Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По справедливому замечанию Ф. Энгельса, "полиция также стара, как и государство"[58]. Слово "полиция" происходит от греческого politeia (polis - город) - так Аристотель называл городские или, если учесть, что в то время представление о государственности было связано только с городом, - и в целом государственное управление, устройство. Основой смысл усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности. Римляне заимствовали слово "полиция ", и из средневековой латыни с конца XVI века оно входит в лексикон европейских государств. При этом рассматриваемый термин употребляется в самом неопределенном смысле, включая "доброту нравов", хорошую нравственность, охраняемую законом"[59]. В XVI веке в городах Западной Европы полиция возникает как правительственное учреждение, имеющее своей задачей обеспечение безопасности. Однако само понятие полиции к концу XVI века охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность.

Милиция (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат - пехотинцев (лат. miles), что, в свою очередь, производится от mille (тысяча, легион). Со времени учреждения постоянных армий в противоположность им милицией стали называть войско, формализуемое только на время войны, родополчение, совокупность всех обученных военному делу военно-способных граждан, срок обучения которых сводился до минимума. В мирное время кадров для образования милиции не содержалось вовсе, или они содержатся в самом незначительном составе.

Термин "милиция" использовался кроме того "для обозначения обывательских дружин, формируемых для несения полицейской службы и охранение порядка в тех случаях, когда правительственная власть силою обстоятельств (народное волнение, эвакуация в виду наступления неприятеля) лишается возможности правильно отправлять свои функции"[60].

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI - VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

С конца XV века на местах стала формироваться система полицейских служителей - бирючей, тюремных сторожей, палачей и т.д. В период с конца XV века до середины XVI века полицейские функции осуществляли в центре органы дворцово-вотчинного управления, а на местах - наместники и волостели. Позже к ним присоседятся временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми различным поручениями, в том числе с для борьбы с разбоями.

За точку отсчета начала организации и деятельности специальных служб на Руси, по видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции. [61]

Иван IV заложил основы использования политического сыска для формирования ближайшего окружения лидера государства из политически благонадежных соотечественников, путем предоставления последним наиболее благоприятных условий для существования, достаточно широких прав и свобод, а также изгнание в отдельные районы, с менее благоприятными условиями существования людей, в преданности некоторых царь испытывал сомнение, причем зачастую ничем не обоснованные. [62]

В эпоху сословно представительной монархии (середина XVI - XVII века) под влиянием обострений, вызванных развитием крепостного права, сеть органов выполняющих полицейские функции, существенно расширилась. На смену дворцово-вотчинной пришла приказная система управления. В числе приказов можно было выделить группу выполнявших преимущественно судебно-полицейские функции. В середине XVI века систему полицейско-сыскных органов государства возглавлял разбойный приказ. Он занимался сыском и судом по "разбойным" делам и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией. В Москве и Московском уезде функции борьбы с преступностью были возложены на земский приказ.

В XVII веке произошла реорганизация местного управления: в 146 городах с уездами земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.

Основные полицейские функции сводились к охране общественного порядка. Во всех наказах предписывалось смотреть, чтобы нигде не было "бою, грабежу, корчму, табаку, распутства и недозволенной игры". На воевод была возложена поимка воров и разбойников. Воеводы организовывали регистрацию всех приезжих в съездной избе, регулировали выезд из своего города и уезда.

Обзор исторических материалов, отражающих организацию и деятельность органов раннефеодальной и сословно - представительной монархии, показывает, что специальных органов полиции в России X - XVII в. в. не было. Полицейские обязанности выполнялись большинством органов государства как в центре, так и на местах. Поэтому термин "полиция" можно употреблять по отношению к России XVII в. лишь условно. Более правильно будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие в последствии особую полицейскую функцию, вычленявшихся из общей охранительной функции государства.

Во второй половине XVII века - 1 четверти XIX века в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц. С начала XVIII века стали появляться регулярные полицейские формирования.

Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году - в Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и прочее, "непорядочное и непотребное житье отгоняет", принуждает каждого к труду и честному промыслу; надзирает за домостроительством и содержанием в частоте улиц и дорог; обеспечивает санитарную безопасность; запрещает излишества в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает "вдов, силых и чужестранных", воспитывает юношей "в целомудренной чистоте честных науках". В регламенте отмечается, что "… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальных подпор человеческой безопасности и удобности".

Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально-полицейских интересов абсолютистского государства.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления - ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно-политические органы - ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В 1802 году было создано министерство внутренних дел, основной задачей которого было заботиться "о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". В 1810 году из МВД выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло из 2-х канцелярий (общей и особенной и 3-х департаментов. Административно - полицейским аппаратом, тюрьмами ведал департамент полиции исполнительной, продовольственными делами - департамент полиции хозяйственной, а снабжением медицинских учреждений лекарствами - департамент полиции медицинской. В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

В 1837 году была реорганизована система полицейских органов в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные деления - станы. В связи с этим появилась должность станового пристава. Становый пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. Свод законов 1832 года не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять "домашние" средства наказания.

Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции "народной милицией".

Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД "О рабочей милиции" изданное 28.10 (10.11). 1917 г. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу. Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности. В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций.

Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.1918 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.

Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК.

В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы. В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО). [63]

Таким образом, исторический опыт строительства и деятельности милиции может и должен быть творчески использован для поиска наиболее эффективных решений в современных условиях.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.