Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х гг. реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
Проблемами межбюджетных отношений остаются:
высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете;
зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;
отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;
наличие "нефинансируемых федеральных мандатов";
высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;
низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;
"иждивенческий" характер межбюджетных отношений, отсутствие стимулов повышения бюджетной обеспеченности.
Исходя из этого основными задачами реформы межбюджетных отношений в РФ являются:
упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов";
четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
отмена регулирующих доходов бюджета;
формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;
повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.
В приложении 2 приведена классификация исторических этапов раз-вития межбюджетных отношений в России.
Однако, на наш взгляд, современный этап развития межбюджетных отношений, начавшийся с 1990 г., следует конкретизировать. В последнее время произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
Основные этапы развития межбюджетных отношений реализованы в рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. и Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.
Принятые в 2003 г. Федеральные законы от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подготовленные и принятые в соответствии с ними Федеральные законы от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В 2004-2005 гг. была сформирована новая региональная база регулирования межбюджетных отношений в субъектах Федерации, которым предстояло сделать выбор между различными вариантами перехода к новой системе межбюджетных отношений.
Такими вариантами являлись:
"консервативный": сохранение на 2005 г. сложившейся системы межбюджетных отношений;
"ограниченно-реформаторский": введение отдельных элементов новой системы межбюджетных отношений;
"умеренно-реформаторский": создание основ новой системы межбюджетных отношений с сохранением отдельных элементов (принципов) их традиционного регулирования;
"реформаторский": переход к новой системе межбюджетных отношений [22].
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки (табл.12).
Таблица 12. Сравнение вариантов перехода к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ [22]
Вариант | Преимущества | Недостатки | Ограничивающие условия |
"Консервативный" | Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов* | Необходимость "одномоментного" перехода к новой системе межбюджетных отношений с 2006 г. с высокими рисками принятия ошибочных решений |
Отсутствуют |
"Ограниченно-реформаторский" | Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов* при отладке тех или иных элементов новой системы межбюджетных отношений | Риски "несовместимости" элементов различных систем межбюджетных отношений и ограниченность возможностей использования опыта 2005 г. при переходе в 2006 г. к новой системе межбюджетных отношений | |
"Умеренно-реформаторский" | Возможность контролируемого проведения комплексной реформы бюджетной системы при ее корректировке с 2005 г. | Необходимость разработки и принятия в 2004 г. большого числа нормативных актов | Наличие муниципальных образований (местных бюджетов) на уровне поселений или развитой системы формирования и исполнения смет на уровне населенных пунктов (их групп) |
"Реформаторский" | Наличие (создание) муниципальных образований (местных бюджетов) двух уровней (поселений, районов) | ||
Примечание. *Реформа местного самоуправления, социальной защиты населения, реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ. |
В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, сформированы принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установлено стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.
Вместе с тем, по мере развития финансовых взаимоотношений в РФ между органами власти всех уровней реализация нового бюджетного законодательства требует проведения дополнительной работы в направлении как совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Перспективами развития межбюджетных отношений являются:
укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований;
создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;
содействие субъектам РФ в рамках реализации реформы местного самоуправления;
оказание методической и консультационной помощи субъектам РФ;
повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов [26].
Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений. По мере реализации Концепции реформирования бюджетного процесса, принятой в 2004 г., назревала разработка Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Этот документ был одобрен распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р.
Цель разработки Концепции - существенное повышение эффективности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации их бюджетных полномочий в части удовлетворения спроса граждан страны на бюджетные услуги. Раньше аналогичная Концепция принималась на 1999-2001 гг. в рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.
Достижение указанной цели связывается с решением следующих задач:
1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации. Для этого предполагается повышение стабильности налогового и бюджетного законодательства, на основе чего возможно среднесрочное планирование и решение на каждом уровне бюджетной системы стратегически важных задач. Стабильность налогового и бюджетного законодательства позволит поставить на прочную основу планирование собственных доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, постепенно повысить функциональную роль всех фондов, формируемых в рамках межбюджетных отношений. В условиях названной стабильности более обоснованно и достоверно можно определять бюджетную обеспеченность. С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между органами власти разных уровней предполагается разграничить источники финансирования инвестиционных мероприятий на каждом уровне управления.
2. Создание стимулов для роста доходов в бюджеты субъектов Феде-рации и муниципальных образований. Это станет возможным при условии установления зависимости поступлений в региональные бюджеты из федерального бюджета с учетом роста доходности этих бюджетов. В частности, высокодотационные регионы, финансовая помощь которым находится в пределах от 20 до 60% объема их собственных доходов, будут ограничиваться в расходах на содержание органов власти и оплату труда чиновников. Регионы, финансовая помощь которым составляет свыше 60% от их собственных доходов, вынуждены будут заключать с федеральным центром в лице Министерства финансов РФ соглашения, предусматривающие повышение эффективности использования бюджетных средств и изыскание собственных доходов бюджета. Все это предполагается оценивать на основе ежегодных проверок исполнения бюджетов субъектов Федерации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
3. Повышение прозрачности межбюджетных трансфертов на основе публичного раскрытия информации о финансах каждого уровня управления - от федерального до муниципального. Предполагается радикальное улучшение независимой экспертизы управления финансами и эффективностью бюджетных расходов каждого уровня бюджетной системы. В настоящее время контрольно-счетные органы, формируемые законодательными (представительными) органами каждого уровня, не уполномочены проводить аудит эффективности. Потребуется внесение соответствующих изменений в бюджетное законодательство. Возможна и организация соответствующих независимых аудиторских фирм.
Реализация сформулированных в Концепции задач предполагает радикальное совершенствование методологической деятельности и форм оказания консультационных услуг службами Министерства финансов РФ местным финансовым органам.
В перспективе важнейшим фактором совершенствования межбюджетных отношений должна стать оптимизация доли федерального центра и регионов в объеме ВВП. Нельзя считать нормальным, что лишь 20 регионов не нуждаются в финансовой помощи федерального центра, а остальные 68 выступают в роли просителей, поскольку за федеральным центром закреплено около 65% налоговых поступлений. В такой ситуации неизбежно недофинансирование образования, здравоохранения, культуры, сеть учреждений которых находится в основном в регионах.
Нерешенной проблемой межбюджетных отношений являются отношения по поводу потоков бюджетных средств из федерального бюджета в бюджеты СНГ и Союзного государства.
Выводы и рекомендации
Решение многих первоочередных задач бюджетной политики в значительной степени зависит от модернизации межбюджетных отношений, которые призваны стимулировать региональные органы власти и органы местного самоуправления к повышению доходности территорий, более рациональному использованию бюджетных средств.
Согласно концепции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проводимые изменения территориальных основ местного самоуправления направлены на обеспечение эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. В этой связи изменились и требования к системе межбюджетных отношений, которые можно обозначить следующим образом: формирование двух уровней местных бюджетов (районного и поселенческого); определение перечня собственных полномочий органов власти; введение субвенций на делегирование государственных полномочий; долгосрочное закрепление доходов за бюджетами всех уровней; использование принципа объективности при выравнивании бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов; введение "отрицательных трансфертов"; установление института временной финансовой администрации.
К основным инструментам межбюджетного регулирования относятся:
установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет (бюджет субъекта РФ или муниципального района);
дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки и другая финансовая помощь;
субвенции из бюджетов наиболее обеспеченных доходами муниципальных образований в вышестоящие бюджеты ("отрицательные трансферты").
Среди основных мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами можно выделить следующие: совершенствование системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных видов финансовой помощи; развитие мониторинга и контроля реализации федеральных полномочий, передаваемых региональным и муниципальным органам власти; повышение значения стимулирующих видов финансовой помощи; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, влекущих увеличение бюджетных расходов; повышение результативности бюджетных расходов и совершенствование среднесрочного планирования; повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов; расширение аудита сектора государственного управления на региональном и муниципальном уровнях; совершенствование законодательства субъектов Федерации и др.
Проводимая реформа местного самоуправления является одной из самых кардинальных за последнее время. Тем не менее, предстоит решить еще ряд серьезных проблем в направлении совершенствования межбюджетных отношений и повышении качества и эффективности управления региональными и муниципальными финансами.
Библиографический список
1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2008. - 486 с.
2. Богов, Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста [Текст] / Х.М. Богов // Финансы и кредит. - 2007. - № 28. - С.2-10.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2007 г). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. [Текст]. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 240 с.
4. Бюджетная система России [Текст]: учебник / под ред.Г.Б. Поляка. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 540 с.
5. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / О.В. Врублевская [и др.] ; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 838 с.
6. Бюджетная система субъектов Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Наливайский, Н.К. Дворецкова, В.Ф. Костюченко [и др.]. - Ростов н/Д.: РГЭА, 2008.
7. Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом [Текст]: курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2007.
8. Гвоздикова, А.В. Основные направления бюджетно-налоговой политики в период реформирования бюджетного процесса в РФ [Текст] / А.В. Гвоздикова, Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.17-19.
9. Гвоздикова, А.В. Оценка и перспективы развития системы местного налогообложения в России [Текст]: монография / А.В. Гвоздикова; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - 136 с.: ил.
10. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2008. - 568 с.
11. Данченко, Е.Г. Налоговая составляющая бюджетов разных уровней [Текст] / Е.Г. Данченко, А.В. Гвоздикова // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.32-34.
12. Данченко, Е.Г. Некоторые аспекты новых межбюджетных отношений [Текст] / Е.Г. Данченко // Вестник гуманитарного института: науч. журнал. - 2008. - С.30-32.
13. Данченко, Е.Г. Проблемы реализации принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - С.48-50.
14. Данченко, Е.Г. Развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне [Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - С.33-34.
15. Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в Российской Федерации [Текст]: монография / Е.Г. Данченко; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 103 с.: ил.
16. Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в условиях развития бюджетного федерализма / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.24.
17. Иванова, О.Б. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления бюджетного федерализма [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Б. Иванова, Л.В. Богославцева, Ю.Д. Джамурзаев. - Ростов н/Д., 2007.
18. Игудин, А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях [Текст] / А.Г. Игудин // Финансы. - 2008. - № 2.
19. Кирпичников, В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление [Текст] / В.А. Кирпичников // Финансы. - 2009. - № 6.
20. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2008. - 208 с.
21. Костюченко, В.Ф. Реализация принципов межбюджетных отношений региональными органами федерального казначейства [Текст] / В.Ф. Костюченко, Н.В. Лазарева // Финансы. - 2009. - № 11.
22. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации [Текст] / А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.3-8.
23. Лексин, В. Стереотипы и реалии бюджетного федерализма [Текст] / В. Лексин, А. Швецов // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.
24. Россинская, М.В. Финансово-кредитный механизм рационального природопользования [Текст]: монография / М.В. Россинская, Е.Г. Дан-ченко, Н.В. Адамова; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 64 с.: ил.
25. Сажина, М.А. Бюджетная политика государства [Текст] / М.А. Сажина // Финансы и кредит. - 2008. - 27. - С.2-12.
26. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.З. Селезнев; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. - 383 с.
27. Сомоев, Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации [Текст] / Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
28. Сомоев, Р.Г. Дефицит бюджета: принципы, динамика, регулирование [Текст] / Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
29. Силуанов, А.Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования [Текст] / А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.3-6.
30. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков [Текст] / Моск. центр ин-та "Восток-Запад". - М.: Диалог-МГУ, 2009. - 235 с.
31. Федоткин, В. Федерализм и местное самоуправление [Текст] / В. Федоткин // Вопросы экономики. - 2008. - № 1.
32. Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред.А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.: ил.
33. Финансы [Текст]: учебник / под ред.В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
34. Экономическая теория [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред.В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 640 с.: ил.
Приложения
Приложение 1
Динамика основных показателей бюджетной системы в 2000-2007 гг.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Расширенный бюджет | ||||||||
Доходы | 2 727 001 | 3 349 983 | 4 021 786 | 4 836 536 | 6 301 163 | 8 579 637 | 10 625 812 | 13 250 675 |
Расходы | 2 498 587 | 3 067 926 | 3 917 694 | 4 592 236 | 5 470 889 | 6 820 645 | 8 375 228 | 11 245 768 |
Баланс | 228 414 | 282 057 | 104 092 | 244 300 | 830 275 | 1 758 992 | 2 250 584 | 2 004 907 |
Консолидированный бюджет | ||||||||
Доходы | 2 091 448 | 2 683 673 | 3 519 228 | 4 138 750 | 5 430 766 | 7 611 586 | 9 459 570 | 11 763 256 |
Расходы | 1 976 934 | 2 419 350 | 3 422 320 | 3 967 233 | 4 669 548 | 5 941 380 | 7 357 888 | 9 928 930 |
Баланс | 114 514 | 264 323 | 96 908 | 171 517 | 761 218 | 1 670 207 | 2 101 681 | 1 834 326 |
Первичный баланс | 391 229 | 508 755 | 340 635 | 412 331 | 970 895 | 1 909 480 | 2 304 235 | 2 009 526 |
Федеральный бюджет | ||||||||
Доходы | 1 132 100 | 1 593 978 | 2 204 728 | 2 586 191 | 3 428 873 | 5 125 093 | 6 278 888 | 7 779 104 |
Расходы | 1 029 200 | 1 321 903 | 2 012 151 | 2 358 546 | 2 698 867 | 3 512 183 | 4 284 803 | 5 983 036 |
Баланс | 102 900 | 272 075 | 192 575 | 227 645 | 730 006 | 1 612 910 | 1 994 085 | 1 796 069 |
Первичный баланс | 0 | 503 180 | 422 242 | 448 534 | 934 736 | 1 821 277 | 2 162 233 | 1 939 154 |
Консолидированные бюджеты регионов | ||||||||
Доходы | 1 065 857 | 1 322 401 | 1 633 648 | 1 930 423 | 2 403 158 | 2 997 559 | 3 797 334 | 4 841 785 |
Расходы | 1 330 153 | 1 330 153 | 1 687 140 | 1 984 252 | 2 371 947 | 2 940 427 | 3 657 755 | 4 803 308 |
Баланс | -264 296 | -7 752 | -53 493 | -53 830 | 31 211 | 57 132 | 139 579 | 38 478 |
Внебюджетные фонды | ||||||||
Доходы | 785 112 | 832 259 | 1 060 914 | 1 256 474 | 1 374 784 | 1 799 514 | 2 321 624 | 2 714 151 |
Расходы | 665 881 | 820 920 | 1 057 352 | 1 183 691 | 1 305 727 | 1 712 274 | 2 205 194 | 2 543 859 |
Баланс | 119 231 | 11 339 | 3 562 | 72 783 | 69 057 | 87 240 | 116 430 | 170 292 |
ВВП | 7 302 | 9 039 | 10 863 | 13 285 | 17 048 | 21 625 | 26 781 | 32 987 |
% ВВП | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Расширенный бюджет | ||||||||
Доходы | 37,3% | 37,1% | 37,0% | 36,4% | 37,0% | 39,7% | 39,7% | 40,2% |
Расходы | 34,2% | 33,9% | 36,1% | 34,6% | 32,1% | 31,5% | 31,3% | 34,1% |
Баланс | 3,1% | 3,1% | 1,0% | 1,8% | 4,9% | 8,1% | 8,4% | 6,1% |
Консолидированный бюджет | ||||||||
Доходы | 28,6% | 29,7% | 32,4% | 31,2% | 31,9% | 35,2% | 35,3% | 35,7% |
Расходы | 27,1% | 26,8% | 31,5% | 29,9% | 27,4% | 27,5% | 27,5% | 30,1% |
Баланс | 1,6% | 2,9% | 0,9% | 1,3% | 4,5% | 7,7% | 7,8% | 5,6% |
Первичный баланс | 5,4% | 5,6% | 3,1% | 3,1% | 5,7% | 8,8% | 8,6% | 6,1% |
Федеральный бюджет | ||||||||
Доходы | 15,5% | 17,6% | 20,3% | 19,5% | 20,1% | 23,7% | 23,4% | 23,6% |
Расходы | 14,1% | 14,6% | 18,5% | 17,8% | 15,8% | 16,2% | 16,0% | 18,1% |
Баланс | 1,4% | 3,0% | 1,8% | 1,7% | 4,3% | 7,5% | 7,4% | 5,4% |
Первичный баланс | 0,0% | 5,6% | 3,9% | 3,4% | 5.5% | 8,4% | 8,1% | 5,9% |
Консолидированные бюджеты регионов | ||||||||
Доходы | 14,6% | 14,6% | 15,0% | 14,5% | 14,1% | 13,9% | 14,2% | 14,7% |
Расходы | 18,2% | 14,7% | 15,5% | 14,9% | 13,9% | 13,6% | 13,7% | 14,6% |
Баланс | -3,6% | -0,1% | -0,5% | -0,4% | 0,2% | 0,3% | 0,5% | 0,1% |
Внебюджетные фонды | ||||||||
Доходы | 10,8% | 9,2% | 9,8% | 9,5% | 8,1% | 8,3% | 8,7% | 8,2% |
Расходы | 9,1% | 9,1% | 9,7% | 8,9% | 7,7% | 7,9% | 8,2% | 7,7% |
Баланс | 1,6% | 0,1% | 0,0% | 0,5% | 0,4% | 0,4% | 0,4% | 0,5% |
Приложение 2
Классификация исторических этапов развития межбюджетных отношений в России [17]
1 ЭТАП - до Революции 1917 г., развитие бюджетных отношений. Включает три периода | |
1 период | До XVIII в. Зарождение бюджетных отношений. Налоги поступают в казну со всей территории государства. Государственные доходы не отделены от доходов государя. Нет единой системы финансовых органов. |
2 период | XVIII в. Характеризуется двумя петровскими финансовыми преобразованиями. С 1703 г. доходная часть бюджета формируется за счет постоянных доходных источников, прежде всего, оброчных сборов, что направлено на обеспечение устойчивости бюджета. С 1715 г. начинаются изменения в управлении финансами. Формируются независимые самостоятельные централизованные учреждения - коллегии. |
3 период | Начало XIX в. до революции 1917 г. Учреждено Министерство Финансов России, что свидетельствует о централизованном управлении финансами. Россия в экономическом развитии отстает от мировых стран. Первая мировая война приводит к росту расходов и бюджетному дефициту. |
2 ЭТАП - с 1917 г. по 1990 г., советский этап развития межбюджетных отношений. В целом сохраняется преемственность централизованного управления бюджетными отношениями. Можно выделить восемь периодов, обусловленных проводимой Правительством финансовой политикой | |
1 период | 1917-1920 гг. Национализация банков, предприятий. Организация двухуровневой бюджетной системы: государственный и местные бюджеты. Значительная подчиненность местных бюджетов государственному. |
2 период | 1921 г. политика военного коммунизма. Нарушение товарно-денежного оборота, кризис финансовых отношений, по существу, ликвидация доходной части бюджета, переход к единому общегосударственному бюджету. |
3 период | 1921-1924 гг. Новая экономическая политика. В условиях бюджетного дефицита и сметно-бюджетного финансирования промышленности для обслуживания всего производственного потенциала не хватало сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Осуществлен возврат к двухуровневой бюджетной системе, разграничение доходов и расходов между бюджетами. |
4 период | С середины 20-х гг. до налоговой реформы 1930 г. В результате образования СССР организована трехуровневая бюджетная система. До 1927 г. формировались ориентировочные бюджеты. Основной способ регулирования межбюджетных отношений - отчисления от государственных налогов и доходов. Для этого периода характерно интенсивное образование местных бюджетов с тенденцией их децентрализации. |
5 период | 1930-1940 гг. Влияние налоговой реформы 1930 г. на укрепление доходов местных бюджетов. Изменяется состав регулирующих доходов. Субвенции отменены, так как они не отвечают требованиям плановой экономики. С 1938 г. местные бюджеты утверждаются в составе государственного бюджета. |
6 период | 1941-1945 гг. Великая отечественная война. Все бюджетные средства используются согласно военному времени. Осуществляется их централизованное формирование и распределение. |
7 период | 1945-1965 гг. Восстановление бюджетных отношений. Самостоятельность местных бюджетов отсутствует, взаимоотношения с центром строятся на индивидуальной основе. Отсутствует долговременная бюджетная политика. |
8 период | 1965-1990 гг. Проводится политика самостоятельности регионов, но межбюджетные отношения по существу не менялись и носили централизованный характер. |
3 ЭТАП - с 1990 г. по настоящее время, становление и развитие бюджетного федерализма. Включает два периода. | |
1 период | 1990-1994 гг. Переходный период. Распад СССР. Формирование звеньев бюджетной системы России. Формирование доходов бюджетов на основании налоговых законов. Новые теоретические разработки в области совершенствования межбюджетных отношений на принципах федерализма. |
2 период | С 1994 г. по настоящее время. Развитие бюджетного федерализма. |
Приложение 3
Формы, используемые в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации [32]
Характеристика | Фонд финансовой поддержки регионов | Фонд компенсаций | Фонд софинансирования социальных расходов | Фонд регионального развития | Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов | Бюджетные кредиты |
Цель | Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам | Финансирование мандатов, гарантированных федеральными законами (социальные пособия и льготы населению) | Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере | Поддержка развития региональной инфраструктуры | Содействие проведению бюджетных реформ | Решение финансовых проблем |
Принцип распределения | С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов | На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот) | На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) | На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов | Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения | По проектам |
Тип финансовой помощи | Дотации (с выделением средств с особыми условиями перечисления и (или) использования) | Субвенция на финансирование федеральных обязательств | Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) | Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ | Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов | Кредиты (возвратность, платность) |
Условия предоставления | Для высокодотационных регионов - кассовое обслуживание бюджетов Федеральным Казначейством | Целевое использование средств | Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ | Софинансирование | Реализация программы реформ | Отсутствие просроченной задолженности по кредитам |
Время введения в действие | С 1994 г. | С 2001 г. | 2003-2004 гг. | С 2000 г. Новый механизм введен в 2002-2004 гг. С 2005 г. Фонд ориентирован также на муниципальный уровень | С 2001 г., с 2005 г. в конкурсах участвуют муниципальные образования | С 90-х гг. |
Приложение 4
Дифференциация социально-экономического положения регионов России [26]
Субъекты РФ | Год | ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, тыс. руб. | Объем внешне-торгового оборота на душу населения, тыс. долл. США | Финансовая обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, тыс. руб. | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. | Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, % к общей численности занятых в экономике | Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб. | Уровень регистрируемой безработицы,% к экономически активному населению | Обеспеченность местами детей, находящимися в дошкольных учреждениях, детей дошкольного возраста на 100 мест |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития | |||||||||
Москва | 2004 | 194,79 | 7,83 | 26,65 | 30,57 | 30,26 | 407,89 | 0,8 | 70,4 |
2006 | 268, 19 | 4,22 | 34,17 | 22,76 | 31,78 | 514,60 | 0,64 | 69,0 | |
Смоленская обл. | 2004 | 65,48 | 0,72 | 10,74 | 10,04 | 4,79 | 195,28 | 0,9 | 73,0 |
2006 | 90,34 | 1,21 | 14,63 | 10,48 | 5,17 | 199,64 | 0,97 | 73,0 | |
Регионы с уровнем социально-экономического развития выше среднего | |||||||||
Свердловская обл. | 2004 | 88,05 | 1,41 | 12,41 | 11,77 | 11,04 | 237,06 | 2,00 | 80,0 |
2006 | 132,86 | 1,65 | 18,14 | 17,52 | 11.17 | 352,84 | 1,92 | 77,0 | |
Челябинская обл. | 2004 | 91,55 | 1,66 | 13,77 | 10,59 | 8,83 | 236,87 | 2,4 | 73,0 |
2006 | 135,56 | 2,4 | 19,71 | 14,63 | 10,03 | 329,32 | 1,79 | 71,0 | |
Регионы со средним уровнем социально-экономического развития | |||||||||
Оренбургская обл. | 2004 | 86,36 | 1,04 | 13,07 | 9,66 | 11,81 | 151,00 | 0,8 | 70,5 |
2006 | 114,46 | 1,15 | 16,57 | 13,74 | 11,8 | 163,64 | 1,11 | 70,5 | |
Ростовская обл. | 2004 | 61,4 | 0,74 | 9,58 | 7,69 | 9.29 | 111,26 | 1,7 | 63,0 |
2006 | 86,45 | 0,93 | 13,16 | 10,84 | 9,48 | 131,03 | 2,08 | 63,0 | |
Регионы с уровнем социально-экономического развития ниже среднего | |||||||||
Архангельская обл. | 2004 | 68,02 | 0,75 | 12,72 | 6,05 | 5,3 | 155,41 | 2,6 | 78,5 |
2006 | 85,75 | 0,66 | 15,27 | 8,26 | 5,41 | 239,3 | 3,11 | 79,5 | |
Кировская обл. | 2004 | 55,8 | 0,28 | 10,78 | 6,33 | 8,25 | 168,03 | 3,7 | 74,2 |
2006 | 71,15 | 0,31 | 13,16 | 8,95 | 9,36 | 167,5 | 3,23 | 73,7 | |
Регионы с низким уровнем социально-экономического развития | |||||||||
Владимирская обл. | 2004 | 58,89 | 0,28 | 10,48 | 8,02 | 7,86 | 187,86 | 2,4 | 96,0 |
2006 | 75,45 | 0,33 | 1,34 | 10,8 | 262,95 | 262,95 | 2,58 | 98,0 | |
Эвенский автономный округ | 2004 | 64,45 | 0 | 155,95 | 24,84 | 2,11 | 58,79 | 5,1 | 85,0 |
2006 | 78,58 | 0 | 195,63 | 44,8 | 2,0 | 159,18 | 5,26 | 100,0 | |
Регионы с крайне низким уровнем социально-экономического развития | |||||||||
Чеченская Республика | 2004 | 11,59 | н. д. | 35,81 | 3,13 | 6,21 | 50,64 | 62,0 | 3,5 |
2006 | 35,8 | н. д. | 91,68 | 22,72 | 6,83 | 86,96 | 60,49 | 3,5 | |
Примечания: 1. ВРП - валовой региональный продукт. 2. По приведенным регионам даны максимальные и минимальные значения. |
Приложение 5
Нормативы распределения доходов между бюджетами Бюджетной системы Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. (в %)
Наименование дохода | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ |
В части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов | ||
Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории российской федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 г) | 100 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 г. | 50 | 50 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 г. | 100 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 г. | 100 | |
В части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | ||
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга | 100 | |
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях городских округов | 100 | |
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов 100 Акцизы на природный газ | 100 | 100 |
Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат | 100 | |
Акцизы на ювелирные изделия | 100 | |
Платежи за проведение поисковых и разведочных работ | 100 | |
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых | 100 | |
Платежи за добычу углеводородного сырья в том числе: | ||
на территории края или области, имеющих автономные округа (за исключением Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа) | 20 | 80 |
на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа | 20 | 80 |
в том числе: | ||
Тюменская область | 20 | |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (по месту нахождения налогоплательщика) | 60 | |
на остальных территориях | 40 | 60 |
Платежи за добычу подземных вод | 40 | 60 |
Платежи за добычу ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения | В порядке, установленном соглашением | |
Платежи за добычу других полезных ископаемых в том числе: | ||
на территории края или области, имеющих автономные округа | 12,5 | 87,5 |
на остальных территориях | 25 | 75 |
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых | 100 | |
Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации | 40 | 60 |
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации | 100 |
Платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти) | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации | 100 | |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд | 100 | |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации | 100 | |
Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) | 100 | |
Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) | 100 | |
Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г) | 100 | |
Налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств | 100 | |
Налог на пользователей автомобильных дорог | 100 | |
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения | 100 | |
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов | 100 | |
Налог на операции с ценными бумагами | 100 | |
Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний | 100 | |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте | 60 | 40 |
Прочие налоги и сборы | 100 | |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами | 100 | |
В части доходов от внешнеэкономической деятельности | ||
Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана | 100 | |
Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия | 100 | |
Средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области | 100 | |
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности | 100 | |
В части доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности | ||
Доходы от размещения средств стабилизационного фонда Российской Федерации | 100 | |
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств стабилизационного фонда Российской Федерации | 100 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда | 100 | |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния | 100 | |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации | 100 | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) | 100 | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения | 100 | |
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации | 100 | |
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации | 40 | 60 |
Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на территории Российской Федерации | 40 | 60 |
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) | 100 | |
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, а также участкам недр местного значения, используемым для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | 100 | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | 100 | |
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | 100 | |
Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации | 100 | |
Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации | 100 | |
Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения) | 100 | |
Сборы за выдачу лицензий на пользование недрами и сборы за участие в конкурсе (аукционе) по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения)") | 100 | |
Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения | 100 | |
Сборы за выдачу лицензий на пользование недрами и сборы за участие в конкурсе аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения") | 100 |
Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г) | 100 | |
Прочие доходы от использования лесного фонда Российской Федерации и лесов иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г) | 100 | |
Арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 г) | 100 | |
Доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации | 100 | |
Доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла | 100 | |
Доходы, полученные от применения рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов | 100 | |
В части доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | ||
Плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков | 100 | |
Плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей | 100 | |
Доходы от операций с государственным материальным резервом | 100 | |
Доходы от операций с продукцией особого хранения | 100 | |
Доходы от оказания платных услуг (работ), предоставления статистической информации | 100 | |
Доходы от оказания платных услуг (работ) в соответствии с договорами по производству экспертиз и экспертных исследований и за выполнение научно-исследовательских, консультационных и других видов работ | 100 | |
Средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок | 100 | |
Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания | 100 | |
Доходы от отпуска семян из федеральных фондов семян | 100 | |
Доходы от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 100 | |
Доходы, получаемые от оказания услуг в области пожарной безопасности | 100 | |
Доходы от действий, связанных с оформлением визовых документов иностранным гражданам | 100 | |
Доходы от оказания информационно-консультационных и иных видов услуг | 100 | |
Патентные пошлины за селекционные достижения | 100 | |
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан | 100 | |
Доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации | 100 | |
Средства, возмещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за проведение контрольных мероприятий, контрольных покупок и проведение экспертиз, испытаний образцов товаров | 100 | |
Пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров | 100 | |
Плата за услуги (работы), оказываемые Гохраном России | 100 | |
Доходы, поступающие в виде компенсации Российской Федерации за участие российских воинских контингентов в миротворческих операциях ООН, получаемые за рубежом | 100 | |
Доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями | 100 | |
Плата пользователей радиочастотным спектром | 100 |
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе учреждениями аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей, находящихся в ведении Федерального агентства по энергетике, по предотвращению и ликвидации аварий, связанных с открытыми фонтанными проявлениями | 100 | |
Доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету средств, выплаченных на покрытие процессуальных издержек | 100 | |
Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти | 100 | |
Средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", а также за продление срока их действия (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти") | 100 | |
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета | 100 | |
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации | 100 | |
В части доходов от продажи материальных и нематериальных активов | ||
Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу) | 100 | |
Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) | 100 | |
Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу) | 100 | |
Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) | 100 | |
Средства от реализации секвестрованной древесины | 100 | |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" | 50 | 50 |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" | 50 | 50 |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Харьягинское месторождение" | 50 | 50 |
В части административных платежей и сборов | ||
Исполнительский сбор | 100 | |
Платежи, взимаемые федеральными государственными организациями за выполнение определенных функций | 100 | |
Платежи, взимаемые государственными организациями субъектов Российской Федерации за выполнение определенных функций | 100 | |
В части штрафов, санкций, возмещения ущерба | ||
Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации | 100 | |
Поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба | 100 | |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств Федерального бюджета | 100 | |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации | 100 | |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации | 100 | |
Средства страховых выплат при возникновении страховых случаев на федеральных автомобильных дорогах и имущественных комплексах, необходимые для их эксплуатации | 100 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности" | 50 | 50 |
Возмещение сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования (в части федерального бюджета) | 100 | |
Возмещение сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования (в части бюджетов субъектов Российской Федерации) | 100 | |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации | 100 | |
В части прочих неналоговых доходов | ||
Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных | 100 | |
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета | 100 | |
Средства, получаемые таможенными органами, являющимися владельцами складов временного хранения и таможенных складов, в счет возмещения затрат на хранение товаров (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета") | 100 | |
Средства, поступающие в федеральный бюджет в виде остатка неиспользованного долевого взноса Российской Федерации в бюджет Союзного государства прошлых лет | 100 | |
Примечание. Погашение задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату налогов и сборов в части отмененных налогов и сборов осуществляется по нормативам зачисления соответствующих налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. <1> Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках. <2> Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых осуществляют проведение указанной экспертизы. |
Приложение 6
Нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2008 г. (в %)
Наименование субъекта Российской Федерации | Нормативы отчислений |
1 | 2 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 0,1286 |
Республика Алтай | 0,1708 |
Республика Башкортостан | 4,0239 |
Республика Бурятия | 1,0801 |
Республика Дагестан | 0,1725 |
Республика Ингушетия | 0,0041 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,0006 |
Республика Калмыкия | 0,1603 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,0828 |
Республика Карелия | 0,8372 |
Республика Коми | 1,0077 |
Республика Марий Эл | 0,7739 |
Республика Мордовия | 0,6314 |
Республика Саха (Якутия) | 1,1140 |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,0248 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 5,1412 |
Республика Тыва | 0,1687 |
Удмуртская Республика | 1,6427 |
Республика Хакасия | 0,3567 |
Чеченская Республика | 0,0003 |
Чувашская Республика - Чувашия | 1,6107 |
Алтайский край | 1,5333 |
Камчатский край | 0,6062 |
в том числе | |
Корякский округ | 0,0368 |
Краснодарский край | 1,1796 |
Красноярский край | 2,6059 |
Пермский край | 2,6491 |
в том числе | |
Коми-Пермяцкий округ | 0,0727 |
Приморский край | 1,8351 |
Хабаровский край | 1,8209 |
Амурская область | 0,9210 |
Архангельская область | 1,3766 |
Астраханская область | 0,8261 |
Белгородская область | 0,8725 |
Вологодская область | 1,7287 |
Волгоградская область | 1, 1912 |
Воронежская область | 0,9877 |
Ивановская область | 0,7588 |
Иркутская область | 1,9869 |
Калининградская область | 0,3498 |
Калужская область | 0,8575 |
Кемеровская область | 2,3783 |
Кировская область | 1,8073 |
Костромская область | 0,7228 |
Курганская область | 0,3059 |
Курская область | 0,5087 |
Ленинградская область | 1,8950 |
Липецкая область | 0,6548 |
Магаданская область | 0,2220 |
Московская область | 6,2231 |
Мурманская область | 0,4134 |
Нижегородская область | 2,7260 |
Новгородская область | 0,5039 |
Новосибирская область | 1,9817 |
Омская область | 0,9244 |
Оренбургская область | 0,7882 |
Орловская область | 0,5046 |
Пензенская область | 0,7033 |
Псковская область | 0,5944 |
Ростовская область | 1,4514 |
Рязанская область | 0,6885 |
Самарская область | 0,7038 |
Саратовская область | 0,9103 |
Сахалинская область | 0,9430 |
Свердловская область | 2,8612 |
Смоленская область | 0,9745 |
Тамбовская область | 0,5854 |
Тверская область | 1,2393 |
Томская область | 0,8076 |
Тульская область | 0,7019 |
Тюменская область | 1,0912 |
Ульяновская область | 0,6136 |
Челябинская область | 1,5513 |
Читинская область | 0,9050 |
Ярославская область | 1,1231 |
город Москва | 6,9963 |
город Санкт-Петербург | 3,8730 |
Еврейская автономная область | 0,0996 |
Агинский Бурятский автономный округ | 0,0492 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 1,3600 |
Чукотский автономный округ | 0,0667 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,7411 |
ВСЕГО | 100,0000 |
Приложение 7
Нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2009-2010 гг. (в %)
Наименование субъекта Российской Федерации | Плановый период | |
2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 0,1286 | 0,1286 |
Республика Алтай | 0,1708 | 0,1708 |
Республика Башкортостан | 4,0239 | 4,0239 |
Республика Бурятия | 1,0801 | 1,0801 |
Республика Дагестан | 0,1725 | 0,1725 |
Республика Ингушетия | 0,0041 | 0,0041 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,0006 | 0,0006 |
Республика Калмыкия | 0,1603 | 0,1603 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,0828 | 0,0828 |
Республика Карелия | 0,8372 | 0,8372 |
Республика Коми | 1,0077 | 1,0077 |
Республика Марий Эл | 0,7739 | 0,7739 |
Республика Мордовия | 0,6314 | 0,6314 |
Республика Саха (Якутия) | 1,1140 | 1,1140 |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,0248 | 0,0248 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 5,1412 | 5,1412 |
Республика Тыва | 0,1687 | 0,1687 |
Удмуртская Республика | 1,6427 | 1,6427 |
Республика Хакасия | 0,3567 | 0,3567 |
Чеченская Республика | 0,0003 | 0,0003 |
Чувашская Республика - Чувашия | 1,6107 | 1,6107 |
Алтайский край | 1,5333 | 1,5333 |
Камчатский край | 0,6062 | 0,6062 |
Корякский округ | 0,0368 | 0,0368 |
Краснодарский край | 1,1796 | 1,1796 |
Красноярский край | 2,6059 | 2,6059 |
Пермский край | 2,6491 | 2,6491 |
Коми-Пермяцкий округ | 0,0727 | 0,0727 |
Приморский край | 1,8351 | 1,8351 |
Хабаровский край | 1,8209 | 1,8209 |
Амурская область | 0,9210 | 0,9210 |
Архангельская область | 1,3766 | 1,3766 |
Астраханская область | 0,8261 | 0,8261 |
Белгородская область | 0,8725 | 0,8725 |
Вологодская область | 1,7287 | 1,7287 |
Волгоградская область | 1, 1912 | 1, 1912 |
Воронежская область | 0,9877 | 0,9877 |
Ивановская область | 0,7588 | 0,7588 |
Иркутская область | 1,9869 | 1,9869 |
Калининградская область | 0,3498 | 0,3498 |
Калужская область | 0,8575 | 0,8575 |
Кемеровская область | 2,3783 | 2,3783 |
Кировская область | 1,8073 | 1,8073 |
Костромская область | 0,7228 | 0,7228 |
Курганская область | 0,3059 | 0,3059 |
Курская область | 0,5087 | 0,5087 |
Ленинградская область | 1,8950 | 1,8950 |
Липецкая область | 0,6548 | 0,6548 |
Магаданская область | 0,2220 | 0,2220 |
Московская область | 6,2231 | 6,2231 |
Мурманская область | 0,4134 | 0,4134 |
Нижегородская область | 2,7260 | 2,7260 |
Новгородская область | 0,5039 | 0,5039 |
Новосибирская область | 1,9817 | 1,9817 |
Омская область | 0,9244 | 0,9244 |
Оренбургская область | 0,7882 | 0,7882 |
Орловская область | 0,5046 | 0,5046 |
Пензенская область | 0,7033 | 0,7033 |
Псковская область | 0,5944 | 0,5944 |
Ростовская область | 1,4514 | 1,4514 |
Рязанская область | 0,6885 | 0,6885 |
Самарская область | 0,7038 | 0,7038 |
Саратовская область | 0,9103 | 0,9103 |
Сахалинская область | 0,9430 | 0,9430 |
Свердловская область | 2,8612 | 2,8612 |
Смоленская область | 0,9745 | 0,9745 |
Тамбовская область | 0,5854 | 0,5854 |
Тверская область | 1,2393 | 1,2393 |
Томская область | 0,8076 | 0,8076 |
Тульская область | 0,7019 | 0,7019 |
Тюменская область | 1,0912 | 1,0912 |
Ульяновская область | 0,6136 | 0,6136 |
Челябинская область | 1,5513 | 1,5513 |
Читинская область | 0,9050 | 0,9050 |
Ярославская область | 1,1231 | 1,1231 |
город Москва | 6,9963 | 6,9963 |
город Санкт-Петербург | 3,8730 | 3,8730 |
Еврейская автономная область | 0,0996 | 0,0996 |
Агинский Бурятский автономный округ | 0,0492 | 0,0492 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 1,3600 | 1,3600 |
Чукотский автономный округ | 0,0667 | 0,0667 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,7411 | 0,7411 |
ВСЕГО | 100,0000 | 100,0000 |
Приложение 8
Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2008 г. (в %)
Наименование субъекта Российской Федерации | Нормативы отчислений |
1 | 2 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 0,2201 |
Республика Алтай | 0,1848 |
Республика Башкортостан | 3,2777 |
Республика Бурятия | 0,4662 |
Республика Дагестан | 0,5134 |
Республика Ингушетия | 0,0820 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,2709 |
Республика Калмыкия | 0,1587 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,1401 |
Республика Карелия | 0,5449 |
Республика Коми | 0,6660 |
Республика Марий Эл | 0,3771 |
Республика Мордовия | 1,0305 |
Республика Саха (Якутия) | 0,6312 |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,2808 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 1,8701 |
Республика Тыва | 0,1324 |
Удмуртская Республика | 0,9805 |
Республика Хакасия | 0,4021 |
Чеченская Республика | 0, 1903 |
Чувашская Республика - Чувашия | 0,4996 |
Алтайский край | 1,4854 |
Камчатский край | 0,2479 |
в том числе | |
Корякский округ | 0,0064 |
Краснодарский край | 3,9183 |
Красноярский край | 1,5486 |
Пермский край | 1,7027 |
в том числе | |
Коми-Пермяцкий округ | 0,0746 |
Приморский край | 1,1040 |
Ставропольский край | 1,4683 |
Хабаровский край | 0,8372 |
Амурская область | 0,6157 |
Астраханская область | 0,5673 |
Белгородская область | 0,4881 |
Вологодская область | 0,8575 |
Брянская область | 0,4775 |
Владимирская область | 0,6693 |
Волгоградская область | 1,5793 |
Вологодская область | 0,9509 |
Воронежская область | 1,5101 |
Ивановская область | 0,5399 |
Иркутская область | 1,7684 |
Калининградская область | 0,5935 |
Калужская область | 0,5407 |
Кемеровская область | 1,5229 |
Кировская область | 0,9312 |
Костромская область | 0,5055 |
Курганская область | 0,5810 |
Курская область | 0,6202 |
Ленинградская область | 1,0125 |
Липецкая область | 0,5965 |
Магаданская область | 0,1339 |
Московская область | 3,9379 |
Мурманская область | 0,3433 |
Нижегородская область | 2,0025 |
Новгородская область | 0,4214 |
Новосибирская область | 1,3592 |
Омская область | 2,0384 |
Оренбургская область | 1,2942 |
Орловская область | 0,4438 |
Пензенская область | 0,6730 |
Псковская область | 0,5038 |
Ростовская область | 2,4203 |
Рязанская область | 1,1128 |
Самарская область | 1,9366 |
Саратовская область | 1,4372 |
Сахалинская область | 0,2987 |
Свердловская область | 2,4976 |
Смоленская область | 0,5215 |
Тамбовская область | 0,6838 |
Тверская область | 1,0566 |
Томская область | 0,5231 |
Тульская область | 0,9402 |
Тюменская область | 1,1049 |
Ульяновская область | 0,6371 |
Челябинская область | 1,8875 |
Читинская область | 0,6317 |
Ярославская область | 0,8029 |
город Москва | 17,9052 |
город Санкт-Петербург | 4,9421 |
Еврейская автономная область | 0,1183 |
Агинский Бурятский автономный округ | 0,0668 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 2,5518 |
Чукотский автономный округ | 0,1150 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,4971 |
ВСЕГО | 100,0000 |
Приложение 9
Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2009-2010 гг. (в %)
Наименование субъекта Российской Федерации | Плановый период | |
2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 0,2201 | 0,2201 |
Республика Алтай | 0,1848 | 0,1848 |
Республика Башкортостан | 3,2777 | 3,2777 |
Республика Бурятия | 0,4662 | 0,4662 |
Республика Дагестан | 0,5134 | 0,5134 |
Республика Ингушетия | 0,0820 | 0,0820 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,2709 | 0,2709 |
Республика Калмыкия | 0,1587 | 0,1587 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,1401 | 0,1401 |
Республика Карелия | 0,5449 | 0,5449 |
Республика Коми | 0,6660 | 0,6660 |
Республика Марий Эл | 0,3771 | 0,3771 |
Республика Мордовия | 1,0305 | 1,0305 |
Республика Саха (Якутия) | 0,6312 | 0,6312 |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,2808 | 0,2808 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 1,8701 | 1,8701 |
Республика Тыва | 0,1324 | 0,1324 |
Удмуртская Республика | 0,9805 | 0,9805 |
Республика Хакасия | 0,4021 | 0,4021 |
Чеченская Республика | 0, 1903 | 0, 1903 |
Чувашская Республика - Чувашия | 0,4996 | 0,4996 |
Алтайский край | 1,4854 | 1,4854 |
Камчатский край | 0,2479 | 0,2479 |
в том числе | ||
Корякский округ | 0,0064 | 0,0064 |
Краснодарский край | 3,9183 | 3,9183 |
Красноярский край | 1,5486 | 1,5486 |
Пермский край | 1,7027 | 1,7027 |
в том числе | ||
Коми-Пермяцкий округ | 0,0746 | 0,0746 |
Приморский край | 1,1040 | 1,1040 |
Ставропольский край | 1,4683 | 1,4683 |
Хабаровский край | 0,8372 | 0,8372 |
Амурская область | 0,6157 | 0,6157 |
Астраханская область | 0,5673 | 0,5673 |
Белгородская область | 0,4881 | 0,4881 |
Вологодская область | 0,8575 | 0,8575 |
Брянская область | 0,4775 | 0,4775 |
Владимирская область | 0,6693 | 0,6693 |
Волгоградская область | 1,5793 | 1,5793 |
Вологодская область | 0,9509 | 0,9509 |
Воронежская область | 1,5101 | 1,5101 |
Ивановская область | 0,5399 | 0,5399 |
Иркутская область | 1,7684 | 1,7684 |
Калининградская область | 0,5935 | 0,5935 |
Калужская область | 0,5407 | 0,5407 |
Кемеровская область | 1,5229 | 1,5229 |
Кировская область | 0,9312 | 0,9312 |
Костромская область | 0,5055 | 0,5055 |
Курганская область | 0,5810 | 0,5810 |
Курская область | 0,6202 | 0,6202 |
Ленинградская область | 1,0125 | 1,0125 |
Липецкая область | 0,5965 | 0,5965 |
Магаданская область | 0,1339 | 0,1339 |
Московская область | 3,9379 | 3,9379 |
Мурманская область | 0,3433 | 0,3433 |
Нижегородская область | 2,0025 | 2,0025 |
Новгородская область | 0,4214 | 0,4214 |
Новосибирская область | 1,3592 | 1,3592 |
Омская область | 2,0384 | 2,0384 |
Оренбургская область | 1,2942 | 1,2942 |
Орловская область | 0,4438 | 0,4438 |
Пензенская область | 0,6730 | 0,6730 |
Псковская область | 0,5038 | 0,5038 |
Ростовская область | 2,4203 | 2,4203 |
Рязанская область | 1,1128 | 1,1128 |
Самарская область | 1,9366 | 1,9366 |
Саратовская область | 1,4372 | 1,4372 |
Сахалинская область | 0,2987 | 0,2987 |
Свердловская область | 2,4976 | 2,4976 |
Смоленская область | 0,5215 | 0,5215 |
Тамбовская область | 0,6838 | 0,6838 |
Тверская область | 1,0566 | 1,0566 |
Томская область | 0,5231 | 0,5231 |
Тульская область | 0,9402 | 0,9402 |
Тюменская область | 1,1049 | 1,1049 |
Ульяновская область | 0,6371 | 0,6371 |
Челябинская область | 1,8875 | 1,8875 |
Читинская область | 0,6317 | 0,6317 |
Ярославская область | 0,8029 | 0,8029 |
город Москва | 17,9052 | 17,9052 |
город Санкт-Петербург | 4,9421 | 4,9421 |
Еврейская автономная область | 0,1183 | 0,1183 |
Агинский Бурятский автономный округ | 0,0668 | 0,0668 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 2,5518 | 2,5518 |
Чукотский автономный округ | 0,1150 | 0,1150 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,4971 | 0,4971 |
ВСЕГО | 100,0000 | 100,0000 |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 222.