Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов - правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов - правоохранительные органы.

Надо заметить, что существует различный подход к понятию термина "правоохранительные органы", так Галустьян дает следующее определение: "под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства"[37]. При этом "правоохрана" вполне может пониматься как "правозащита".

Из данного определения можно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: во-первых, осуществление правоохраны исключительно государственными органами и, во-вторых, возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах нет, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях.

Как верно отмечает Фокин В.М., термин "правоохранительные органы" является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями[38].

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят: либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений; либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве); либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания[39].

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Итак, в общем представлении правоохранительные органы можно определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме[40].

Существенными признаками данного определения являются: права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному.

Не следует смешивать понятия "правоохранительные органы" и "органы охраны общественного порядка (правопорядка)". Последние - это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова[41].

Говоря о структуре правоохранительных органов, следует отметить, что признавая за правоохранительными органами право применения мер государственного принуждения, В.И. Гойман и В.В. Лазарев предлагают следующую их структуру: судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, внутренних дел, Комитет государственной безопасности. Т.М. Шамба, выделяя в качестве одного из критериев возможность принудительного воздействия на правонарушителя, не до конца последователен, включая в перечень правоохранительных органов нотариат, органы юстиции, народного контроля, товарищеские суды, не обладающие (не обладавшие) соответствующими полномочиями. Иной критерий отнесения какого-либо органа к числу правоохранительных можно найти у О.Е. Зверева и В.Г. Храбскова, которые, анализируя юридическую суть таможенных органов, отмечают, что "... столь сильный крен в сторону признания таможни правоохранительным органом вызван тем, что по новому законодательству одной из функций таможни стали ее действия как органа дознания, что действительно сближает ее с чисто правоохранительными органами в традиционном понимании этого слова". Таким образом, существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов, не, предлагая сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев, позволяет относить к числу последних исключительно широкий и аморфный спектр государственных и негосударственных структур. [42]

Исходя из законодательства Российской Федерации, можно утверждать, что в существующую в настоящее время в стране систему правоохранительных (полицейских) органов входят:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Данный орган исполнительной власти является полифункциональным, и в его структуре имеется ряд относительно самостоятельных органов, которые относятся к числу правоохранительных. Полицейскими полномочиями здесь обладают милиция и внутренние войска.

Федеральная таможенная служба (ФТС России). Анализ ее полномочий позволяет отнести данный государственный орган к правоохранительным (ст.408 ТК РФ). Об обязанности пресекать преступления и административные правонарушения сказано в ст. ст.403, 408-410 и др. Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит таможенные органы к органам дознания.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) также имеет правовой статус правоохранительного органа. В частности, одной из основных задач ФСКН России является выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Данный орган государства наделен полицейскими полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". Статья 12 обязывает сотрудников ФСБ пресекать правонарушения и преступную деятельность (в частности, шпионаж, акты терроризма и др.), проводить дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению, а ст. ст.13 и 14 предоставляют им право производить задержание, досмотр и изъятие, а также применять оружие, специальные средства и физическую силу. Интересно, что в случае направления в зарубежные горячие точки в соответствии с решением международных организаций сотрудники пограничных органов России, как и сотрудники органов внутренних дел, приобретают статус международного полицейского персонала.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Природоохранные органы - органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда и др. - являются субъектами административной юрисдикции.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

Как видно из приведенного перечня правоохранительных (полицейских) органов, все они входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти". Это не статическая система, она будет постоянно развиваться. Возможно, в дальнейшем возрастет их круг, появятся, например, военная, санитарная, торговая, финансовая полиции. Происходит становление муниципальных органов и общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и Федеральным законом от б октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст.15,16) в России будет организована муниципальная милиция. [43]

Не относятся к государственным органам исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, частные детективные и охранные службы, что явствует из самого их названия "частные". Об этом, например, свидетельствуют нормы Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". В ст.1 указанного Закона установлено, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действия законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, в ст.3 сформулировано: "предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т. ч. на договорной основе. В ст.7 этого Закона отмечаются ограничения, касающиеся сферы деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается, например, скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений и выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. [44]

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов принято относить: Конституционный Суд РФ; Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи; арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации); органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры); Международный коммерческий арбитражный суд; Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; Третейские суды для разрешения экономических споров; Министерство юстиции РФ; Судебный департамент при Верховном суде РФ; органы предварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции); начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы, Главный судебный пристав РФ; главный военный судебный пристав; главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации); нотариат; адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена).



Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.