Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х гг. реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

Проблемами межбюджетных отношений остаются:

высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете;

зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;

наличие "нефинансируемых федеральных мандатов";

высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;

низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;

"иждивенческий" характер межбюджетных отношений, отсутствие стимулов повышения бюджетной обеспеченности.

Исходя из этого основными задачами реформы межбюджетных отношений в РФ являются:

упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;

четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов";

четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;

отмена регулирующих доходов бюджета;

формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;

повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

В приложении 2 приведена классификация исторических этапов раз-вития межбюджетных отношений в России.

Однако, на наш взгляд, современный этап развития межбюджетных отношений, начавшийся с 1990 г., следует конкретизировать. В последнее время произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

Основные этапы развития межбюджетных отношений реализованы в рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. и Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.

Принятые в 2003 г. Федеральные законы от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подготовленные и принятые в соответствии с ними Федеральные законы от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В 2004-2005 гг. была сформирована новая региональная база регулирования межбюджетных отношений в субъектах Федерации, которым предстояло сделать выбор между различными вариантами перехода к новой системе межбюджетных отношений.

Такими вариантами являлись:

"консервативный": сохранение на 2005 г. сложившейся системы межбюджетных отношений;

"ограниченно-реформаторский": введение отдельных элементов новой системы межбюджетных отношений;

"умеренно-реформаторский": создание основ новой системы межбюджетных отношений с сохранением отдельных элементов (принципов) их традиционного регулирования;

"реформаторский": переход к новой системе межбюджетных отношений [22].

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки (табл.12).

 

Таблица 12. Сравнение вариантов перехода к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ [22]

Вариант Преимущества Недостатки Ограничивающие условия
  "Консервативный" Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов* Необходимость "одномоментного" перехода к новой системе межбюджетных отношений с 2006 г. с высокими рисками принятия ошибочных решений

 

Отсутствуют

  "Ограниченно-реформаторский" Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов* при отладке тех или иных элементов новой системы межбюджетных отношений Риски "несовместимости" элементов различных систем межбюджетных отношений и ограниченность возможностей использования опыта 2005 г. при переходе в 2006 г. к новой системе межбюджетных отношений
  "Умеренно-реформаторский"  

Возможность контролируемого проведения комплексной реформы бюджетной системы при ее корректировке с 2005 г.

Необходимость разработки и принятия в 2004 г. большого числа нормативных актов

Наличие муниципальных образований (местных бюджетов) на уровне поселений или развитой системы формирования и исполнения смет на уровне населенных пунктов (их групп)
  "Реформаторский" Наличие (создание) муниципальных образований (местных бюджетов) двух уровней (поселений, районов)

Примечание. *Реформа местного самоуправления, социальной защиты населения, реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

 

В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, сформированы принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установлено стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

Вместе с тем, по мере развития финансовых взаимоотношений в РФ между органами власти всех уровней реализация нового бюджетного законодательства требует проведения дополнительной работы в направлении как совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Перспективами развития межбюджетных отношений являются:

укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований;

создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

содействие субъектам РФ в рамках реализации реформы местного самоуправления;

оказание методической и консультационной помощи субъектам РФ;

повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов [26].

Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений. По мере реализации Концепции реформирования бюджетного процесса, принятой в 2004 г., назревала разработка Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Этот документ был одобрен распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р.

Цель разработки Концепции - существенное повышение эффективности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации их бюджетных полномочий в части удовлетворения спроса граждан страны на бюджетные услуги. Раньше аналогичная Концепция принималась на 1999-2001 гг. в рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.

Достижение указанной цели связывается с решением следующих задач:

1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации. Для этого предполагается повышение стабильности налогового и бюджетного законодательства, на основе чего возможно среднесрочное планирование и решение на каждом уровне бюджетной системы стратегически важных задач. Стабильность налогового и бюджетного законодательства позволит поставить на прочную основу планирование собственных доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, постепенно повысить функциональную роль всех фондов, формируемых в рамках межбюджетных отношений. В условиях названной стабильности более обоснованно и достоверно можно определять бюджетную обеспеченность. С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между органами власти разных уровней предполагается разграничить источники финансирования инвестиционных мероприятий на каждом уровне управления.

2. Создание стимулов для роста доходов в бюджеты субъектов Феде-рации и муниципальных образований. Это станет возможным при условии установления зависимости поступлений в региональные бюджеты из федерального бюджета с учетом роста доходности этих бюджетов. В частности, высокодотационные регионы, финансовая помощь которым находится в пределах от 20 до 60% объема их собственных доходов, будут ограничиваться в расходах на содержание органов власти и оплату труда чиновников. Регионы, финансовая помощь которым составляет свыше 60% от их собственных доходов, вынуждены будут заключать с федеральным центром в лице Министерства финансов РФ соглашения, предусматривающие повышение эффективности использования бюджетных средств и изыскание собственных доходов бюджета. Все это предполагается оценивать на основе ежегодных проверок исполнения бюджетов субъектов Федерации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

3. Повышение прозрачности межбюджетных трансфертов на основе публичного раскрытия информации о финансах каждого уровня управления - от федерального до муниципального. Предполагается радикальное улучшение независимой экспертизы управления финансами и эффективностью бюджетных расходов каждого уровня бюджетной системы. В настоящее время контрольно-счетные органы, формируемые законодательными (представительными) органами каждого уровня, не уполномочены проводить аудит эффективности. Потребуется внесение соответствующих изменений в бюджетное законодательство. Возможна и организация соответствующих независимых аудиторских фирм.

Реализация сформулированных в Концепции задач предполагает радикальное совершенствование методологической деятельности и форм оказания консультационных услуг службами Министерства финансов РФ местным финансовым органам.

В перспективе важнейшим фактором совершенствования межбюджетных отношений должна стать оптимизация доли федерального центра и регионов в объеме ВВП. Нельзя считать нормальным, что лишь 20 регионов не нуждаются в финансовой помощи федерального центра, а остальные 68 выступают в роли просителей, поскольку за федеральным центром закреплено около 65% налоговых поступлений. В такой ситуации неизбежно недофинансирование образования, здравоохранения, культуры, сеть учреждений которых находится в основном в регионах.

Нерешенной проблемой межбюджетных отношений являются отношения по поводу потоков бюджетных средств из федерального бюджета в бюджеты СНГ и Союзного государства.


Выводы и рекомендации

 

Решение многих первоочередных задач бюджетной политики в значительной степени зависит от модернизации межбюджетных отношений, которые призваны стимулировать региональные органы власти и органы местного самоуправления к повышению доходности территорий, более рациональному использованию бюджетных средств.

Согласно концепции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проводимые изменения территориальных основ местного самоуправления направлены на обеспечение эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. В этой связи изменились и требования к системе межбюджетных отношений, которые можно обозначить следующим образом: формирование двух уровней местных бюджетов (районного и поселенческого); определение перечня собственных полномочий органов власти; введение субвенций на делегирование государственных полномочий; долгосрочное закрепление доходов за бюджетами всех уровней; использование принципа объективности при выравнивании бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов; введение "отрицательных трансфертов"; установление института временной финансовой администрации.

К основным инструментам межбюджетного регулирования относятся:

установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет (бюджет субъекта РФ или муниципального района);

дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки и другая финансовая помощь;

субвенции из бюджетов наиболее обеспеченных доходами муниципальных образований в вышестоящие бюджеты ("отрицательные трансферты").

Среди основных мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами можно выделить следующие: совершенствование системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных видов финансовой помощи; развитие мониторинга и контроля реализации федеральных полномочий, передаваемых региональным и муниципальным органам власти; повышение значения стимулирующих видов финансовой помощи; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, влекущих увеличение бюджетных расходов; повышение результативности бюджетных расходов и совершенствование среднесрочного планирования; повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов; расширение аудита сектора государственного управления на региональном и муниципальном уровнях; совершенствование законодательства субъектов Федерации и др.

Проводимая реформа местного самоуправления является одной из самых кардинальных за последнее время. Тем не менее, предстоит решить еще ряд серьезных проблем в направлении совершенствования межбюджетных отношений и повышении качества и эффективности управления региональными и муниципальными финансами.






Библиографический список

 

1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2008. - 486 с.

2. Богов, Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста [Текст] / Х.М. Богов // Финансы и кредит. - 2007. - № 28. - С.2-10.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2007 г). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. [Текст]. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 240 с.

4. Бюджетная система России [Текст]: учебник / под ред.Г.Б. Поляка. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 540 с.

5. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / О.В. Врублевская [и др.] ; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 838 с.

6. Бюджетная система субъектов Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Наливайский, Н.К. Дворецкова, В.Ф. Костюченко [и др.]. - Ростов н/Д.: РГЭА, 2008.

7. Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом [Текст]: курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2007.

8. Гвоздикова, А.В. Основные направления бюджетно-налоговой политики в период реформирования бюджетного процесса в РФ [Текст] / А.В. Гвоздикова, Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.17-19.

9. Гвоздикова, А.В. Оценка и перспективы развития системы местного налогообложения в России [Текст]: монография / А.В. Гвоздикова; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - 136 с.: ил.

10. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2008. - 568 с.

11. Данченко, Е.Г. Налоговая составляющая бюджетов разных уровней [Текст] / Е.Г. Данченко, А.В. Гвоздикова // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.32-34.

12. Данченко, Е.Г. Некоторые аспекты новых межбюджетных отношений [Текст] / Е.Г. Данченко // Вестник гуманитарного института: науч. журнал. - 2008. - С.30-32.

13. Данченко, Е.Г. Проблемы реализации принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - С.48-50.

14. Данченко, Е.Г. Развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне [Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - С.33-34.

15. Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в Российской Федерации [Текст]: монография / Е.Г. Данченко; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 103 с.: ил.

16. Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в условиях развития бюджетного федерализма / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.24.

17. Иванова, О.Б. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления бюджетного федерализма [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Б. Иванова, Л.В. Богославцева, Ю.Д. Джамурзаев. - Ростов н/Д., 2007.

18. Игудин, А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях [Текст] / А.Г. Игудин // Финансы. - 2008. - № 2.

19. Кирпичников, В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление [Текст] / В.А. Кирпичников // Финансы. - 2009. - № 6.

20. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2008. - 208 с.

21. Костюченко, В.Ф. Реализация принципов межбюджетных отношений региональными органами федерального казначейства [Текст] / В.Ф. Костюченко, Н.В. Лазарева // Финансы. - 2009. - № 11.

22. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации [Текст] / А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.3-8.

23. Лексин, В. Стереотипы и реалии бюджетного федерализма [Текст] / В. Лексин, А. Швецов // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.

24. Россинская, М.В. Финансово-кредитный механизм рационального природопользования [Текст]: монография / М.В. Россинская, Е.Г. Дан-ченко, Н.В. Адамова; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 64 с.: ил.

25. Сажина, М.А. Бюджетная политика государства [Текст] / М.А. Сажина // Финансы и кредит. - 2008. - 27. - С.2-12.

26. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.З. Селезнев; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. - 383 с.

27. Сомоев, Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации [Текст] / Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

28. Сомоев, Р.Г. Дефицит бюджета: принципы, динамика, регулирование [Текст] / Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

29. Силуанов, А.Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования [Текст] / А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.3-6.

30. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков [Текст] / Моск. центр ин-та "Восток-Запад". - М.: Диалог-МГУ, 2009. - 235 с.

31. Федоткин, В. Федерализм и местное самоуправление [Текст] / В. Федоткин // Вопросы экономики. - 2008. - № 1.

32. Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред.А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.: ил.

33. Финансы [Текст]: учебник / под ред.В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.

34. Экономическая теория [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред.В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 640 с.: ил.





Приложения

 

Приложение 1

 

Динамика основных показателей бюджетной системы в 2000-2007 гг.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Расширенный бюджет

Доходы 2 727 001 3 349 983 4 021 786 4 836 536 6 301 163 8 579 637 10 625 812 13 250 675
Расходы 2 498 587 3 067 926 3 917 694 4 592 236 5 470 889 6 820 645 8 375 228 11 245 768
Баланс 228 414 282 057 104 092 244 300 830 275 1 758 992 2 250 584 2 004 907

Консолидированный бюджет

Доходы 2 091 448 2 683 673 3 519 228 4 138 750 5 430 766 7 611 586 9 459 570 11 763 256
Расходы 1 976 934 2 419 350 3 422 320 3 967 233 4 669 548 5 941 380 7 357 888 9 928 930
Баланс 114 514 264 323 96 908 171 517 761 218 1 670 207 2 101 681 1 834 326
Первичный баланс 391 229 508 755 340 635 412 331 970 895 1 909 480 2 304 235 2 009 526

Федеральный бюджет

Доходы 1 132 100 1 593 978 2 204 728 2 586 191 3 428 873 5 125 093 6 278 888 7 779 104
Расходы 1 029 200 1 321 903 2 012 151 2 358 546 2 698 867 3 512 183 4 284 803 5 983 036
Баланс 102 900 272 075 192 575 227 645 730 006 1 612 910 1 994 085 1 796 069
Первичный баланс 0 503 180 422 242 448 534 934 736 1 821 277 2 162 233 1 939 154

Консолидированные бюджеты регионов

Доходы 1 065 857 1 322 401 1 633 648 1 930 423 2 403 158 2 997 559 3 797 334 4 841 785
Расходы 1 330 153 1 330 153 1 687 140 1 984 252 2 371 947 2 940 427 3 657 755 4 803 308
Баланс -264 296 -7 752 -53 493 -53 830 31 211 57 132 139 579 38 478

Внебюджетные фонды

Доходы 785 112 832 259 1 060 914 1 256 474 1 374 784 1 799 514 2 321 624 2 714 151
Расходы 665 881 820 920 1 057 352 1 183 691 1 305 727 1 712 274 2 205 194 2 543 859
Баланс 119 231 11 339 3 562 72 783 69 057 87 240 116 430 170 292
ВВП 7 302 9 039 10 863 13 285 17 048 21 625 26 781 32 987
% ВВП 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Расширенный бюджет

Доходы 37,3% 37,1% 37,0% 36,4% 37,0% 39,7% 39,7% 40,2%
Расходы 34,2% 33,9% 36,1% 34,6% 32,1% 31,5% 31,3% 34,1%
Баланс 3,1% 3,1% 1,0% 1,8% 4,9% 8,1% 8,4% 6,1%

Консолидированный бюджет

Доходы 28,6% 29,7% 32,4% 31,2% 31,9% 35,2% 35,3% 35,7%
Расходы 27,1% 26,8% 31,5% 29,9% 27,4% 27,5% 27,5% 30,1%
Баланс 1,6% 2,9% 0,9% 1,3% 4,5% 7,7% 7,8% 5,6%
Первичный баланс 5,4% 5,6% 3,1% 3,1% 5,7% 8,8% 8,6% 6,1%

Федеральный бюджет

Доходы 15,5% 17,6% 20,3% 19,5% 20,1% 23,7% 23,4% 23,6%
Расходы 14,1% 14,6% 18,5% 17,8% 15,8% 16,2% 16,0% 18,1%
Баланс 1,4% 3,0% 1,8% 1,7% 4,3% 7,5% 7,4% 5,4%
Первичный баланс 0,0% 5,6% 3,9% 3,4% 5.5% 8,4% 8,1% 5,9%

Консолидированные бюджеты регионов

Доходы 14,6% 14,6% 15,0% 14,5% 14,1% 13,9% 14,2% 14,7%
Расходы 18,2% 14,7% 15,5% 14,9% 13,9% 13,6% 13,7% 14,6%
Баланс -3,6% -0,1% -0,5% -0,4% 0,2% 0,3% 0,5% 0,1%

Внебюджетные фонды

Доходы 10,8% 9,2% 9,8% 9,5% 8,1% 8,3% 8,7% 8,2%
Расходы 9,1% 9,1% 9,7% 8,9% 7,7% 7,9% 8,2% 7,7%
Баланс 1,6% 0,1% 0,0% 0,5% 0,4% 0,4% 0,4% 0,5%

 


Приложение 2

 

Классификация исторических этапов развития межбюджетных отношений в России [17]

1 ЭТАП - до Революции 1917 г., развитие бюджетных отношений. Включает три периода

  1 период До XVIII в. Зарождение бюджетных отношений. Налоги поступают в казну со всей территории государства. Государственные доходы не отделены от доходов государя. Нет единой системы финансовых органов.
  2 период XVIII в. Характеризуется двумя петровскими финансовыми преобразованиями. С 1703 г. доходная часть бюджета формируется за счет постоянных доходных источников, прежде всего, оброчных сборов, что направлено на обеспечение устойчивости бюджета. С 1715 г. начинаются изменения в управлении финансами. Формируются независимые самостоятельные централизованные учреждения - коллегии.
  3 период Начало XIX в. до революции 1917 г. Учреждено Министерство Финансов России, что свидетельствует о централизованном управлении финансами. Россия в экономическом развитии отстает от мировых стран. Первая мировая война приводит к росту расходов и бюджетному дефициту.

2 ЭТАП - с 1917 г. по 1990 г., советский этап развития межбюджетных отношений.

В целом сохраняется преемственность централизованного управления бюджетными отношениями. Можно выделить восемь периодов, обусловленных проводимой Правительством финансовой политикой

  1 период 1917-1920 гг. Национализация банков, предприятий. Организация двухуровневой бюджетной системы: государственный и местные бюджеты. Значительная подчиненность местных бюджетов государственному.
  2 период 1921 г. политика военного коммунизма. Нарушение товарно-денежного оборота, кризис финансовых отношений, по существу, ликвидация доходной части бюджета, переход к единому общегосударственному бюджету.
  3 период 1921-1924 гг. Новая экономическая политика. В условиях бюджетного дефицита и сметно-бюджетного финансирования промышленности для обслуживания всего производственного потенциала не хватало сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Осуществлен возврат к двухуровневой бюджетной системе, разграничение доходов и расходов между бюджетами.
  4 период  С середины 20-х гг. до налоговой реформы 1930 г. В результате образования СССР организована трехуровневая бюджетная система. До 1927 г. формировались ориентировочные бюджеты. Основной способ регулирования межбюджетных отношений - отчисления от государственных налогов и доходов. Для этого периода характерно интенсивное образование местных бюджетов с тенденцией их децентрализации.
  5 период 1930-1940 гг. Влияние налоговой реформы 1930 г. на укрепление доходов местных бюджетов. Изменяется состав регулирующих доходов. Субвенции отменены, так как они не отвечают требованиям плановой экономики. С 1938 г. местные бюджеты утверждаются в составе государственного бюджета.
  6 период 1941-1945 гг. Великая отечественная война. Все бюджетные средства используются согласно военному времени. Осуществляется их централизованное формирование и распределение.
  7 период 1945-1965 гг. Восстановление бюджетных отношений. Самостоятельность местных бюджетов отсутствует, взаимоотношения с центром строятся на индивидуальной основе. Отсутствует долговременная бюджетная политика.
8 период 1965-1990 гг. Проводится политика самостоятельности регионов, но межбюджетные отношения по существу не менялись и носили централизованный характер.

3 ЭТАП - с 1990 г. по настоящее время, становление и развитие бюджетного федерализма. Включает два периода.

  1 период 1990-1994 гг. Переходный период. Распад СССР. Формирование звеньев бюджетной системы России. Формирование доходов бюджетов на основании налоговых законов. Новые теоретические разработки в области совершенствования межбюджетных отношений на принципах федерализма.
2 период С 1994 г. по настоящее время. Развитие бюджетного федерализма.

Приложение 3

 

Формы, используемые в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации [32]

Характеристика Фонд финансовой поддержки регионов Фонд компенсаций Фонд софинансирования социальных расходов Фонд регионального развития Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов Бюджетные кредиты
Цель Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам Финансирование мандатов, гарантированных федеральными законами (социальные пособия и льготы населению) Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере Поддержка развития региональной инфраструктуры Содействие проведению бюджетных реформ Решение финансовых проблем
Принцип распределения С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот) На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения По проектам
Тип финансовой помощи Дотации (с выделением средств с особыми условиями перечисления и (или) использования) Субвенция на финансирование федеральных обязательств Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов Кредиты (возвратность, платность)
Условия предоставления Для высокодотационных регионов - кассовое обслуживание бюджетов Федеральным Казначейством Целевое использование средств Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ Софинансирование Реализация программы реформ Отсутствие просроченной задолженности по кредитам
Время введения в действие С 1994 г. С 2001 г. 2003-2004 гг. С 2000 г. Новый механизм введен в 2002-2004 гг. С 2005 г. Фонд ориентирован также на муниципальный уровень С 2001 г., с 2005 г. в конкурсах участвуют муниципальные образования С 90-х гг.

 


Приложение 4

 

Дифференциация социально-экономического положения регионов России [26]

Субъекты РФ Год ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, тыс. руб. Объем внешне-торгового оборота на душу населения, тыс. долл. США Финансовая обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, тыс. руб. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, % к общей численности занятых в экономике Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб. Уровень регистрируемой безработицы,% к экономически активному населению Обеспеченность местами детей, находящимися в дошкольных учреждениях, детей дошкольного возраста на 100 мест
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития

Москва

2004 194,79 7,83 26,65 30,57 30,26 407,89 0,8 70,4
2006 268, 19 4,22 34,17 22,76 31,78 514,60 0,64 69,0

Смоленская обл.

2004 65,48 0,72 10,74 10,04 4,79 195,28 0,9 73,0
2006 90,34 1,21 14,63 10,48 5,17 199,64 0,97 73,0

Регионы с уровнем социально-экономического развития выше среднего

Свердловская обл.

2004 88,05 1,41 12,41 11,77 11,04 237,06 2,00 80,0
2006 132,86 1,65 18,14 17,52 11.17 352,84 1,92 77,0

Челябинская обл.

2004 91,55 1,66 13,77 10,59 8,83 236,87 2,4 73,0
2006 135,56 2,4 19,71 14,63 10,03 329,32 1,79 71,0

Регионы со средним уровнем социально-экономического развития

Оренбургская обл.

2004 86,36 1,04 13,07 9,66 11,81 151,00 0,8 70,5
2006 114,46 1,15 16,57 13,74 11,8 163,64 1,11 70,5

Ростовская обл.

2004 61,4 0,74 9,58 7,69 9.29 111,26 1,7 63,0
2006 86,45 0,93 13,16 10,84 9,48 131,03 2,08 63,0

Регионы с уровнем социально-экономического развития ниже среднего

Архангельская обл.

2004 68,02 0,75 12,72 6,05 5,3 155,41 2,6 78,5
2006 85,75 0,66 15,27 8,26 5,41 239,3 3,11 79,5

Кировская обл.

2004 55,8 0,28 10,78 6,33 8,25 168,03 3,7 74,2
2006 71,15 0,31 13,16 8,95 9,36 167,5 3,23 73,7

Регионы с низким уровнем социально-экономического развития

Владимирская обл. 2004 58,89 0,28 10,48 8,02 7,86 187,86 2,4 96,0
  2006 75,45 0,33 1,34 10,8 262,95 262,95 2,58 98,0
Эвенский автономный округ 2004 64,45 0 155,95 24,84 2,11 58,79 5,1 85,0
  2006 78,58 0 195,63 44,8 2,0 159,18 5,26 100,0
Регионы с крайне низким уровнем социально-экономического развития                  
Чеченская Республика 2004 11,59 н. д. 35,81 3,13 6,21 50,64 62,0 3,5
  2006 35,8 н. д. 91,68 22,72 6,83 86,96 60,49 3,5

Примечания:

1. ВРП - валовой региональный продукт.

2. По приведенным регионам даны максимальные и минимальные значения.

 

Приложение 5

 

Нормативы распределения доходов между бюджетами Бюджетной системы Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. (в %)

Наименование дохода Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ

В части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории российской федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 г) 100  
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 г. 50 50
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 г. 100  
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 г.   100

В части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам,

сборам и иным обязательным платежам

Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга   100
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях городских округов   100
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов 100 Акцизы на природный газ 100 100
Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат 100  
Акцизы на ювелирные изделия   100
Платежи за проведение поисковых и разведочных работ   100
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых   100
Платежи за добычу углеводородного сырья в том числе:    
на территории края или области, имеющих автономные округа (за исключением Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа) 20 80
на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа 20 80
 в том числе:    
Тюменская область 20  
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (по месту нахождения налогоплательщика)   60
на остальных территориях 40 60
Платежи за добычу подземных вод 40 60
Платежи за добычу ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения В порядке, установленном соглашением  
Платежи за добычу других полезных ископаемых в том числе:    
на территории края или области, имеющих автономные округа 12,5 87,5
на остальных территориях 25 75
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых   100
Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации 40 60
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации 100  

Платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции  

В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения

Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти)

В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения

Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ

В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения

Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации 100  
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет 100  
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд   100
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации   100
Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) 100  
Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) 100  
Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) 100  
Налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств   100
Налог на пользователей автомобильных дорог   100
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения   100
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов 100  
Налог на операции с ценными бумагами 100  
Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний 100  
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте 60 40
Прочие налоги и сборы 100  
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами 100  

В части доходов от внешнеэкономической деятельности

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 100  
Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия 100  
Средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области 100  
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности 100  

В части доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Доходы от размещения средств стабилизационного фонда Российской Федерации 100  
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств стабилизационного фонда Российской Федерации 100  

 

Доходы от управления средствами Резервного фонда 100  
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния 100  
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 100  
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) 100  
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения   100
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации 100  
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации 40 60
Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на территории Российской Федерации 40 60
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) 100  
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, а также участкам недр местного значения, используемым для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых   100
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации 100  
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации 100  
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации 100  
Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации 100  
Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения) 100  
Сборы за выдачу лицензий на пользование недрами и сборы за участие в конкурсе (аукционе) по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения)") 100  
Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения   100
Сборы за выдачу лицензий на пользование недрами и сборы за участие в конкурсе аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения")   100

Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г) 100  
Прочие доходы от использования лесного фонда Российской Федерации и лесов иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г)   100
Арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г) 100  
Доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации 100  
Доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла 100  
Доходы, полученные от применения рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов   100

В части доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

Плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков 100  
Плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 100  
Доходы от операций с государственным материальным резервом 100  
Доходы от операций с продукцией особого хранения 100  
Доходы от оказания платных услуг (работ), предоставления статистической информации 100  
Доходы от оказания платных услуг (работ) в соответствии с договорами по производству экспертиз и экспертных исследований и за выполнение научно-исследовательских, консультационных и других видов работ 100  
Средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок 100  
Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания 100  
Доходы от отпуска семян из федеральных фондов семян 100  
Доходы от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 100  
Доходы, получаемые от оказания услуг в области пожарной безопасности 100  
Доходы от действий, связанных с оформлением визовых документов иностранным гражданам 100  
Доходы от оказания информационно-консультационных и иных видов услуг 100  
Патентные пошлины за селекционные достижения 100  
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан 100  
Доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации 100  
Средства, возмещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за проведение контрольных мероприятий, контрольных покупок и проведение экспертиз, испытаний образцов товаров 100  
Пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров 100  
Плата за услуги (работы), оказываемые Гохраном России 100  
Доходы, поступающие в виде компенсации Российской Федерации за участие российских воинских контингентов в миротворческих операциях ООН, получаемые за рубежом 100  
Доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями 100  
Плата пользователей радиочастотным спектром 100  

Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе учреждениями аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей, находящихся в ведении Федерального агентства по энергетике, по предотвращению и ликвидации аварий, связанных с открытыми фонтанными проявлениями 100  
Доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету средств, выплаченных на покрытие процессуальных издержек 100  
Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти 100  
Средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", а также за продление срока их действия (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти") 100  
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета 100    
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации 100  

В части доходов от продажи материальных и нематериальных активов

Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу) 100  
Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) 100  
Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу) 100  
Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) 100  
Средства от реализации секвестрованной древесины 100  
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" 50 50
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" 50 50
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Харьягинское месторождение" 50 50

В части административных платежей и сборов

Исполнительский сбор 100  
Платежи, взимаемые федеральными государственными организациями за выполнение определенных функций 100  
Платежи, взимаемые государственными организациями субъектов Российской Федерации за выполнение определенных функций   100

В части штрафов, санкций, возмещения ущерба

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет 100  
Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации   100
Поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба 100  
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств Федерального бюджета 100  
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации 100  
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации   100
Средства страховых выплат при возникновении страховых случаев на федеральных автомобильных дорогах и имущественных комплексах, необходимые для их эксплуатации 100  

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности" 50 50  
Возмещение сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования (в части федерального бюджета) 100  
Возмещение сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)   100
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет 100  
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации   100

В части прочих неналоговых доходов

Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет 100  
Поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных 100  
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета 100  
Средства, получаемые таможенными органами, являющимися владельцами складов временного хранения и таможенных складов, в счет возмещения затрат на хранение товаров (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета") 100  
Средства, поступающие в федеральный бюджет в виде остатка неиспользованного долевого взноса Российской Федерации в бюджет Союзного государства прошлых лет 100  

Примечание. Погашение задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату налогов и сборов в части отмененных налогов и сборов осуществляется по нормативам зачисления соответствующих налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

<1> Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках.

<2> Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых осуществляют проведение указанной экспертизы.

 


Приложение 6

 


Нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2008 г. (в %)

Наименование субъекта Российской Федерации Нормативы отчислений
1 2
Республика Адыгея (Адыгея) 0,1286
Республика Алтай 0,1708
Республика Башкортостан 4,0239
Республика Бурятия 1,0801
Республика Дагестан 0,1725
Республика Ингушетия 0,0041
Кабардино-Балкарская Республика 0,0006
Республика Калмыкия 0,1603
Карачаево-Черкесская Республика 0,0828
Республика Карелия 0,8372
Республика Коми 1,0077
Республика Марий Эл 0,7739
Республика Мордовия 0,6314
Республика Саха (Якутия) 1,1140
Республика Северная Осетия - Алания 0,0248
Республика Татарстан (Татарстан) 5,1412
Республика Тыва 0,1687
Удмуртская Республика 1,6427
Республика Хакасия 0,3567
Чеченская Республика 0,0003
Чувашская Республика - Чувашия 1,6107
Алтайский край 1,5333
Камчатский край 0,6062
в том числе  
Корякский округ 0,0368
Краснодарский край 1,1796
Красноярский край 2,6059
Пермский край 2,6491
в том числе  
Коми-Пермяцкий округ 0,0727
Приморский край 1,8351
Хабаровский край 1,8209
Амурская область 0,9210
Архангельская область 1,3766
Астраханская область 0,8261
Белгородская область 0,8725
Вологодская область 1,7287
Волгоградская область 1, 1912
Воронежская область 0,9877
Ивановская область 0,7588
Иркутская область 1,9869
Калининградская область 0,3498
Калужская область 0,8575
Кемеровская область 2,3783
Кировская область 1,8073
Костромская область 0,7228
Курганская область 0,3059
Курская область 0,5087
Ленинградская область 1,8950
Липецкая область 0,6548
Магаданская область 0,2220
Московская область 6,2231
Мурманская область 0,4134
Нижегородская область 2,7260
Новгородская область 0,5039
Новосибирская область 1,9817
Омская область 0,9244
Оренбургская область 0,7882
Орловская область 0,5046
Пензенская область 0,7033
Псковская область 0,5944
Ростовская область 1,4514
Рязанская область 0,6885
Самарская область 0,7038
Саратовская область 0,9103
Сахалинская область 0,9430
Свердловская область 2,8612
Смоленская область 0,9745
Тамбовская область 0,5854
Тверская область 1,2393
Томская область 0,8076
Тульская область 0,7019
Тюменская область 1,0912
Ульяновская область 0,6136
Челябинская область 1,5513
Читинская область 0,9050
Ярославская область 1,1231
город Москва 6,9963
город Санкт-Петербург 3,8730
Еврейская автономная область 0,0996
Агинский Бурятский автономный округ 0,0492
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1,3600
Чукотский автономный округ 0,0667
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,7411
ВСЕГО 100,0000


Приложение 7

 

Нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2009-2010 гг. (в %)

Наименование субъекта Российской Федерации

Плановый период

2009 2010
1 2 3
Республика Адыгея (Адыгея) 0,1286 0,1286
Республика Алтай 0,1708 0,1708
Республика Башкортостан 4,0239 4,0239
Республика Бурятия 1,0801 1,0801
Республика Дагестан 0,1725 0,1725
Республика Ингушетия 0,0041 0,0041
Кабардино-Балкарская Республика 0,0006 0,0006
Республика Калмыкия 0,1603 0,1603
Карачаево-Черкесская Республика 0,0828 0,0828
Республика Карелия 0,8372 0,8372
Республика Коми 1,0077 1,0077
Республика Марий Эл 0,7739 0,7739
Республика Мордовия 0,6314 0,6314
Республика Саха (Якутия) 1,1140 1,1140
Республика Северная Осетия - Алания 0,0248 0,0248
Республика Татарстан (Татарстан) 5,1412 5,1412
Республика Тыва 0,1687 0,1687
Удмуртская Республика 1,6427 1,6427
Республика Хакасия 0,3567 0,3567
Чеченская Республика 0,0003 0,0003
Чувашская Республика - Чувашия 1,6107 1,6107
Алтайский край 1,5333 1,5333
Камчатский край 0,6062 0,6062
Корякский округ 0,0368 0,0368
Краснодарский край 1,1796 1,1796
Красноярский край 2,6059 2,6059
Пермский край 2,6491 2,6491
Коми-Пермяцкий округ 0,0727 0,0727
Приморский край 1,8351 1,8351
Хабаровский край 1,8209 1,8209
Амурская область 0,9210 0,9210
Архангельская область 1,3766 1,3766
Астраханская область 0,8261 0,8261
Белгородская область 0,8725 0,8725
Вологодская область 1,7287 1,7287
Волгоградская область 1, 1912 1, 1912
Воронежская область 0,9877 0,9877
Ивановская область 0,7588 0,7588
Иркутская область 1,9869 1,9869
Калининградская область 0,3498 0,3498
Калужская область 0,8575 0,8575
Кемеровская область 2,3783 2,3783
Кировская область 1,8073 1,8073
Костромская область 0,7228 0,7228
Курганская область 0,3059 0,3059
Курская область 0,5087 0,5087
Ленинградская область 1,8950 1,8950
Липецкая область 0,6548 0,6548
Магаданская область 0,2220 0,2220
Московская область 6,2231 6,2231
Мурманская область 0,4134 0,4134
Нижегородская область 2,7260 2,7260
Новгородская область 0,5039 0,5039
Новосибирская область 1,9817 1,9817
Омская область 0,9244 0,9244
Оренбургская область 0,7882 0,7882
Орловская область 0,5046 0,5046
Пензенская область 0,7033 0,7033
Псковская область 0,5944 0,5944
Ростовская область 1,4514 1,4514
Рязанская область 0,6885 0,6885
Самарская область 0,7038 0,7038
Саратовская область 0,9103 0,9103
Сахалинская область 0,9430 0,9430
Свердловская область 2,8612 2,8612
Смоленская область 0,9745 0,9745
Тамбовская область 0,5854 0,5854
Тверская область 1,2393 1,2393
Томская область 0,8076 0,8076
Тульская область 0,7019 0,7019
Тюменская область 1,0912 1,0912
Ульяновская область 0,6136 0,6136
Челябинская область 1,5513 1,5513
Читинская область 0,9050 0,9050
Ярославская область 1,1231 1,1231
город Москва 6,9963 6,9963
город Санкт-Петербург 3,8730 3,8730
Еврейская автономная область 0,0996 0,0996
Агинский Бурятский автономный округ 0,0492 0,0492
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1,3600 1,3600
Чукотский автономный округ 0,0667 0,0667
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,7411 0,7411
ВСЕГО 100,0000 100,0000


Приложение 8

 

Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2008 г. (в %)

Наименование субъекта Российской Федерации Нормативы отчислений
1 2
Республика Адыгея (Адыгея) 0,2201
Республика Алтай 0,1848
Республика Башкортостан 3,2777
Республика Бурятия 0,4662
Республика Дагестан 0,5134
Республика Ингушетия 0,0820
Кабардино-Балкарская Республика 0,2709
Республика Калмыкия 0,1587
Карачаево-Черкесская Республика 0,1401
Республика Карелия 0,5449
Республика Коми 0,6660
Республика Марий Эл 0,3771
Республика Мордовия 1,0305
Республика Саха (Якутия) 0,6312
Республика Северная Осетия - Алания 0,2808
Республика Татарстан (Татарстан) 1,8701
Республика Тыва 0,1324
Удмуртская Республика 0,9805
Республика Хакасия 0,4021
Чеченская Республика 0, 1903
Чувашская Республика - Чувашия 0,4996
Алтайский край 1,4854
Камчатский край 0,2479
в том числе  
Корякский округ 0,0064
Краснодарский край 3,9183
Красноярский край 1,5486
Пермский край 1,7027
в том числе  
Коми-Пермяцкий округ 0,0746
Приморский край 1,1040
Ставропольский край 1,4683
Хабаровский край 0,8372
Амурская область 0,6157
Астраханская область 0,5673
Белгородская область 0,4881
Вологодская область 0,8575
Брянская область 0,4775
Владимирская область 0,6693
Волгоградская область 1,5793
Вологодская область 0,9509
Воронежская область 1,5101
Ивановская область 0,5399
Иркутская область 1,7684
Калининградская область 0,5935
Калужская область 0,5407
Кемеровская область 1,5229
Кировская область 0,9312
Костромская область 0,5055
Курганская область 0,5810
Курская область 0,6202
Ленинградская область 1,0125
Липецкая область 0,5965
Магаданская область 0,1339
Московская область 3,9379
Мурманская область 0,3433
Нижегородская область 2,0025
Новгородская область 0,4214
Новосибирская область 1,3592
Омская область 2,0384
Оренбургская область 1,2942
Орловская область 0,4438
Пензенская область 0,6730
Псковская область 0,5038
Ростовская область 2,4203
Рязанская область 1,1128
Самарская область 1,9366
Саратовская область 1,4372
Сахалинская область 0,2987
Свердловская область 2,4976
Смоленская область 0,5215
Тамбовская область 0,6838
Тверская область 1,0566
Томская область 0,5231
Тульская область 0,9402
Тюменская область 1,1049
Ульяновская область 0,6371
Челябинская область 1,8875
Читинская область 0,6317
Ярославская область 0,8029
город Москва 17,9052
город Санкт-Петербург 4,9421
Еврейская автономная область 0,1183
Агинский Бурятский автономный округ 0,0668
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2,5518
Чукотский автономный округ 0,1150
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,4971
ВСЕГО 100,0000


Приложение 9

 

Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2009-2010 гг. (в %)

Наименование субъекта Российской Федерации

Плановый период

2009 2010
1 2 3
Республика Адыгея (Адыгея) 0,2201 0,2201
Республика Алтай 0,1848 0,1848
Республика Башкортостан 3,2777 3,2777
Республика Бурятия 0,4662 0,4662
Республика Дагестан 0,5134 0,5134
Республика Ингушетия 0,0820 0,0820
Кабардино-Балкарская Республика 0,2709 0,2709
Республика Калмыкия 0,1587 0,1587
Карачаево-Черкесская Республика 0,1401 0,1401
Республика Карелия 0,5449 0,5449
Республика Коми 0,6660 0,6660
Республика Марий Эл 0,3771 0,3771
Республика Мордовия 1,0305 1,0305
Республика Саха (Якутия) 0,6312 0,6312
Республика Северная Осетия - Алания 0,2808 0,2808
Республика Татарстан (Татарстан) 1,8701 1,8701
Республика Тыва 0,1324 0,1324
Удмуртская Республика 0,9805 0,9805
Республика Хакасия 0,4021 0,4021
Чеченская Республика 0, 1903 0, 1903
Чувашская Республика - Чувашия 0,4996 0,4996
Алтайский край 1,4854 1,4854
Камчатский край 0,2479 0,2479
в том числе    
Корякский округ 0,0064 0,0064
Краснодарский край 3,9183 3,9183
Красноярский край 1,5486 1,5486
Пермский край 1,7027 1,7027
в том числе    
Коми-Пермяцкий округ 0,0746 0,0746
Приморский край 1,1040 1,1040
Ставропольский край 1,4683 1,4683
Хабаровский край 0,8372 0,8372
Амурская область 0,6157 0,6157
Астраханская область 0,5673 0,5673
Белгородская область 0,4881 0,4881
Вологодская область 0,8575 0,8575
Брянская область 0,4775 0,4775
Владимирская область 0,6693 0,6693
Волгоградская область 1,5793 1,5793
Вологодская область 0,9509 0,9509
Воронежская область 1,5101 1,5101
Ивановская область 0,5399 0,5399
Иркутская область 1,7684 1,7684
Калининградская область 0,5935 0,5935
Калужская область 0,5407 0,5407
Кемеровская область 1,5229 1,5229
Кировская область 0,9312 0,9312
Костромская область 0,5055 0,5055
Курганская область 0,5810 0,5810
Курская область 0,6202 0,6202
Ленинградская область 1,0125 1,0125
Липецкая область 0,5965 0,5965
Магаданская область 0,1339 0,1339
Московская область 3,9379 3,9379
Мурманская область 0,3433 0,3433
Нижегородская область 2,0025 2,0025
Новгородская область 0,4214 0,4214
Новосибирская область 1,3592 1,3592
Омская область 2,0384 2,0384
Оренбургская область 1,2942 1,2942
Орловская область 0,4438 0,4438
Пензенская область 0,6730 0,6730
Псковская область 0,5038 0,5038
Ростовская область 2,4203 2,4203
Рязанская область 1,1128 1,1128
Самарская область 1,9366 1,9366
Саратовская область 1,4372 1,4372
Сахалинская область 0,2987 0,2987
Свердловская область 2,4976 2,4976
Смоленская область 0,5215 0,5215
Тамбовская область 0,6838 0,6838
Тверская область 1,0566 1,0566
Томская область 0,5231 0,5231
Тульская область 0,9402 0,9402
Тюменская область 1,1049 1,1049
Ульяновская область 0,6371 0,6371
Челябинская область 1,8875 1,8875
Читинская область 0,6317 0,6317
Ярославская область 0,8029 0,8029
город Москва 17,9052 17,9052
город Санкт-Петербург 4,9421 4,9421
Еврейская автономная область 0,1183 0,1183
Агинский Бурятский автономный округ 0,0668 0,0668
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2,5518 2,5518
Чукотский автономный округ 0,1150 0,1150
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,4971 0,4971
ВСЕГО 100,0000 100,0000








Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.