/счете 120 «Касса» учитываются движение и наличие средств в кассе учреждения.
не полученная в срок заработная плата оформляется следующей записью:
181 177 депонированная з/п на субсчете 177 «Расчеты с депонентами» учитываются суммы заработной платы и стипендий, не полученные в установленный срок. Суммы заработной платы и стипендий, не полученные в срок, записываются в кредит субсчета 177 и в дебет 180 и на соответствующие счета в кредитные организации, при этом производится запись по дебету 101 и кредиту 120. На суммы выданной депонентской задолженности дебетуется счет 177 и кредитуется субсчет 120 или 160.
Учет депонированных сумм по заработной плате и стипендиям ведется в книге аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий по ф. 441. записи в этой книге производятся по каждому депоненту. В соответствующих графах «Кредит» должны быть указаны месяц и год, в котором образовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных) ведомостей и суммы, а графах «Дебет» против фамилии депонента записывается номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма. В конце месяца в книге ф. 441 подсчитываются итоги по графам «Кредит» и «Дебет» и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.
173 «Расчеты по платежам в бюджет»
180 173 удержания из з/п налога на доходы физических лиц
185 «Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов»
180 185. Профсоюз
187 «Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты»
180 187. ссуда
180 187 удержана по исполнительным и прочим документам
Характеристика предприятия
Борский городской отдел народного образования существует с 1 октября 1942 года (ныне Управление народного образования).
В функции УНО входит: инспектирование школ города и района, комплектование школ учительскими кадрами, всеобуч, производственное обучение, опекунство и попечительство, устройство в школы-интернаты, д/дома, работа с общественностью, финансирование.
Управление народного образования администрации Борского района Нижегородской области является самостоятельным структурным подразделением администрации Борского района Нижегородской области, обеспечивающим планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений в целях осуществления государственной и региональной политики в области образования.
Управление народного образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными и муниципальными органами, общественными организациями и непосредственно с департаментом образования и науки администрации Нижегородской области.
Управление народного образования является юридическим лицом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, является истцом, ответчиком, третьим лицом в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в кредитных учреждениях.
Основными задачами Управления народного образования являются:
1. Осуществление государственной и региональной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в личности, адаптированной к современным условиям.
2. Реализация кадровой политики в сфере образования.
3. Информатизация сферы образования.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1. Реализует Федеральную, областную и муниципальную программы развития образования, координирует и контролирует ее выполнение в пределах своей компетенции.
2. Разрабатывает целевые муниципальные программы и проекты в сфере образования; организует работу по их реализации;
3. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования района;
4. Выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;
5. Участвует в изучении потребности населения на качество потребляемых образовательных услуг.
6. Организует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными муниципальными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасности условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;
7. Осуществляет контроль за качеством образования; согласовывает учебные планы, программы, годовые календарные графики образовательных учреждений;
8. Изучает (проводит ревизию) нормативно-правовой основы деятельности и Уставной документации образовательных учреждений (Уставы, локальные акты, годовое планирование);
9. Осуществляет лицензирование образовательных учреждений. Участвует в подготовке и проведении аттестации и аккредитации муниципальных образовательных учреждений в соответствии с делегированными полномочиями.
10. Осуществляет контроль за порядком выдачи документов государственного образца (аттестаты об образовании, справки установленного образца).
11. Работает с обращениями и заявлениями граждан по вопросам образования;
12. Организует систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
13. Осуществляет аттестацию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию, содействует проведению аттестации педагогических работников на вторую и высшую квалификационную категорию.
14. Назначает руководителей муниципальных образовательных учреждений.
15. Осуществляет в установленном порядке сбор, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и оперативной информации (по требованию вышестоящих органов исполнительной и законодательной власти Нижегородской области) и представляет в департамент образования и науки.
16. Проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль за расходованием средств из муниципального бюджета.
17. Осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений на договорной основе через централизованную бухгалтерию УНО.
18. Создает условия социальной защиты малообеспеченным, многодетным семьям, семьям вынужденных переселенцев.
Финансово-хозяйственная деятельность Управления народного образования осуществляется на основе следующих источников:
– средства местного бюджета;
– средства отчисляемые учреждениями (доля учредителя) от оказания платных услуг и предпринимательской деятельности;
– целевые средства от вышестоящих организаций;
– средства, полученные в виде благотворительной помощи;
– целевые средства государственных внебюджетных фондов.
Подведомственные учреждения: 127 школ, из них средних 46, начальных 3, 2 вечерних, 10 детских садов, ЦВР «Алиса», МОУ ДОД «ДЮКПФ», фильмотека, МОУ ДОД «Маяк», Станция юных техников, Центр детского юношеского туризма и экскурсий, МОС(К) Поповская школа-интернат.
МОС(К) Поповская школа-интернат образовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создано для детей с сохранным интеллектом и детей с отклонениями в развитии с целью создания благоприятных условий, приближенных к домашним, обеспечения социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников. Для осуществления учебно-воспитательного процесса, решения хозяйственных задач, материального обеспечения детей-сирот в доме-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимы соответствующие кадры педагогических работников и обслуживающего персонала. В этой связи немаловажную роль должно играть рационально составленное и педагогически обоснованное штатное расписание образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Приложение 2)
В условиях недостаточного финансирования образовательных интернатных учреждений в ряде регионов России наблюдается тенденция к экономии денежных средств за счет сокращения штатного расписания детских домов и школ-интернатов, что существенно отражается на их дальнейшей жизнедеятельности и функционировании.
Для бухгалтерского учета расчета заработной платы в Управлении народного образования применяется пользовательская программа, написанная на языке FOXPRO версия 2.5 DOS, разработанная программистом управления.
Планирование ФОТ и организация оплаты труда на предприятии
Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
При планировании ФОТ учитывается заработная плата педагогических работников, административно-управленческого персонала, доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда.
ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. (Приложение 3). В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7–16 разряды. Руководителям учреждений устанавливаются более высокие разряды оплаты труда: 10–18-й, при их определении учитываются объемные и качественные показатели (уровень квалификации).
К объемным относятся показатели, характеризующие масштабы руководства учреждения: численность работников, количество обучающихся воспитанников, сменность работы учреждения. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10–20% ниже оклада соответствующего руководителя. Кроме того, руководитель может получать почасовую оплату за проведенные уроки.
Все повышения, надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные действующими условиями оплаты труда, исчисляются в процентах к размеру тарифной ставки (оклада), установленному в соответствии с разрядом оплаты труда ЕТС, эти повышения, надбавки и доплаты устанавливаются к размеру тарифной ставки (окладу) с учетом увеличения.
В соответствии со ст. 22 закона РФ от 21.12.90 №438–1 «О социальном развитии села» специалистам народного образования, работающим в селе устанавливаются повышенные на 20% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, работающих в городских условиях.
При тарификации учителей необходимо определить тарифную ставку по ЕТС в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа по специальности) или имеющуюся квалификационную категорию, присваиваемую по результатам аттестации.
Определение тарифной ставки:
1. ставка по ЕТС 1-го разряда х тарифный коэффициент х повышенный коэффициент.
2. категорийность: высшая категория – 50 рублей, 1 категория –40 рублей, 2 категория – 30 рублей.
3. повышение ставки на 20% за работу на селе
4. специальные учреждения – повышение ставок за условия работы (д/дома, вспомогательные школы, интернаты) на 15:%.
При тарификации учителей базовая тарифная ставка умножается на нагрузку, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения по учебному плану, и делится на норму часов.
Месячная тарифная ставка устанавливается с учетом следующей нормы часов:
- 18 часов в неделю учителям средних и старших классов;
- 20 часов в неделю учителям начальных классов.
Почасовая оплата педагогических работников в учреждениях образования
допускается лишь при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или по другим причинам учителей, продолжавшегося не свыше двух месяцев, а также для выполняющих в образовательных учреждениях педагогическую работу на условиях совместительства.
Размер почасовой оплаты труда определяется путем деления месячной тарифной ставки, установленной за 18 часов в неделю педагогической работы, на месячную норму часов при 18 ч. – 75,6 часа, а при 20 ч. – 84 часа.
Если работник осуществляет замену свыше 2-х месяцев, то все часы с первого дня замещения ему обязаны заплатить как за увеличение его недельной нагрузки.
Тарифный фонд – фонд на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отличающиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Надтарифный (дополнительный) фонд планируется на установлении надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также доплат за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника.
Формирование средств на доплаты и надбавки образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с распоряжением правительства РФ от 9.09.92 №1037-р и Указом Президента России от 13.05.92 №509. В соответствии с распоряжением правительства РФ от 13.05.92 №509 надтарифный фонд не должен превышать 25% фонда оплаты труда.
При этом расчет производится следующим образом:
ТФхХ
НФ= 100-Х
Где Х – процент надтарифного фонда.
В соответствии со статьей 55 Закона для обеспечения педагогических работников книгами, брошюрами, журналами и прочей печатной продукцией, необходимой им для проведения занятий, каждый месяц выплачивается денежная компенсация в размере минимальной заработной платы (100 рублей).
Компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается педагогическим работникам образовательных учреждений и в те периоды, когда они находятся в отпуске, на больничном независимо от того является ли данное образовательное учреждение местом их постоянной работы или они работают по совместительству. При этом компенсация выплачивается только по одному месту работы. То есть работник получает ее по своему основному месту работы, то при совместительстве в другом образовательном учреждении такая выплата не производится.
У образовательных учреждений, помимо тарифного дополнительного фонда, могут оказаться и средства от экономии фонда оплаты труда по смете расходов, например за счет выплаты больничных листов. Данные суммы остаются в распоряжении самого образовательного учреждения и могут быть использованы на выплату стимулирующих доплат и надбавок, премирование работников.
Для расчета рабочих мест составляется учебный план (Приложение 4). В учебном плане отражается количество детей, количество комплектов-классов, и в зависимости от утвержденного учебного плана рассчитывается количество педагогических ставок. Часы учебного плана распределяются тарификационной комиссией между работниками, и составляется тарификационный список по школе, где указываются часы, ставки, надбавки, доплаты. Итого по тарификационному списку берется для планирования заработной платы на учебный год. (01.09.02 по 31.12.02 и с 01.01.03 по 31.08.03) (Приложение 5)
Сетевые показатели по МОС(К). Поповская школа-интернат для детей сирот и детей на 2003 год
На начало года | На конец года | Среднегодовая | ||||
Классы | Кол-во уч-ся | классы | Кол-во уч-ся | классы | Кол-во уч-ся | |
1–4 классы | 2 | 21 | 2 | 19 | 2 | 20 |
5–9 классы | 4 | 60 | 4 | 51 | 4 | 57 |
В т.ч. сироты | 50 | 50 | 50 | |||
всего | 6 | 81 | 6 | 70 | 6 | 77 |
Расчет педагогического фонда по МОС(К). Поповская школа-интернат для детей-сирот на 2003 год
з/плата за часы | Проверка тетрадей | |||||
На начало года | На конец года | среднегодовая | На начало года | На конец года | Среднегодовая | |
1–4 кл/ком | 8994 | 8994 | 8994 | 486 | 486 | 486 |
5–9 кл./ком | 24469 | 24469 | 24469 | 694 | 694 | 694 |
Итого | 33463 | 33463 | 33463 | 1180 | 1180 | 1180 |
За часы
1–4 кл. 8994*12=107928 486*12=5832
5–9 кл. 24469*12=293628 694*12=8328
401556 14160
итого: 415776
≈ 415,7 т.р.
Расчет доплат по МОС(К) Поповская школа – интернат для детей-сирот на 2003 года
На начало года | На конец года | Среднегодовая | |
Руководство метод. объединением | 612 | 612 | 612 |
Руководство кружком | 1838 | 1838 | 1838 |
Внеклассная работа по физкультуре | 963 | 963 | 963 |
Книжный фонд | 492 | 492 | 492 |
Пришкольный участок | 534 | 534 | 534 |
Заведование кабинетом | 1155 | 1155 | 1155 |
За мастерские | 1134 | 1134 | 1134 |
Итого | 6728 | 6728 | 6728 |
Годовой фонд доплат 6728*12=80736 ≈80,7 т.р.
Затем составляется штатное расписание для административно-управленческого персонала и административно-хозяйственной части, где отражается разряд, количество ставок.
Ставка директора школы зависит от категории школы. Количество административно-управленческого персонала зависит от количества учащихся, сформированного в классы-комплекты (наполняемость 12 человек) и составляется в соответствии с типовым штатным расписанием:
- количество уборщиц – от убираемой площади;
- дворник – от убираемого участка;
- рабочий по текущему ремонту и обслуживанию зданий (на каждое здание) и т.д.
По укомплектовавшимся классам-комплектам на 2002–2003 год было составлено штатное расписание, где мы видим количество ставок АХЧ, которое составляет 44,95 ставок и прочий педагогический персонал, составляющий 24,94 ставки, в т.ч. 18,94 ставки составляют воспитатели. Рассчитав месячный фонд заработной платы, мы можем сделать расчет годового фонда, умножив месячный на количество месяцев в году.
Расчет фонда з/п по МОС(К) Поповская школа – интернат на 2003 год по штатному расписанию
Категория персонала | Количество ставок | Месячный фонд | Годовой фонд |
АХПерсонал | 44,95 | 63198 | 758376 |
Прочий педагог. персонал, В т.ч.воспитатели | 24,94 18,94 | 51589 39383 | 619068 472596 |
итого | 114787 | 1850040 |
Расчет замены отпусков на 2003 год.
1) воспитатели 17,94/26325:29,6х56=49804
2) помощник воспитателя 5,35/2969:29,6х28=2809
3) повар 3/1665:29,6х28=1575
4) машинист по стирке белья 2/1000:29,6х28=946
5) мед. сестра 4/6779:29,6х62=14199
Замена праздничных дней 10 дн. х70 ч.=700 ч.
26325:105=250,71
250,71х700=175497
Итого: 244830 ≈244,8
Расчет нагрузки воспитателей Поповской вспомогательной школе-интернате на 2003 год в группах начальных классов:
14 раб. часов в день: 5 час. в смену =2,8 ст. на нагрузку
начало года 2 гр. х2,8=5,60 ст.
на конец года 2 гр. х2,8 =5,6 ст.
в группах старших классов
10 раб. часов в день: 5 часов в смену =2,0 ст. на группу
на начало года 2х4 гр.= 8 ст.
на конец года 2х4 гр.=8 ст.
работа в выходные и праздничные с детьми сиротами (50 чел.)
Расшифровка фонда з/п по МОС(К) Поповская школа-интернат для детей-сирот на 2003 год
Педагогический фонд – 415,7 т.р.
АХПерсонал – 758,4 т.р.
Прочий педагогический персонал – 619,1 т.р.
Доплаты педагогические – 80,7 т.р.
Замены отпусков – 244,8 т.р.
Итого 2118,7 т.р.
Ст. 1 – 2118,7
Ст. 2 – 758,5
С учетом повышения
Ст. 1 – 2277,6 ≈ 2278,0
Ст. – 815,4 ≈ 815,0
Программа аудита
Проверяемая организация | МОС (К) Поповская школа-интернат |
Период аудита | С 01.01.02 по 31.12.02 |
Перечень аудиторских процедур | Проверяемые документы |
1. Аудит оформления первичных документов | |
1.1 определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени | Приказы о приеме на работу увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор |
1.2 Проверка правильности учета рабочего времени | Табели учета использования рабочего времени, график – календарь |
1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов | Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
1.4 Проверка правильности учета депонированной заработанной платы | Книга учета депонированной заработанной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера |
Аудит системы начислений заработной платы
2.1 проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) работу в выходные и праздничные дни; в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; | Приказы руководителя, табели использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета (а, б) Табели учета рабочего времени, Перечень работ (постановление Минтруда России от 27.05.94 г. №41) Расчетно-платежные ведомости, личные карточки (в) |
2.2 проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей | Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.3 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ | Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.4 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
2.5 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам года | Журналы-ордера №5, 8 Смета расходов |
Заключение
Существуют различные точки зрения на экономическую природу заработной платы.
Господствует две основные концепции определения ее сущности: заработная плата есть денежное выражение стоимости и цены товара «рабочая сила» и заработная плата есть цена труда.
В современном рыночном хозяйстве заработная плата выступает особой и самой развитой формой материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Заработная плата выполняет весьма важные экономические функции: воспроизводственную и стимулирующую. Поскольку заработная плата – основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду.
Вместе с тем она является формой материального стимулирования труда. Материальные стимулы основываются на учете экономических интересов работников образования и проявляются через формы материального поощрения. Способами реализации материальных стимулов служат такие формы поощрения, как заработная плата, доплата, премии и др.
Заработная плата – один важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.
В образовательных учреждениях определяющим видом профессиональной деятельности выступает педагогический труд. Именно от педагогических работников зависит качество подготовки выпускников школ, ПТУ, техникумов и Вузов. Преподаватели и воспитатели – работники, на которых лежит повышенная социальная ответственность за будущее страны. Поэтому особо высокие требования предъявляются к тем, кто желает заняться педагогической деятельностью.
Но заработная плата работников образования в среднем находится ниже прожиточного минимума, и это – одна их трагедий российского общества.
Укрупненный алгоритм действий бухгалтера, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов, в общем виде, состоит из следующих этапов:
- начисление сумм оплаты труда и др. выплат работникам предприятия с отнесением за счет соответствующих источников;
- расчет всех видов удержаний из заработной платы;
- расчет отчислений в единый социальный налог от фонда оплаты труда и прочих выплат по перечню;
- получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты работникам предприятия;
- депонирование и выдача задолженности предприятия перед работниками по зарплате.
В качестве объекта исследования было взято одно из структурных подразделений Управления народного образования Борского района – Муниципальное образовательное специальное (коррекционное) учреждение Поповская школа-интернат для детей с отклонениями в развитии.
При проведении аудиторской проверки в МОС(К) Поповской школе-интернате были
рассмотрены операции по оплате труда и расчетам с персоналом.
Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Были проверены первичные документы: приказы о приеме на работу, об увольнении, о замещении, табеля учета рабочего времени, листы временной нетрудоспособности, платежные ведомости и т.д. При проверки серьезных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерском учете, обнаружено не было.
Начисление оплаты труда производится в соответствии с нормативными и законодательными актами. Заработная плата педагогических работников начисляется согласно тарификации, нагрузка и доплаты производятся на основании приказов по школе, на директоров по УНО.
Фонд начисленной заработной платы не превышает плановый фонд.
Суммы выплачиваемой заработной платы по платежным ведомостям соответствуют начисленным суммам в лицевых счетах.
Расчеты с внебюджетными фондами производятся своевременно и правильно. Отчисления по заработной плате начислены верно.
При расчете налога на доходы физических лиц удержания производятся с учетом имеющихся льгот по налогу у работника, с учетом ранее удержанной суммы.
Одна из проблем всех образовательных учреждений – это недофинансирование, отсюда невысокая заработная плата, недостаточное количество компьютеров, не соответствующее современному уровню программное обеспечение. Поэтому еще одна проблема – это нехватка кадров, особенно в сельской местности.
Начисление и расчет заработной платы ведется в основном вручную, в компьютер вносятся уже рассчитанные данные (листы по временной нетрудоспособности и т.д.). Поэтому в первую очередь желательно усовершенствовать компьютерную программу, применяемую при начислении заработной платы.
В первичных документах не всегда указываются нагрузка, номер приказа о принятии, об установленных ставках. Во избежание ошибок следует быть внимательнее и своевременно заносить все данные. Очень часто неграмотно составляются первичные документы, такие как приказы о приеме на работу, о замещении и т.д.
В связи с тем, что начисление заработной платы ведется практически вручную, на этот участок работы уходит много времени, и отводятся сжатые сроки, бухгалтер не всегда может уследить за правильностью составления первичных документов.
В связи с этим, я предложила мероприятия, которые на мой взгляд будут способствовать совершенствованию системы начисления заработной платы:
- разработать должностные инструкции для персонала бухгалтерии, в которых определить ответственность, полномочия и взаимодействия персонала для руководства, выполнения и контроля деятельности влияющих на порядок оплаты труда;
- усовершенствовать пользовательскую программу, которая используется для начисления заработной платы;
- усилить контроль со стороны экономистов за выборкой штатов во избежание перерасхода фонда оплаты труда по учреждению;
- регулярно проводить проверки начисления оплаты труда персоналом, несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность и протоколировать результаты проверок;
- определить потребность учреждения в подготовленном (квалифицированном) персонале;
- определить порядок морального и материального стимулирования персонала.
Заработная плата это форма материального вознаграждения за труд, это основной источник доходов. От размера заработной платы зависит благосостояние страны.
Заработная плата это один из рычагов, регулирующий развитие рыночной экономики.
Поэтому оплату труда следует постоянно стимулировать и совершенствовать.
Литература
1. Трудовой кодекс РФ
2. Налоговый Кодекс РФ, части 1 и 2 в последней редакции
3. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-665 с.
4. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009 г. –576 с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 640 с.
6. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет. Москва» КНОУС», Новосибирск: «ЭКОР – книга», 2009. – 1200 с.
7. Вифлеемский А.Б. Организация и оплата труда в образовании. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2009. – 171 с.
8. Журнал «Главбух» №3,2009 г.
9. Постановление от 11 апреля 2009 г. №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
10. Инструкция №107 Положение по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
11. Постановление №32 от 06.06.09 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих.
12. Постановление №48 от 04.03.09 Об утверждении разъяснения «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании»
13. Закон РФ от 10.07.09 №3266–1 «Об образовании»
14. Письмо Минобразования России от 29.12.09 №87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях»
15. Письмо Министерства образования России от 25.11.09 №20–58–4046/20–4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений»
16. Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2009 г. №26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
17. Постановление Минтруда России от 04.03.09 г. №48 «О порядке установления доплата и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».
18. Постановление Правительства РФ от 14.10.09 №785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».
19. Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.09. №20–58–196/20–5/7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений»
20. Федеральный закон от 15.12.09 №167-ФЗ «Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
«Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях»
Нижний Новгород 2010 г.
Аннотация
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.
В главе 1 описываются формы, виды и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях. Порядок начисления заработной платы и учет удержаний из заработной платы, а также планирование оплаты труда в бюджетных организациях.
В главе 2 на примере МОС(К) ведется планирование ФОТ, учет расчетов по оплате труда, а также учет начислений заработной платы и удержаний из заработной платы.
В главе 3 проводится аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда на примере МОС(К) Поповской школе-интернате.
В заключении делаются определенные выводы и даются предложения по усовершенствованию проблем.
В дипломной работе приведен список используемой литературы, содержащий перечень нормативных актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.
Введение
Заработная плата это форма материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Поскольку зарплата – основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду.
Зарплата – один из важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.
Заработная плата представляет собой достаточно интересный и ответственный этап, т.к. это – сфера повышенного внимания со стороны ПФ и других фондов, а также ГНИ в части отнесения на себестоимость и уплаты взносов во внебюджетные фонды.
Оплата труда является вторым по значимости элементом затрат в себестоимости продукции.
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако, на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы.
Рыночная экономика предлагает наличие рабочей силы с территориальным перемещением трудовых ресурсов, сосредоточением труда там, где на него есть спрос, и оттоком с тех мест, где ощущается избыточное предложение.
Комплекс всех этих факторов и формирует конкретную оплату труда.
Специфика расчетов с персоналом труда предприятия по всем видам начислений и удержаний заключается, прежде всего, в следующем:
- на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д., делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.
- В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов, регулирующих выполнение операций по бухучету.
- Важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные, учетные документы должны быть составлены по установленной форме, и содержать все необходимые реквизиты.
Все вышеизложенное говорит об актуальности и злободневности избранной темы дипломной работы.
1. Система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях
Виды, формы и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях
Виды оплаты труда. Оплата труда бывает основная и дополнительная.
К основной заработной плате относится оплата, начисленная за проработанное время, оплата по тарифной ставке и окладам, сдельным расценкам, оплата брака и простоев не по вине рабочих, доплаты за работу в ночное время, премии из фонда оплаты, аккордных работ, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за работу в ночное время, за праздничные дни, сверхурочные часы и т.п.
К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей, выходного пособия при увольнении и т.п.
Расходы на оплату труда подразделяют на 2 группы:
1. относимые на издержки производства и обращения – себестоимость продукции, т.е. составляющие фонд заработной платы;
2. осуществляемые за счет других источников: нераспределенной прибыли, целевых поступлений и др.
В состав расходов на оплату труда включаются все расходы предприятия на оплату
труда, независимо от источника финансирования и выплат, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время, в течении которого за ним сохраняется зарплата, а так же стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая в связи с повышением цен и инфляций.
Формы и системы оплаты труда.
Наибольшее распространение на предприятиях различных форм собственности получили две формы собственности: сдельная – оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ;
Повременная – оплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой. И сдельную, и повременную оплаты труда можно представить системами:
В бюджетных организациях применяется повременная оплата труда. Оплата труда производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 288.